Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / FAMILY / FUNCTIONAL FAMILY / DYSFUNCTIONAL FAMILY / RELATIONS BETWEEN CHILDREN AND PARENTS / PARENTAL ATTITUDES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуляева А.Г.

В статье дается психологическая характеристика функциональных и дисфункциональных семей. В данной статье мы рассматриваем основные виды родительского воспитания как детерминанты функциональности в семейной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FUNCTIONAL AND DYSFUNCTIONAL FAMILY

The article provides the psychological characteristics of functional and dysfunctional families. In this article, we consider the main types of parenting as determinants of functionality in the family system.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК: 159.9. 316.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ

Гуляева А.Г., студент группы З-12Пс(б)СП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: gulyaeva-a.g@mail.ru

Научный руководитель: Биктина Н.Н., к. псих. н., доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье дается психологическая характеристика функциональных и дисфункциональных семей. В данной статье мы рассматриваем основные виды родительского воспитания как детерминанты функциональности в семейной системе.

Ключевые слова: семья, функциональная семья, дисфункциональная семья, отношения детей и родителей, родительские установки.

На сегодняшний день развитие современного российского общества имеет кризисный характер, который характеризуется финансовой и моральной нестабильностью, наличием диссонанса во всех сферах жизни, и подвергается изменениям многих привычных устоев общения между людьми, включая семейные, взаимоотношения детей и родителей.

В. Бойчева раскрывает термин семьи через отношения, которые начинаются с момента ее создания. Семья - это органическое единство самых разнообразных отношений: половых, экономических, моральных, правовых, эмоциональных. В.М. Целуйко связывает понятие «семья» со стереотипами взаимодействий. По Л.С. Выготскому, развитие происходит в результате интериоризации прожитого опыта и межличностных отношений между индивидами. Так, непосредственно во взаимодействии со взрослым членом семьи возможна передача исторически-культорного опыта и, как следствие, становление необходимости в привязанности у ребенка. Отсюда, важный момент - наблюдаем взаимодействие ребенка и родителя. Ряд исследователей рассматривает семейное воспитание как некое обучение ребенка, перенятие опыта и представлений об окружающей среде и мире в целом.

Одним из основных факторов взросления детей является семейное воспитание (по С.В. Ковалеву), комплекс целенаправленных педагогических действий, направленных на обучение ребенка. Д.О. Дзинтере и Л.В. Загик отмечают, что родителям нужно желать и уметь на практике воспроизводить задачи и ставить цели воспитания, тем самым организовывая индивидуальную и общую (семейную) деятельность для ребенка. Этот метод создает хорошие условия для того, чтобы у ребенка дошкольного возраста формировалась позиция активного члена семейного коллектива. Ряд исследователей анализирует структуру семейной ячейки общества в качестве фактора, который имеет влияние на детей с позиции: наличия в семье папы, множественности поколений в семье, и позиции ребенка как единственного, младшего или старшего [5, 6].

В роли главных факторов воспитания в семье также можем обозначить следующие особенности: внутренняя атмосфера семьи; эмоциональный окрас в отношениях между детьми и родителями; деятельность, которой заняты члены семьи; сама воспитательная деятельность, направленная на ребенка; структура семьи. Исследователи рассматривают от 2 до 6 основных различных функций семьи.

Так по С.В. Ковалеву, все функции семьи можно свети к двум основным: репродуктивной и воспитательной, т.е. к физическому и духовному воспроизводству. Другие

авторы также ставят на первое место функцию воспроизведения или репродуктивную. Влияющее воспитание родителей и стремление ребенка к подражанию старшим членам семьи, играют, по-видимому, значимую роль в формировании будущего поведения и личностных особенностей у детей.

Многие авторы рассматривают также влияние семьи на становление у детей Я-концепции. Если представления ребенка о каких-то присущих ему качествах наталкиваются на неодобрительную оценку со стороны значимых ему старших людей, они могут быть отвергнуты или изменены. Большинством исследователей подчеркивается значение семейного воспитания в усвоении ролевого поведения. О вкладе семьи в становление психического пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций писал В.Титаренко, Р. Муксинов. Последний отмечает важность присутствия обоих родителей в семье для полноценного усвоения роли.

