УДК 796.06
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ПОДРОСТКОВ-ФУТБОЛИСТОВ
PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL ABILITIES IN ADOLESCENT SOCCER PLAYERS
Семин Максим Сергеевич
магистрант
Орловский государственный университета имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Semin Maxim Sergeevich master's student Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Соломченко Марина Александровна
заведующая кафедрой теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Head of the Department of theory and methods of the chosen sport
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассказы^/вается об особенностях проявления мотивационных способностей у подростков, которые занимаются в сельской местности футболом. В ходе исследования применялись методыы тестирования, наблюдения, беседыы. В мотивационном процессе в спорте можно вы1делить определенны^^ функции: поддерживается сознательность и активность в тренировочном процессе, стимулируются спортивные достижения, помогает сохранять активность в тренировочном процессе.
Abstract. The article describes the features of the manifestation of motivational abilities in adolescents who are engaged in football in rural areas. During the research methods of observation, conversation, testing were used. In the motivational process in sports, certain functions can be distinguished: consciousness and activity in the training process are supported, sports achievements are stimulated, it helps to remain active in the training process.
Ключевые слова: мотивационны/е способности, подростки, развитие, футбол.
Keywords: motivational skills, teenagers, development, football.
Мотивация в любом виде деятельности играет огромное значение. В спорте без мотивации невозможно достичь высоких спортивных результатов. Последнее время исследователи в своих трудах [4, 5, 8, 9] обращают свое внимание на низкую мотивацию, особенно с психологической точки зрения. Поэтому тренерам необходимо уделять должное внимание психологической подготовке спортсменов и оценке мотивации к достижениям, особенно в подростковом возрасте.
Футбол - командный вид спорта, польза которого очевидна. В подростковом возрасте занятия футболом формируют здоровые привычки, силу, выносливость и правильное отношение к жизни, которое пригодится в будущем.
Занятия футболом - это то, о чем рано или поздно начинает задумываться почти каждый родитель. Подвижные виды спорта - что может быть лучше для активного ребенка, которому некуда выплеснуть энергию. Занятия по футболу -отличный выбор, который может превратить не спортивного ребенка в здоровую, закаленную телом и духом, дисциплинированную личность [3, с. 55].
Занятия футболом предлагает множество спортивных и оздоровительных секций. Но к выбору нужно отнестись внимательно. Занятия футболом однозначно полезны. Так считают врачи детские педиатры. С точки зрения педагогов и воспитателей - это начало формирования здорового образа жизни и поиска предназначения.
Подростковый возраст, когда ребенок стоит на распутье и проходит нелегкий путь самоопределения и поиска места в жизни - это лучшее время записать его в спортивную секцию. И оптимально, если это будет командный вид спорта. А из всех командных видов предпочтителен футбол.
Занятия футболом для подростков, в случае удачи или присутствия способностей и даже талантов к спорту, могут стать той переходной ступенью к взрослой жизни, которая сделает ее успешной. Футбол даст несомненное физическое развитие. Развиваться ребенок будет не только физически, но и интеллектуально. В футбольной секции каждый получит возможность выразить себя и найти свою нишу. Футбол поможет поверить в себя и приведет к личностному росту.
Занятия футболом у подростков укрепит их сердечно-сосудистую систему, улучшит координацию движений, придаст рельефность мышцам и сделает из них настоящих, сильных, красивых и здоровых мужчин. А возможно, и знаменитых футболистов.
Занимающиеся футболом подростки стремятся:
- поставить определенную цель, учатся прилагать усилия для ее достижения;
- получают удовольствие от тренировочного процесса и разнообразия упражнений;
- проявляют настойчивость, не обращают внимание на помехи в соревновательной деятельности;
- проявлять стрессоустойчивость;
- развивать социальные навыки, так как командные действия в футболе находятся на значимом уровне.
Навыки, которые подростки получают в тренировочном процессе по футболу, пригодятся и в дальнейшей жизни. Футбол на сегодняшний день самая популярная игра. Чемпионат мира 2018 года поднял престиж этого вида спорта и в России. Сейчас повсеместно создаются футбольные секции, записаться в которые может любой желающий без каких-либо ограничений независимо от возраста и пола [1, с. 5]. Однако не все секции способны удовлетворить серьезные требования к игре. Одни секции по футболу предлагают просто погонять мяч в свободное время с малознакомыми людьми, другие готовят профессиональных футболистов. Поэтому при выборе футбольных секций необхо-
димо оговаривать ваши требования и необходимые условия тренировки с руководством секции. Спортивные секции по футболу обычно имеют серьезный тренерский состав, они менее распространены.
