ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 6-15.
УДК 159.9.07
DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.6-15
Р. Е. Барабанов, М. А. Одинцова, Е. Б. Фанталова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА
Статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования качества жизни у студентов (юношей и девушек) с патологией голосового аппарата и их условно-здоровых сверстников. В результате проведенной работы были выявлены особенности психологической структуры качества жизни юношей и девушек с нарушением голоса в сравнении с условно-здоровыми респондентами. Изучено влияние готовности к саморазвитию на качество жизни юношей и девушек с нарушениями голоса. Выяснилось, что выраженность познавательных потребностей и готовность к саморазвитию является значимым фактором, влияющим на психологическую структуру качества жизни лиц. При этом структура качества жизни включает в себя компоненты готовности к саморазвитию, экзистенциальную исполненность, внутренние ресурсы, личностную активность и удовлетворенность жизнью.
Ключевые слова: патология голоса; качество жизни; готовность к саморазвитию; юноши и девушки; студенты; особые образовательные потребности.
R. E. Barabanov, M. A. Odintsova, E. B. Fantalova
PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS WITH VOICE IMPAIRMENT
The article is devoted to the description of the results of an empirical study of the quality of life in students (boys and girls) with a pathology of the vocal apparatus and their conditionally healthy peers. As a result of the work carried out, the features of the psychological structure of the quality of life of boys and girls with voice impairments were identified in comparison with conditionally healthy respondents. The influence of readiness for self-development on the quality of life of boys and girls with voice disorders was studied. It turned out that the severity of cognitive needs and readiness for self-development is a significant factor influencing the psychological structure of the quality of life of individuals. At the same time, the structure of the quality of life includes components of readiness for self-development, existential fulfillment, internal resources, personal activity and satisfaction with life.
Keywords: voice pathology; the quality of life; readiness for self-development; boys and girls; students; special educational needs.
Понятие «качество жизни» представляет собой сложную категорию, исследование которой происходит на стыке ряда наук (социологии, экономики, психологии и т. д.). К определению этой категории имеется два подхода: объективный и субъективный. Объективный подход направлен на исследование условий жизнедеятельности и благосостояния общества, а также выработку стратегических государственных целей по улучшению качества жизни населения страны. Субъективный подход направлен на исследование психологических со-
ставляющих качества жизни людей, а также факторов, формирующих это качество [1]. При первом подходе качество жизни определяется как сложная синтетическая категория, аккумулирующая все значимые для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей [2]. При втором - как жизненное благополучие, при котором у человека появляются внутренняя удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья [3].
© Барабанов Р. Е., Одинцова М. А., Фанталова Е. Б., 2020 6
В свете представленной проблематики существует немало научных работ, посвященных изучению структуры качества жизни у различных нозологических больных. В этом ряду патология голосового аппарата (гортанная патология) одна из наиболее распространенных в соматической медицине, в частности в оториноларингологии [4]. Сведения о распространенности нарушений голоса в нашей стране и по данным авторов зарубежной литературы весьма разнятся. Согласно результатам обследования голоса в США, Японии, Израиле и ряде других стран, проведенного Д. К. Вильсоном (1990), процент голосовых нарушений колеблется от 1,5 до 21 % [5]. По данным исследовательской работы Ю. С. Василенко известно, что частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих речевые профессии, нарушениями голоса страдали до 40 % [6]. Разброс результатов обследования голосовой функции может быть объяснен различиями в критериях, лежащих в основе исследований, в возрасте испытуемых и в условиях проведения экспертизы [7]. При этом в последнее десятилетие возрастает число больных молодого трудоспособного возраста, у которых на фоне гортанной патологии развивается инвалидность, что требует специальной организации образовательного и трудового пространства [7; 8]. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос изучения качества жизни лиц с патологией голоса и сопоставление этих данных с группой здоровых респондентов. На наш взгляд, в рамках образовательного пространства это позволит разработать траекторию качественной социально-психологической помощи студентам, целью которой станет повышение уровня качества жизни и реализация индивидуальных образовательных потребностей.
Таким образом, всё вышеизложенное определило актуальность и целесообразность проведения настоящего исследования.
Цель исследования: изучить психологические составляющие качества жизни студентов (юношей и девушек) с патологией голосового аппарата.
Методики исследования:
1. Методика «Субъективное качество жизни» Т. В. Эксакусто и А. А. Заиченко.