В наше время девочки и мальчики чаще всего обладают мужественными и женственными чертами, что в психологии обозначается термином «андрогинность». Порядки и устои общества сегодня позволяют считать андрогинность нормой. Сандра Бем придерживается мнения, что скорее даже стоит ребенку стать андрогинным(-ой), для того чтобы вместить в себе лучшие черты обеих ролей (мужской и женской). Так, например, современные мальчики и девочки выбирают для себя такие качества как, забота о людях, умение сочувствовать, сильная личность, понимание других, жизнерадостность, способность помочь и другие, которые являются необходимыми для жизни. Эти качества присущи как мальчикам, так и девочкам и призваны только помогать строить счастливые отношения.

Феминные девочки и мальчики выделили у себя застенчивость, нежность, умение уступать, теплоту, сердечность, мягкость, нелюбовь к ругательствам. Преобладание феминных качеств у мужчин начинает становиться нормой, т.к. в наше время женщины стали независимыми и берут на себя роль главы семьи. А мужчинам ничего не остается делать, как приобретать качества, которые характеризуют женский пол. Таким образом, мальчикам нужно становиться быть более мужественными, чтобы не создавались со временем стереотипы о том, что мужской пол сейчас слабый, беззащитный, нежный и так далее.

Маскулинность в очень маленькой степени преобладает у мальчиков. Всё таки на первый план выходит андрогинность. На наш взгляд, если тенденция андрогинности будет возрастать (а в связи с тем, что сейчас даже мода опирается на андрогинность, например, одежда унисекс) равенство полов будет приобретать большие масштабы. В исследовании, которое мы провели, девочки и мальчики показали результаты характерные для современного общества.

Устоявшиеся столетиями мнения имеют большинство положительных особенностей и приверженцев, чем стереотипы современного человека. Это может быть связано с тем, что стереотипы нам диктует СМИ и общество в целом, а также какие характеристики девочки и парни приписывают другому человеку, исходя из своих личных мнений. Типичные стереотипы больше похожи на описание идеализированных мужчину и женщину. Однако мужскими и женскими особенностями испытуемые описывали лишь характер человека, и совсем не обозначили отношение друг к другу или к каким-либо вещам.

От психологического пола зависит, какие стереотипы испытуемые приписывали своему и человеку противоположного пола. Маскулинные мальчики выделяли качества, которые больше всего подходят мужчинам, а феминные девочки - такие черты, которые подходят женщинам и только им. А вот андрогинные и девочки, и мальчики выделяли стереотипы, которые характерны для мужского и женского пола одновременно.

Представления о маскулинном и феминном поведении всё-таки определяется психологическим полом. Столетиями люди создавали устоявшиеся мнения об образе мужчины и женщины, которые и на сегодняшний день могут быть использованы для

обращения к женскому или мужскому полу, несмотря на индивидуальные особенности и возраст. Данные мнения затрагивают как личностные качества мужчины и женщины, а также особенности поведения человека.

Итак, мы можем смело предположить, что на сегодняшний день в обществе мы наблюдаем прирост родительской безответственности, а также рост числа родителей, которые не справляются со своими родительскими функциями. Однако следует помнить, что ребенок получает полноценное развитие именно в гармоничной, так называемой, функциональной семье [2].

Под функциональной семьей в рамках данной статьи мы будем понимать семью, которая в достаточной степени выполняет и реализует требуемые обществом функции (воспитательную, репродуктивную, бытовую или хозяйственную, терапевтическую, эмоциональную, половую функцию, а также функцию организации досуга и базового социального контроля). Исходя из данного определения, под дисфункциональной семьей мы будем понимать семью, которая перекладывает (частично или полностью) исполнение своих семейных функций на окружающее общество. Дисфункциональные семьи - это чаще всего семьи, где имеются конфликты, они постепенно становятся полностью противоположными счастливым семьям. Дисфункциональная семья - довольно закрытая система, в которой присутствуют жесткие рамки в поведении, эти правила со временем не меняются, а имеющиеся проблемы в данной семье не решаются [4].

