13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Логос, 2000. - 183 с.
14. Ивановский, Ю.В. Профессионально-педагогическая социализация будущих учителей физической культуры на этапе вузовского обучения: автореф. дисс. ...канд. пед. наук / Ю.В. Ивановский. - Уфа - 2007. -26 с.
15. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Костюченко. - СПб., 1997. - 40 с.
16. Кулюткин, Ю.Н. Природа педагогических задач: моделирование педагогических ситуаций // Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухотской. - М. : Педагогика, 1981. - С. 8-25.
17. Курдюков, Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования : дис. ... д-ра пед. наук / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 2004 - 303 с.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981, 185с.
19. Лотоненко, А.В. Культура физическая и здоровье : монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева,
О.А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.М. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.
20. Петунин, О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессио-нальной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис ...д-ра пед. наук / О.В. Петунин. - Воронежский гос. пед. ун-т. -СПб.,1996 - 48 с.
21. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый.
- М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
22. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград, 1994.
- 152 с.
23. Собянин, Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода : дис. ... д-ра пед. наук / Ф.И. Собя-нин. - Санкт-Петербург, 2004. - 297 с.
24. Якиманская, К.С. Технология личностно-ориентиро-ванного образования / К.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 175 с.
Евсеев С.П., Директор департамента науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Аксенова О.Э., декан факультета адаптивной физической культуры ФГОУ ВПО «НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Юдина С.С, доцент кафедры ТиМАФК ФГОУ ВПО «НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Л.И. Лубышевой, доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко.
Аннотация. В статье рассмотрен стандарт третьего поколения по адаптивной физической культуре.
Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, профессиональная деятельность, бакалавр, магистр, АФК, коррекция.
В 2008 году Министерством образования был объявлен конкурс на подготовку ГОС третьего поколения. В 2009 году ГОСы по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) квалификации бакалавр АФК и магистр АФК, разработанные в ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» были признаны лучшими.
В связи с этим ООП по направлению разрабатывалась в соответствии со стандартом, разработанным коллективом факультета АФК «ИГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».
Содержание ООП разработано по методическим рекомендациям Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и Координационного совета УМО и НМС высшей школы.
ООП учитывает область профессиональной деятельности выпускников и включает в себя приобщение лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и тендерных групп к АФК, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.
Область профессиональной деятельности
Приобщение лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и тендерных групп к АФК, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формированию и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.
Объектами профессиональной деятельности являются:
а) лица с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов), вовлеченные в деятельность в сфере АФК (АФВ, АС, АДР, ФР, ЭВДА, КВДА);
б) процессы формирования физических, психических, социальных, духовных, мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентации и установок лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) на ЗОЖ.
Виды профессиональной деятельности
- образовательная;
- воспитательная;
- развивающая;
- реабилитационная (восстановительная);
- компенсаторная;
- профилактическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Виды профессиональной деятельности реализуются в следующих учреждениях и организациях:
- специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей, воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья;
- образовательных учреждениях всех видов и типов (с лицами, отнесенными к специальным медицинским группам);
- образовательных учреждениях дополнительного образования детей - учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного
спорта (детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, адаптивных детско- юношеских клубах физической подготовки; филиалах, отделениях, структурных подразделениях по адаптивному спорту в образовательных учреждениях);
- физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха; физкультурно-оздоровительных структурах национальных парков и рекреационных земель, туристических клубах;
- федеральных, региональных государственных органах исполнительной власти по физической культуре и спорту;
- общественных организациях инвалидов и для инвалидов (федерациях, ассоциациях, клубах и др.).
Задачи профессиональной деятельности
Образовательная деятельность:
- осуществлять образование лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;
- обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья двигательных действий, позволяющих реализовы-вать жизненно и профессионально важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной активности;
- определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния занимающихся;
- способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов познания и преобразования собственных физичес-
ких качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации.
Воспитательная деятельность:
- формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества, гуманистическим идеалам европейской и мировой культуры;
- обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
- добиваться того, чтобы ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни становились достоянием общества и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, формировать у них способности вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей и ценностных ориентаций.
Развивающая деятельность:
- содействовать развитию психических и физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и иатогинеза заболевания;
- обеспечивать усвоение занимающимися спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия для оптимизации процесса развития;
- содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека.