2. Методика «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» Н. Е. Водопьяновой.
3. Опросник «Психологическое благополучие личности» К. Рифф. Тест адаптирован и модифицирован Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко.
4. Методика «Самоактивация» М. А. Одинцовой и Н. П. Радчиковой.
5. Методика «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Тест адаптирован и модифицирован Д. А. Леонтьевым на основе более ранней версии К. Муздыбаева.
6. Методика «Шкала экзистенции» А. Лэн-гле и К. Орглера. Тест адаптирован И. Н. Май-ниной и А. Ю. Васановым.
7. Методика «Опросник жизнестойкости» Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой.
8. Методика диагностики готовности к саморазвитию А. М. Прихожан.
Эмпирической базой исследования выступили две площадки: отделение фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России» (НКЦО ФМБА), а также АНО ВО «Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ). Исследование проводилось в небольших по составу группах или индивидуально. В исследовании приняли участие юноши и девушки, проходящие лечебно-реабилитационные мероприятия в отделении фониатрии НКЦО ФМБА, являющиеся учащимися различных вокально-эстрадных отделений московских вузов, а также юноши и девушки, не имеющие голосовой патологии и обращений в фониатриче-ские кабинеты, студенты гуманитарного факультета кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин МИТУ-МАСИ, в количестве 220 человек (128 юношей и 92 девушки).
В выборку были отобраны лица в возрасте от 17 до 23 лет, согласно выбранной периодизации возрастного развития, которые на момент проведения исследования являлись учащимися высших учебных заведений.
Результаты исследования и их обсуждение
Необходимо отметить, что особые образовательные потребности лиц с голосовой патологией предполагают не только необходимость создания особых педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности в получении новых знаний и развитии,
но и выраженную внутреннюю нацеленность на саморазвитие, которая, в связи с имеющимися соматическими ограничениями, может быть более выраженной, чем в группе условно-здоровых сверстников. Гипотеза этого исследования заключается в том, что выраженная внутренняя ориентация на саморазвитие определяет особенности психологической структуры качества жизни. Для ее подтверждения в двух группах испытуемых проведена методика «Диагностика мотивации
Таким образом, анализ показал, что группы респондентов существенно различаются между собой не по средним значениям готовности к саморазвитию, а по количеству респондентов, отнесенных к тому или иному уровню готовности. В группе условно-здоровых респондентов распределение приближается к нормальному - значительная часть участников исследования имеет средний уровень значений, крайние значения демонстрируют значительно меньше респондентов.
В группе с голосовой патологией мы видим иную картину. Средний уровень готовности к саморазвитию показывает крайне незначительное количество респондентов. Полюсные значения - высокий и низкий уровень -демонстрируют более 40 % опрошенных. Таким образом, можно считать, что наличие соматической патологии либо актуализирует потребность в развитии и нацеленность на получение новых компетенций, либо отодвигает вопросы саморазвития на второй план и существенно снижает значимость образовательной деятельности. Эта особенность группы может оказывать существенное влияние на структуру качества жизни, в связи с чем далее проведем факторный анализ, сравнивая между собой значения всех респондентов, в том числе имеющих голосовую патологию, но различающихся между собой по уровню готовности к саморазвитию.
Анализ полученных данных проводился с использованием программы математической обработки информации SPSS версии 22.0. В работе был применен факторный анализ, ко-
к саморазвитию» А. М. Прихожан, которая позволила выявить различия в уровне готовности к саморазвитию между двумя группами респондентов. Мы предположили, что средние значения в данном случае не будут отражать реальное положение дел, в связи с чем провели расчет, показывающий количество участников исследования, имеющих высокий, средний и низкий уровень готовности к саморазвитию (табл.). К полученным результатам применен критерий Фишера.
торый использовался для изучения взаимосвязей между значениями выделенных переменных и определения структуры качества жизни с выявлением факторных нагрузок в тех или иных категориях (показателях) качества жизни.
Примененный факторный анализ (метод главных компонент с Уайшах-вращением) позволил выделить значимые факторы, вобравшие в себя от 66 до 72 % общей дисперсии в разных группах испытуемых, а также в двух подгруппах испытуемых с нарушением голоса.
В результате в группе условно-здоровых респондентов с нормальным (средним) уровнем готовности к саморазвитию, где вращение сошлось за 8 итераций, удалось получить следующие данные.
