Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СОВЕСТЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАЗНЫХ ЧЕРТ "ТЕМНОЙ ТРИАДЫ"'

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СОВЕСТЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАЗНЫХ ЧЕРТ "ТЕМНОЙ ТРИАДЫ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / УРОВНИ ЭМПАТИИ / СОВЕСТЬ / СОВЕСТЛИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ЧЕРТЫ "ТЕМНОЙ ТРИАДЫ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мозговая Наталья Николаевна, Науменко Марина Владимировна

Противоречивость теоретических концепций и несовершенство диагностического аппарата, говорят о неразработанности понятия совести. Соответственно, изучение этого понятий с другими психологическими феноменами, например, эмпатией и чертами личности, обеспечивают актуальность подобной темы исследования. Данные об особенностях эмпатии и «тёмной триады», как личностной особенности, могут быть полезны для анализа основных механизмов формирования и функционирования совести. Результаты публикации могут использоваться психологами, кураторами и тьюторами, как в индивидуальной работе со студентами, так и групповой с учетом их личностных характеристик. Также практическая ценность исследования - в реальной возможности собрать воедино то количество диагностических методик, позволяющих получить качественную и количественную оценку выраженности эмпатии и совестливости студентов с разными качествами «черной триады».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEVEL OF EMPATHY AND CONSCIENTIOUSNESS OF STUDENTS WITH THE PREDOMINANCE OF DIFFERENT FEATURES OF THE "DARK TRIAD"

The inconsistency of theoretical concepts and the imperfection of the diagnostic apparatus speak of the undeveloped concept of conscience. Accordingly, the study of these concepts with other psychological phenomena, for example, empathy and personality traits, ensure the relevance of such a research topic. Data on the features of empathy and the "dark triad" as a personality trait can be useful for analyzing the main mechanisms of the formation and functioning of conscience. The results of the publication can be used by psychologists, curators and tutors, both in individual work with students and in group work, taking into account their personal characteristics. Also, the practical value of the study is in the real possibility to bring together the number of diagnostic techniques that allow to obtain a qualitative and quantitative assessment of the severity of empathy and conscientiousness of students with different qualities of the "black triad".

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СОВЕСТЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАЗНЫХ ЧЕРТ "ТЕМНОЙ ТРИАДЫ"»

4. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. - Санкт-Петербург: Наука, 2003. - 368 с.

5. Михайловская, П.М. Удовлетворенность браком. Методика повышения уровня удовлетворенности / П.М. Михайловская // Вестник МИТУ-МАСИ. - 2018. - № 4. - С. 69-72

6. Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 № АФ-163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [сайт]. - 2007. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98438/0deb2268611c323717297df3fe6c66c7de16f3bb/ (дата обращения: 20.09.2022).

7. Семья и современный социум / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, издательство «Социально-гуманитарное знание». - Санкт-Петербург : Издательство «Социально-гуманитарное знание», 2017. - 466 с.

8. Тащёва, А. И. Неофициальные и официальные молодежные семьи : психологический портрет / А.И. Тащева, С.Н. Фрондзей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - Вып. 1. -С. 157-164

9. Федулова, А.Б. Исследование ценностей и ценностных ориентаций молодой семьи в современном обществе / А.Б. Федулова // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 34. - С. 174-180

10. Чернякевич, Е Ю. Исследование особенностей социально-психологических характеристик группы во взаимосвязи с ценностными ориентациями личности / Е.Ю. Чернякевич // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2020. - Т. 9. - № 1(30). - С. 391-394

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Мозговая Наталья Николаевна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

кандидат социологических наук, доцент Науменко Марина Владимировна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И СОВЕСТЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РАЗНЫХ

ЧЕРТ «ТЕМНОЙ ТРИАДЫ»

Аннотация. Противоречивость теоретических концепций и несовершенство диагностического аппарата, говорят о неразработанности понятия совести. Соответственно, изучение этого понятий с другими психологическими феноменами, например, эмпатией и чертами личности, обеспечивают актуальность подобной темы исследования. Данные об особенностях эмпатии и «тёмной триады», как личностной особенности, могут быть полезны для анализа основных механизмов формирования и функционирования совести. Результаты публикации могут использоваться психологами, кураторами и тьюторами, как в индивидуальной работе со студентами, так и групповой с учетом их личностных характеристик. Также практическая ценность исследования - в реальной возможности собрать воедино то количество диагностических методик, позволяющих получить качественную и количественную оценку выраженности эмпатии и совестливости студентов с разными качествами «черной триады».

