Научная статья на тему 'Психологическая готовность личности к материальному самообеспечению: сущность и методика измерения'

Психологическая готовность личности к материальному самообеспечению: сущность и методика измерения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность личности к материальному самообеспечению: сущность и методика измерения»

© 2004 г. Д.А. Китова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К МАТЕРИАЛЬНОМУ САМООБЕСПЕЧЕНИЮ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ

Материальное самообеспечение личности (МСЛ) -весьма актуальная проблема социальной практики в условиях рыночных отношений - до настоящего времени не привлекала внимания психологов. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на двух последних научно-практических конференциях РПО, проходивших в г. Калуге в 2000 и 2002 гг., в прямой постановке проблема не обсуждалась, хотя косвенные подходы к ней были намечены.

Как показывает проведенное нами изучение проблемы, МСЛ представляет собой специфическую деятельность, отличающуюся от традиционного понимания трудовой деятельности, общепринятой в психологической науке, особой целью (получение доходов и их рациональное расходование), мотивом (обеспечение уровня жизни на уровне, близком к притязаниям личности), способами действий, в качестве которых выступают экономические операции (производство товаров и услуг, их распределение, накопление, обмен, потребление и др.) и результатом (удовлетворение основных потребностей личности, накопление доходов и внесение вклада в экономику общества). Понимаемое таким образом МСЛ приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики.

Если при командно-административной системе власть настойчиво, но без особого успеха пыталась взять на себя функцию материального обеспечения путем обязательного трудоустройства, то после неправедной приватизации государство утратило возможность непосредственно влиять сколько-нибудь радикально на материальное положение населения. Ситуацию, сложившуюся при этом, образно охарактеризовал писатель В.П. Астафьев: «...партия столько лет мужика дрессировала на свой лад, приучала его тупо делать какую-нибудь работу за похлебку. А потом мужика, словно циркового медведя, отпустила на свободу в тайгу. А он ни охотиться не умеет, ни берлогу себе построить» [1].

Отсюда проистекает задача чрезвычайной важности - помочь человеку избавиться от иждивенческих ожиданий государственной опеки и заново научить его заботиться о самом себе и своей семье, вооружить его наукой и искусством материального самообеспечения, психологически подготовить его к самостоятельной и инициативной деятельности по повышению собственного уровня жизни. Результатом такой организационной и идеологической работы должна стать психологическая готовность личности к успешному материальному самообеспечению в условиях рыночных отношений.

Словарь русского языка С.И. Ожегова приводит два значения слова «готовность»: 1. Согласие сделать что-то. Выразить готовность ехать. 2. Состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.

В боевой готовности. Готовность номер один (полная боевая готовность).

В психологическом словаре дается следующее определение: «Готовность - активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия» [2]. Судя по тексту статьи в словаре, составители различают «готовность», определение которой приведено выше, и «психологические предпосылки возникновения готовности к выполнению конкретной трудовой или учебной задачи». К этим «предпосылкам» они относят: «понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы».

В педагогической психологии проблему психологической готовности рассматривают ряд психологов (Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Сидорова и др.). «Психологическая готовность к школьному обучению, - пишет Н.И. Гуткина, - сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе» [3].

Обобщая различные точки зрения на анализируемое нами понятие, приходится констатировать, что в науке пока нет общепринятого и логически стройного его определения. В связи с этим введем следующее рабочее определение: «Психологическая готовность к материальному самообеспечению представляет собой систему экономически значимых знаний, навыков, умений, а также свойств, качеств и способностей личности, которые необходимы и достаточны для достижения уровня жизни, близкого к притязаниям данного человека». Особо следует подчеркнуть, что психологическая готовность - это целостная системная характеристика всей личности, рассматриваемая под углом зрения мобилизованности всех субъективных ресурсов для эффективной экономической деятельности, имеющей целью создать материальное благополучие приемлемого для нее уровня.

В социальной практике необходимость в изучении психологической готовности личности к материальному самообеспечению возникает в целом ряде ситуаций.