В первый фактор (доля объясненной дисперсии 12 %) вошли компоненты самоактивации: самостоятельность (0,534); показатели психологического благополучия личности: позитивное отношение с окружающими (0,518), автономия (0,544), управление средой (0,703), личностный рост (0,709), цели в жизни (0,853), самопринятие (0,859), баланс аффекта (-0,782), осмысленность (0,868), человек как открытая система (0,503); также терминальные ценности и жизненные сферы: развитие себя (0,715), достижения (0,622), обучение и образование (0,572).
Управление средой, включая способность осознавать и ставить цели в жизни, создавая тем самым условия в окружающем пространстве для реализации собственных потребно-
Готовность респондентов к саморазвитию
Уровень готовности к саморазвитию Группа с ООП (нарушением голоса), % Условно-здоровая группа, % фэмп Достоверность различий
Низкий 42,7 12,7 5,15 Достоверны (р < 0,01)
Средний 16,4 61,8 7,23 Достоверны (р < 0,01)
Высокий 40,9 25,5 2,44 Достоверны (р < 0,01)
стей, выражает готовность личности к открытому конструктивному общению с миром. Наряду с этим автономия позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде.
Во второй фактор (доля объясненной дисперсии 19 %) вошли компоненты по шкале экзистенции: самотрансценденция (0,735), свобода (0,669); показатели самоактивации: физическая активность (0,565), личностная активность (0,764), самоактивация (0,793); показатель удовлетворенности качеством жизни: личные достижения (0,596).
Сочетание перечисленных компонентов помогает условно-здоровым респондентам налаживать активные социальные контакты и увлекаться своей деятельностью.
В третий фактор (доля объясненной дисперсии 21 %) вошли показатели удовлетворенности жизнью и качества жизни: эмоциональные переживания (0,669), сфера общения (0,672); компоненты жизнестойкости: вовлеченность (0,597), принятие риска (0,509); параметр экзистенции: самодистанцирование (0,691); также терминальная ценность: высокое материальное положение (0,802).
Вышеперечисленные показатели являются составляющими различных детерминант качества жизни: психологической, эмоциональной, социальной. Вместе с тем наличие вовлеченности и принятия риска является определяющим фактором для обретения личностью состояния эмоциональной и интеллектуальной увлеченности деятельностью, что обуславливает и стремление к высокому социальному положению.
В четвертый фактор (доля объясненной дисперсии 24 %) вошли показатели жизнестойкости: вовлеченность (0,572), контроль (0,573) и жизнестойкость (0,813); также терминальная ценность: креативность (0,506).
Жизнестойкость является побудителем для активизации внутренних ресурсов, стремления к выживанию. Эти качества позволяют саморегулироваться, саморазвиваться и реа-лизовывать свой потенциал.
В пятый фактор (доля объясненной дисперсии 15 %) вошел показатель удовлетворенности жизнью и качества жизни: активность в свободное время (0,523); здоровье (-0,515); компонент психологического благополучия личности: автономия (0,505); ценностно-побудительный компонент (0,557) субъективного качества жизни; также терминаль-
ные ценности и жизненные сферы: высокое материальное положение (0,617), достижения (0,534), общественная жизнь (0,574).
Как следует из этих результатов, компоненты пятого фактора важны для успешной самореализации личности в жизни и деятельности.
Таким образом, компонентами качества жизни для вышеописанной группы респондентов являются: психологическое благополучие (фактор 1), самоактивация (фактор 2), личностное развитие (фактор 3), жизнестойкость (фактор 4) и самореализация (фактор 5).
Также на основе анализа повернутой матрицы компонентов в группе респондентов с нарушением голоса, имеющих выраженную потребность в саморазвитии, где вращение сошлось за 6 итераций, удалось получить пять значимых факторов (рис. 1), вобравших в себя 72 % общей дисперсии.
В первый фактор (доля объясненной дисперсии 23 %) вошли параметры, имеющие прямое отношение к саморазвитию, готовности к обучению, профессионализации, личным достижениям и личностному росту. Этот фактор получил название «Готовность к саморазвитию». Он содержит в себе такие шкалы, как цель (0,736); результат (0,750); ответственность (0,570); работа (0,540); личные достижения (0,779); личностный рост (0,724); цели в жизни (0,846); осмысленность (0,862); человек (0,502); креативность (0,557); активные социальные контакты (0,553); развитие себя (0,797); достижения (0,590); сохранение собственной индивидуальности (0,547); профессиональная жизнь (0,613); обучение и образование (0,657); уровень готовности к саморазвитию (0,788).