Ключевые слова: эмпатия, уровни эмпатии, совесть, совестливость, студенты, черты характера, черты «темной триады».

Annotation. The inconsistency of theoretical concepts and the imperfection of the diagnostic apparatus speak of the undeveloped concept of conscience. Accordingly, the study of these concepts with other psychological phenomena, for example, empathy and personality traits, ensure the relevance of such a research topic. Data on the features of empathy and the "dark triad" as a personality trait can be useful for analyzing the main mechanisms of the formation and functioning of conscience. The results of the publication can be used by psychologists, curators and tutors, both in individual work with students and in group work, taking into account their personal characteristics. Also, the practical value of the study is in the real possibility to bring together the number of diagnostic techniques that allow to obtain a qualitative and quantitative assessment of the severity of empathy and conscientiousness of students with different qualities of the "black triad".

Key words: empathy, empathy levels, conscience, conscientiousness, students, character traits, traits of the "dark triad".

Введение. В современном мире уже давно назрела ситуация пересмотра ориентиров в отношениях системы «Человек -Мир», так как жизнь современного человек, перенасыщенная информацией, создает условия для отчуждения людей от их духовной и природной сущности. И этот факт вызывает глобальный интерес у научной общественности, и в особенности, внимание к ухудшающейся нравственной обстановке и ценностям современной России. Как ни странно, но подобная проблематика стала актуальной, именно, в психологических исследованиях.

Отечественные психологии (В.В. Знаков, Е.П. Ильин, С.А. Барсукова и т.д.) считают, что понять природу социального кризиса можно только через анализ того, что происходит в душе современного человека [2; 5; 7]. Соответственно, в отечественной психологической науке сегодня зарождается новая антропологическая парадигма, пытающаяся найти место нравственности, духовности, человечности в контексте целостного психологического знания о сущности человека. Исследования российских психологов показывают, что именно совесть, носящая универсальный всеобъемлющий характер, способна выступить как форма преодоления отчуждения человека от человека и от самого себя, резюмирует С.В. Барсукова [2].

Изучение совестливости затрудняется прежде всего методологической неопределенностью этого феномена, а также сложностью его структуры, недостаточной разработанностью диагностического материала [2; 5]. Однако, современные исследователи (Л.Э. Зотова, С.А. Барсукова) считают, что изучение совести и совестливость нужно проводить совместно и с другими психологическими понятиями или личностными характеристиками, так как полученные данные могут быть полезны для анализа основных механизмов формирования и функционирования этого понятия [2; 6].

Исследование «темной триады» прежде всего обусловлено актуальностью изучения негативных характеристик личности в любом возрасте. Также важно и уточнение комплекса взаимосвязанных негативных характеристик, выяснение связей «темной триады» на отечественной выборке респондентов, как разных возрастов, так и профессиональных сфер. Анализ негативных характеристик личности представляет собой теоретически и практически значимую задачу, решение которой позволит психологам качественнее интерпретировать и прогнозировать социально значимое поведение человека. Данные личностные черты свое начало берет в детстве и как известно укрепляются в подростковом возрасте. Причины такой стабильности могут быть разнообразные, хотя самые распространенные, например, школьная враждебность и буллинг

[8], конечно же семейные неурядицы, сопровождающие личность в течение всей жизни, особо заострённые в подростковом возрасте [1].

Итак, цель нашего исследования: изучить особенности уровня эмпатии и совестливости студентов с преобладанием разных черт «темной триады». Для реализации были подобраны следящие методики: 1) короткий опросник темной триады (SD3) в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой и О.В. Паршиковой [3; 4]; 2) Методика «Диагностика уровня эмпатии», автор И.М. Юсупов [10]; 3) Шкала совестливости в Психодиагностическом тесте (ПДТ), авторы В.В. Мельников и Л.Т. Ямпольский [9]. Математико-статистические методы: описательная статистика, и-критерий Манна-Уитни, ф-критерий Фишера.

