МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
УДК 796.332:796.015.682 (470.314)
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS FOOTBALL
PLAYERS OF VLADIMIR REGION
Ишухин Валерий Федорович
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика физической культуры и спортивных дисциплин»
Институт физической культуры и спорта
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
г. Владимир, Россия Ishuhin Valery Fedorovich candidate of pedagogical sciences, associate professor department of "Theory and methods of physical culture and sport disciplines»
Institute of physical culture and sports Vladimir state University. A. G. and N. G. Stoletov
Vladimir, Russia Павлов Игорь Юрьевич тренер-преподаватель футбольная школа «Молодежный» г. Владимир, Россия Pavlov Igor Yurievich coach-teacher football school "Youth» Vladimir, Russia
Аннотация. Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока.
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать свое мастерство, если из-за плохой физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьет по мячу. Проявление мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации технического и тактического арсенала футболиста.
Abstract. Achieving high sports results in modern football is impossible without high-quality training of the young reserve. The success of any football team, including youth, is determined mainly by three factors: the technique of the players, tactics and General condition of each player. A highly technical and tactically competent player will never be able to fully demonstrate his skills if, due to poor physical fitness, he rarely masters the ball, moves slowly on the football
field, weakly hits the ball. The manifestation of muscle strength and speed in the game contribute to the full realization of the technical and tactical Arsenal of the player.
Ключевые слова: динамика, футбол, физическая подготовленность, футболисты, тесты.
Keywords: dynamics, football, physical fitness, players, tests.
Актуальность. Футбол, представляет собой самостоятельный вид спорта, состоящий преимущественно из сложно координационных игро -вых действий. Целью спортивного совершенствования в футболе, является достижение максимально возможного спортивного роста игрока. Мастерство футболиста в этом случае определяется применением высокосовершенной современной техники в игре с устойчивой динамической структурой, рациональным управлением внешними и внутренними силами, повышением уровня ранее достигнутых параметров физических качеств, необходимых для эффективной реализации технических приемов, использованием индивидуализации исполнения технических приемов игре [2].
По сравнению с видами спорта, в которых существует относительное многообразие форм достижения полезного результата, в футболе сущест -вует более тесная взаимосвязь между определенным набором физических качеств и техникой выполняемого игрового действия с мячом [3].
Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов. Существует множество нерешенных вопросов управления их физической подготовкой. В современной методической и научной литературе более детально разработана методика развития физических качеств у взрослых футболистов. При этом, имеющиеся результаты научных исследований и мето -дические рекомендации носят общий характер, без учета различий юношеского и взрослого организмов [4].
Особенно важно существенно повысить уровень физической подготовленности юных футболистов в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить внимание на старший школьный возраст - возраст формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их совершенствования. В этот период происходит активная морфологическая перестройка организма, интенсивно происходит адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат. Старший школьный возраст является особенно благоприятным для закладки физических навыков, умений, способностей детей. Очевидно, искать резервы повышения эффективности тренировочного процесса следует в учете особенностей индивидуального развития юных футболистов при совершенствовании физических качеств [1].
Цель исследования: изучение динамики показателей физической подготовленности футболистов Владимирской области
Для решения поставленной цели были использованы методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагоги-
ческий эксперимент, педагогическое тестирование (тесты) и методы мате-матической статистики.
При определении уровня физической подготовленности у футболистов были использованы следующие тесты:
• бег 30 м с высокого старта;
• прыжок в длину с места;
• тройной прыжок с места;
• бег 30 м с ведением мяча;
• поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине («пресс»);
• бег 400 м.
В исследовании приняло участие 38 футболистов 15-18 летнего возраста: 20 футболистов занимающихся в команде «Торпедовец» г. Владимир и 18 в команде «Атлет» г. Вязники Владимирской области.
Результаты исследования. Анализируя динамику результатов исследования было проведено сравнение показателей по всем тестам, определяющим уровень физической подготовленности футболистов команд «Торпедовец» и «Атлет».
При анализе результатов эксперимента выявлено, что у юношей занимающихся футболом в команде «Торпедовец» прирост произошел по всем тестам, но при этом в тесте «поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 сек» результат был статистически не достоверен (р>0,05).
