Научная статья на тему 'Полоспецифические особенности целей и ценностей юных футболистов'

Полоспецифические особенности целей и ценностей юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ФУТБОЛ / ЦЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ / ЦЕЛИ ФУТБОЛИСТОВ / МАСКУЛИННОСТЬ / SEX-SPECIFIC FEATURES / FOOTBALL / VALUES IN FOOTBALL / GOALS IN FOOTBALL / MASCULINITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинкина А.О.

Проведен сравнительный анализ целей и ценностей юных футболистов в мужских и женских командах. Выявлено, что цели девушек и юношей похожи, однако в женских командах преобладают цели, направленные на результат, а в мужских на процесс тренировочной деятельности. Ценности девушек и юношей, занимающихся футболом, не отличаются. Это связано, на наш взгляд, с повышенной маскулинностью девушек, играющих в футбольных командах. При работе с женскими и мужскими юношескими футбольными командами необходимо учитывать гендерные особенности игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полоспецифические особенности целей и ценностей юных футболистов»

Савинкина А.О. ©

Аспирант, кафедра психологии, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

ПОЛОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация

Проведен сравнительный анализ целей и ценностей юных футболистов в мужских и женских командах. Выявлено, что цели девушек и юношей похожи, однако в женских командах преобладают цели, направленные на результат, а в мужских - на процесс тренировочной деятельности. Ценности девушек и юношей, занимающихся футболом, не отличаются. Это связано, на наш взгляд, с повышенной маскулинностью девушек, играющих в футбольных командах. При работе с женскими и мужскими юношескими футбольными командами необходимо учитывать гендерные особенности игроков.

Ключевые слова: полоспецифические особенности, футбол, ценности футболистов, цели футболистов, маскулинность.

Keywords: sex-specific features, football, values in football, goals in football, masculinity.

Современный спорт все больше направлен на индивидуализацию и дифференциацию процесса спортивной и психологической подготовки [5, 7, 8, 13]. Достижение высоких результатов возможно только при учете мотивации спортсмена, которая тесно связана с его целями и ценностями [10]. Если между юношами и девушками действительно существуют отличия, связанные с направленностью на разный результат спортивной деятельности и различными идеалами и ценностями, то это, несомненно, необходимо учитывать и тренерам, и спортивным психологам, и другим специалистам, работающим с ними. При этом интерес представляют не ценности «вообще», а те ценности, которые связаны со спортивной деятельностью [11]. Это же относится и к анализируемым целям спортсменов.

Кроме этого, осознание спортсменом своих целей и ценностей в результате проведенной психодиагностики может служить стимулом для их корректировки, если это необходимо [9]. Зачастую несовпадение целей и ценностей, непосредственно относящихся к совместной спортивной деятельности членов одной команды, может являться проявлением низкой сплоченности, которая может оказывать негативное влияние на эффективность выступления команды на соревнованиях [11].

В связи с этим нами было проведено исследование, в котором сравнивались цели и ценности юношей и девушек, занимающиеся футболом в спортивных школах.

Методы исследования

В исследовании приняло участие 10 футбольных команд. Общий объем выборки составил 221 человек (113 юноши и 108 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. Возраст испытуемых составлял от 12 до 17 лет. Члены команд тренировались и выступали вместе на протяжении последних 3-7 лет в СДЮШОР г. Москвы. Уровень мастерства футболистов варьировался от первого взрослого разряда до кандидатов в мастера спорта.

Цели футболистов изучались с помощью опросного метода с открытыми вопросами. Юношам и девушкам предлагалось ответить на следующий вопрос:

Укажите 5-10 целей, которые были поставлены тренером для Вашей команды и для Вас лично на текущий сезон. Если хотите, укажите также цели, которые Вы сами хотели

© Савинкина А.О., 2015 г.

бы поставить перед собой или командой.