Исследование проводилось на базе различных структурных подразделений Южного федерального университета. Приняли участие 118 студентов, а в дальнейшем исследование проводилось только со студентами, с выявленным средним и высоким уровнем выраженности черт «темной триады». Окончательную выборку составили 82 студента в возрасте 18-20 лет.

Изложение основного материала статьи. Итак, исследование выраженности черт темной триады у студентов, проведенное с помощью опросника темной триады (SD3), проходило в два этапа и позволило получить следующие результаты.

На первом этапе, было протестировано 118 студентов, из них: у 36 респондентов (30,51%) - низкие показатели по шкалам темной триады, поэтому они в исследовании эмпатии и совестливости участи не принимали; у 82 студентов (69,49%) выявлены средние и/или высокие показатели по шкалам темной триады. Именно они составили основную выборку для исследования.

На втором этапе исследования выявлялась выраженность (средний балл по данной группе студентов) каждой из черт темной триады у студентов, набравших средние и высокие значения по каждой из шкал.

Как видно по показателям: средний балл по группе студентов по каждой из черт темной триады находится в диапазоне средних значений; наиболее высокий средний балл выявлен по шкале «макиавеллизм» (28,86) и он находится в середине диапазона средних значений; средний балл по шкале «нарциссизм» составляет 26,05 и находится посередине диапазона средних значений; низкий средний балл выявлен по шкале «психопатия» (18,42) и находится на границе низких и средних значений.

Таблица 1

Преобладание черт темной триады студентов

макиавеллизм нарциссизм психопатия

51,22% (42 чел.) 39,02% (32 чел.) 9,76% (8 чел.)

По данным таблицы 1, были выделены три группы студентов: большая часть (51,22%) - это студенты, с высокими показателями по шкале «макиавеллизм». Значение данного показателя у этих студентов находится в диапазоне от 21 - до 39 баллов. Черты темной триады являются самостоятельными личностными чертами, но, тем не менее, есть общие особенности, объединяющие их в одну группу. Общими характеристиками для каждой из черт темной триады являются -чувство собственного превосходства, социальная доминантность, демонстративность, стремление к признанию, эгоизм, недоброжелательность, пользовательское отношение к людям.

Таким образом, средний балл по группе по всем показателям темной триады находятся в диапазоне средних значений. У более половины студентов преобладают значения по шкале «макиавеллизм», у более трети студентов преобладают значения по шкале «нарциссизм», у минимального количество студентов преобладают значения по шкале «психопатия». Студенты с преобладанием показателей по шкале «психопатия» в дальнейшем исследовании участия не принимали в связи с малочисленностью выборки.

Далее мы провели исследование уровня эмпатии с помощью опросника И.М. Юсупова. Студенты с преобладанием показателей по шкале «макиавеллизм» данные (таблица 2).

Таблица 2

Уровень эмпатии студентов с преобладанием макиавеллизма

очень высокий высокий средний низкий очень низкий

- 7,14% (3) 57,14% (24) 33,33% (14) 2,38% (1)

Как видно из таблицы: очень высокий уровень эмпатии в данной выборке студентов не выявлен. Следует отметить, что очень высокий уровень эмпатии встречается редко, и очевидно, что в группе студентов с преобладанием показателей по шкале макиавеллизма он не представлен.

У незначительного количества студентов (7,14%) выявлен высокий уровень эмпатии. В целом, этот уровень эмпатии отмечается у незначительного количества населения и характеризуется ярко-выраженным сопереживанием, неспособностью отделить чувства и проблемы других людей от своих собственных проблем. Незначительная представленность высокого уровня эмпатии у студентов-макиавеллистов может быть объяснена тем, что у таких людей выражено пользовательское отношение к другим, в то время как эмпатия предполагает готовность помогать.