В рамках каждой семьи (функциональной или какой-либо другой) присутствуют определенные типы взаимоотношений, в том числе и отношения детей и родителей. Под таким типом отношений мы будем понимать такие, которые можно охарактеризовать:

- высокой эмоциональной значимостью данных отношений, причем, и для ребенка, и для взрослого;

- изменчивостью отношений в диаде «родитель-ребенок»;

- изменчивостью этого типа отношений с течением роста ребенка [3].

А.Я. Варга и В.В. Столин указывают иные виды отношений детей и родителей, такие как: принятие - отторжение, семейная кооперация, так называемый симбиоз, авторитарное воспитание ребенка, и роль маленького неудачника.

Родительское мнение или установки - это глубоко изученная сторона отношений между ребенком и родителем. Под такими позициями принято воспринимать систему эмоциональных взаимоотношений родителя к ребенку, а также восприятие папы и мамы к детям и поведенческие сценарии по отношению к нему [1].

Исходя из вышеизложенного мы можем предположить, что семья будет считаться дисфункцинальной в том случае, если в ней будет проявляться дисгармоничный тип взаимоотношений детей и родителей.

Литература

1. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. -

296 с.

2. Биктина, Н.Н. Восприятие родителей детьми, оставшимися без их попечения / Н.Н. Биктина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-8. - С.1714-1719.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. - М., 2014. - 325 с.

4. Венгер, Л.А. Психология. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Прогресс, 2011. -

346 с.

5. Вишняков, А.И. Психологические особенности отношения подростков к родителям и формы их социальной направленности / А.И. Вишняков, М.О. Артамонова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 665.

6. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. -М., 2010. - 512 с.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В

ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Медведев А.В., студент группы З-12Пс(б)СП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: amedvedevone@gmail.com

Научный руководитель: Логутова Е.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье рассматривается особенности адаптации обучающихся старших классов к профильной школе. Описываются диагностические методики, дающие возможность отслеживать процесс адаптации обучающихся к профильному обучению, результаты которых можно использовать для своевременной коррекции и консультирования школьников, родителей и педагогов.

Ключевые слова: профильное обучение, адаптация, жизнестойкость.

В настоящее время важнейшим социальным требованием к современным общеобразовательным учебным заведениям, заявленным в концепции модернизации российского образования, является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешной социализации и активной адаптации в обществе. Первостепенной воспитательной задачей школы на сегодняшний день становится адаптация выпускника к жизни. В контексте образования это означает воспитание личности мыслящей, не поддающейся различным манипуляциям, ответственной за свой выбор, отличающейся разносторонней культурой, творческой и социальной мобильностью [2].

Адаптация (от лат, adapto - приспособление) - одно из центральных понятий таких наук как биология, физиология, психология и других наук, изучающих живые организмы и особенно человека. Процесс адаптации является непрерывным так как, это явление, как правило, связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. За время обучения в школе ребенок трижды переживает такие периоды: начало школьного обучения, переход в среднее звено школы и переход к профильному обучению в старших классах [1, 4].

Начало профильной подготовки обучающихся отличатся не только изменением учебной нагрузки на новой ступени образования, но и новым составом класса и педагогов. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, поэтому и обучающиеся переживают эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое состояние называют состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие интеллектуальных и личностных решений [3].

Приспособление старшеклассников системе профильной подготовки предполагает:

- актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;

- создать условия для развития прикладных умений;

- содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки;

- способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия.

В рамках психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся в профильных классах «МОАУ» Лицей №1» г. Оренбурга проведено диагностическое обследование школьников с помощью анкеты отношения «Я и моя школа» и методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.

Анализ анкеты для учащихся «Я и моя школа», позволил выявить качественные характеристики отношения десятиклассников к обучению в школе в новом для себя качестве - учеников профильной школы.

