ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК 159.9
doi: 10.52470/2619046X_2022_4_117
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
А. Поляцкина, Е.Н. Скрипачева
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие социальной идентичности у подростков, занимающихся футболом. Проблемы самоопределения и идентификации становятся для подростков приоритетными. Футбольная команда - важная среда для таковой идентификации. Исходя из этого, исследование соответствующей идентичности в футбольных командах будет иметь огромное практическое значение для спортивных психологов, тренеров для решения спортивных задач в достижении успеха.
Ключевые слова: социальная идентичность, футбольная команда, профессиональное определение подростков.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SOCIAL IDENTITY IN TEENAGERS PLAYING FOOTBALL
A. Polyatskina, E.N. Skripacheva
Abstract. This article discusses the concept of social identity among teenagers involved in football. The problems of self-determination and identification become a priority for teenagers. The football team becomes an important environment for such identification. Based on this, the study of the corresponding identity in football teams will be of great practical importance for sports psychologists and coaches to solve sports problems in achieving success.
Keywords: social identity, football team, professional definition of teenagers.
В настоящее время происходит активное развитие детско-юношеского футбола в России. В силу своей популярности, политической и социальной значимости, результаты футбольных соревнований получают широкую общественную известность и оценку, что влияет на статус футболиста в обществе. Футболисты уже в подростковом возрасте начинают свою спортивную карьеру, рано становятся финансово независимыми, получают любовь болельщиков, в связи с этим у подростков может возникнуть огромное количество проблем. Современные реалии являют нам действующих футболистов, которые тратят огромные деньги на алкоголь и наркотики. Теряется такое качество, как устойчивость. Е.А. Леванова говорит об «устойчивом иммунитете против негативного воздействия на ребенка» [1]. Это качество формируют
родители, а также спортивная деятельность. Устойчивость помогает спортсмену-подростку защитить его личность от разрушения, воздействия алкоголя, соблазнов криминальной среды и противостоять трудностям и препятствиям. «Современный спорт в полном смысле слова является моделью общества, и многие закономерности его существования раскрывают механизмы функционирования общества, а знание некоторых его механизмов способствует совершенствованию системы подготовки спортсменов» [2]. Появляется необходимость в изучении социально-психологических особенностей социальной идентичности футболистов, которые становятся наиболее важными и выраженными именно в подростковом возрасте, потому что проблемы самоопределения и идентификации становятся для подростков приоритетными.
Идентичность (в психологических исследованиях личности) - внутреннее, субъективное состояние человека, в котором выражается осознание человеком себя как своеобразной, устойчивой личности. Идентичность принято разделять на персональную (или личностную) и социальную. Идентичность личностная - это внутреннее чувство, которое проявляется в том, что человек ощущает себя личностью, отличной от других людей; факт, согласно которому каждый человек действительно является индивидуальностью.
Социальная идентичность (англ. social identity) - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. Социальная идентичность организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других [3, 4, 5]
Первые социальные идентичности проявляются у индивида с периода детства. Вначале человек ощущает себя как человека определенного пола и возраста, воспринимает свою этническую и гражданскую принадлежность. Подростковый период активизирует возникновение идентичности, связанной с образованием и профессией, хобби и убеждениями. Кроме того, ученые рассматривают социальную идентичность в связи с различными социокультурными феноменами и событиями. Разные виды идентичности рассматриваются авторами в контексте больших социальных групп. Гендерную идентичность подробно описывали И.С. Кон, И.С. Клецина, Л.Н. Ожигова, Н.К. Радина, Т.В. Рогачева, У Коэн и др., профессиональную -Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер и др. Этническую идентичность рассматривали А.Р. Аклаев, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У Солдатова, Т.Г. Стефаненко, О.Е. Хухлаев, Л. Пушкин и другие авторы.
