Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ACCOUNTING PROGRAM / ACCOUNTANT / COMPARISON / ADVANTAGES / DISADVANTAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева А.В.

В статье рассматривается особенности адаптации обучающихся старших классов к профильной школе. Описываются диагностические методики, дающие возможность отслеживать процесс адаптации обучающихся к профильному обучению, результаты которых можно использовать для своевременной коррекции и консультирования школьников, родителей и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION OF SENIOR PUPILS TO TRAINING IN PROFILE SCHOOL

The article discusses the features of the adaptation of high school students to the profile school. Diagnostic methods are described that make it possible to monitor the process of adaptation of students to specialized education, the results of which can be used for timely correction and counseling of schoolchildren, parents and teachers

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В

ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Медведев А.В., студент группы З-12Пс(б)СП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: amedvedevone@gmail.com

Научный руководитель: Логутова Е.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

В статье рассматривается особенности адаптации обучающихся старших классов к профильной школе. Описываются диагностические методики, дающие возможность отслеживать процесс адаптации обучающихся к профильному обучению, результаты которых можно использовать для своевременной коррекции и консультирования школьников, родителей и педагогов.

Ключевые слова: профильное обучение, адаптация, жизнестойкость.

В настоящее время важнейшим социальным требованием к современным общеобразовательным учебным заведениям, заявленным в концепции модернизации российского образования, является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешной социализации и активной адаптации в обществе. Первостепенной воспитательной задачей школы на сегодняшний день становится адаптация выпускника к жизни. В контексте образования это означает воспитание личности мыслящей, не поддающейся различным манипуляциям, ответственной за свой выбор, отличающейся разносторонней культурой, творческой и социальной мобильностью [2].

Адаптация (от лат, adapto - приспособление) - одно из центральных понятий таких наук как биология, физиология, психология и других наук, изучающих живые организмы и особенно человека. Процесс адаптации является непрерывным так как, это явление, как правило, связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. За время обучения в школе ребенок трижды переживает такие периоды: начало школьного обучения, переход в среднее звено школы и переход к профильному обучению в старших классах [1, 4].

Начало профильной подготовки обучающихся отличатся не только изменением учебной нагрузки на новой ступени образования, но и новым составом класса и педагогов. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, поэтому и обучающиеся переживают эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое состояние называют состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие интеллектуальных и личностных решений [3].

Приспособление старшеклассников системе профильной подготовки предполагает:

- актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения старшеклассников;

- создать условия для развития прикладных умений;

- содействовать формированию умений самоконтроля и самооценки;

- способствовать закреплению коммуникативных навыков в условиях межличностного взаимодействия.

В рамках психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся в профильных классах «МОАУ» Лицей №1» г. Оренбурга проведено диагностическое обследование школьников с помощью анкеты отношения «Я и моя школа» и методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева.

Анализ анкеты для учащихся «Я и моя школа», позволил выявить качественные характеристики отношения десятиклассников к обучению в школе в новом для себя качестве - учеников профильной школы.

В организации учебного процесса и реализации профильной направленности подготовки для старшеклассников в качестве приоритетных были выделены следующие позиции:

1. Я целенаправленно продвигаюсь вперед в освоении новых знаний.

2. За результаты своего обучения ответственен я.

3. В школе мы не только получаем знания, но и учимся умению взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе.

4. Меня устраивают условия для учебных занятий, созданные в школе.

5. В моей школе уютно, красиво и чисто

6. Моя школа успешно сотрудничает с образовательными организациями, предприятиями, школами, центрами творчества и т.д.

7. Большинство учителей относится ко мне с пониманием и уважением.

8. Мои отношения с некоторыми учителями можно назвать уважительными и доверительными.

9. Большинство учителей нашей школы вызывают симпатию и доверие.

10. Наша школа считается престижной в микрорайоне (городе).

11. За время моего обучения в школе произошли изменения в лучшую сторону.

12. В нашей школе созданы условия для творческой деятельности учащихся.

Наряду с позитивным, доброжелательным отношением к учебному учреждению,

обучающиеся выделили и наиболее «проблемные» позиции, среди которых:

1. Мне нередко на занятиях бывает скучно и утомительно.

2. Новый учебный материал учителя излагают неинтересно и неэмоционально.

3. Результаты моей учебной деятельности оцениваются учителями необъективно, несправедливо.

4. В школе отсутствует возможность интересно проводить свободное от занятий

время.

5. Учебная нагрузка в моей школе распределяется неравномерно в течение недели.

6. Я испытываю боязни и страха, когда учитель вызывает меня к доске.

7. В школе у меня мало друзей, с которыми мне приятно и радостно общаться.

Результаты анкетирования дают возможность в целом оценить общий уровень

психологического комфорта обучающихся профильных классов, а также информацию для анализа состояния процесса обучения в профильных классах администрацией и педагогами школы.

Выявление адаптационных возможностей обучающихся 10 технологического и 10 социально-экономического классов осуществлялось с помощью методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д А. Леонтьева. Результаты исследования позволили выявить уровень жизнестойкости в трех компонентах: вовлеченность, контроль, принятие риска (таблицу 1).

Результаты проведенного исследования показывают, что абсолютное большинство обучающихся в 10-х профильных классах продемонстрировали средний уровень сформированности всех компонентов жизнестойкости, что позволяет предположить, что учащиеся старшеклассники могут успешно справляться с эмоционально напряженными, стрессовыми ситуациями, особенно в процессе учебной деятельности. Особенно характерным для данной группы школьников является такой компонент как «принятие

риска», то есть готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться и из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.

Таблица 1 - Результаты исследования уровней жизнестойкости обучающихся 10-х классов (n=57)_

Компоненты/ уровни Высокий Средний Низкий

Вовлеченность 16% 63% 21%

Контроль 16% 68% 16%

Принятие риска 32% 53% 15%

Жизнестойкость 21% 63% 16%

Качественный анализ, проведенной методики показал наличие школьников с низким уровнем жизнестойкости, что может свидетельствовать о низких адаптивных возможностях личности. Для дальнейшей работы с данной группой обучающихся и успешной адаптации к профильному обучению рекомендуется провести дополнительную диагностическую работу эмоциональной напряженности (тревожности) и индивидуальное консультирование школьников с целью выявления причин низкого уровня жизнестойкости и профилактики дезадаптации.

Литература

1. Кривошапкина, Л.А. Проблема адаптации школьников младшего школьного возраста /Л.А. Кривошапкина // Материалы конкурса «Открытый урок. Первое сентября». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630190/ - (дата посещения: 05.03.2017).

2. Логутова, Е.В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов / Е.В. Логутова // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. - 2015. - № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23869. - (дата посещения: 05.03.2017).

3. Логутова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучения учащихся в университетских профильных классах / Е.В. Логутова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно -методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 3597-3561.

4. Сергеева, Е.Н. Особенности психологической безопасности бразовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза / Е.Н. Сергеева, А.И. Вишняков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82. - С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.