• Были поставлены следующие цели: ______•_____Я хотел бы поставить такие цели:

Для изучения ценностей, непосредственно связанных с деятельностью футболистов, была использована методика, предложенная А.И. Донцовым [4], согласно которой каждый член малой группы должен указать качества идеального члена данной группы. Поэтому в рамках изучения футбольных команд предлагалось указать качества идеального футболиста:

Опишите в свободной форме, каким должен быть совершенный, идеальный игрок в футбол (вне зависимости от амплуа). Опирайтесь на свое собственное мнение. Постарайтесь указать, как минимум, 5-10 качеств идеального игрока.____________

Результаты проведенного опроса анализировались с помощью метода контентанализа. Выявлялась частота упоминания целей и ценностей (качеств) в женских и мужских командах. Статистический анализ проводился в программе SPSS 21.0.

Результаты исследования

Среди указанных спортсменами целей было выявлено 73 различных утверждения, некоторые из которых встречались лишь единожды, а другие - более 20 раз. Среди всех команд наиболее часто упоминались такие цели, как «выигрывать все игры» и «повысить уровень своей игры» (Табл. 1).

Было выявлено, что среди девушек достоверно чаще появлялись цели: «попасть в высшую лигу» (p<0,01) и «похудеть» (p<0,05). Если более частое появление первой из данных целей может быть связано с тем, что все мужские команды на момент диагностики уже выступали за высшую лигу, то вторая цель, по всей видимости, свойственна именно девушкам-футболистам. В мужских футбольных командах в несколько раз чаще встречалась цель «повысить уровень своей игры» (p<0,01).

Таблица 1

Цели девушек и юношей в футбольных командах

Цель Количество упоминаний

Ж М Сумма

Выигрывать все игры 9 14 23

Повысить уровень своей игры, играть лучше 3 18** 21

Совершенство в технике 6 9 15

Достойно выступить в первенстве Москвы (по мальчикам) 7 6 13

Занять первое место в турнире 6 7 13

Попасть/закрепиться в основном составе команды 5 7 12

Выкладываться на каждой тренировке 3 6 9

Развить в себе скоростные качества 4 5 9

Стать сплоченнее 4 5 9

Реализовывать моменты 2 7 9

Попасть в высшую лигу 8 0** 8

Попасть в сборную России 6 2 8

Работа с физическими качествами 3 3 6

Похудеть 5 0* 5

Быть дисциплинированными 2 3 5

Стать хорошим игроком 1 4 5

Попасть в сборную Москвы 2 2 4

Трудолюбие 1 3 4

Не получить травму 1 3 4

Примечание: приведены цели, встречавшиеся в сумме 4 и более раз;

* - значимые различия между девушками и юношами (p<0,05); ** - значимые различия между девушками и юношами (p<0,01).

Таким образом, можно отметить, что по большинству указанных целей нет различий между юношами и девушками, занимающимися футболом. Однако девушки указывали цели, в большей степени связанные с результатом (попасть в высшую лигу и сборную России, похудеть), а юноши чаще описывали цели, относящиеся к самому процессу спортивной деятельности (повысить уровень своей игры, совершенствоваться в технике, выкладываться на каждой тренировке, реализовывать моменты и т. д.).

У казанные спортсменами качества идеального футболиста также оценивались с точки зрения частоты упоминания. Футболисты описали в общей сложности 112 качеств идеального игрока. Наиболее часто встречались такие качества как трудолюбие, быстрота и техничность (Табл. 2).

Таблица 2

Качества идеального футболиста с точки зрения девушек и юношей в футбольных командах

Качество Количество упоминаний

Ж М Сумма

Трудолюбивый 5 8 13

Быстрый 5 7 12

Техничный 4 6 10

Смелый 6 4 9

Терпеливый 6 2 8

Внимательный 1 5 6

Ловкий 4 2 6

Решительный 1 5 6

Сильный 3 3 6

Умный 2 4 6

Целеустремленный 4 2 6

Бойкий 1 4 5

Настойчивый 2 3 5

Выносливый 2 2 4

Оптимистичный 3 1 4

Ответственный 4 0 4

Скоростной 1 3 4

Упрямый 1 3 4

Примечание: приведены качества, встречавшиеся в сумме 4 и более раз;

* - значимое различие между девушками и юношами (p<0,05).