Одной из важных видов социальной идентичности является профессиональная идентичность. Футбольная команда становится важной средой для таковой идентификации. Проблемы персональной и социальной идентичности личности, а также специфика ее формирования в подростковом возрасте подробно рассмотрены в работах зарубежных (Э. Эриксон, Р. Бернс, Г. Тэджфел, Дж. Тернер) и отечественных авторов (И.С. Кон, О.А. Гулевич, Е.П. Белинская, А.А. Бодалев). Это развитие и итог отождествления личности с членами своего профессионального сообщества, которые обусловлены имеющимися эмоциональными предпосылками. Согласно определению Л.Б. Шнейдера, профессиональная идентичность - это «осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности». Формирование профессиональной идентичности начинается в старшем подростковом и юношеском возрастах, а ее развитие может продолжаться всю жизнь человека. Любая социальная идентичность характеризуется двумя величинами: силой и содержанием. Силой является отождествление индивида с группой и включает в себя две составляющие: самоопределение и персональную лепту, то есть взаимодействие с группой и ощущение положительной оценки членства
в группе. Содержание рассматривается как объединение качеств, приписываемых индивидом своей группе. Итак, социальная идентичность имеет огромное значение в различных сферах жизни человека. Она помогает осмыслить человеку жизнь, осознать значимость поддержки других людей, свое достоинство, почувствовать способность в достижении поставленных задач, помогает повысить собственную значимость и выделить свою собственную неповторимость. В данном параграфе мы исследовали социальную идентичность, которая показывает состояние принадлежности индивида к какому-либо сообществу и выражена в поведении человека, его эмоциональных проявлениях, понятиях, возникающих вследствие данной принадлежности. Определив уровень социальной идентичности у членов конкретной группы, представляется возможным дать оценку того, как человек соотносит себя с данным сообществом, как относится к законам группы, каковы его взаимоотношения с другими членами сообщества, какова степень его эмоциональной вовлеченности в процесс группового взаимодействия. По уровню социальной идентичности, присущей членам данного сообщества, мы можем оценить, насколько индивид относит себя к данной группе, разделяет её нормы, активно взаимодействует с другими членами группы, эмоционально вовлечен во вну-тригрупповое взаимодействие. Ведущей деятельностью в подростковом периоде является межличностное общение, так как в процессе активного общения и взаимодействия в кругах сверстников, у подростка актуализируется интеграция полученной информации о себе в целостную логичную картину личности. А главным психологическим новообразованием подросткового периода можно назвать самосознание и рефлексию.
Занятия футболом способствуют не только физической подготовленности подростка, но и развитию его личности. Личностные особенности подвергаются конструктивным и стойким изменением под воздействием физического воспитания и из-за интенсивной нагрузки. Формируется прочная структура качеств личности: самооценка, уровень притязаний, личностная направленность, волевые качества, также концентрация, которая дает возможность спортсмену быть всегда, а не разово готовому к действию, а также установка на мотивацию, когда спортсмен неизменно ориентирован на победу.
Исследование проводилось в 2019-2021 гг. в государственном бюджетном нетиповом общеобразовательном учреждении города Москвы «Спортивный интернат Чертаново» Москомспорта. Выборку составили подростки седьмых и девятых классов, в возрасте от 13 до 16 лет, занимающиеся футболом. В данном учреждении дети учатся и занимаются футболом. Некоторые из спортсменов, не проживающие в Москве, живут без родителей круглый год в спортивном интернате данного учреждения. Всего было исследовано четыре класса, из них два седьмых и два девятых. В итоге общий контингент составил 58 человек. В исследовании принимали участие исключительно мальчики. Средний возраст спортсменов составил 14,5 лет.
Результаты эмпирического исследования и их интерпретация позволили сформулировать ряд выводов в соответствии с гипотезами:
1. У подростков, занимающихся футболом, формируется социальная идентичность «Я -футболист», значимость ее одинаково высока как для семиклассников, так и для девятиклассников.
2. Социальная идентичность «Я - футболист» по-разному проявляется на разных этапах подросткового возраста. Так, у девятиклассников по сравнению с семиклассниками наблюдается тенденция к тому, что подростки осознают себя именно как члены команды, в то время как семиклассники воспринимают себя футболистами вообще.
Так, например, были получены следующие результаты по методике «Незаконченные предложения» (таблица 1).