Развитие подросткового футбола особенно актуально в последние годы. Все мечтают стать знаменитыми футболистами. Школы по футболу- это спортивные организации, основная цель которых - воспитание хорошего игрока, чтобы впоследствии он смог развивать профессиональную карьеру футболиста. Основной акцент футбольной школы - физическое развитие будущего футболиста. Воспитанники таких школ, в будущем может, и не выберут карьеру профессионального футболиста, однако неплохо владеть мячом будут всегда. Тренерский состав и многие методики школ гарантируют высокий уровень подготовки.
В ходе исследования применялись различные методики для тестирования: методика «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова, «Опросник измерения результирующий тенденции мотивации достижения» А. Мехрабиана, методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» Ю.Ханина, А. Стамбулова [5].
Мы провели исследование мотивации подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Всего участвовало в тестировании 35 человек, которые занимаются в спортивной школе пгт. Шаблыкино. В исследовании принимали две группы спортсменов, подросткового возраста, которых поделили на две группы. Первая группа - подростки, занимающиеся футболом менее двух лет, их насчитывалось 17 человек. Вторая группа - подростки, занимающиеся футболом более двух лет, их насчитывалось 18 человек. Перед тестированием проводился специальный инструктаж в холле. Тестирование проводили до начала тренировки, результаты озвучивались после тренировочного процесса.
Большинство испытуемые пришли в спортивную школу «за компанию» с другом (45 %), чуть меньше испытуемых отметили в анкете, что попали в команду благодаря индивидуальному отбору в образовательной школе (30%), оставшиеся респонденты признались, что пришли в спортивную школу по настоянию родителей.
Существуют различные методы психологического воздействия на игрока -оно достигается путем изменения интонации, голоса, убеждением. Недопустимо принижать достоинств спортсмена: если кого-то это и подстегнет к дальнейшей работе над собой и самосовершенствованию, то другие могут впасть в депрессию.
У некоторых спортсменов есть свои собственные приметы, на которые они обращают внимание перед игрой. Тренеру и психологам следует бороться с таким суевериями, так как они обычно ничего общего с реальностью не имеют и только настраивают футболистов на совершенно ненужный лад. Если сопернику удалось узнать о вере игрока в такие приметы, это может быть использовано в корыстных целях. Психологическая подготовка игрока состоит в создании настроя, при котором у него будут отсутствовать какие-либо волевые проблемы.
В таблице 1 представлены средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова, в первой и второй группах испытуемых.
Таблица 1
Показатели средних величин в группах испытуемых ( «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова)
Первая группа Вторая группа
№ Шкала значений показателей
1 Познавательная деятельность 2,7 1,8
2 Общение 5,3 5,01
3 Развитие психологические качеств и характера 1,6 2,2
4 Материальные блага 3,4 4,5
5 Улучшение самочувствия, здоровья 2,6 4,4
6 Физическое совершенство 7,5 8,3
7 Приобретение важных для жизни умений и навыков 5,9 4,3
8 Острота ощущений и эстетическое удовольствие 2,3 4,9
9 Коллективная и коммуникативная направленность 6,6 4,6
10 Важность престижа в обществе 7,4 8,02
11 Одобрение сверстников и старших 6,3 6,1
У первой группы, занимающейся футболом до 2 лет, лидером среди мотивов является мотив повышения престижа и желание славы, и мотив физического совершенства. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в первой группе высоко ценятся физическое развитие, ловкость, гибкость, координация, сила, так же высокие показатели получил вопрос о «привлекательности для противоположного пола», что немало важно для подросткового возраста. Мотив повышения престижа и желание славы так же высоко оцененный, говорит о желании стать лидером в определенном коллективе и чувствовать собственное превосходство над другими, так же данный мотив отвечает за стремление достичь новых результатов и высот в спорте, что благотворно сказывается на карьере как спортсмена, так и команды в целом.