Реабилитационная (восстановительная) деятельность:
- способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
- обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
- проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок.
Компенсаторная деятельность:
- способствовать развитию оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
- обеспечивать освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций.
Профилактическая деятельность:
- проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека;
- проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или) прогрес-сирования заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей возможности здоровья человека;
- осуществлять психотерапевтические меры по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным заболеванием человека или видом инвалидности.
Научно-исследовательская деятельность:
- выявлять актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
- проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и се основных видов с использованием современных методов исследования;
- осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований.
Организационно-управленческая деятельность:
- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;
- работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.
В результате освоения основной образовательной программы выпускник бакалавриата должен овладеть:
19 общекультурными компетенциями (ОК); 45 профессиональными компетенциями (ПК).
Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен овладеть следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК)
- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия способен к диалогу с преподавателями других культурных государств (ОК-1);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
- готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и професси-
ональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-3);
- владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4);
- умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
- готов к взаимодействию (кооперации) с коллегами, работе в коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами (ОК-6);
- способен находить организационно-управленческие решения вне стандартных ситуациях и готов за них нести ответственность (ОК-7);
- знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-8);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- готов критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-Ю);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-14);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеет основными метода-
ми, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-15);
- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-16);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-17);
- владеет одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-18);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19);
б) профессиональными (ПК)
образовательная деятельность
- знает историю, закономерности, функции, принципы, средства и методы отечественной и зарубежной систем адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической культуры (ПК-1);
- знает отечественный и зарубежный опыт адаптивной физической культуры (ПК-2);
- знает морфофункциональные, социально-психологические особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп (ГТК-з);
- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальными знаниями и способами их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-4);
- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры (ПК-5);
- умеет определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-6);
- умеет планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физи-
ческих упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ПК-7);
- готов применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ПК-8);
- умеет формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры (ПК-9);
- умеет изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10); воспитательная деятельность:
- знает потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства (ПК-11);
- знает современные идеалы европейской и мировой культуры (ПК-12);
- умеет формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, позволяющие им самим управлять собой, подчинять самого себя собственной воле (ПК-13);
- знает основные причины и условия возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способы и приемы воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК-14);
- умеет проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных
явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-15);
- умеет формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16);
развивающая деятельность:
- знает закономерности развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-17);
- знает этиологию и патогенез основных заболеваний лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-18);
- умеет способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-19);
- умеет воплощать в жизнь задачи развивающего обучения, обеспечивающего оптимальное умственное и физическое развитие человека (ПК-20);
реабилитационная (восстановительная) деятельность:
- знает закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-21);
- умеет работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22);
- умеет проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23);
- готов к использованию методов измерения и оценки физического развития, функцио-
нальной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-24);
- способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25);
- способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26);
компенсаторная деятельность:
- знает компенсаторные возможности оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27);
- умеет развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28);
- умеет развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-29);
- знает основы эргономики и возможности приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельность, культура, спорт, отдых и др.) (ПК-30);
профилактическая деятельность:
- знает закономерности развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению (ПК-31);
- умеет проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основ-
ного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-32);
- умеет проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-33);
- способен осуществлять простейшие психотерапевтические приемы по профилактике прогрессирования и (или) устранению психологических комплексов, характерных для различных нозологических форм, возрастных и тендерных групп занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-34);
научно-исследовательская деятельность:
- знает актуальные проблемы в сфере адаптивной физической культуры (ПК-35);
- способен проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере адаптивной физической культуры с использованием современных методов исследования (ПК-36);
- способен проводить обработку результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-37);
- способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-38);
организационно-управленческая деятельность:
- способен составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-39);
- способен разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК 40);
- способен составлять плановую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и
спортивные соревнования по паралимпийс-ким, сурдлимпийским и специальным олимпийским видам спорта (ПК-41);
- готов обеспечивать подготовку и работу необходимого оборудования и организовывать судейство соревнований по различным видам адаптивного спорта (ПК-42);
- знает и умеет организовывать и проводить соревнования с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикашюй классификации спортсменов (ПК-43);
- знает и готов обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-44);
- знает и способен практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере адаптивной физической культуры (ПК-45).