В организации учебного процесса и реализации профильной направленности подготовки для старшеклассников в качестве приоритетных были выделены следующие позиции:

1. Я целенаправленно продвигаюсь вперед в освоении новых знаний.

2. За результаты своего обучения ответственен я.

3. В школе мы не только получаем знания, но и учимся умению взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе.

4. Меня устраивают условия для учебных занятий, созданные в школе.

5. В моей школе уютно, красиво и чисто

6. Моя школа успешно сотрудничает с образовательными организациями, предприятиями, школами, центрами творчества и т.д.

7. Большинство учителей относится ко мне с пониманием и уважением.

8. Мои отношения с некоторыми учителями можно назвать уважительными и доверительными.

9. Большинство учителей нашей школы вызывают симпатию и доверие.

10. Наша школа считается престижной в микрорайоне (городе).

11. За время моего обучения в школе произошли изменения в лучшую сторону.

12. В нашей школе созданы условия для творческой деятельности учащихся.

Наряду с позитивным, доброжелательным отношением к учебному учреждению,

обучающиеся выделили и наиболее «проблемные» позиции, среди которых:

1. Мне нередко на занятиях бывает скучно и утомительно.

2. Новый учебный материал учителя излагают неинтересно и неэмоционально.

3. Результаты моей учебной деятельности оцениваются учителями необъективно, несправедливо.

4. В школе отсутствует возможность интересно проводить свободное от занятий

время.

5. Учебная нагрузка в моей школе распределяется неравномерно в течение недели.

6. Я испытываю боязни и страха, когда учитель вызывает меня к доске.

7. В школе у меня мало друзей, с которыми мне приятно и радостно общаться.

Результаты анкетирования дают возможность в целом оценить общий уровень

психологического комфорта обучающихся профильных классов, а также информацию для анализа состояния процесса обучения в профильных классах администрацией и педагогами школы.

Выявление адаптационных возможностей обучающихся 10 технологического и 10 социально-экономического классов осуществлялось с помощью методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д А. Леонтьева. Результаты исследования позволили выявить уровень жизнестойкости в трех компонентах: вовлеченность, контроль, принятие риска (таблицу 1 ).

Результаты проведенного исследования показывают, что абсолютное большинство обучающихся в 10-х профильных классах продемонстрировали средний уровень сформированности всех компонентов жизнестойкости, что позволяет предположить, что учащиеся старшеклассники могут успешно справляться с эмоционально напряженными, стрессовыми ситуациями, особенно в процессе учебной деятельности. Особенно характерным для данной группы школьников является такой компонент как «принятие

риска», то есть готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться и из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.

Таблица 1 - Результаты исследования уровней жизнестойкости обучающихся 10-х классов (n=57)_

Компоненты/ уровни Высокий Средний Низкий

Вовлеченность 16% 63% 21%

Контроль 16% 68% 16%

Принятие риска 32% 53% 15%

Жизнестойкость 21% 63% 16%

Качественный анализ, проведенной методики показал наличие школьников с низким уровнем жизнестойкости, что может свидетельствовать о низких адаптивных возможностях личности. Для дальнейшей работы с данной группой обучающихся и успешной адаптации к профильному обучению рекомендуется провести дополнительную диагностическую работу эмоциональной напряженности (тревожности) и индивидуальное консультирование школьников с целью выявления причин низкого уровня жизнестойкости и профилактики дезадаптации.

Литература

1. Кривошапкина, Л.А. Проблема адаптации школьников младшего школьного возраста /Л.А. Кривошапкина // Материалы конкурса «Открытый урок. Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630190/ - (дата посещения: 05.03.2017).

2. Логутова, Е.В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов / Е.В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. - 2015. - № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23869. - (дата посещения: 05.03.2017).

3. Логутова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучения учащихся в университетских профильных классах / Е.В. Логутова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно -методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 3597-3561.

4. Сергеева, Е.Н. Особенности психологической безопасности бразовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза / Е.Н. Сергеева, А.И. Вишняков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82. - С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.