У более половины студентов (57,14%) представлен средний уровень эмпатии (в некоторых источниках это уровень определяется как нормальный) и диагностируется у большинства населения. В данной выборке студентов он выявлен у большинства из них, что соответствует статистическим данным.

У трети студентов (33,33%) выявлен низкий уровень эмпатии, характеризуемый равнодушием. Низкоэмпатийные люди не обращают внимания на эмоции и чувства других людей, они привыкли заботиться только о себе, скорее замкнуты, чем открыты общению. Такие люди сосредоточены на делах и мало времени уделяют эмоциям, они не осознают и не рефлексируют свои эмоциональные состояния. Им необходим длительный период времени, чтобы понять, что с ними происходит.

У минимального количества студентов (2,38%) выявлен очень низкий уровень эмпатии. Такие люди неспособны к сопереживанию другим.

Итак, у большинства студентов с преобладанием макиавеллизма выявлен средний уровень эмпатии, у трети из них -низкий уровень эмпатии, незначительно представлен высокий уровень эмпатии, минимально - очень низкий уровень эмпатии.

Исследование выраженности совестливости у студентов по тесту В.В. Мельникова и Л.Т. Ямпольского.

Таблица 3

Выраженность совестливости студентов с преобладанием макиавеллизма

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во студентов 42,86% (18) 54,76% (23) 2,38% (1)

Баллы/Стены 3,7 балла / 2 стена 7,2 балла / 5 стенов 12,0 баллов / 8 стенов

Как видно по результатам в таблице 3: у менее половины студентов (42,86%) выявлен низкий уровень совестливости. Средний балл равен 3,7 (разброс баллов от 2-ух - до 4-ех), что соответствует 2-ум стенам. У людей с низким уровнем совестливости преобладают мотивы корыстного и пользовательского отношения к окружающим. Очевидно, что низкий уровень совестливости «вписывается» в характеристики людей-макиавеллистов, основная цель которых - манипулировать своих интересах. Наличие совести, совестливости было бы препятствием.

У чуть более половины студентов (54,76%) выявлен средний уровень совестливости. Средний балл равен 7,2 (разброс баллов от 6-ти - до 9-ти), что соответствует 5ти стенам. Для людей со средним уровнем совестливости характерны проявления честности и добросовестности. Однако студенты со средним уровнем совестливости могут проявить комфортность, подстроиться под ситуацию.

У минимального количества студентов (2,38%) выявлен высокий уровень совестливости. Средний балл равен 12, что соответствует 8-ми стенам. Для людей с высоким уровнем совестливости характерна выраженная нравственная ответственность. Вероятно, именно поэтому среди студентов-макиавеллистов высокий уровень совестливости представлен у минимального количества, так как такой уровень может препятствовать установлению отношений, поскольку связан с зависимостью и тревожностью.

Итак, у студентов преобладает средний уровень эмпатии, у трети из них - низкий уровень эмпатии, незначительно представлен высокий уровень эмпатии, минимально - очень низкий уровень эмпатии. У более половины этих студентов -средний уровень совестливости, у менее половины - низкий уровень совестливости, у минимального количества студентов - высокий уровень совестливости. У большинства респондентов с преобладанием макиавеллизма представлен средний уровень эмпатии и совестливости.

Исследование уровня эмпатии проводилось с помощью опросника И.М. Юсупова.

Таблица 4

Уровень эмпатии студентов с преобладанием нарциссизма

очень высокий высокий средний низкий очень низкий

- 3,13% (1) 53,13% (17) 43,75% (14) -

Как видно по данным, представленным в таблице 4: очень высокий уровень эмпатии в данной выборке студентов не выявлен. Данный результат очевиден, так как эмпатия - это направленность на другого человека, в то время как «нарциссы» сосредоточены на себе, отношение к другим людям у них определяется, прежде всего. У минимального количества студентов (3,13%) с преобладанием нарциссизма выявлен высокий уровень эмпатии.

