Научная статья на тему 'Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе'

Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / DEVIANT BEHAVIOR / RISK GROUP / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION / SUBSTANCE USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Елена Александровна, Шершнёва Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде. Предложен социально-педагогический проект профилактики наркозависимости несовершеннолетних, который реализован студентами – будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики, выявлена его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова Елена Александровна, Шершнёва Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projective approach to drug prevention minorsin schools

Article deals with the problem of drug abuse and its prevention among adolescents. Proposed socio-pedagogical project drug prevention Juvenile, which is implemented by students-future social teachers in the process of socio-pedagogical practice, revealed its efficacy.

Текст научной работы на тему «Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75275

УДК 37.013.42:351.761.3

Шаталова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул shatel84@inbox.ru

Шершнёва Татьяна Александровна,

студентка IV курса Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул tatvanashershneva@mail.ru

Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркозависимости и ее профилактики в подростковой среде. Предложен социально-педагогический проект профилактики наркозависимости несовершеннолетних, который реализован студентами -будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики, выявлена его эффективность.

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение, группа риска.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современном российском обществе продолжает оставаться актуальной проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними. Разработка программ профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними, является одним из приоритетных направлений в области образования, так как самым действенным средством являются превентивные мероприятия, ориентирующие человека на здоровый образ жизни, на умение поддерживать тонус организма и устойчивое душевное состояние.

Под психоактивным веществом понимается любое химическое вещество, способное при однократном приеме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение, восприятие, поведение окружающего, либо другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приеме -психическую и физическую зависимость.

В России по официальным сведениям общее число лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества оценивается в 8,5 млн человек. В России из 110 тыс. осуждённых за наркопреступления всего лишь 25 тыс. проходят курс реабилитации. Отсутствие действенной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей приводит к тому, что после лечения на реабилитацию направляется не более 5% больных (Постановление от 12 сентября 2013 года № 801). По официальным данным 16% учащихся хотя бы раз в жизни пробовали наркотики, около 2% употребляют их регулярно.

Решить проблему употребления психоактивных веществ детьми и подростками только с помощью медицинских, юридических и запретительных ограничений невозможно. Основное сосредоточение усилий должно быть связано с воспитанием личностной устойчивости к соблазну употребления ПАВ [1]. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике употреб-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ления психоактивных веществ, которая во многом зависит от форм и методов её проведения. На первый план выдвигается проблема профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних образовательных учреждений. Профилактика употребления психоактивных веществ является одним из основных направлений деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы научить несовершеннолетних отказываться от пагубных соблазнов и пристрастий.

Современные профилактические программы дают возможность обучаться новым формам поведения, повышать стрессоустойчивость, развивать способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.

Добиться положительного результата удается не отдельными воспитательными мероприятиями, а применением целой системы средств, используемых на протяжении длительного периода. Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетних будет мало эффективной, если учащегося рассматривать лишь как объект, а не субъект воспитания, если он не будет сам стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ в организованную, активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха превентивных мероприятий [3].

На основе уже существующих проектов профилактики употребления психоактивных веществ, в процессе социально-педагогической практики, нами был разработан и апробирован социально-педагогический проект по профилактике наркозависимости несовершеннолетних «Мы выбираем ЖИЗНЬ». При разработке данного социально-педагогического проекта мы учитывали возрастные психофизиологические особенности несовершеннолетних, а также попытались учесть и то, что он должен отвечать определенным требованиям, а именно, его реализация должна осуществляться не только в виде проведения отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций и опросов, а также в форме постановки и решения конкретных, последовательных образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач [2].

Социально-педагогический проект рассчитан на подростков в возрасте 1314 лет. Сроки реализации проекта: в течение учебного года.

Цель: формирование подростковой культуры, препятствующей употреблению психоактивных веществ и снижение количества несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.

Задачи:

- Создать условия для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей несовершеннолетних.

- Сформировать отрицательное отношение к психоактивным веществам.

- Привить любовь к здоровому образу жизни.

- Обеспечить вовлечение всех учащихся в подготовку и проведение превентивных мероприятий

Основные принципы профилактической работы:

1. Организация первичной профилактики со всеми детьми, а не только с детьми «группы риска».

2. Учёт всех факторов риска (биологические, психологические, социальные).

3. Организация опережающей профилактики (на 1-1,5 года раньше возраста активных проб и начала экспериментирования с ПАВ).