Профили
подготовки бакалавров по направлению физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура):
1. Адаптивное физическое воспитание.
2. Адаптивный спорт.
3. Адаптивная двигательная рекреация.
4. Физическая реабилитация.
5. Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением интеллекта.
6. Адаптивная физическая культура для лиц с сенсорными нарушениями.
7. Адаптивная физическая культура для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
8. Адаптивная физическая культура для лиц с множественными поражениями.
9. Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений.
10. Гидрореабилитация.
Введение новых профилей подготовки бакалавров осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации.
В результате освоения основной образовательной программы выпускник магистратуры должен овладеть:
- 9 общекультурными компетенциями (ОК);
- 24 профессиональными компетенциями (ПК).
Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен овладеть следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, сбору, обработке и использованию современных информационных технологий и интерпретации получаемых данных, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, сбор и использование данных из отечественных и иностранных литературных источников (ОК-3);
- использует на практике умения и навыки 15 организаций исследовательских и проектных работ, в управлении междисциплинарной командой и коллективом (ОК-4);
- способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
- способен оказывать личным примером, а также данными о достижениях спортсме-нов-паралимпийцев позитивное воздействие на окружающих и всех участников профессиональной деятельности с точки зрения соблюдения норм и правил здорового образа жизни, активной творческой жизненной позиции (ОК-6);
- способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредствено не связанных со сферой деятельности (ОК-7);
- способен к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с профилем магистерской программы (ОК-8);
- способен анализировать, систематизировать, классифицировать и практически резюмировать отечественную и зарубежную учебно-методическую и научную информацию по адаптивной физической культуре; готов к общению на иностранном языке по вопросам профессиональной деятельности (ОК-9);
б) профессиональными (ПК):
образовательная деятельность:
- обладает высоким уровнем знаний и опытом творческой работы в области образовательной деятельности и ее использовании во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-1);
- способен использовать современные средства и методы научного и практического решения актуальных проблем в каждом из видов адаптивной физической культуры, связанных с реализацией образовательной деятельности (обеспечение когнитивного и двигательного обучения, формирование умений и навыков самообразования и др.) (ПК-2);
- способен разрабатывать и использовать в практической деятельности учебно-методические комплексы по основным дисциплинам, входящим в направление подготовки «адаптивная физическая культура» (бакалаврский уровень подготовки) (ПК-3);
- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации образовательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-4);
воспитательная деятельность:
обладает высоким уровнем знаний и опытом эмоционально-ценностных отношений в области воспитательной деятельности и ее применении во всех видах адаптивной физической культуры (ПК-5);
- способен применять современные методы научного исследования и опыт практической работы для решения актуальных проблем в каждом виде адаптивной физической культуры, связанных с реализацией воспитательной деятельности (анализ потребностей, ценност-
ных ориентаций, направленности личности, мотивации, установок, убеждений лиц с ограниченными возможностями здоровья; воспитание негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения, формирование ценностей адаптивной физической культуры) (ПК-6);
- способен разрабатывать, планировать, использовать и анализировать мероприятия воспитательного характера во всех видах адаптивной физической культуры с субъектами воспитательного процесса всех нозологических форм, тендерных и возрастных групп (ПК-7);
- готов решать нестандартные проблемы, возникающие в процессе реализации воспитательной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры (ПК-8);
развивающая деятельность:
- обладает высоким уровнем знаний, опытом творческой работы, эмоционально-ценностных отношений в разработке и внедрении тренировочных программ, содействующих развитию психических и физических качеств занимающихся, с учетом сенситивных периодов развития их психики и моторики, а также этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9);
- способен к нестандартным решениям при реализации идей развивающего обучения (ПК-10);
- способен разрабатывать, контролировать и корректировать индивидуальные программы развития тех или иных качеств лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-11);
реабилитационная (восстановительная) деятельность:
- способен обобщать и внедрять в практическую работу отечественный и зарубежный опыт по восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека, в том числе путем включения средств и методов адаптивной физической культуры в индивидуальную программу реабилитации (ПК-12);