Важно отметить, что в группе юношей и девушек с высокой нацеленностью на обучение и развитие выявлены корреляционные связи с наличием осмысленных жизненных целей, а также с нацеленностью на профессию и трудовую деятельность как таковую. Таким образом, в этой группе респондентов максимально актуализированы задачи возрастного периода - приобретение и становление в профессии, которые являются первичными целевыми установками периода. Можно отметить, что опрошенные респонденты демонстрируют связь между личными достижениями, собственной индивидуальностью и развитием. Таким образом, для них вектор личностного и профессионального роста становится
важнейшим способом не потерять себя и создавать платформу для своего будущего, не-
смотря на заболевание, требующее значительных ресурсов в настоящем.
Рис. 1. Психологическая структура качества жизни у лиц с ООП (голосовой патологией) при выраженной готовности к саморазвитию
Во второй фактор (доля объясненной дисперсии 17 %) вошли компоненты по шкале исполненность жизни: смысложизненные ориентации (0,533); самотрансценденция (0,888); свобода (0,845); личностная исполненность (0,948); экзистенциальная исполненность (0,858); самостоятельность (0,810); здоровье (-0,928); общение с близкими (0,911); поддержка (0,507); когнитивный компонент (0,936); духовное удовлетворение (0,531); семейная жизнь (0,534).
Полученные значения характеризуют группу респондентов с нарушением голоса как лиц, нацеленных на эмоциональную удовлетворенность своей жизнью, способных понимать и принимать изменяющиеся условия жизни, как лиц, стремящихся к гармонизации. При этом экзистенциальная исполнен-ность, способность диалогически обмениваться с миром на ценностном уровне, ощущение исполненности своей глубинной сущ-10
ности является показателем личностной зрелости.
У представленной группы респондентов при общей картине значений наиболее выражена способность к самотрансценденции, свобода, самостоятельность и экзистенция при высокой корреляции с такими сферами жизни, как общение с близкими, семейная жизнь. Мы предполагаем, что такая комбинация выраженности показателей свидетельствует о том, что при наличии открытого эмоционального восприятия мира, некоторой свободы в решимости действовать от своих внутренних побуждений, респонденты ощущают стеснение в осуществлении своей жизненной линии, возможно беззащитность, нехватку внутреннего свободного пространства по отношению к себе, ввиду чего особую актуальность для них приобретает поддержка, внешний ресурс семейных отношений, а также духовное удовлетворение.
В третий фактор (доля объясненной дисперсии 13 %) вошли компоненты, определяющие ресурсную составляющую качества жизни: локус контроля Я (0,531); локус контроля Жизнь (0,752); контроль (523); принятие риска (0,507); жизнестойкость (0,927); самодистанцирование (0,582), напряженность (-0,523); самоконтроль (0,563); напряженность психологических защит (-0,576); ситуативная тревожность (0,673); риск развития депрессии (-0,512).
Такие результаты могут означать, что респонденты с нарушением голоса при высокой потребности в саморазвитии обладают определенным личностным ресурсом, позволяющим преобразовывать потенциально рисковые события собственной жизни в возможности к новым достижениям и росту. Эта стратегия возможна в связи с наличием у респондентов качеств жизнестойкости, внутреннего локуса контроля, который сочетается с возможностью управлять и контролировать течение событий собственной жизни, способностью принимать риск и видеть в нем потенциальные перспективы. Важно отметить, что подобные установки находятся в обратно пропорциональных зависимостях с напряженностью психологических защит, т. е. личность открыта к собственному опыту и готова принимать его во всем многообразии, не закрываясь и не подавляя травмирующую информацию. Вместе с тем интересен тот факт, что в эту группу шкал попал критерий самодистанцирования, предполагающий высокую способность личности к взгляду на себя со стороны, когда личность демонстрирует объективную позицию в отношении собственной личности, отодвигая эмоции и чувства на второй план. Такая стратегия может использоваться личностью как вариант защиты, основанный на механизмах рефлексии.