В выполнении упражнения «бег 30 м с высокого старта» юноши команды «Торпедовец» улучшили результат на 0,3 с (р<0,05), (табл. 1).
При прыжке в высоту с места владимирские футболисты показали хороший результат. Они улучшили свой показатель на 13,7 см (р<0,05), (табл. 1).
В тройном прыжке с места прирост в показателях у футболистов команды «Торпедовец» составил 0,5 м и при этом результат является статистически достоверным (р<0,05), (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности футболистов команды «Торпедовец» г. Владимир
за вр ремя эксперимента
№ ТЕСТЫ до эксперимента Х±т после эксперимента Х±т абс. прирост р
1. Бег 30 м с высокого старта, с 4,9±0,1 4,6±0,12 0,3 < 0,05
2. Прыжок в длину с места, см 188,8±0,15 202,5±0,15 13,7 < 0,05
3. Тройной прыжок с места, м 5,70±0,16 6,20±0,18 0,5 < 0,05
4. Бег 30 м с ведением мяча, с 5,9±0,15 5,5±0,11 0,4 < 0,05
5. Поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 с, кол-во раз 24,0±0,22 24,6±0,23 0,6 > 0,05
6. Бег 400 м, с 74,5±0,33 71,8±0,28 2,7 < 0,05
В выполнении теста «30 м с ведением мяча» футболисты г. Владимира улучшили за учебный год свой результат на 0,4 с (р<0,05), (табл. 1).
Выполняя тестовое упражнение «поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 с (пресс)» занимающиеся в команде «Торпедовец» в конце учебного года показали результат, который улучшился на 0,6 с, чем в начале года, но при этом результат не является статистически достоверным (р>0,05), (табл.1).
При пробегании дистанции 400 м занимающиеся футболом в команде «Торпедовец» г. Владимир улучшили свой результат на 2,7 с, что является статистически достоверным (р<0,05), (табл.1).
Таким образом, анализируя динамику полученных результатов после проведенного в течение учебного года педагогического исследования у занимающихся в команде «Торпедовец» произошли достоверные изменения по пяти тестам: «бег 30 м с высокого старта», «прыжок в длину с места», «тройной прыжок с места», «бег 30 м с ведением мяча», «бег 400 м» (р<0,05). Показатели результата теста «поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 с (пресс)» статистически не достоверны (р>0,05), (табл.1).
Для более детального анализа динамики результатов исследования было проведено сравнение показателей по всем тестам, определяющим уровень физической подготовленности у футболистов занимающихся в команде «Атлет» г. Вязники Владимирской области.
Результаты эксперимента показали, что у юношей занимающихся футболом в команде «Атлет» прирост произошел то же по всем показателям, но при этом не все изменения достоверны (табл. 2).
Так, при выполнении упражнения «бег 30 м с высокого старта» футболисты команды «Атлет» улучшили свой результат всего на 0,1 с (р>0,05), (табл.2).
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности футболистов команды «Атлет» г. Вязники за время эксперимента
№ ТЕСТЫ до эксперимента Х±т после эксперимента Х±т абс. прирост р
1. Бег 30 м с высокого старта, с 5,0±0,15 4,9±0,14 0,1 > 0,05
2. Прыжок в длину с места, см 187,5±0,13 191,7±0,13 4,2 < 0,05
3. Тройной прыжок с места, м 5,70±0,16 5,80±0,21 0,1 > 0,05
4. Бег 30 м с ведением мяча, с 6,0±0,18 5,9±0,14 0,1 >0,05
5. Поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 с, кол-во раз 24,3±0,23 26,4±0,25 2, 1 < 0,05
6. Бег 400 м, с 74,9±0,35 73,7±0,31 1,2 > 0,05
При выполнении теста «прыжок в длину с места» учащиеся, занимающиеся футболом г. Вязники улучшили свой результат на 4,2 см (р>0,05), (табл.2).
В тройном прыжке с места у занимающихся футболом в команде «Атлет» прирост в показателях составил 0,1 м и при этом результат статистически не достоверен (р>0,05), (табл. 2).