Высокий уровень эмпатии встречается у незначительного количества людей в целом. Эти студенты понимают разные чувства и эмоции других, выражают сочувствие и разделяют эмоциональные переживания других. Они готовы оказать бескорыстную помощь людям, поддержать их. Поскольку у людей с преобладанием нарциссизма в центре картины мира находятся они сами, их интересуют только собственные переживания и состояния то очевидно, что и людей с высоким уровнем эмпатии в данной группе будет незначительное количество.

У чуть более половины студентов (53,13%) выявлен средний уровень эмпатии. Средний уровень эмпатии является наиболее распространенным в популяции. Люди со средним уровнем эмпатии способны понять других, сопереживать разным эмоциональным состояниям людей. Но при этом студенты с этим уровнем эмпатии не всегда будут «погружаться» в чужие проблемы. Кроме того, они сами не всегда способны поделиться своими переживаниями.

У несколько менее половины студентов (43,75%) выявлен низкий уровень эмпатии. Люди с низким уровнем эмпатии привыкли заботиться только о самих себе. Они равнодушны, эмоционально холодны, не понимают поступков других людей. Низкая эмпатия усиливается такими характерными для «нарциссов» чертами как неспособность сотрудничать, постоянное желание «тянуть одеяло на себя». Очень низкий уровень эмпатии в данной выборке студентов не выявлен.

Итак, у студентов с преобладанием нарциссизма в большей степени выражен средний уровень эмпатии, менее представлен низкий уровень эмпатии, и минимально - высокий уровень эмпатии.

Исследование выраженности совестливости у студентов по тесту В.В. Мельникова и Л.Т. Ямпольского.

Таблица 5

Выраженность совестливости студентов с преобладанием нарциссизма

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Количество студ. 31,25% (10) 65,62% (21) 3,13% (1)

Баллы/Стены 3,9 балла / 2 стена 7,4 балла / 5 стенов 12,0 баллов / 8 стенов

Как видно по результатам, представленным в таблице 5, у около трети студентов (31,25%) выявлен низкий уровень совестливости. Средний балл равен 3,9 (разброс баллов от 2-ух - до 4-ех), что соответствует 2-ум стенам.

Низкий уровень совестливости у студентов с преобладанием нарциссизма может быть связан с их отношением к другим людям исключительно как к источнику похвал и восхищения. У более половины студентов (65,62%%) выявлен средний уровень совестливости. Средний балл равен 7,4 (разброс баллов от 6-ти - до 9-ти), что соответствует 5ти стенам. У

минимального количества студентов (3,13%) выявлен высокий уровень совестливости. Средний балл равен 12, что соответствует 8-ми стенам.

Тем не менее, высокий уровень совестливости может привести к развитию тревожности, зависимость от других людей. Итак, у студентов преобладает средний уровень эмпатии, у чуть менее половины - низкий уровень эмпатии, минимально представлен высокий уровень эмпатии. У более половины этих студентов выявлен средний уровень совестливости, у около трети студентов - низкий уровень совестливости, у минимального количества студентов - высокий уровень совестливости. В целом, у большинства студентов с преобладанием нарциссизма выявлен средний уровень эмпатии и средний уровень совестливости.

Сравнительный анализ уровня эмпатии у студентов с преобладанием макиавеллизма и нарциссизма показал следующие результаты.

Таблица 6

Уровень эмпатии студентов с разными чертами темной триады

Уровень эмпатии Макиавеллизм Нарциссизм Различия

Очень высокий - -

Высокий 7,14% (3) 3,13% (1) ф*эмп = 2.788,

р = 0,01

Средний 57,14% (24) 53,13 (17) ф*эмп = 0.341, р = 0,05

Низкий 33,33% (14) 43,75% (14) ф*эмп = 2.921, р = 0,01

Очень низкий 2,38% (1) -

Как видно по таблице 6: очень высокий уровень эмпатии не выявлен как у студентов с преобладанием макиавеллизма, так и у студентов с преобладанием нарциссизма; высокий уровень эмпатии в большей степени выявлен у студентов с преобладанием макиавеллизма (7,14%) по сравнению со студентами, у которых преобладает нарциссизм (3,13%). Данные различия являются статистически значимыми (ф*эмп = 2.788, р = 0,01).