Таблица 1
Ответы на анкету «Незаконченные предложения» (пример)
Футбол для меня... 1) .это жизнь (больше, чем жизнь, все, цель всей жизни, не просто спорт, значит многое, важная часть жизни, воздух). 2) .это спорт (хобби, увлечение, приятное времяпровождение, просто игра, возможность реализации). 3) .другое («необъяснимое», «личное в моей жизни»). 4) .профессия.
Когда я думаю о футболе. 1) .испытываю радость (я счастлив, дух захватывает, становится хорошо, я как будто в космосе, вспоминаю детство, получаю эмоции, забываю обо всем). 2) .размышляю на футбольные темы (хочу стать футболистом, я себя мотивирую, представляю себя в будущем, вспоминаю свои победные голы, думаю о своей цели). 3) .возникает желание играть (хочется выйти на поле). 4) .рефлексирую (пытаюсь сосредоточиться, погружаюсь в раздумье, делаю выводы, не хочу ничего, ухожу в себя).
Если бы в моей жизни не было футбола, то. 1) .связал жизнь с другим спортом (теннис, боевые искусства). 2) .вел бы другой образ жизни (стал архитектором, занялся чем-то другим, был бы бизнесменом, работал менеджером, сделал упор на учебу). 3) .не знаю (не могу представить, не представляю себя без футбола). 4) .было бы плохо (я не был бы таким счастливым, был бы самым неуспешным, не было бы таких друзей, было бы скучнее, не было бы меня, был бы бездельником, была бы серой и скучной жизнь).
Данные диаграмм на рисунке 1 демонстрируют, что футболисты седьмого класса испытывают положительные эмоции при мысли о футболе в большей степени, чем старшие подростки, в то время как подростки девятого класса, в отличие от ребят седьмого класса, помимо возникающих позитивных эмоций, склонны к рефлексии.
Распределение ответов представлено в диаграмме на рисунке 2.
Из диаграмм можно сделать вывод, что подростки девятого класса отчетливее подростков седьмого класса представляют, чем бы они занимались в профессиональном плане, если бы в их жизни не было футбола.
Следующие группы ответов относились к теме «отношение к себе».
Распределение ответов представлено в диаграмме на рисунке 3.
Данные диаграмм демонстрируют, что большинство подростков обоих возрастов считают, что они могут быть счастливыми, если добьются успехов в футболе. Старшие подростки могли бы считать себя счастливыми в большей мере, чем подростки седьмого класса, если бы их близкие были рядом. Необходимо отметить, что многие ребята живут круглогодично в спортивном интернате, учатся и занимаются футболом далеко от родных. Всем им не хватает близости семьи. Данные диаграмм свидетельствуют о том, что самостоятельное положительное оценивание себя подростками обоих возрастов в большей степени связано не с идентификацией себя как футболиста, а через рассмотрение своих личностных качеств.
При рассмотрении социальной идентичности у подростков были получены следующие данные (таблица 2).
Исходя из данных результатов, можно отметить, что воздействие команды на спортсменов оценивается её участниками как существенное.
Часто испытуемые в исследовании отвечали, что футбольная команда в этом плане «влияет» на них. Таким образом, спортсмены достаточно высоко оценивают воздействие команды на их Я-концепцию. Этот результат можно объяснить, во-первых, популяризацией футбола в России, во-вторых, обесцениванием роли школы и, как следствие, влияние фут-
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Футбол для меня...»
7 класс 9 класс
■ 1 ■ 2 ■ 3 ■ 4 ■ 1 Я2 иЗ И4
14%
27% V 24% Ъ
17% ■
\21% 45%
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Если бы в моей жизни не было футбола, то...»
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Я мог бы быть счастливым, если бы...»
больной деятельности. В итоге оценка важности группы для Я-концепции была признана спортсменами как достаточно высокая.
