Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РАЗВИТИЕ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / СПОСОБНОСТИ / ФУТБОЛИСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султонов Б.А., Абдумуродов Ф.А.

В статье рассматривается умение работать в команде. В статье освещаются психологические особенности развития способности к работе в спортивной команде подростков и юношей, играющих в футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERACTION IN FOOTBALL TEAMS

The article considers the ability to work in a team. The article highlights the psychological peculiarities of the development of the ability to work in a sports team of adolescents and youths playing football.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ»

Султонов Б.А. преподаватель факультет физической культуры Джизакский государственный педагогический институт

Абдумуродов Ф.А., магистр факультет физической культуры Джизакский государственный педагогический институт

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В

ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ

Sultonov B.A. teacher

faculty of physical culture Jizzakh State Pedagogical Institute Abdumurodov F.A.

master

faculty of physical culture Jizzakh State Pedagogical Institute

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERACTION IN FOOTBALL

TEAMS

Summary. The article considers the ability to work in a team. The article highlights the psychological peculiarities of the development of the ability to work in a sports team of adolescents and youths playing football.

Keywords: psychological characteristics; development; teamwork; ability; footballer.

В видах спорта, предполагающих работу в команде, чрезвычайную важность обретает развитие у спортсменов необходимых для этого умений, способностей и личностных особенностей.

В психологической науке изучаются уровни развития спортивных команд, малые группы и коллективы, структура спортивной группы, социально психологические аспекты комплектования спортивных команд, лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды. Рассматриваются психологический климат, сплоченность спортивной команды и успешность спортивной деятельности, конфликты в спортивной команде и за ее пределами, социально психологические особенности принятия тренером команды [7, с. 209-244]. Подвергаются измерению, анализу и изменению взаимоотношения в спортивных группах и командах, пути предупреждения и разрешения конфликтов в общении

членов команды. Предлагаются методы организации социальнопсихологического тренинга взаимовлияний в команде [5, с. 195— 132].

Формировать способность к командной работе необходимо с детства. В фокус исследования нами были помещены подростки и юноши, играющие в футбол. Ими и их тренерами в качестве наиболее важного личностного свойства спортсмена, играющего в футбольной команде, была обозначена ответственность. В психологии социальная ответственность личности рассматривается каккачество, характеризующее ее социальную типичность [8, с. 89]. При этом подчеркивается, что для формирования личной ответственности, как определяющей процесс социализации личности и проявляющейся в общественно значимой деятельности, особое значение имеет подростковый возраст с возникающими в нём идеальными образцами поведения, в котором создается нравственная основа, позволяющая человеку самому управлять своим поведением и развитием [9, с. 192].

В работах ученых ответственность фигурирует как нравственная основа личностного развития молодежи [4, с. 133], обозначается и исследуется как один из важнейших параметров нравственноволевого развитие подростков [1, с. 129]. Поэтому сложно переоценить значимость для процесса воспитания и развития подростков развитости у их тренеров ответственности [3, с. 144]. Развитие способностей к командной работе предполагает развитие тенденции к доминированию и стремления к достижениям как стремления к активно выраженной личностной позиции, проявляющейся в совместной деятельности внутри команды. Важными параметрами являются эмоциональная устойчивость спортсменов как эмоциональная неподверженность деструктивным влияниям, а также коммуни кативная компетентность как развивающийся и в значительной мере осознаваемый межличностный опыт. Умеренность потребности в поддержке и одобрении и готовность к командному взаимодействию с высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности тоже обеспечивают успех предстоящей деятельности [2, с. 110]. Важными эти параметры являются и для начинающих футболистов.

В результате проведенного эмпирического исследования, при сравнении показателей начинающих футболистов и не спортсменов, нами было выявлено, что у футболистов в сравнении с теми, кто не занимается спортом, в большей мере развита способность к командной работе, тенденция к доминированию и достижениям, эмоциональная устойчивость, готовность к командному взаи модействию. У них так же, как и у не спортсменов, в меньшей мере развита потребность в поддержке и одобрении, коммуникативная компетентность. У футболистов, в сравнении с не спортсменами, развитие способности к командной работе в

большей мере связано с развитием тенденции к доминированию, готовностью к командному взаимодействию. У футболистов, в сравнении с не спортсменами, развитие способности к командной работе в меньшей мере связано с развитием потребности в поддержке и одобрении. Было выявлено, что у начинающих футболистов степень развития способности к командной работе специфическим образом обусловлена развитием тенденции к доминированию и стремлением к достижениям, эмоциональной устойчивостью, коммуникативной компетентностью, потребностью в поддержке и одобрении, готовностью к командному взаимодействию. У них развитие способности к командной работе предполагает согласованность в развитии таких личностных особенностей, как мотивация успеха, стрессоустойчивость, импульсивность, нравственность, способность принимать решения и способность правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Использованные источники:

1. Баубекова К. Н. Нравственноволевое развитие подростков, занимающихся восточными боевыми единоборствами // Социосфера: науч.-метод. и теоретич. журнал. - Пенза: Социосфера. - 2013. -

2. № 4. С. 129-130.

3. Барциц Б. Б. Развитие способностей государственных служащих к командной работе //

4. Акмелогия: научно-практич. журнал. - 2008. - № 2(26). - С. 108-114.

5. Брюхова Н. Г. Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути для личностно- профессионального развития и совершенствования специалиста системы профессий «человек - человек». Гл. 4. // Брюхова Н. Г. и др. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личност и: моногр. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 95-150.

6. Брюхова Н. Г., Ильященк о Ю. В. Ответственность как нравственная основа личностного развития молодёжи // Социосфера: науч.-метод. и теоретич. журнал. - Пенза: Социосфера. - 2013. -

7. № 4. - С. 133-134.

8. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

9. Доценк о Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.

10. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

11. Муздыбаев К. Психология ответственности. - М.: Наука, 1983. - 240 с.

12. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. - М.: Международная академия, 1994. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.