Научная статья на тему 'Стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре'

Стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
324
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Государственный образовательный стандарт / профессиональная деятельность / бакалавр / магистр / АФК / коррекция / The state educational standard / professional work / the bachelor / the master / correction / adaptive physical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евсеев С. П., Аксенова О. Э., Юдина С. С.

В статье рассмотрен стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евсеев С. П., Аксенова О. Э., Юдина С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDART OF THE THIRD GENERATION ON ADAPTIVE PHISICAL TRAINING

In article the standard of the third generation on adaptive physical training is studied. Ways of correction of physical, psychological, social and spiritual characteristics are offered

Текст научной работы на тему «Стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре»

13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 183 с.

14. Ивановский, Ю.В. Профессионально-педагогическая социализация будущих учителей физической культуры на этапе вузовского обучения: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / Ю.В. Ивановский. - Уфа - 2007. -26 с.

15. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Костюченко. - СПб., 1997. - 40 с.

16. Кулюткин, Ю.Н. Природа педагогических задач: моделирование педагогических ситуаций // Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухотской. - М. : Педагогика, 1981. - С. 8-25.

17. Курдюков, Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования : дис. ... д-ра пед. наук / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 2004 - 303 с.

18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981, 185с.

19. Лотоненко, А.В. Культура физическая и здоровье : монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева,

О.А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.М. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

20. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессио-нальной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис ...д-ра пед. наук / О.В. Петунин. - Воронежский гос. пед. ун-т. -СПб.,1996 - 48 с.

21. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый.

- М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

22. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград, 1994.

- 152 с.

23. Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода : дис. ... д-ра пед. наук / Ф.И. Собя-нин. - Санкт-Петербург, 2004. - 297 с.

24. Якиманская, К.С. Технология личностно-ориентиро-ванного образования / К.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 175 с.

Евсеев С.П., Директор департамента науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Аксенова О.Э., декан факультета адаптивной физической культуры ФГОУ ВПО «НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

Юдина С.С, доцент кафедры ТиМАФК ФГОУ ВПО «НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»

СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Л.И. Лубышевой, доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко.

Аннотация. В статье рассмотрен стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре.

Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, профессиональная деятельность, бакалавр, магистр, АФК, коррекция.

В 2008 году Министерством образования был объявлен конкурс на подготовку ГОС третьего поколения. В 2009 году ГОСы по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) квалификации бакалавр АФК и магистр АФК, разработанные в ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» были признаны лучшими.

В связи с этим ООП по направлению разрабатывалась в соответствии со стандартом, разработанным коллективом факультета АФК «ИГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

Содержание ООП разработано по методическим рекомендациям Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и Координационного совета УМО и НМС высшей школы.

ООП учитывает область профессиональной деятельности выпускников и включает в себя приобщение лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и тендерных групп к АФК, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.

Область профессиональной деятельности

Приобщение лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и тендерных групп к АФК, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.

Объектами профессиональной деятельности являются:

а) лица с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов), вовлеченные в деятельность в сфере АФК (АФВ, АС, АДР, ФР, ЭВДА, КВДА);

б) процессы формирования физических, психических, социальных, духовных, мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентации и установок лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) на ЗОЖ.

Виды профессиональной деятельности

- образовательная;

- воспитательная;

- развивающая;

- реабилитационная (восстановительная);

- компенсаторная;

- профилактическая;

- научно-исследовательская;

- организационно-управленческая.

Виды профессиональной деятельности реализуются в следующих учреждениях и организациях:

- специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей, воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья;

- образовательных учреждениях всех видов и типов (с лицами, отнесенными к специальным медицинским группам);

- образовательных учреждениях дополнительного образования детей - учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного

спорта (детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, адаптивных детско- юношеских клубах физической подготовки; филиалах, отделениях, структурных подразделениях по адаптивному спорту в образовательных учреждениях);

- физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха; физкультурно-оздоровительных структурах национальных парков и рекреационных земель, туристических клубах;

- федеральных, региональных государственных органах исполнительной власти по физической культуре и спорту;

- общественных организациях инвалидов и для инвалидов (федерациях, ассоциациях, клубах и др.).