Также в эту группа компонентов попали высокие значения по шкале ситуативной тревожности. При отсутствии напряженности как общего эмоционального фона, вызывающего риски развития неблагоприятных эмоциональных состояний (депрессий, выраженных фрустраций, посттравматических состояний и т. д.) в группе присутствует состояние ситуационной тревожности в ответ на стрес-согенные внешние факторы. Этот факт свидетельствует о наличии внутреннего триггера, заставляющего совершать определенные действия и не довольствоваться исходным со-
стоянием, т. е. действия совершаются для снятия или преодоления чувства тревоги.
В четвертый фактор (доля объясненной дисперсии 12 %) вошли компоненты личностной активности: активность в свободное время (0,613); сфера общения (0,597); вовлеченность (0,533); личностная активность (0,566); самоактивация (0,686); автономия (0,558); ценностно-побудительный компонент (0,622).
Очень симптоматично, что компоненты активности имеют изолированный характер -математическая статистика не нашла подтверждения их связи с определенными сферами жизни. Этот фактор является еще одним подтверждением того, что участники исследования, имеющие голосовую патологию, не в полной мере готовы реализовывать в отношении собственного здоровья или решения иных жизненных проблем. Таким образом, психологическая работа с этим контингентом должна осуществляться в направлении развития мотивационно-побудительной сферы, позволяющей интегрировать личностные ресурсы, жизненные смыслы, нацеленность на развитие в общую стратегию, подкрепленную конкретными поведенческими активностями.
В пятый фактор (доля объясненной дисперсии 7 %) вошли показатели качества и удовлетворенности жизни: эмоциональные переживания (0,525); оптимистичность (0,696); негативные эмоции (-0,523); позитивное отношение с окружающими (0,562); самопринятие (0,621); эмоциональный компонент (0,630); увлечения (0,767).
Это может означать, что лица с нарушением голоса способны создавать подходящий эмоциональный контекст для реализации собственных потребностей и направлений развития. Важно отметить, что с общей удовлетворенностью жизнью, помимо положительного эмоционального фона, связан компонент самопринятия. Таким образом, в группе респондентов с высокой нацеленностью на развитие эмоциональная удовлетворенность жизнью во многом определяется тем, насколько человек умеет простраивать отношения с самим собой, положительно оценивать и принимать себя во всем многообразии своих проявлений. Положительная самооценка является важнейшим фактором удовлетворенности жизнью в юношеском возрасте.
Исходя из этих результатов, мы видим, что психологическая структура качества жиз-
ни юношей и девушек с нарушением голоса при наличии высокой готовности к саморазвитию представлена следующими группами факторов: готовностью к саморазвитию (фактор 1), экзистенциальной исполненно-стью (фактор 2), внутренними ресурсами (фактор 3), личностной активностью (фактор 4), удовлетворенностью жизнью (фактор 5).
Во второй подгруппе, где респонденты демонстрируют невысокое стремление к саморазвитию, также поставлена задача выявить структурное содержание качества жизни. В этой группе вращение сошлось за 7 итераций, удалось получить следующие данные (рис. 2).
Рис. 2. Психологическая структура качества жизни у лиц с ООП (голосовой патологией) при невыраженной готовности к саморазвитию
В первый фактор (доля объясненной дисперсии 25 %) вошли компоненты психологического благополучия: цель (0,754); результат (0,766); локус Жизнь (0,741); физическое здоровье (0,810); эмоциональные переживания (0,661); свобода (0,517); самостоятельность (0,534); здоровье (0,529); автономия (0,544); управление средой (0,703); цели в жизни (0,853); самопринятие (0,859); осмысленность жизни (0,668); риск развития депрессии (-0,569).
В значительной степени в этот компонент вошли шкалы по тесту «Психологическое
благополучие личности» К. Рифф. Логическая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что основной сферой, формирующей психологическое благополучие в данной подгруппе респондентов, является уровень физического здоровья. Именно эта сфера определяет цель и результат жизни, ее смысл, связанные с состоянием здоровья эмоциональные переживания, а также самооценку и самопринятие личности. Интересен выявленный факт, что психологическое благополучие во многом зависит от способности личности держать под контролем внешние
процессы, находить различные возможности к удовлетворению своих потребностей во внешней среде.
При этом шкалы, связанные с внутренними ресурсами, в этот фактор не входят, что требует целенаправленной работы по активизации собственных ресурсных состояний, обеспечивающих самоуправление и внутренний локус контроля.