Таблица 2
Характеристика параметров социальной идентичности у подростков, занимающихся
футболом в 7-м и 9-м классах
№ Категории Среднее значение
седьмой класс девятый класс
1 Центральность 5,4 5,3
2 Ингрупповые чувства 5,9 5,7
3 Ингрупповые связи 5,9 5,9
4 Самопонимание 4,7 4,7
5 Время препровождение 5,8 6,2
6 Сплоченность 5,6 5,8
7 Межгруповая конкуренция и сравнение 5,8 5,5
8 Нисходящее сравнение 3,8 4
9 Коллективная самооценка 6,4 6,3
10 Общий уровень социальной идентичности 5,5 5,5
Кроме того, получены высокие показатели по внутригрупповому взаимодействию, что свидетельствует, скорее, о важности в отношении подростков к членству в своей команде. То есть команда вызывает у игроков какие-то особенные чувства. Такой результат можно объяснить зачастую весьма глубоким включением спортсменов в эмоциональную структуру команды.
По шкале «Самопонимание» было отмечено то, как подросток, оценивает вклад команды игроков в его развитие: понимание окружающего мира, своего «Я», овладение навыками коммуникации, реализации своих способностей. Таким образом, согласно полученным результатам, можно прийти к выводу, что подростки считают подобный групповой вклад относительно средним для себя и своего совершенствования. Подобный результат косвенно свидетельствует, на наш взгляд, о том, что, несмотря на продолжительное время пребывания
когнитивный аффективный поведенческий компонент компонент компонент
Рисунок 4. Средние значения компонентов социальной идентичности у подростков,
занимающихся футболом
в футбольной системе, роль спортивной команды в осмыслении окружающего мира может восприниматься спортсменами, значимой, но не настолько.
В целом выявленные данные не противоречат показателям других шкал, описывающих эмоциональное отношение спортсменов к своей футбольной команде.
Как видно из рисунка 4, показатели в исследовании социальной идентичности по когнитивному компоненту имеют результат выше среднего. Это свидетельствует, о том, что подростки достаточно высоко оценивают роль футбольной команды в понимании своей жизни, также такой уровень может отражать высокий уровень рефлексии. Наиболее высокий результат имеет аффективный компонент, демонстрирующий эмоции подростков по поводу членства в футбольной команде, то есть спортсмены довольны принадлежностью к их футбольной команде. Уровень поведенческого компонента также высокий, поэтому мы говорим о том, что подростки оценивают уровень взаимодействия как интенсивный.
Результаты эмпирического исследования и их интерпретация позволили нам сформулировать ряд выводов:
1. У подростков, занимающихся футболом, формируется социальная идентичность «Я -футболист», значимость ее одинаково высока как для семиклассников, так и для девятиклассников.
2. Социальная идентичность «Я - футболист» по-разному проявляется на разных этапах подросткового возраста. Так, у девятиклассников по сравнению с семиклассниками наблюдается тенденция к тому, что подростки осознают себя именно как члены команды, в то время как семиклассники воспринимают себя футболистами вообще.
При анализе данных эмпирической части мы столкнулись с рядом вопросов, которые считаем важными и перспективными для исследовательской деятельности, а именно, вопросами дальнейшего изучения социальной идентичности у спортсменов, занимающихся другими видами спорта, на других этапах возрастного развития.
Библиографический список
1. Леванова Е.А. Подросток: родителям о психопластике личности: учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
2. Родионов В.А. Спортивная психология. М., 2018.
3. Немое Р. С. Психологический словарь. М., 2007.
4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М., СПб., 2009.
5. Малкин В.Р. Формирование психической соревновательной надежности спортсмена // Спортивный психолог. 2004. № 2.
6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб., 2008.
7. Молчанов С.В, психология подросткового и юношеского возраста, учебник для академического бакалавриата. М., 2016.
8. Психология спорта: хрестоматия / сост.-ред. А.Е. Тарас. М.; Мн., 2007.
9. Психология Я-концепции: методология, теория, структура: хрестоматия / сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. М., 2002.
10. Пуни А.Ц. Некоторые итоги и перспективы развития исследований в области психологии физического воспитания и спорта // Теория и практика физической культуры. 1973. № 7.
11. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2021.
12. Хухлаев О.Е., ХайтМ.А. Сложность социальной идентичности: концепция С. Роккас и М. Брюер // Социальная психология и общество. 2012. № 3.
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М., 2018.
14. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
15. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002.
А. Поляцкина
психолог
Е.Н. Скрипачева
кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]