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4. Организация регулярной систематической работы в течение нескольких лет (занятия должны проходить не реже 2 раз в месяц).

5. Многосторонность. Профилактика всех видов асоциального поведения несовершеннолетних.

6. Комплексность. Предоставление несовершеннолетним информации и обучение навыкам.

7. Вовлечение в профилактическую работу родителей.

8. Позитивная направленность, акцент на интересной, активной, продуктивной жизни. Замена названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».

9. Сотрудничество с различными ведомствами. Медицинские, юридические, педагогические и воспитательные аспекты в комплексе.

10. Поиск и предоставление альтернатив. Развитие интересов и умений жить насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом, искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.

11. Учет возрастных особенностей.

12. Сочетание групповой и индивидуальной работы.

Методики: «Методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса)»; Опросник «Что такое ПАВ?»; тест-опросник «Отношение молодежи к употреблению наркотиков».

Целевая группа:

Несовершеннолетние, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, руководители дополнительного образования, родители.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - I четверть учебного года.

Второй этап (реализационный) II-III четверть учебного года.

Третий этап (экспертно-оценочный) IV четверть учебного года.

На первом этапе проводилась первичная диагностика несовершеннолетних, с которыми предстояло работать. Первичный срез знаний подростков с помощью опросника «Что такое ПАВ?» (опрошено 24 чел.) показал: низкий уровень информированности преобладает у большинства детей и подростков что составляет 79%, средний у 16,3 %, высокий уровень показал только - 4,7%. По результатам опроса у данной группы детей и подростков выявлено эпизодическое употребление табака и алкоголя и они имеют уже хорошую переносимость. Для них характерно недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослыми. Большинство детей и подростков слабо информированы о том, что такое психоактивное вещество, не знают о их вредном воздействии на организм и хотели бы получить больше информации по данному вопросу.

По результатам проведения методики «Отношение молодежи к употреблению наркотиков», мы выявили, что все дети и подростки плохо относятся к наркотикам и ни разу их не пробовали. На вопрос: «Почему люди употребляют наркотики», испытуемые ответили: «Это личные проблемы и скучно жить». На вопрос «Какая нужна помощь людям употребляющие наркотики?» опрашиваемые ответили: «Убедить, что наркотики это яд»; «Обратиться к врачу, но и самому захотеть бросить»; «Нужно улучшить обстановку в стране»; «Заинтересовать чем-то другим»; «Отправить к психологу»; «Сменить вид деятельности» и т. д. По мнению учащихся, помощь наркоману нужна - медицинская, психологическая и социальная.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В результате проведения методики было выявлено, что 100% опрошенных несовершеннолетних общеобразовательного учреждения считают наркоманию современной молодёжной проблемой. Большинство опрошенных воспринимают наркоманию как зависимость и лишь 29% считают, что наркомания - это заболевание. Можно предположить, что восприятие наркомании у несовершеннолетних несколько поверхностное, и они не осознают всю сложность проблемы. 44% ребят связывают наркотики с разрушением здоровья, 27% - с зависимостью, то есть они выделяют негативную сторону влияния наркотиков на организм. Только 4% связывают наркотики с удовольствием.

Несовершеннолетние чётко осознают последствия влияния наркотиков на жизнь человека, что говорит об их информированности в этой области. Основным источником информации о наркомании и наркотиках для подростков являются СМИ, а уж потом родители и учителя.

Большинство опрошенных (58%) согласно с тем, что для предотвращения распространения наркомании необходимо вести профилактическую работу в данной области. 32% подростков хотели бы принять участие в профилактических мероприятиях; 38% - не знают, соответственно при определённых условиях их можно замоти-вировать на профилактическую деятельность; 28% - не хотят лично принимать участие в профилактическом мероприятии. Подобное разделение мнений, скорее всего, связано с отсутствием опыта участия в профилактических мероприятиях. Основными причинами, по которым ребята хотели бы войти в группу, занимающуюся профилактикой наркомании, стали: «предотвращение наркомании хотя бы в своей школе», «хочу помочь», «жалко тех, кто страдает», «меня интересует моё здоровье».

По результатам проведения методики «Диагностика уровня школьной тревожности» (методика Филлипса), было выявлено, что в основном баллы по шкалам у детей и подростков низкие, что означает низкий уровень тревожности у испытуемых. Средний балл был выявлен по следующим факторам: «переживание социального стресса» и «фрустрация потребности в достижении успеха». Также было выявлено, что большую негативную роль в формировании наркозависимости у детей и подростков играют психологические факторы риска - неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т. д.