Также необходимо отметить, что психологическое благополучие обеспечивается состояниями внутреннего покоя в отсутствии признаков переутомления и перенапряжения. При наличии таких симптомов необходимо первично снимать состояние истощения прежде, чем осуществлять какое-либо психологическое воздействие.
Во второй фактор (доля объясненной дисперсии 17 %) вошли компоненты личностной активности: вовлеченность (0,656); физическая активность (0,565); личностная активность (0,764); самоактивация (0,793); личные достижения (0,596); ценностно-побудительный компонент (0,557); собственный престиж (0,728); активные социальные контакты (0,511); достижения (0,622); ситуативная тревожность (-0,617); личностная тревожность (-0,711).
Чем лучше у личности выражен компонент самоактивации, тем более продуктивно она взаимодействует с окружающей средой. Данный тезис подтверждают тесные взаимосвязи в одном факторе таких компонентов, как личностная и физическая активности, ориентация на достижения и собственный престиж. В то же время сочетание перечисленных компонентов помогает личности налаживать активные социальные контакты и увлекаться своей деятельностью. Сравнивая полученные результаты по первой подгруппе, можно отметить, что личностная и ситуативная тревожность в данном случае относятся к компоненту активности и имеют обратно корреляционные связи с остальными элементами. Таким образом, наличие высокой тревожности является препятствующим фактором для любых форм активности, тогда как в группе с высокой ориентацией на развитие ситуативная тревожность выступает триггером активности.
В третий фактор (доля объясненной дисперсии 15 %) вошли показатели, связанные с самореализацией личности в различных сферах: активность в свободное время (0,523); личные достижения (0,662); высокое матери-
альное положение (0,617); семейная жизнь (0,650); общественная жизнь (0,574); напряженность (0,622); личностный рост (0,584); позитивное отношение с окружающими (0,518); профессиональная жизнь (0,618).
Как следует из этих результатов, компоненты третьего фактора важны для успешной самореализации личности в жизни и деятельности. Важно отметить, что в этот блок включена шкала, связанная с профессией, но отсутствуют шкалы, связанные с обучением и готовностью к саморазвитию. Таким образом, подтверждается мысль о том, что в группе юношей и девушек с голосовой патологией есть значительное количество респондентов, которые не рассматривают обучение как способ саморазвития и в строгом виде не могут быть отнесены к группе лиц с особыми образовательными потребностями в связи с тем, что потребности в обучении для них не имеют большого значения.
В четвертый фактор (доля объясненной дисперсии 9 %) вошли показатели, связанные с внутренними ресурсами: контроль (0,573); принятие риска (0,642); жизнестойкость (0,813); баланс аффекта (-0,782); креативность (0,506); напряженность психологических защит (-0,621).
Жизнестойкость является побудителем для активизации внутренних ресурсов, стремления к выживанию. Возможно, такая картина обусловлена тем фактом, что лица с выраженной жизнестойкостью лучше справляются со стрессовыми ситуациями, спокойнее переносят ситуацию неопределенности и больше ориентируются на собственную систему ценностей и картину мира в ситуациях экзистенциальных выборов. Помимо контроля и принятия риска, которые являются компонентами жизнестойкости, в данную группу элементов включены шкалы «баланс аффекта» и «напряженность психологических защит», имеющие с остальными шкалами фактора отрицательную корреляцию. Таким образом, высокие внутренние ресурсы личности связаны с позитивной самооценкой, принятием себя во всех личностных проявлениях, уверенностью в себе, а также низкой степенью напряженности психологических защит. Анализ показывает, что фактор внутренних ресурсов в первой и второй подгруппах респондентов включает примерно одинаковый набор шкал и общую логику интерпретации.
Таким образом, компонентами качества жизни для вышеописанной группы респон-
дентов являются: психологическое благополучие (фактор 1), личностная активность (фактор 2), сферы самореализации (фактор 3), внутренние ресурсы (фактор 4).
Итак, сравнение результатов факторного анализа в группе лиц с патологией голосового аппарата, имеющих различные потребности в обучении и саморазвитии, позволяет нам подчеркнуть наиболее значимые различия между ними:
• Выраженность познавательных потребностей и готовность к саморазвитию является значимым фактором, влияющим на психологическую структуру качества жизни.
• Для подгруппы с высокой потребность в обучении и развитии структура качества жизни включает в себя компоненты готовности к саморазвитию, экзистенциальную исполнен-ность, внутренние ресурсы, личностную активность и удовлетворенность жизнью.