Задачи профессиональной деятельности

Образовательная деятельность:

- осуществлять образование лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;

- обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья двигательных действий, позволяющих реализовы-вать жизненно и профессионально важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной активности;

- определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния занимающихся;

- способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов познания и преобразования собственных физичес-

ких качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации.

Воспитательная деятельность:

- формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества, гуманистическим идеалам европейской и мировой культуры;

- обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;

- добиваться того, чтобы ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни становились достоянием общества и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, формировать у них способности вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей и ценностных ориентаций.

Развивающая деятельность:

- содействовать развитию психических и физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и иатогинеза заболевания;

- обеспечивать усвоение занимающимися спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия для оптимизации процесса развития;

- содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека.

Реабилитационная (восстановительная) деятельность:

- способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;

- обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;

- проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок.

Компенсаторная деятельность:

- способствовать развитию оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;

- обеспечивать освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций.

Профилактическая деятельность:

- проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека;

- проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или) прогрес-сирования заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей возможности здоровья человека;

- осуществлять психотерапевтические меры по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным заболеванием человека или видом инвалидности.

Научно-исследовательская деятельность:

- выявлять актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;

- проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и се основных видов с использованием современных методов исследования;

- осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований.

Организационно-управленческая деятельность:

- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;

- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;

- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

В результате освоения основной образовательной программы выпускник бакалавриата должен овладеть:

19 общекультурными компетенциями (ОК); 45 профессиональными компетенциями (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен овладеть следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия способен к диалогу с преподавателями других культурных государств (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);

- готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и професси-

ональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-3);

- владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4);

- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

- готов к взаимодействию (кооперации) с коллегами, работе в коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами (ОК-6);

- способен находить организационно-управленческие решения вне стандартных ситуациях и готов за них нести ответственность (ОК-7);

- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-8);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- готов критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-Ю);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-14);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеет основными метода-

ми, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-15);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-16);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17);

- владеет одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-18);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19);

б) профессиональными (ПК)

образовательная деятельность

- знает историю, закономерности, функции, принципы, средства и методы отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры (ПК-1);

- знает отечественный и зарубежный опыт адаптивной физической культуры (ПК-2);

- знает морфофункциональные, социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ГТК-з);

- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальными знаниями и способами их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-4);

- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры (ПК-5);

- умеет определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-6);

- умеет планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физи-

ческих упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ПК-7);

- готов применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ПК-8);

- умеет формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры (ПК-9);

- умеет изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10); воспитательная деятельность:

- знает потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства (ПК-11);

- знает современные идеалы европейской и мировой культуры (ПК-12);

- умеет формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ПК-13);

- знает основные причины и условия возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способы и приемы воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК-14);

- умеет проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных

явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-15);

- умеет формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16);

развивающая деятельность:

- знает закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-17);

- знает этиологию и патогенез основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-18);

- умеет способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19);

- умеет воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-20);

реабилитационная (восстановительная) деятельность:

- знает закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21);

- умеет работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22);

- умеет проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23);

- готов к использованию методов измерения и оценки физического развития, функцио-

нальной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-24);

- способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25);

- способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26);

компенсаторная деятельность:

- знает компенсаторные возможности оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27);

- умеет развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28);

- умеет развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-29);

- знает основы эргономики и возможности приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность, культура, спорт, отдых и др.) (ПК-30);

профилактическая деятельность:

- знает закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-31);

- умеет проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основ-

ного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-32);

- умеет проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-33);

- способен осуществлять простейшие психотерапевтические приемы по профилактике прогрессирования и (или) устранению психологических комплексов, характерных для различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-34);

научно-исследовательская деятельность:

- знает актуальные проблемы в сфере адаптивной физической культуры (ПК-35);

- способен проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-36);

- способен проводить обработку результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-37);

- способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-38);

организационно-управленческая деятельность:

- способен составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-39);

- способен разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК 40);

- способен составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и

спортивные соревнования по паралимпийс-ким, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-41);

- готов обеспечивать подготовку и работу необходимого оборудования и организовывать судейство соревнований по различным видам адаптивного спорта (ПК-42);

- знает и умеет организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикашюй классификации спортсменов (ПК-43);

- знает и готов обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-44);

- знает и способен практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ПК-45).