Во-первых, для самопознания человека, участвующего в хозяйственной деятельности. Чтобы успешно освоить рыночные отношения и в этих условиях материально обеспечить свою частную жизнь, недостаточно быть специалистом - инженером, врачом, педагогом и т.д. Необходимо плюс к тому овладеть искусством и наукой успешного освоения ближайшей социально-экономической среды, научиться преобразовывать ее в комфортную среду обитания и обеспечить себе материальный достаток. Чтобы справиться с этой задачей, человеку надо непре-

рывно отслеживать процесс своего вхождения в рыночные отношения и их освоения.

Во-вторых, объективная оценка готовности к материальному самообеспечению позволяет поставить отбор абитуриентов в вуз на научную основу. Традиционно вступительные экзамены в вуз дают представление только о готовности абитуриента к изучению соответствующих учебных дисциплин. А о том, насколько он готов освоить социально-экономическую нишу, в которой окажется после окончания вуза, вступительные экзамены мало что говорят. Не имея представления об этом, вуз лишен возможности учить студента не только его будущей специальности, но и искусству достаточно уютно обустроить свою частную жизнь.

В-третьих, в хорошо организованном педагогическом процессе каждого студента нужно вести к высотам знаний с учетом его индивидуальных особенностей. Для этого целесообразно в ходе учебного процесса регулярно отслеживать процесс формирования готовности студента к материальному самообеспечению в условиях рыночных отношений. Сделать это можно, отталкиваясь от результатов измерения готовности к материальному самообеспечению, полученных при поступлении в вуз, и ежегодно повторяя измерения для оценки сдвига в личностных качествах. Таким образом можно обеспечить индивидуали-

зированное управление личностно-развивающим образованием студента.

В-четвертых, знания достигнутого уровня готовности и недостатков в этом отношении можно использовать для составления учебных программ переподготовки и повышения квалификации кадров. Практика проведения учебных занятий в этом образовательном пространстве обычно осуществляется по стандартным программам, которые не могут учитывать индивидуальные различия обучаемых, а потому в одних случаях наблюдаются повторы уже известного, а в других - им не дают того, что необходимо. Предварительное изучение контингента будущих обучаемых и сведение их в группы по интересам снимает эту проблему и повышает эффективность обучения.

В-пятых, оценку готовности к материальному самообеспечению целесообразно проводить при отборе участника хозяйственной деятельности на новую работу. Из числа специалистов, одинаково хорошо подготовленных по основной специальности, на вакантную должность следует назначать того из них, кто умеет надежно обеспечить свой «тыл», создать материальный достаток и уют в доме. Это способствует возникновению благоприятных психологических предпосылок для успешного исполнения должностных обязанностей.

Тест «Готовность к рынку» Задание 1

Смысл жизни - выживание 3 2 10 12 3 ''•••• Ч N Смысл жизни - умножение собственности

Свои решения любит согласовывать, податлив на советы 3 2 1 \ 1х! 3 > / > / / Властно и ревниво распоряжается всем, что считает своим

Свободного времени хватает 3 2 1 3 Предельно плотно заполняет время делами

События часто застают врасплох 3 /2 А 0 1 2 " ^3 X / Предвидит события и готовится к ним

Мирный стиль хозяйствования, избегает острых углов 3 \ 1 ^0 1 2 /3 \ X / / 1 Агрессивный стиль хозяйствования, навязывает свои интересы другим

Наемный труд считает эксплуатацией человека 3 2 1 )С° 2 3 Наемный труд считает благодеянием работодателя

Не прочь быть иждивенцем (государства, частника, близких) 3 2 0 2 3 ■ч N Иждивенчество презирает, рассчитывает только на самого себя

Довольствуется единожды полученным образованием 3 2 К о 1 4-2 Г" Неустанно повышает профессиональное мастерство

Людей оценивает по моральным качествам 3 1 о 3 \ ** / Людей оценивает потому, чем можно от них поживиться

Нечеткая целеустремленность, неудача выбивает из колеи 3 210 0 2 Ч ч > 3 Несгибаемая целеустремленность, неудачи ее усиливают

Источник существования - зарплата (пенсия, пособие) и случайные заработки 3 / 2 1 / 0 1 / '2 3 і і 1 ; і І і Источник существования - предпринимательские доходы