• Для подгруппы с невыраженной потребностью в обучении и саморазвитии выявлены следующие факторы качества жизни: психологическое благополучие, личностная активность, сферы самореализации и внутренние ресурсы.
• Для обеих подгрупп физическое здоровье является важным аспектом жизни. При этом для подгруппы с высокой потребностью в развитии здоровье связано с исполненностью жизни, т. е. ее восприятием, наделением смыслом и осознанной стратегией преодоления. Для подгруппы с низкой потребностью в обучении и саморазвитии физическое здоровье является определяющим элементом фактора психологического благополучия, формирующего жизненную цель, определяющего самооценку и самопринятие, общий эмоциональный фон и т. д. Таким образом, проникновение болезни в жизнь человека во второй подгруппе, на наш взгляд, носит более тотальный всеобъемлющий характер. При этом отношения с болезнью носят скорее эмоциональный, нежели активно-деятельностный характер.
• Подгруппе с низкой готовностью к развитию необходимо повышать действенность собственных ресурсов, так как анализ показал высокую степень контроля над внешней средой при недостаточности использования механизмов самоконтроля и саморегуляции.
• В подгруппе с высокой готовностью к обучению также необходимо развивать собственные ресурсные состояния в связи с высокой ориентацией на помощь близких людей и поддержку окружающих.
Заключение
Результаты исследования будут использованы при разработке программы психолого-педагогического и акмеологического сопровождения лиц с патологией голосового аппарата для осуществления этой работы практическими психологами и социально-психологическими службами различных образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения. Описание системы основных структурных составляющих качества жизни позволяет адресно направить внимание психолога на те психологические компоненты, которые способствуют благоприятному развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанов Р. Е. Теоретические подходы к изучению качества жизни лиц с особыми образовательными потребностями (на примере лиц с патологией голосового аппарата) // Современные вопросы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: психолого-педагогические аспекты творческой самореализации : сб. науч. ст. по материалам IV Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. / гл. ред. Р. Е. Барабанов ; отв. ред. С. В. Жундрикова. - М. : Моск. ар-хитектур.-строит. ин-т, 2019. - С. 10-28.
2. Барабанов Р. Е. Психологические аспекты изучения юношества (в контексте заболеваний и качества жизни) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2019. -№ 3. - С. 21-37.
3. Барабанов Р. Е. Изучение структуры качества жизни лиц с патологией голосового аппарата // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. - 2019. - № 1. - С. 51-61.
4. Барабанов Р. Е. Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М., 2016. - 232 с.
5. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей : пер. с англ. - М. : Медицина, 1990. - 448 с.
6. Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. - М. : Дипак, 2013. - 394 с.
7. Казарина О. В. Научное обоснование совершенствования фониатрической помощи в Российской Федерации : дис. ... канд. мед. наук. - М., 2014. - 130 с.
8. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопе-дии : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Логопедия». - М. : AcademiA, 2007. - 144 с.
Информация о статье Дата поступления 12 октября 2020 Дата принятия в печать 11 ноября 2020
Сведения об авторах
Барабанов Родион Евгеньевич - старший научный сотрудник, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института (Москва, Россия). E-mail: 29196623 @s.mfua.ru.
Одинцова Мария Антоновна - кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected].
Фанталова Елена Борисовна - кандидат психологических наук, профессор кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Барабанов Р. Е., Одинцова М. А., Фанталова Е. Б. Психологические составляющие качества жизни студентов с нарушением голоса // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 6-15. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.6-15.
Article info
Received October 12, 2020 Accepted
November 11, 2020 About the authors
Barabanov Rodion Evgenievich - Senior Researcher, Senior Lecturer of the Department of Psychological, Pedagogical and Theatrical Disciplines, Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering (Moscow, Russia). E-mail: [email protected].
Odintsova Maria Antonovna - Candidate of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy of the Faculty of Distance Learning, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia). E-mail: [email protected].
Fantalova Elena Borisovna - Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of Neuro and Pathopsychology of Development of the Faculty of Clinical and Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Barabanov R. E., Odintsova M. A., Fantalo-va E. B. Psychological Components of the Quality of Life of Students with Voice Impairment. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 4, pp. 6-15. DOI: 10.24147/24106364.2020.4.6-15. (In Russian).