При статистическом анализе ценностей юношей и девушек в футбольных командах было обнаружено, что юноши чаще указывали «решительность», «внимательность» и «бойкость» в качестве характеристик идеального игрока, а девушки чаще описывали игрока «ответственным», однако статистически значимых различий выявлено не было. Таким образом, ценности юношей и девушек в футбольных командах являются одинаковыми.

Обсуждение результатов исследования

В исследовании было обнаружено, что цели и ценности юных футболистов практически не зависят от пола игроков. На наш взгляд, это связано с гендерными особенностями девушек-футболистов, которые часто проявляют маскулинные качества характера [3, 12]. Поэтому их цели и ценности очень похожи на цели и ценности юношей-футболистов.

Однако было выявлено, что цели юношей и девушек, занимающихся футболом, в некоторой степени отличаются. Проведенный анализ позволил сделать вывод о

преобладании целей, направленных на процесс, в мужских командах и целей, направленных на результат, в женских командах. Полученный результат соответствует представлениям о том, что женщины чаще бывают ориентированы на процесс, а мужчины - на результат деятельности [2].

Связь целевой направленности и эффективности спортивной деятельности остается не вполне очевидной. С одной стороны, Г.Д. Горбунов [1] отмечает, что спортсмены, ориентированные на процесс способны показывать более высокие и стабильные результаты, чем те, кто мотивирован исключительно результатом. С другой стороны, команды, в которых все люди направлены на результат, являются более эффективными, чем те команды, в которых отсутствует единство мотивационных особенностей [2]. Поэтому сложно сделать вывод о том, какие целевые ориентации футбольной команды являются более эффективными.

Как неоднократно отмечалось специалистами, гендер и пол человека не всегда совпадает [6]. Поэтому, несомненно, и тренеру, и психологу при работе с женскими и мужскими юношескими футбольными командами необходимо учитывать гендерные особенности игроков. Тем более что именно в этот период активно формируется гендерная идентичность спортсменов.

Выводы

1. Ценности юных футболистов не различаются в женских и мужских командах, что может быть связанно с мускулинностью девушек, занимающихся футболом.

2. Цели юношей, занимающихся футболом, в большей степени направлены на процесс спортивных тренировок, а цели девушек - на результат.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие для вузов / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт. 2007. 294 с. : ил.

2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. -1-е изд.: Новосибирск: РИПЭЛ, 1995; 2-е изд.: М. Астрель. 2003. 282 с.

3. Дамадаева А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. № 10 (68). С. 35-39.

4. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ. 1979. 126 с.

5. Запорожанов В. А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших дострижений // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. 2002. №7. C. 62-63.

6. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер. 2010. 688 с.

7. Камаев О.И. Теоретические и методические основы индивидуализации спортивной подготовки юных лыжников-гонщиков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. N4. C. 47-50.

8. Козина Ж. Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта: Монография / Ж.Л. Козина - Харьков: Точка. 2009. 396 с.

9. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта. 2008. 114 с.

10. Минязев Р.С., Кузьмин Е.Б. Спортивная мотивация как психологическая подготовка юных волейболистов // Успехи современного естествознания. Выпуск № 5 / 2012. С. 117-118.

11. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М. : Педагогика, 1984. 201 с. : ил.

12. Соболева Т.С., Азарных Т.Д., Соболев Д.В. Пол, гендер, маскулинность и женский спорт // Ученые записки университета Лесгафта . 2013. №10 (104). С. 158-162.

13. Шапошникова В.И. Индивидуализация тренировочного процесса для здоровья и долголетия спортсмена // Вестник спортивной науки. 2008. N 2. С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.