Не использует компьютер 3 1/ 0 1у 2 3 ><_/ / 74». / В совершенстве владеет электронными технологиями

Совместно заработанное делит без осложнений 3 2 ’Ч-СЧЧ/^ 2 3 *«. X. ч X *ч Совместно заработанным делится тяжело, пытается присвоить все себе

Работает без особого напряжения 3 2 0 2 3 Предельно напрягается на работе, иногда опасно для здоровья

Денег мало, считать не умеет, что есть - проедает 3 2 0 2 3 Тонко чувствует деньги, деньгами делает еще деньги

Особо к богатству не тянет, довольствуется тем, что нажито 3 2 0 2 3 Страсть к обогащению неотвязно давит на все поступки

В труде и отдыхе строгого режима нет 3 2 0 2 3 Строго придерживается жесткого режима

Завидует богатым и ненавидит их 3 2 0 2 3 Подражает богатым, ищет секреты их успеха

Покровительствует бедным без особых материальных затрат 3 2 0 2 3 Сочувствует бедным, выборочно помогает им ради своего имиджа

Образ жизни открытый, скрывать нечего 3 2 0 2 3 Скрывает свою деловую идею, маскирует свой образ жизни

Обещания дает чаще, чем их выполняет 3 2 0 2 3 Слова и дела не расходятся, надежный партнер

Расставание с собственностью не травмирует психику 3 2 0 2 3 Расставание с нажитым - тяжелейшее испытание

Экономия ресурсов тревожит мало 3 2 0 2 3 Из ресурсов выжимает все до дна ради прибыли

Приспосабливается к внешним условиям бесконфликтно 3 2 0 2 3 Стремится подчинить внешние условия себе

Деловые интересы - работа и семья 3 2 0 2 3 Деловые интересы непрерывно расширяются

Задание 2. Возьмите чистые листы бумаги (или школьную тетрадь) и объясните письменно каждый из 25 своих выборов. Только после этого обратитесь к заданию № 3.

А (антирыночная ориентация) - --------

Р (рыночная ориентация) - --------

С (смешанная ориентация) - --------

Задание 3. Анкета. Если вы выполнили задание № 1 и задание № 2, расскажите о себе, своей семье и ее домохозяйстве.

1. Возраст______2. Пол___________3. Семейное положение__________________ 4. Образование______________________

5. Место работы (где?) и должность (кем?)________________________________________________________________

6. Состав семьи_________человек, в том числе (нужное подчеркнуть): муж, жена, дети, дедушка, бабушка.

тесть, теща, свекор, свекровь, брат, сестра. Кто еще?_____________________________________________________

7. Из них приносит доход (кто и какой?):_________________________________________________________________

8. Земельные участки семьи (нужное подчеркнуть и указать в скобках примерную площадь в сотках и га.):

приусадебный участок_____________дачный участок______________арендуемая_______________

9. Земли у семьи (нужное подчеркнуть): много, достаточно, маловато, своей земли нет.

10. Жилище семьи (нужное подчеркнуть): свой дом, приватизированная квартира, государственная квартира, общежитие, снимает жилье. Другие варианты________________________________________________________________

11. Удобства в жилище (нужное подчеркнуть): газ, электричество, холодная вода, горячая вода, кондиционер.

Что еще?_____________________________________________________________________________________________________

12. Претензии к удобствам_________________________________________________________________________________

13. Оценка жилища семьи (нужное подчеркнуть): просторное, достаточное, тесноватое.

14. Производственная техника семьи (нужное подчеркнуть): легковой автомобиль, грузовик, трактор.

Что еще?__________________________________________________________________________________________________

15. Домашние животные (нужное подчеркнуть): корова, лошадь, овцы, козы, ослы, свиньи, кролики, птица. Что еще?__________________________________________________________________________________________________

16. Бытовая техника (нужное подчеркнуть): холодильник, пылесос, стиральная машина, микроволновая печь. Что еще?_______________________________________________________________________________________________

17. Информационная техника (нужное подчеркнуть): телефон, телевизор, радио, магнитофон, видеомагнитофон, видеокамера, компьютер.