Можно отметить, что вторая группа испытуемых занимающаяся футболом свыше 2 лет так же, как и первая высоко оценила мотив физического совершенства и мотив повышения престижа и желания славы. Из чего следует, что спортсмены подросткового возраста высоко ставят перед собой физическую привлекательность, и благодаря этому усиленно тренируются, а мотив повышения престижа говорит, о том, что в компаниях подростков, и в обществе в целом высоко ценятся спортивные достижения, в силу чего самооценка подростков повышается, за счет признания их достижений со стороны сверстников, товарищей по команде и родителей.
По методике «Изучение мотивов занятий спортом», обе группы испытуемых дали высокие показатели по мотивам физического совершенства и за повышения престижа[2, с. 84], т.е. независимо от рода спортивной деятельности подростки во многом мотивированы физической развитостью и красивым, развитым телом, что во многом обусловлено спецификой возраста. Подростки хотят быть более успешными, и привлекательными как для сверстников, так и для окружающих в целом.
Средние показатели данных, полученные по методике диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели средних значений в группах испытуемых (методика «Диагностика мотивации достижения А. Мехрабиана)
Первая группа Вторая группа
№ Шкала значений показателей
1 Мотивация достижения к успеху (стремление к результату) 99,4 90,6
2 Мотивация боязни неудач и их избегания 76,7 75,4
По данным, полученным в ходе проведения методика «Диагностика мотивации достижения», у первой и второй группы выявились наибольшие показатели по шкале мотивация стремления к успеху[6, с. 81]. Таким образом, можно сказать о присутствии у данных испытуемых желания достичь успеха в выбранной деятельности. Им свойственна прямолинейность высказываний, интерес к азарту, стремление к обеспеченности.
Средние показатели, полученные по методике Ю. Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели средних значений в испытуемых группах (методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом»
Ю. Ханина, А. Стамбулова)
Первая группа Вторая группа
№ Шкала значений показателей
1 Эмоциональный компонент 3,9 4,1
2 Гностический компонент 4,3 3,4
3 Поведенческий компонент 4,1 3,8
В ходе проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что в первой группе испытуемых высокие показатели получил гностический компонент, т.е. спортсмены достаточно высоко ценят своего тренера как специалиста, считают его достаточно компетентным и доверяют правильности выбора методов и средств, которые он применяет. Так же высокий результат получил поведенческий компонент, из чего следует что у первой группы хорошие взаимодействия с тренером, для достижения наилучшего результата тренер и спортсмен действуют слаженно и продуктивно, что естественным образом сказываться на внутригрупповом климате команды. Самый низкий результат поучил эмоциональный компонент восприятия (3,8 балла), из чего можно сделать вывод о том, что спортсмены менее всего воспринимают своего тренера с позиции привлекательности как личности.
Спортсмены, занимающиеся футболом до 2 лет, получили высший результат по шкале эмоциональный параметр взаимоотношений между тренером и спортсменом, что свидетельствует о симпатии тренера спортсмену, что немало важно в команде. Члены команд имеют хорошие отношения с тренером, прислушиваются к его мнению и доверяет ему. Средние показатели получил поведенческий стиль восприятия. Можно предположить, что это связанно с взаимо-
действием тренера и команды, спортсмены подчиняются тренеру, но при этом стремятся проявить индивидуальность. Самый низкий результат по показателям гностического параметра, это связано с мнением команды о некомпетентность тренера в некоторых вопросах.
Полученные результаты, которые представлены в таблице 3 свидетельствуют о том, что подростки, занимающиеся более двух лет, высоко оценивают деятельность тренера. Исследователи показывали, что когда у тренера и команды хорошие взаимоотношения и команда доверяет своему руководителю вопросы подготовки к соревнованиям, то говорит о сплоченности команды и как следствие реализации поставленных целей и задач [6, 8, 9]. Это может происходить, как и благодаря опытности и компетентности тренера, так и из-за специфики командного спорта, который предполагает работу в команде и тесное общение с тренером.
Вторая группа (подростки занимающиеся футболом меньше двух лет) показали другие результаты. Они воспринимали тренера как человека, ценили его личностные качества. Но оценивают его положительно только в тренировочном процессе, в других моментах они не считают его мнение компетентным. Из-за этого в таком коллективе могут возникнуть конфликтные ситуации, которые могут сыграть негативно и на спортивных достижениях.