Профили

подготовки бакалавров по направлению физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура):

1. Адаптивное физическое воспитание.

2. Адаптивный спорт.

3. Адаптивная двигательная рекреация.

4. Физическая реабилитация.

5. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением интеллекта.

6. Адаптивная физическая культура для лиц с сенсорными нарушениями.

7. Адаптивная физическая культура для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

8. Адаптивная физическая культура для лиц с множественными поражениями.

9. Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений.

10. Гидрореабилитация.

Введение новых профилей подготовки бакалавров осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате освоения основной образовательной программы выпускник магистратуры должен овладеть:

- 9 общекультурными компетенциями (ОК);

- 24 профессиональными компетенциями (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен овладеть следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, сбору, обработке и использованию современных информационных технологий и интерпретации получаемых данных, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, сбор и использование данных из отечественных и иностранных литературных источников (ОК-3);

- использует на практике умения и навыки 15 организаций исследовательских и проектных работ, в управлении междисциплинарной командой и коллективом (ОК-4);

- способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

- способен оказывать личным примером, а также данными о достижениях спортсме-нов-паралимпийцев позитивное воздействие на окружающих и всех участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции (ОК-6);

- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредствено не связанных со сферой деятельности (ОК-7);

- способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с профилем магистерской программы (ОК-8);

- способен анализировать, систематизировать, классифицировать и практически резюмировать отечественную и зарубежную учебно-методическую и научную информацию по адаптивной физической культуре; готов к общению на иностранном языке по вопросам профессиональной деятельности (ОК-9);

б) профессиональными (ПК):

образовательная деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний и опытом творческой работы в области образовательной деятельности и ее использовании во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-1);

- способен использовать современные средства и методы научного и практического решения актуальных проблем в каждом из видов адаптивной физической культуры, связанных с реализацией образовательной деятельности (обеспечение когнитивного и двигательного обучения, формирование умений и навыков самообразования и др.) (ПК-2);

- способен разрабатывать и использовать в практической деятельности учебно-методические комплексы по основным дисциплинам, входящим в направление подготовки «адаптивная физическая культура» (бакалаврский уровень подготовки) (ПК-3);

- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации образовательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-4);

воспитательная деятельность:

обладает высоким уровнем знаний и опытом эмоционально-ценностных отношений в области воспитательной деятельности и ее применении во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-5);

- способен применять современные методы научного исследования и опыт практической работы для решения актуальных проблем в каждом виде адаптивной физической культуры, связанных с реализацией воспитательной деятельности (анализ потребностей, ценност-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных ориентаций, направленности личности, мотивации, установок, убеждений лиц с ограниченными возможностями здоровья; воспитание негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения, формирование ценностей адаптивной физической культуры) (ПК-6);

- способен разрабатывать, планировать, использовать и анализировать мероприятия воспитательного характера во всех видах адаптивной физической культуры с субъектами воспитательного процесса всех нозологических форм, тендерных и возрастных групп (ПК-7);

- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации воспитательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-8);

развивающая деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний, опытом творческой работы, эмоционально-ценностных отношений в разработке и внедрении тренировочных программ, содействующих развитию психических и физических качеств занимающихся, с учетом сенситивных периодов развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9);

- способен к нестандартным решениям при реализации идей развивающего обучения (ПК-10);

- способен разрабатывать, контролировать и корректировать индивидуальные программы развития тех или иных качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-11);

реабилитационная (восстановительная) деятельность:

- способен обобщать и внедрять в практическую работу отечественный и зарубежный опыт по восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека, в том числе путем включения средств и методов адаптивной физической культуры в индивидуальную программу реабилитации (ПК-12);

- способен, взаимодействуя с членами междисциплинарной команды, творчески решать задачи максимально возможного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья (ПК-13);

- способен самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений и физичес-

ких методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание (ПК-14);