Средний уровень эмпатии незначительно преобладает у студентов с преобладанием макиавеллизма (57,14%) по сравнению со студентами, у которых преобладает нарциссизм (53,13%). Но данные различия не являются статистически значимыми (ф*эмп = 0.341, р = 0,05).

Низкий уровень эмпатии в большей степени присущ студентам с преобладанием нарциссизма (43,75%) по сравнению со студентами, у которых преобладает макиавеллизм (33,33%). Данные различия являются статистически значимыми (ф*эмп = 2.921, р = 0,01).

Очень низкий уровень эмпатии выявлен только у студентов с преобладанием макиавеллизма (2,38%).

Таким образом, существуют различия в уровне эмпатии у студентов с преобладанием разных черт темной триады. Высокий уровень эмпатии в большей степени представлен у студентов с преобладанием макиавеллизма. Низкий уровень эмпатии в большей степени представлен у студентов с преобладанием нарциссизма. Очень низкий уровень эмпатии выявлен только у студентов с преобладанием макиавеллизма.

Далее был проведен сравнительный анализ выраженности или уровня совестливости у студентов с преобладанием макиавеллизма и нарциссизма.

Таблица 7

Уровень совестливости студентов разными чертами темной триады

Уровень совестливости Макиавеллизм Нарциссизм Различия

Высокий 2,38% (1) 3,13% (1) ф*эмп = 0.064, р = 0,05

Средний 54,76% (23) 65,62% (21) ф*эмп = 0.243, р = 0,05

Низкий 42,86% (18) 31,25% (10) ф*эмп = 2.622, р = 0,01

Высокий уровень совестливости больше выражен у студентов с преобладанием нарциссизма (3,13%) по сравнению со студентами с преобладанием макиавеллизма (2,38%). Но данные различия не являются статистически значимыми (ф*эмп = 0.064, р = 0,05).

Низкая представленность высокого уровня совестливости у студентов с преобладанием, как макиавеллизма, так и нарциссизма очевидна и связана с такими качествами общими для всех черт темной триады как недоброжелательное, пользовательское и эгоистическое отношение к другим людям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень совестливости больше выражен у студентов с преобладанием нарциссизма (54,76%) по сравнению со студентами с преобладанием макиавеллизма (65,62%). Но данные различия не являются статистически значимыми (ф*эмп = 0.243, р = 0,05). Данный уровень совестливости диагностируется у большинства населения, поэтому его представленность у более половины студентов не зависимо от черты темной триады объяснена тем, что значения макиавеллизма и нарциссизма находятся в диапазоне средних, в редких случаях высоких баллов.

Низкий уровень совестливости больше выражен у студентов с преобладанием макиавеллизма (42,86%) по сравнению со студентами с преобладанием нарциссизма (31,25%). Данные различия являются статистически значимыми (ф*эмп = 2.622, р = 0,01).

Различия в низком уровне совестливости, его большая представленность у студентов с преобладанием макиавеллизма по сравнению со студентами, у которых преобладает нарциссизм, вероятно, можно объяснить следующим: у студентов-макиавеллистов выражена потребность в манипулировании другими людьми, в постоянном контроле других, чтобы другие люди удовлетворяли потребности, реализовывали желания «макиавеллиста». В то время как у студентов с преобладанием нарциссизма основная задача заставить других людей восхищаться ими, другие люди воспринимаются ими как «зрители», уделяющие внимание только их действиям, внешности.

Выводы. Таким образом, наше предположение, что существуют различия в выраженности совестливости с преобладанием разных черт темной триады, подтвердилась частично, так как значимые различия выявлены по одному из трех уровней совестливости. Низкий уровень совестливости в большей степени выявлен у студентов с преобладанием макиавеллизма по сравнению со студентами с преобладанием нарциссизма.

В психологии не исследуются вместе данные понятия, но вести работу по этим вопросам нужно обязательно, что четко сформулировано во многих публикациях по этим проблемам. Изучение данных понятий позволит психологическим службам вузов вовремя предупредить о низком уровне эмпатийности или развертывании токсичных личностных черт из «темной триады».