Второй этап - содержательно-реализационный - заключался реализации профилактических мероприятий для детей и подростков общеобразовательной школы.

Содержание мероприятий

Тема и форма мероприятия Ответственный исполнитель

1. Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркоти- Классный руководитель

кам». 2. Анкета «Что я знаю о вреде наркотиков» Классный руководитель

3. Тест на зависимость от наркотиков 4. Тест на предрасположенность подростка к употребле- Психолог

нию ПАВ Психолог

5. Заседание круглого стола «Наркозависимость - социальная болезнь». Социальный педагог

6. «Мифы и реальность о наркомании» 7. Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего Социальный педагог, воспитатели

мнения» 8. Ролевая игра «Учусь настаивать на своем» 9. Групповая дискуссия «Сделай свой выбор» Психолог

4

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

10. Кинолекторий «Без наркотиков» 11. Оформление стенда «XXI век - век без наркотиков» Психолог

12. Оформление фотостенда «Спорт и здоровье» Социальный педагог

13. Совместная выставка творческих работ родителей и Зам. директора по ВР

детей «Умелые руки не знают скуки» Социальный педагог

14. Выполнение презентации «Здоровье нации - в наших руках!» 15. Командная игра-соревнование «Сильные, ловкие, Классный руководитель

смелые»

16. Эстафета «Бегом от наркотиков» Учитель физкультуры

17. Футбольный турнир «Движение есть жизнь» Социальный педагог,

18. Лекция с элементами беседы «Наркозависимость - Классный руководитель

социальная болезнь». Учитель физкультуры

19. Лекция «Наркотики - белая смерть» Консультации для родителей 20. Профилактическая беседа «Ответственность за уго- Учитель физкультуры

ловные и административные правонарушения» 21. Олимпиада под названием «Мы дружная семья» Социальный педагог

22. Видео лекция по собриологии Врач-нарколог

23. Занятие с элементами тренинга на Формирование Инспектор ОДН

коммуникативных навыков Социальный педагог,

24. Видеоматериал «Мифы о наркомании», «Торговцы Классный руководитель

смертью» Психолог Социальный педагог

Социальный педагог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что необходима активная работа с несовершеннолетними общеобразовательного учреждения для повышения уровня информированности по проблеме наркозависимости, предоставление объективной информации о психоактивных веществах, для повышения уровня своих знаний о психоактивных веществах. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с несовершеннолетними, индивидуально-личностный подход, объективный подход к несовершеннолетнему и его социальной ситуации развития, опора на положительные стороны личности и их развитие.

Таким образом, реализовав социально-педагогический проект по профилактике употребления психоактивных веществ, среди несовершеннолетних, мы способствуем профилактической работе в образовательном учреждении. На наш взгляд, эффективность превентивной деятельности повысится, если реализация социальнопедагогического проекта будет осуществляться с учетом особенностей семейной и социальной ситуации, если будет предоставляться точная и достоверная информация о ПАВ и их влияние на психическое, физическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека, если информация будет уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

Ссылки на источники

1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М., 2003. - 240 с.

2. Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. пособие / Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, Алтайский краевой Институт повышения квалификации работников образования. - Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 193 с.

3. Шаталова Е. А. Подготовка субъектов профилактики наркомании к развеиванию мифов в подростковой среде: сб. материалов науч.-практ. семинара «Теория и практика социальной работы в

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А. Проективный подход к профилактике наркозависимости несовершеннолетних в школе // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75275. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75275.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

условиях трансформации модели социальной политики в России». - Барнаул: ООО «АЗБУКА», 2011. - С. 169-171.

Elena Shatalova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul shatel84@inbox.ru Tatiana Shershneva,

Student, Altai State Pedagogical University, Barnaul tatyanashershneva@mail.ru

Projective approach to drug prevention minorsin schools

Abstract. Article deals with the problem of drug abuse and its prevention among adolescents. Proposed socio-pedagogical project drug prevention Juvenile, which is implemented by students-future social teachers in the process of socio-pedagogical practice, revealed its efficacy.

Key words: social and pedagogical prevention, substance use, deviant behavior, risk group.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шаталова Е. А., Шершнёва Т. А., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.