Что еще?__________________________________________________________________________________________________

18. Основные источники дохода семьи (нужное подчеркнуть): зарплата, свой бизнес, пенсия, стипендия, детское пособие, пособие по инвалидности, пособие по безработице, случайные заработки, помощь близких, домашние животные, приусадебный участок, дачный участок.

Что еще?___________________________________________________________________________________________________

19. Удовлетворенность материальным положением (нужное подчеркнуть): полностью, в основном, частично, не удовлетворен.

20. Чего больше всего не хватает семье...__________________________________________________________________

21. К какой группе населения можно отнести ваше домохозяйство (нужное подчеркнуть): богатое, среднего достатка, нуждающееся, бедное.

22. На что семья больше всего тратит свои доходы (нужное подчеркнуть): питание, одежда, лекарства, образование, отдых, коммунальные услуги, налоги, транспорт.

На что еще?________________________________________________________________________________________________

23. Какую дорогую вещь семья приобрела за последнее время__________________________________________________

24. Если бы появились дополнительные доходы, на что потратила бы их семья в первую очередь...

25. Материальное положение семьи в будущем (нужное подчеркнуть): не изменится, улучшится, ухудшится.

Задание 4. Снова возьмите чистые листы и объясните письменно свои ответы на каждый вопрос анкеты (с 6 по 25).

Для измерения уровня и структуры готовности личности к материальному самообеспечению нами разработана методика, основу которой составляет многофакторный тест «Г отовность к рынку». Он включает в себя 4 задания. На основе теоретического анализа опыта хозяйствования в командно-административной системе и в условиях рыночной экономики нами выявлено 25 пар характеристик личности, которые в основном определяют успешность материального самообеспечения человека. Эти характеристики представлены в задании № 1 теста.

Каждая из этих характеристик в свою очередь может быть ориентирована на командно-административную систему, при которой для материального самообеспечения личности нет условий и зарождаются иждивенческие настроения, либо на рыночную экономику, когда экономическая свобода позволяет человеку реализовать все свои субъективные возможности для успешного материального самообеспечения. Таким образом, сформулировано 50 характеристик личности, среди которых каждая симметричная пара противостоит друг другу по своему экономическому смыслу. Далее мы ввели три уровня развития соответствующего качества, обозначенные в тесте цифрами 3, 2, 1,0, 1, 2, 3 (см. тест).

Если задание 1 измеряет готовность личности к материальному самообеспечению в различных социально-экономических системах, то задания 2, 3, 4 дают информацию для суждения о валидности и надежности теста.

Примечание к заданию № 1 теста. Три ломаные линии на бланке теста представляют собой:

Первая ломаная (А) - графический код произвольно взятой личности, которой присуща командно-административная готовность к материальному самообеспечению; ее буквенно-цифровой код состоит из 25 цифр, очерченных кружком и соединенных первой ломаной линией, и выглядит так: 3123202130112031231221023.

Вторая ломаная (Р) - графический код личности, характеризующийся рыночной готовностью к материальному самообеспечению, ее буквенно-цифровой код: 12113220232110232310232132.

Третья ломаная (С) - графический код смешанного типа готовности личности к материальному самообеспечению; буквенно-цифровой код имеет следующий вид (во избежание путаницы цифры правого поля меняем на буквы: 1 - на «а», 2 - на «б», 3 - на «в»): 101201 ава2331 абобвбо 1 авав.

Порядок работы с тестом «Готовность к рынку». Испытуемым раздаются тесты, и сообщается следующая инструкция: «У вас на руках тест под названием «Готовность к рынку». Он позволяет оценить, насколько человек готов к материальному самообеспечению в условиях рыночной экономики. Тест нужно заполнять в следующем порядке:

- прочитайте первые две позиции, расположенные по разные стороны от семи цифр 3, 2, 1, 0, 1, 2, 3;

- выберите одну позицию (левую или правую), которая ближе к вашей собственной позиции;

- оцените по трехбалльной системе (3, 2, 1), насколько эта позиция выражена у вас: 3 - сильно, 2 -средне, 1 - слабо, 0 - не знаю (или не выражена никак);

- обведите кружочком соответствующую цифру;

- в таком же порядке проработайте все 25 строчек, начиная с первой и до последней;

- соедините все кружочки ломаной линией сверху вниз от 1 до 25-й позиции».