Футбол является одним из сложных, эмоциональных видов спортивной деятельности, контроль, программирование, регуляция взаимодействий в команде, затруднены действия игроков, блокирование и т.д. Данные моменты оказывают возрастающее социально-психологическое значение, определяют специфические особенности структуры и содержания соревновательной деятельности в командных играх. В футболе постоянно присутствуют задачи, для решения которых необходим творческий подход, в играх высокого уровня творчество является одной из главных составляющих профессионального успеха, стратегии используются, но имеет место и понимание со стороны игроков о тренировочном цикле.
По результатам проведенного нами исследования, вопрос мотивации к спорту у футболистов, занимающихся до 2 лет и свыше 2 лет, представляет социальный и психологический интерес, мотивация определяет побуждение к деятельности у спортсмена.
В мотивационном процессе в спорте можно выделить определенные функции: поддерживается сознательность и активность в тренировочном процессе, стимулируются спортивные достижения, помогает сохранять активность в тренировочном процессе.
Мотивы, которые побуждают подростка заниматься футболом, имеют определенную структуру, которая включает в себя - удовлетворение от занятий спортом, эстетические наслаждение внешними данными и физической формой, побуждение к достижению спортивных результатов.
В нашем исследовании спортсмены, занимающиеся футболом меньше двух лет, на первое место ставят мотивы, которые могут им стать полезными в дальнейшем. Взаимодействие с тренером у них имеет познавательный характер.
Спортсмены, которые занимаются футболом более двух лет, ставят выше мотивы материального блага и физического совершенства. Взаимодействие с тренером у них осуществляется на эмоциональном уровне.
Литература
1. Андреева Г М. Социализация футболистов. М.: МГУ, 2012.154 с.
2. Асеев В. Г Психология подростка : пособие. Иркутск. 2015. 252 с.
3. Алексеев А. В. Психологическая подготовка футболистов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. 544 с.
4. Бабушкин Г Д. Проявление рефлексии в футболе. Омск : СибГУФК, 2014. С. 199-204.
5. Дрокина Е. В. Мотивация к занятию спортом у спортсменов. М. : Спорт. 2014. 443 с.
6. Левис Ш, Левис Ш. К. Подросток и футбол. СПб., 2015. С. 34-47.
7. Марищук В. Л. Основные методы психодиагностики в футболе. М., 2015. 553 с.
8. Хекалов Е. М. Факторы. Диагностика. Регуляция. М., 2015. 114 с.
9. Шишенко А. Г Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / А. Г Шишенко, Ю. Ю. Морозова // Студенческая наука XXI века : материалы XII Международной студенческой научно-практической конференции (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.). — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 247249.
References
1. Andreeva G. M. Socializaciya futbolistov [Socialization of players]. Moscow, MGU Pub/., 2012,154p.
2. Aseev V. G. Psihologiya podrostka [Psychology of the teenager]. Irkutsk, 2015, 252
p.
3. Alekseev A. V. Psihologicheskaya podgotovka futbolistov [Psychological training of players]. Rostov-on-Don, Feniks Publ, 2016, 544p.
4. Babushkin G. D. Proyavlenie refleksii v futbole [Reflection in football]. Omsk, SibGUFK Publ, 2014, pp. 199-204.
5. Drokina Е. V. Motivaciya k zanyatiyu sportom u sportsmenov [Motivation for sports in athletes]. Moscow, Sport Publ,, 2014, 443p.
6. Levis Sh., Levis Sh. K. Podrostok i futbol [Teenager and football]. St. Peresburg, 2015, pp. 34-47.
7. Marishchuk V. L. Osnovnye metody psihodiagnostiki v futbole [Basic methods of psychodiagnostics in football]. Moscow, 2015, 553p.
8. Chekalov Е. M. Faktory. Diagnostika. Regulyaciya [Factors. Diagnostics. Regulation]. Moscow, 2015,114p.
9. Shishenko A. G., Morozova Yu. Yu. [Formation of motivation to engage in physical culture and sports]. Studencheskaya nauka XXI veka. Materialy XII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (CHeboksary, 25 yanv. 2017 g.). [Student science of the XXI century: materials of the XII International Student Scientific-Practical Conference (Cheboksary, January 25, 2017)]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2017, pp. 247-249.