- способен, взаимодействуя с членами междисциплинарной команды, творчески решать задачи максимально возможного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья (ПК-13);
- способен самостоятельно разрабатывать комплексы физических упражнений и физичес-
ких методов воздействия на организм человека в процессе реабилитационных мероприятий, проверять их эффективность и вносить коррективы в их содержание (ПК-14);
компенсаторная деятельность:
- способен использовать традиционные и разрабатывать новые технологии развития оставшихся после болезни или травмы функций организма человека (ПК-15);
- обладает высоким уровнем знаний традиционных и инновационных технологий реализации основных видов жизнедеятельности человека с опорой на оставшиеся функции (ПК-16);
профилактическая деятельность:
- обладает высоким уровнем знаний комплексных мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания организма человека (ПК-17);
- способен применять нетрадиционные способы, средства, аппараты, технические средства, тренажеры по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования вторичных и сопутствующих заболеваний, обусловленных основным дефектом организма человека (ПК-18);
научно-исследовательская деятельность:
- способен выявлять и транслировать современные проблемные ситуации в различных видах адаптивной физической культуры, формировать цели, задачи, методы исследования по разрешению данных проблемных ситуаций (ПК-19);
- способен разрабатывать планы, программы, этапы исследования, использовать адекватные поставленным задачам методы исследования, в том числе из смежных областей знаний, проводить научно-исследовательскую работу, интерпретировать результаты собственных исследований, выявлять их практическую значимость (ПК-20);
- способен предлагать пути внедрения полученных результатов научных исследований в практику адаптивной физической культуры (ПК-21);
организационно-управленческая деятельность:
- способен анализировать педагогически реабилитационный процесс с лицами с откло-
нениями в состоянии здоровья как объект управления (ПК-22);
- способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (формировать численный состав занимающихся адаптивной физической культурой, временные затраты и т. п.) (ПК-23);
- способен разрабатывать бизнес-планы по внедрению современных технологий, аппаратных средств, оборудования и тренажеров, программ инновационной деятельности в конкретном учреждении, регионе, субъекте Российской Федерации (ПК-24).
Магистерские программы (профили) по
направлению подготовки физическая культура для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
1. "Адаптивное физическое воспитание в системе специальных (коррекционных) учреждений"
2. "Спортивная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов"
3. "Адаптивный туризм и отдых инвалидов"
4. "Отечественные и зарубежные технологии работы с лицами с сенсорными нарушениями"
5. "Технологии работы с лицами с поражением опорно-двигательного аппарата"
6. "Технологии работы с лицами со сложными нарушениями развития"
7. "Технологии коррекции аддиктивного поведения"
8. "Современные физкультурно-оздоровительные технологии в водной среде"
Компетенции выпускника представлены в ГОСах и ООП.
Классификация компетенций была разработана на основе анализа профессиональной деятельности специалиста адаптивной физической культуры, которая включает в себя два обобщенных вида деятельности медицинскую и педагогическую.
Компетенции, которыми должен овладеть выпускник были выявлены путем сопоставле-
ния и анализа практической деятельности специалиста АФК и ее фрагментов.
При формулировании компетенций были использованы способы и правила, предложенные в логике.
Уровни сформированности компетенций заданы макетом ФГОС: знать; уметь; владеть.
При разработке компетентностно-ориенти-рованного учебного плана была соблюдена преемственность с учебным планом, по которому в настоящее время осуществляется подготовка специалистов АФК но стандарту второго поколения. Стандарт первого поколения также был разработан представителями «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» под руководством д.п.н., проф. С.П. Евсеева, зав. каф. Ти-МАФК, директора Департамента науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодежной политики.
В связи с этим, преемственность с учебным планом действующей ООП авторами сохранена. Сохранены все базовые дисциплины, определяющие лицо специалиста. Некоторые дисциплины сокращены и скорректированы.
Освоение компетенций в процессе подготовки бакалавра и магистра имеет общую линию:
- общекультурные компетенции осваиваются на всем периоде обучения;
- профессиональные компетенции, в основном - на старших курсах и во время практик.
Итоговые испытания включают в себя:
- в бакалавриате - междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы;
- в магистратуре - защиту магистерской диссертации.
В программах дисциплин и практик сохранена преемственность в названиях дисциплин. Предложены интерактивные методы обучения: деловые и ролевые игры, тренинги и т.д. Контроль ведется по балльно-рейтинговой системе. Основные задания фонда оценочных средств сохранены с доработками (тестирования, практические и письменные задания, зачеты, экзамены).