Литература:

1 Барсукова, О.В. Психологические основы работы психолога с семьей / С.А. Барсукова, М.А. Вышквыркина, Л.В. Косикова, Н.Н. Мозговая, М.А. Муратова, М.В. Науменко. Ростов-на-Дону. - Таганрог, 2021

2 Барсукова, С.А. Антропоцентрический подход к пониманию совести в психологии / С.А. Барсукова // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России. - М., 2011.

3 Егорова, М.С. Адаптация Короткого опросника Темной триады / М.С. Егорова, М.А. Ситникова, О.В. Паршикова // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 43. - С. 1. - URL: http://psystudy.ru

4 Егорова, М.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств / М.С. Егорова // Вестн. ПГПУ. Сер. 10, Дифференц. психология. - 2009. - №. 1-2. - С. 65-67

5 Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

6 Зотова, Л.Э. Особенности Я-концепции студентов с различным уровнем совестливости / Л.Э. Зотова // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2015. - № 1. - С. 40-47

7 Ильин, Е.П. Психология совести. Вина, стыд, раскаяние / Е.П. Ильин. - Изд.: «Питер», 2016.

8 Науменко, М.В. Особенности направленности в общении и враждебности у подростков с разным риском буллинга / М.В. Науменко, Н.Н. Мозговая // В книге: Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде. Коллективная монография. - Ялта, 2021. - С. 110-126

9 Практикум по психодиагностике личности / Ред. Н.К. Ракович. - Минск, 2002. - С. 75-91

10 Юсупов, И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И.М. Юсупов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. - 202 с.

Психология

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Клепикова Екатерина Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматриваются причины, условия, способствующие эмоциональному выгоранию педагогов, работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется факторы риска профессиональной деформации и положение педагогов дошкольных образовательных организаций в современных условиях. Подчеркивается необходимость и значимость своевременной профилактической работы по предупреждению эмоционального выгорания практических работников образования. В экспериментальной части статьи обсуждаются проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа работы и категории воспитанников.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагоги дошкольной образовательной организации, дети дошкольного возраста, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article discusses the causes and conditions that contribute to the emotional burnout of teachers working with preschoolers with disabilities. The risk factors of professional deformation and the position of teachers of preschool educational organizations in modern conditions are analyzed. The necessity and importance of timely preventive work to prevent emotional burnout of practical education workers is emphasized. The experimental part of the article discusses the manifestations of emotional burnout syndrome among teachers, depending on the length of service and the category of pupils.

Key words: emotional burnout syndrome, teachers of preschool educational organizations, preschool children, preschoolers with disabilities.

Введение. Согласно общепринятому научному мнению ни одна сфера общественной жизни не обходится без активного участия педагога. Ответственность и роль, возложенные на педагогическое сообщество государством огромны. Современные исследования подчеркивают, что педагог не только источник знаний, но и профессионал, создающий условия для развития личности. В связи с решающим влиянием педагогической деятельности на подрастающее поколение, ее относят в ранг самых значимых и востребованных профессий в современном мире.

Учитывая колоссальную социально-общественную ответственность педагогов и, наличие высоких требований к их профессиональному уровню и личностным качествам, приходится констатировать, что они могут быть подвержены синдрому эмоционального выгорания [3, 5, 7]. По мнению ученых человек, посвятивший себя помогающей профессии, наиболее часто демонстрирует симптомы постепенного эмоционального утомления и профессиональной деформации [8].

Дополнительные профессиональные компетенции и особые требования предъявляются к практическим работникам дошкольного образования, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимость решать обширный круг коррекционно-развивающих и реабилитационных задач обязывает педагога использовать дополнительные профессиональные ресурсы, обеспечивающие ребенку усвоение образовательной программы с учетом его особых образовательных потребностей [1, 2, 9].

Риск появления синдрома эмоционального выгорания у педагогов специального и инклюзивного образования, обусловлен рядом причин. К первоочередной следует отнести недостаточный уровень экономического обеспечения педагогической профессии и зарплаты. Условием деформации личности педагога может, является несовпадение идеальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.