Научная статья на тему 'Психологическая готовность учителя к использованию форм совместной продуктивной деятельности'

Психологическая готовность учителя к использованию форм совместной продуктивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность учителя к использованию форм совместной продуктивной деятельности»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

средственного решения конкретных профессиональных или служебных задач, связанных с получением некоторого осязаемого результата.

Харизматичность управленца позволяет ему в минимальные сроки объединить людей на осуществление задач, представляющих для него практический интерес. Однако при этом управленец, зачастую, игнорирует интересы людей в угоду своих карьерных планов, обладает завышенной самооценкой, настроен на априорное принятие окружающими его взглядов на мир и демонстрирует резкое неприятие любой оппозиции себе.

Являясь ведущим фактором карьерной успешности управленцев высшего звена, харизматичность может стать ориентиром психологического сопровождения карьерного роста управленца. Нами разработана модель психологического сопровождения карьерного роста управленца, включающая развитие и сохранение харизматичности как фактора карьерной успешности. На основе данной модели разработана и апробирована программа психологического сопровождения карьерного роста управленца, показавшая свою эффективность.

В.В. Ершова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема внедрения в учебный процесс форм совместной продуктивной деятельности стала разрабатываться более тридцати лет назад, но как показывает анализ научных источников и обобщение педагогического опыта, широкого применения указанные формы не получили. Более того, до сих пор остаются мало разработанными ряд вопросов, касающихся подготовки учителей к использованию инноваций. Существующие исследования в основном посвящены подготовке будущих учителей в ходе обучения в вузе. В связи с этим изучение особенностей переподготовки педагогических кадров в русле грамотного использования форм продуктивной совместной деятельности является актуальной.

Исследовав работы, посвященные формированию психологической готовности мы пришли к выводу, что под психологической готовностью к использованию форм совместной продуктивной деятельности мы понимаем комплексное психологическое образование включающее в себя следующие виды готовности: мотивационную (связанную с наличием у педагогов мотивов на применение форм совместной продуктивной деятельности в процессе обучения подростков); гностическую (связанную с наличием знаний в области применения форм совместной продуктивной деятельности в процессе обучения подростков); деятельностную (связанную с наличием умений и навыков в области применения форм совместной продуктивной деятельности в процессе обучения подростков); оценочно-рефлексивную (связанную с самооценкой уровня гностической и деятельностной готовности и коррекцией уровня готовности в сторону ее повышения).

В ходе нашего исследования были изучены некоторые особенности психологической готовности учителей с разным стажем работы в школе.

Педагогам была предложена анкета «Применение форм совместной продуктивной деятельности в учебном процессе». Система вопросов, представленная в анкете, позволила получить данные, которые касались: знаний и представлений педагогов о формах совместной продуктивной деятельности; применения педагогами форм совместной продуктивной деятельности в процессе обучения подростков; мнений педагогов о необходимости применения форм совместной продуктивной

Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики

деятельности в учебном процессе; желании педагогов получить более полную информацию о формах совместной продуктивной деятельности, методике их применения в учебном процессе и методике оценки их усвоения.

Как видно из представленных ниже данных уровень психологической готовности довольно низок для всех представленных групп учителей (см. таблицу).

Результаты анкетирования педагогов

Содержание анкетирования Педагоги со стажем работы от 1 до 3 лет (%) Педагоги со стажем работы от 3 до 5 лет (%) Педагоги со стажем работы от 5 до 10 лет (%)

Представления педагогов о формах совместной продуктивной деятельности - имеют глубокое представление 0%; - имеют поверхностное представление 75%; - слышали, но в чем конкретно заключаются, не знают 25%; - не имеют никакого представления 0%. - имеют глубокое представление 0%; - имеют поверхностное представление 60%; - слышали, но в чем конкретно заключаются, не знают 40%; - не имеют никакого представления 0%. - имеют глубокое представление 0%; - имеют поверхностное представление 34%; - слышали, но в чем конкретно заключаются, не знают 66%; - не имеют никакого представления 0%.

Применение педагогами ФСПД в процессе обучения подростков - постоянно применяют в учебном процессе 0%; - пробовали применять, но по какой-то причине перестали использовать 50%; - никогда не применяли в учебном процессе 50%. - постоянно применяют в учебном процессе 0%; - пробовали применять, но по какой-то причине перестали использовать 40%; - никогда не применяли в учебном процессе 60%. - постоянно применяют в учебном процессе 0%; - пробовали применять, но по какой-то причине перестали использовать 34%; - никогда не применяли в учебном процессе 66%.

Мнения педагогов о необходимости применения ФСПД в учебном процессе - считают необходимым и целесообразным применять в учебном процессе 75%; - имеют такое слабое представление, что это не позволяет ответить на этот вопрос 25%. - считают необходимым и целесообразным применять в учебном процессе 60%; - имеют такое слабое представление, что это не позволяет ответить на этот вопрос 40%. - считают необходимым и целесообразным применять в учебном процессе 34%; - имеют такое слабое представление, что это не позволяет ответить на этот вопрос 66%.

Желание педагогов получить более полную информацию о ФСПД, методике их применения в учебном процессе и методике оценки их усвоения - хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 100%; - сомневаются в такой необходимости 0%; - однозначно не хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 0%. - хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 100%; - сомневаются в такой необходимости 0%; - однозначно не хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 0%. - хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 100%; - сомневаются в такой необходимости 0%; - однозначно не хотели бы получить более полную информацию о ФСПД 0%.

Это показало необходимость специальной работы по формированию психологической готовности учителей к применению в учебном процессе форм продуктивной совместной деятельности.

И.Н. Зотова

ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Основа коммуникативной компетентности - это умение встать на точку зрения партнера, строить общение так, чтобы оно было понято и принято собеседником. Определение, предложенное Ю.А. Коневым, дает представления об условиях коммуникации, оказывающих влияние на эффективность общения. С точки зрения исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.