компенсаторная деятельность:

- способен использовать традиционные и разрабатывать новые технологии развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека (ПК-15);

- обладает высоким уровнем знаний традиционных и инновационных технологий реализации основных видов жизнедеятельности человека с опорой на оставшиеся функции (ПК-16);

профилактическая деятельность:

- обладает высоким уровнем знаний комплексных мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания организма человека (ПК-17);

- способен применять нетрадиционные способы, средства, аппараты, технические средства, тренажеры по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования вторичных и сопутствующих заболеваний, обусловленных основным дефектом организма человека (ПК-18);

научно-исследовательская деятельность:

- способен выявлять и транслировать современные проблемные ситуации в различных видах адаптивной физической культуры, формировать цели, задачи, методы исследования по разрешению данных проблемных ситуаций (ПК-19);

- способен разрабатывать планы, программы, этапы исследования, использовать адекватные поставленным задачам методы исследования, в том числе из смежных областей знаний, проводить научно-исследовательскую работу, интерпретировать результаты собственных исследований, выявлять их практическую значимость (ПК-20);

- способен предлагать пути внедрения полученных результатов научных исследований в практику адаптивной физической культуры (ПК-21);

организационно-управленческая деятельность:

- способен анализировать педагогически реабилитационный процесс с лицами с откло-

нениями в состоянии здоровья как объект управления (ПК-22);

- способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (формировать численный состав занимающихся адаптивной физической культурой, временные затраты и т. п.) (ПК-23);

- способен разрабатывать бизнес-планы по внедрению современных технологий, аппаратных средств, оборудования и тренажеров, программ инновационной деятельности в конкретном учреждении, регионе, субъекте Российской Федерации (ПК-24).

Магистерские программы (профили) по

направлению подготовки физическая культура для лиц с отклонениями в

состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

1. "Адаптивное физическое воспитание в системе специальных (коррекционных) учреждений"

2. "Спортивная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов"

3. "Адаптивный туризм и отдых инвалидов"

4. "Отечественные и зарубежные технологии работы с лицами с сенсорными нарушениями"

5. "Технологии работы с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата"

6. "Технологии работы с лицами со сложными нарушениями развития"

7. "Технологии коррекции аддиктивного поведения"

8. "Современные физкультурно-оздоровительные технологии в водной среде"

Компетенции выпускника представлены в ГОСах и ООП.

Классификация компетенций была разработана на основе анализа профессиональной деятельности специалиста адаптивной физической культуры, которая включает в себя два обобщенных вида деятельности медицинскую и педагогическую.

Компетенции, которыми должен овладеть выпускник были выявлены путем сопоставле-

ния и анализа практической деятельности специалиста АФК и ее фрагментов.

При формулировании компетенций были использованы способы и правила, предложенные в логике.

Уровни сформированности компетенций заданы макетом ФГОС: знать; уметь; владеть.

При разработке компетентностно-ориенти-рованного учебного плана была соблюдена преемственность с учебным планом, по которому в настоящее время осуществляется подготовка специалистов АФК но стандарту второго поколения. Стандарт первого поколения также был разработан представителями «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» под руководством д.п.н., проф. С.П. Евсеева, зав. каф. Ти-МАФК, директора Департамента науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики.

В связи с этим, преемственность с учебным планом действующей ООП авторами сохранена. Сохранены все базовые дисциплины, определяющие лицо специалиста. Некоторые дисциплины сокращены и скорректированы.

Освоение компетенций в процессе подготовки бакалавра и магистра имеет общую линию:

- общекультурные компетенции осваиваются на всем периоде обучения;

- профессиональные компетенции, в основном - на старших курсах и во время практик.

Итоговые испытания включают в себя:

- в бакалавриате - междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы;

- в магистратуре - защиту магистерской диссертации.

В программах дисциплин и практик сохранена преемственность в названиях дисциплин. Предложены интерактивные методы обучения: деловые и ролевые игры, тренинги и т.д. Контроль ведется по балльно-рейтинговой системе. Основные задания фонда оценочных средств сохранены с доработками (тестирования, практические и письменные задания, зачеты, экзамены).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.