Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажин А.С., Мельникова М.А., Мельникова И.П.

В статье рассмотрены особенности формирования психологическая готовность студентов направления подготовки «управление персоналом» к работе с людьми. Показаны результаты эмпирического исследования готовности студентов направления подготовки «Управление персоналом» к работе с людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бажин А.С., Мельникова М.А., Мельникова И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ»

Бажин А. С. доцент

Мельникова М.А., к.п.н.

доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Мельникова И.П., д.м.н.

доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности Дальневосточный морской университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» К

РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования психологическая готовность студентов направления подготовки «управление персоналом» к работе с людьми. Показаны результаты эмпирического исследования готовности студентов направления подготовки «Управление персоналом» к работе с людьми.

Ключевые слова: управление персоналом, студенты, коммуникативная компетентность, психологическая готовность к профессиональной деятельности.

При выборе абитуриентом специальности при поступлении в ВУЗ, зачастую не учитывается комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности будущего студента. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного ВУЗа. На этом фундаментальном этапе «освоения» профессии осуществляется процесс самоопределения личности, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются способы и приемы деятельности, поведения, общения.

Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, ещё немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе приобретенных знаний и умений, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста личностной готовности к профессиональной деятельности.

Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сочетание функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения профессии человек «распредмечивает» нормативный способ, превращая его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Исследование проводилось в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток) и Дальневосточном морском университете им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток).

Цель исследование - психологическая готовность к работе с людьми студентов - будущих специалистов по управлению персоналом.

В данном исследовании принимали участие студенты 1, 3, 4 курса (60 человек). Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методики: опросник Д.Голланда по определению типа личности, дифференциально-диагностический опросник (ДДО), опросник терминальных ценностей (И.Г.Сенин).

Испытуемые были разделены на группы: первую группу составили студенты, обучающиеся на 1 курсе; вторую - студенты 3 курса; третью -учащиеся на 4 курсе.

После проведения опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина, получили следующие результаты: для группы 1 курса наиболее значимой является - терминальная ценность духовное удовлетворение, и наиболее значимой жизненной сферой обучение и образование. Однако согласно данным исследования преобладающими ценностями относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение - в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение - в сфере общественной жизни.

Для студентов 3 курса наиболее значима терминальная ценность высокое материальное положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и образование. Ведущая терминальная ценность, высокое материальное положение, в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, в семейной и общественной жизни.

Для студентов 4 курса наиболее значимой является высокое материальное положение, реализуемое в большей степени в семейной жизни.

Студенты 1 курса руководствуются морально-нравственными принципами, духовные ценности преобладают над материальными. Для

студентов 3 курса преобладающими являются ценности, обеспечивающие высокое материальное положение как главный смысл жизни. Для студентов 4 курса преобладающими ценностями также является высокое материальное положение.

При анализе актуальных жизненных сфер обнаружилось, что для студентов, обучающихся на 1 и 3 курсах, актуальная жизненная сфера остается постоянной - сфера обучения и образования. Но, уже на 4 курсе происходит изменение - актуальной жизненной сферой становится сфера профессиональной жизни.

После проведения методики Е.А. Климова (методика ДДО) и опросника Д. Голланда по определению типа личности, выяснилось, что типы профессиональной направленности, определяемые по методике Голланда, в некоторой степени соответствуют классификации профессий по предмету труда Климова.

С профессиями типа «человек - человек» будут связаны, в первую очередь, «социальный» тип личности, а так же: «интеллектуальный» и «предприимчивый». В заявленном исследовании нас интересует именно социальная направленность («человек - человек»), как компонент психологической готовности к работе с людьми.

Было также выявлено, что студентов, готовых и проявляющих стремление к работе с людьми больше всего на четвертом курсе. Образование системы «человек - профессия» означает возникновение избирательно - положительного отношения к выбранной специальности. Вероятно, это связано с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой является психологическая помощь людям.

Были так же изучены основные терминальные ценности студентов. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. К концу обучения ценностные ориентации студентов становятся более материальными.

Было обнаружено, что студентов - будущих специалистов по управлению персоналом, готовых к работе с людьми, больше среди обучающихся на старшем курсе, чем на первом.

Таким образом, результаты исследования показывают, что чем старше курс обучения в вузе, тем больше прослеживается ориентация на выбранную специальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.