Выполняя тестовое упражнение «бег 30 м с ведением мяча» юноши команды «Атлет» улучшили за учебный год свой результат на 0,1 с, но при этом результат статистически не достоверен (р>0,05), (табл.2).
При выполнении упражнения «поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 с» занимающиеся футболом в команде «Атлет» в конце учебного года улучшили свой показатель на 2,1 раза, чем в начале года (р<0,05), (табл.2).
У юношей занимающихся футболом в беге на 400 м показатель улучшился на 1,2 с, но при этом результат статистически не достоверен (р>0,05), (табл.2).
Таким образом, при анализе динамики полученных результатов после проведенного в течение учебного года педагогического исследования в команде «Атлет» г. Вязники Владимирской области выявлено, что у футболистов по 7 тестам, характеризующих уровень физической подго -товленности произошли изменения, но эти результаты статистически не достоверны (р>0,05). И только в тесте «поднимание и опускание туловища из положения лежа за 30 сек» произошли изменения, которые являются статистически достоверны (р<0,05), (табл.2).
Заключение. Физическая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которого зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техническим и тактическим грамотным не был футбо -лист, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.
В течение учебного года в командах «Торпедовец» г. Владимир и «Атлет» г. Вязники Владимирской области было проведено тестирование по определению уровня физической подготовленности юных футболистов.
Детальный анализ данных физической подготовленности у футболистов 15-18 лет показал, что произошли положительные сдвиги в обеих командах. Так, более положительные сдвиги произошли у футболистов команды «Торпедовец»: в упражнении «бег 30 м с высокого старта» юноши улучшили результат на 0,3 см (р<0,05); в упражнении «прыжок в длину с места» улучшили результат на 13,7 см (р<0,05); в тесте «тройной прыжок с места» прирост составил 0,5 м (р<0,05); при выполнении упражнения «бег 30 м с ведением мяча» юноши улучшили результат на 0,4 с (р<0,05); в тестовом упражнения «поднимании и опускании туловища из положения лежа за 30 с» учащиеся улучшили результат на 0,6 раз), но при этом результат статистически недостоверен (р>0,05); в тесте «бег 400 м» прирост составил 2,7 с и при этом результат статистически достоверен (р<0,05).
Футболисты команды «Атлет» г. Вязники Владимирской области также улучшились свои результаты, но при этом только в упражнении
«прыжок в длину с места» и в «поднимании и опускании туловища из положения лежа за 30 сек» результаты статистически достоверны -соответственно в прыжке в длину с месса на 4,2 см и в поднимании и опускании туловища из положения лежа за 30 с на 2.1 раза (р<0,05).
При выполнении упражнения «бег 30 м с высокого старта» юноши улучшили результат на 0,1 с (р>0,05); в контрольном испытании «тройной прыжок с места» прирост составил 0,1 м - (р>0,05); при выполнении упражнения «бег 30 м с ведением мяча» учащиеся улучшили результат на 2,1 с (р>0,05); в контрольном испытании «бег 400 м» у занимающихся прирост составил 1,2 с (р>0,05).
Литература
1. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. М. : Человек. 2009. 272 с.
2. Семенов Л. А. Мониторинг и проблемы физического воспитания детей и подростков // Физическая культура в школе. 2014. № 2. С. 15.
3. Сучилин А. А. Система подготовки футбольного резерва. М. : Физкультура и спорт. 2012. 128 с.
4. Шамардин В. Н. Система подготовки юных футболистов. М. : Пороги, 2001. 104 с.
References
1. Godik M. A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football players]. Moscow, Man Publ., 2009, 272 p.
2. Semenov L. A. Monitoring i problemy fizicheskogo vospitaniya detey i podrostkov [Monitoring and problems of physical education of children and adolescents]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture in school, 2014, no. 2, pp. 15.
3. Suchilin A. A. Sistema podgotovki futbol'nogo rezerva [Football reserve training System]. Moscow, Physical culture and sport, 2012, 128 p.
4. Shamardin V. N. Sistema podgotovki yunykh futbolistov [System of training of young football players]. Moscow, Thresholds Publ., 2001, 104 p.