Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЖИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бажин А.С., Мельникова М.А., Мельникова И.П.

В статье рассмотрены особенности проявления лжи у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Показаны результаты эмпирического исследования проявлений лжи у представителей специальностей сферы «человек - человек и «человек - техника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

Использованные источники:

1. Бажин, А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов / А.С. Бажин // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. С. 37 -39.

2. Бажин, А.С. Социально-психологические барьеры студентов и выпускников вузов в ситуации трудоустройства / А.С. Бажин, Р.В. Светайло, А.С. Овчинников // Экономика и социум. - 2014. - №3. С. 134-135.

3. Деркач А. А. Педагогическая эвристика. / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. - М: Педагогика, 1997. - 224 с.--3

4. Калинкина Е.М. Возможности применения методики «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли в различных областях психологической науки и практики / Е.М. Калинкина // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 191-193.—4

5. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 2003.- 297с.—6

Бажин А. С. доцент

Мельникова М.А., к.п.н.

доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Мельникова И.П., д.м.н.

доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности Дальневосточный морской университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Аннотация. В статье рассмотрены особенности проявления лжи у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Показаны результаты эмпирического исследования проявлений лжи у представителей специальностей сферы «человек - человек и «человек - техника».

Ключевые слова: методы обучения, студенты, психологические особенности лжи, коммуникативная компетентность.

Ложь не всегда была сутью человеческого коммуникативного поведения. Общеизвестно, что животные, в отличие от современного человека, не лгут и не краснеют. Человек в далекие времена, когда он мало чем отличался от животных, так как был в полном смысле слова, как и они, частью природы, тоже не врал. В структуре морально - нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и ситуациях межличностного общения [1].

Ложь относится к группе тех понятий, которые широко используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни человека. Широкое применение данного понятия неизбежно размывает его содержание, нарушает семантические границы его объема.

Ложь - это сознательное искажение знаемой истины, совершаемое с определенной целью и намерениями. Ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже — полностью замалчивать[2].

Студенты выпускники более подготовлены к профессиональной деятельности, чем студенты младших курсов, в них уже заложены знания не только будущей профессиональной деятельности, но и способы поведения в профессиональной сфере.

Студенты, которые будут работать в сфере «человек - человек» будут склонны к проявлению лжи, так как можно считать, что их будущая деятельность предполагает искажение информации, ее утаивание. В то время как например юрист, может утаивать некоторую информацию о клиенте, которого он защищает, ведь клиент может быть и в правду виноват, а обязанность адвоката его оправдать или доказать его невиновность. У людей может создаваться впечатление, что они часто говорят не правду, а изменение или утаивание информации может быть только рабочим моментом, который отражается и на жизнь, особенно это может касаться студентов старшекурсников.

Целью исследования было выявление особенности проявления лжи у старшекурсников разных специальностей.

Гипотезой исследования явилось утверждение - проявление лжи у старшекурсников разных специальностей различаются. Студенты специальностей юриспруденция и менеджмент будут более склонны проявлять ложь вербально, а для автомехаников будут характерны невербальные проявления лжи.

Исследование проходило на базе Дальневосточного федерального университета и Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Несельского. Было составлено две выборки студентов старших курсов специальностей сферы «человек - человек и «человек - техника».

Исследование проводилось в групповой форме, на стандартных бланках, по стандартной инструкции. В исследовании использовались следующие методики:

1 методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна;

2 Методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА);

3 опросник «Феноменологический профиль личности» (ФПЛ);

4 методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский);

5 опросник «Установка на честность» (УЛО).

При проведении исследования все испытуемые были достаточно спокойны, проявляли умеренный интерес к исследованию, были внимательны к выполнению заданий.

Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе испытуемым предлагалось заполнить опросник «Феноменологический профиль личности» (ФПЛ), а также ответить на вопросы методики диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна.

На втором этапе испытуемые выполнили методика измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА), опросник «Установка на честность» (УЛО), Методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский).

Исходя из результатов исследования по методике диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна, можно предположить, что наиболее высоким уровнем мотивации одобрения обладают студенты сферы «человек-человек». Это может говорить о том, что для них важно выглядеть лучше, чем они есть в глазах окружающих.

Наиболее низким уровнем мотивации одобрения обладают автомеханики, это возможно может быть связано с тем, что для них не столь важно, какое впечатление они производят на окружающих.

Исходя из полученных результатов по методике измерения уровня макиавеллизма личности (МАК-ШКАЛА), наиболее высокой степенью макиавеллизма обладают студенты сферы «человек-человек», а низкой степенью макиавеллизма обладают представители специальностей «человек-техника». Негуманитариям более свойственны положительные черты, вроде честности и надёжности, зато ярко выраженные макиавеллисты, то есть гуманитарии обладают большим умением и поведенческими навыками сокрытия недостатка подобных качеств личности.

Исходя из полученных данных первичной обработки по опроснику «Феноменологический профиль личности» (ФПЛ), можно увидеть, что по гуманитариям не возможно отследить когда они врут, так как они уверены в себе, расчетливы, не запинаются, не заикаются, внешних признаков практически ни каких не подают, у представителей технических специальностей так же достаточно сложно выявить признаки лжи, только

некоторые детали могут об этом свидетельствовать, такие как не свойственный им подбор слов, улыбчивость, эмоциональное возбуждение.

Исходя из результатов по методике «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский), наиболее сильно выражено чувство совестливости у гуманитариев, это может быть связано с тем, что их профессия сформировала у них особые представления о справедливости, а наименее сильно выражено чувство совестливости у представителей специальностей «человек-техника».

Исходя из полученных результатов по опроснику «Установка на честность» (УЛО) можно сделать вывод, о том, что юристы большинством выбрали единственное высказывание говорящее о том, что ложь не допустима (родители не имеют права обманывать своих детей), во всем остальном их выбор так же как и у менеджеров, пал на утверждения говорящие о допустимости лжи.

У студентов специальностей «человек-техника» все утверждения выбранные большинством говорят о том, что ложь не допустима.

Исходя из результатов проведенного нами исследования и первичной обработки результатов, можно сделать предварительные выводы о том, что наша гипотеза подтвердилась частично, у выпускников разных специальностей особенности проявления лжи различаются. Студенты гуманитарных специальностей более склонны проявлять ложь вербально, а для представителей специальностей сферы «человек-техника» характерно и вербальное и не вербальное проявление лжи.

Использованные источники:

1. Дюпра Ж. Ложь. Пер. с франц. Дм.И. Соловьева. М.: Издательство СГУ. 2008. - 124с.

2. Мир психологии. Психологический словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=473

Бажин А. С. доцент

Мельникова М.А., к.п.н.

доцент

кафедра управления персоналом и экономики труда Дальневосточный федеральный университет

Мельникова И.П., д.м.н.

доцент

кафедра безопасности жизнедеятельности Дальневосточный морской университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СУБЪЕКТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены особенности проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.