Дополнительная инструкция после заполнения теста: «Полученная на бланке ломаная линия представляет собой графический код вашей личной готовности к рыночным отношениям, и ваша задача теперь - научиться ее «прочитать» и понять. Кроме графического, есть еще буквенно-цифровой код готовности. Для того чтобы его получить, обозначим в правой части теста цифры 1, 2, 3 буквами: 1 - а, 2 - б, 3 - в. Теперь выпишем все цифровые и буквенные обозначения, составляющие код, в одну строку. Полученная строчка из 25 следующих друг за другом цифр и букв и есть буквенно-цифровой код вашей готовности к рынку».

В приведенном выше тесте слева от цифр 3 2 1 0 1 2 3 друг под другом расположены 25 характеристик личности, которые не типичны для «рыночного характера» личности, формируются главным образом в

условиях командно-административной системы, а молодежи передаются по механизмам социального наследования. В правой части теста те же 25 наименований особенностей личности, но все они по своему содержанию типичны для человека, освоившего условия хозяйствования в рыночной экономике. Сделаем некоторые пояснения к тесту «Готовность»:

- Важнейшая характеристика хозяйствующей личности - потребность в материальном самообеспечении, полный отказ от иждивенческих настроений, прочная убежденность в том, что обеспечивать себя материально обязан сам человек, не ожидая подачек ни от кого - ни от государства, ни от частных лиц, ни от родственников и близких. Как видим, в левой части теста «Готовность» потребность в материальном самообеспечении представлена слабо, человек «не прочь быть иждивенцем (государства, частников, близких)», что связано с социальным опытом, накапливаемым в командно-административной системе. В правой части теста эта потребность выражена выпукло в целом ряде характеристик личности («иждивенчество презирает, рассчитывает только на самого себя»; «источник существования - предпринимательские доходы»; «из ресурсов выжимает все до дна ради прибыли»; «стремится подчинить внешние условия себе» и др.).

- Чувство собственности - ведущий мотив хозяйствования в условиях рыночной экономики. Оно не может получить сколько-нибудь заметного развития в командно-административной системе, поскольку государство непрерывно давит на собственность граждан, делает бессмысленным ее приумножение, поскольку при первых успехах на этом пути оно находит повод для того, чтобы изъять нажитое человеком добро в свой доход. Пытаясь совместить несовместимое - отказ личности от своей частной собственности и бережное отношение к государственной -советская власть шаг за шагом уничтожала чувство собственности по отношению ко всем ценностям, независимо от их юридического статуса. В рыночной экономике предпринимаются попытки возрождения у населения чувства собственности как необходимого условия материального самообеспечения личности и подъема экономики страны. Соответственно в левой части теста показано одно отношение к собственности, свойственное командно-административной системе, в правой - прямо противоположное, рыночное. Одно дело - «Не до жиру, быть бы живу», когда «смысл жизни - выживание», и совершенно иначе обстоит дело, если «смысл жизни - умножение собственности».

- Стиль хозяйствования и стиль жизни в целом представителей двух экономических систем - командноадминистративной и рыночной - принципиально отличаются друг от друга. У первого - стиль хозяйствования мирный, избегающий острых углов, у второго - агрессивный, навязывающий свои интересы другим людям; первый любит согласовывать свои решения с окружающими, податлив на советы, второй властно распоряжается всем, что считает своим, чувствует себя полновластным хозяином положения. Первый приспосабливается к внешним условиям бесконфликтно, занят главным образом семьей

и работой по найму, второй стремится подчинить себе внешние условия непрерывно расширяет область своих интересов. Первый распоряжается своим временем без особого напряжения, свободного времени у него всегда хватает, события застают его врасплох из-за недостаточной бдительности относительно времени их наступления, а второй предельно плотно заполняет свое время, предвидит события и заранее готовится к ним. Первый к деньгам, которые у него бывают редко и мало, относится без должного почтения, у второго чувство денег развито сильно, он деньгами делает еще деньги. Целеустремленности первому недостает, второй несгибаемо устремлен к поставленным перед собой целям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Существенные различия между ними имеются в том, какие взаимоотношения они устанавливают и поддерживают с окружающими людьми. Первый оценивает людей преимущественно по моральным качествам, второй предпочитает экономические критерии оценки; первый завидует богатым и ненавидит их, второй внимательно присматривается к их секретам, пытается им подражать и сблизиться с ними; первый обещания дает часто по доброте душевной, но выполнять их не всегда удается из-за ограниченных возможностей, а второй всегда умеет говорить «нет», когда ему надо, но стремится быть надежным партнером; первый стремится на словах покровительствовать бедным, но не имеет возможности оказать им материальную помощь, а второй такую помощь оказывает, если это повышает его престиж; первый без особых сожалений делится совместно нажитым, для второго это тяжелое психологическое испытание.

Мы рассмотрели только две крайние позиции - сильно выраженные командно-административные характеристики личности и сильно выраженные рыночные качества личности (если эти две позиции выразить в форме буквенно-цифрового кода, каждую своим, то все 25 пунктов слева и справа были бы обозначены только тройками). На самом деле реально существует вариантов готовности личности к материальному самообеспечению почти столько же, сколько людей. Ибо у каждого участника хозяйственной деятельности складывается свой собственный вариант готовности к материальному самообеспечению.

Индивидуальные варианты готовности личности к материальному самообеспечению отличаются друг от друга двумя основными характеристиками - уровнем и структурой готовности.

Уровень готовности - это позиция, которую личность занимает между двумя крайними противоречивыми вариантами готовности, которые формируются в разных же социально-экономических системах - командно-административной и рыночной. Проведенное нами исследование выявило семь различных уровней готовности личности к материальному самообеспечению, следующих друг за другом по мере ухода от антирыночной позиции и приближения к рыночной.

Крайнюю степень привязанности к антирыночной позиции мы обозначили как уровень торможения (процесса движения к рынку); она характеризуется сопротивлением личности рыночным отношениям и на графическом коде готовности соответствует цифре 3 в левой части тес-

та «Готовность к рынку». Далее следуют уровни: сомнения, когда личность либо не «доросла» еще до крайнего уровня (торможения), либо начала «уходить» от этого уровня (на графическом коде соответствует цифре 2 в левой части теста); пограничный (обозначается цифрой 1 в левой части теста); неопределенности (соответствует цифре 0) и означает неспособность личности сделать выбор в пользу одной из двух систем: командно-административной и рыночной (от влияния первой полностью освободилась, но еще внутренне не приняла вторую).

Формирование готовности к рыночным отношениям начинается от уровня вхождения (что соответствует цифре 1 (или букве «а») в правой части теста, когда личность делает только первые шаги по пути освоения условий рыночной экономики); следующий уровень - привыкания, при котором личность в основном освоила рыночные отношения, но еще не может исчерпывающе использовать их для достижения возможно высокого уровня материального самообеспечения; наконец, овладение рыночными отношениями завершается уровнем полного и исчерпывающего их освоения.

Понятие структуры готовности имеет иной смысл. Каждый конкретный уровень готовности структурно состоит из 25 различных характеристик личности, каждая из которых достигает одного из семи вышеуказанных уровней развития.

Вследствие этого в структуре одного и того же уровня развития личности, понимаемого как обобщенное, интегральное психическое новообразование, присутствуют Северо-Кавказский государственный технический университет

частные характеристики, которые к моменту их анализа достигли разного уровня созревания по пути движения к освоению рыночных отношений. Например, на общем уровне привыкания отдельные из 25 характеристик личности могут оставаться на более низких уровнях приближения к освоению рынка. Это обстоятельство дает информацию для коррекции готовности личности к материальному самообеспечению в сторону «подтягивания» отстающих структурных компонентов готовности до уровня более продвинутых к освоению рыночных отношений.

Словом, разработанная нами методика позволяет осуществить диагностику фактического общего уровня готовности личности к материальному самообеспечению и дает информацию для коррекции готовности до уровня наиболее продвинутых по пути к полному освоению рыночной экономики.

Литература

1. Комсомольская правда. 2001. 7 дек.

2. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. Копо-рулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д, 2003. С. 97.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

3 ноября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.