Научная статья на тему 'Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов'

Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1165
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИГРОВОЕ ВНИМАНИЕ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / TECHNIQUE / GAME ATTENTION / YOUNG HOCKEY PLAYERS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурцева Евгения Валентиновна, Бурцев Владимир Анатольевич, Мартынова Анна Сергеевна

В статье представлена комплексная методика исследования и оценки свойств игрового внимания, значимых при занятиях хоккеем: избирательность; концентрация; переключение; распределение и объем внимания. Для оценки комплексного проявления свойств внимания в игровой деятельности хоккеистов предлагается модифицированная игра «Пятнашки» и тест, разработанный Д.В. Полянчиковым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бурцева Евгения Валентиновна, Бурцев Владимир Анатольевич, Мартынова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF RESEARCH AND ASSESSMENT OF PROPERTIES GAME ATTENTION OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

The complex technique of research and assessment of properties of game attention is presented in article, significant at occupations by hockey: selectivity; concentration; switching; distribution and attention volume. For an assessment of complex manifestation of properties of attention in game activity of hockey players the modified game "Tag" and the test developed by D.V. Polyanchikov is offered.

Текст научной работы на тему «Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов»

циклических видах спорта (велоспорт, шортрек, карате, дзю-до, вольная борьба): дис ...канд. пед. наук. М., 2001. 147 с.

Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., volder1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Бурцева Евгения Валентиновна, канд. пед. наук, доц., voider1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Мартынова Анна Сергеевна, канд. пед. наук, доц., Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения

METHODOLOGY PRELIMINARY WARM-UP MASSAGE CYCLING

V.A. Burtsev, E. V. Burtseva, A.S. Martynova

The article considers the influence of pre-massage on the physical abilities of the athletes in cycling. Presents scientifically proven method for differential impacts preliminary warm-up massage for musculoskeletal cyclists taking into account the sprint and slayers specialization athletes.

Key words: Cycling, methodology, preliminary warm-up massage, long-distance runners, sprinters.

Burtsev VladimirAnatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Burtseva Evgeniya Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Martynova Anna Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Transport University

УДК 796.966

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ СВОЙСТВ ИГРОВОГО ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, А.С. Мартынова

В статье представлена комплексная методика исследования и оценки свойств игрового внимания, значимых при занятиях хоккеем: избирательность; концентрация; переключение; распределение и объем внимания. Для оценки комплексного проявления свойств внимания в игровой деятельности хоккеистов предлагается модифицированная игра «Пятнашки» и тест, разработанный Д.В. Полянчиковым. Ключевые слова: методика, игровое внимание, юные хоккеисты.

Современный хоккей изобилует многообразием сложных игровых ситуаций и в поле внимания игрока помимо шайбы должны быть действия

партнеров и соперников, причем не только происходящие в данный момент, но и те, которые могут совершиться в развитии текущего игрового эпизода и после него. Игровая деятельность, как и любая другая, определяется функциями психических (познавательных) процессов. Во время обучения, тренировок и соревнований спортсмен проявляет психическую активность, которая с точки зрения познания сопряжена с проявлением мыслительных операций, памяти, внимания, восприятия, ощущений, процессов воображения [3].

В научно-методической литературе недостаточно разработаны вопросы, связанные с исследованием и оценкой игрового внимания юных хоккеистов. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления игрового внимания юных хоккеистов 9-12 лет на этапе начальной спортивной специализации, отсутствует методика оценки игрового внимания, позволяющая оценить развитие внимание по его основным свойствам. Отсутствие информативных цифровых данных об индивидуальных проявлениях игрового внимания юных хоккеистов приводит к применению неадекватных методических приемов для их развития, что в значительной мере снижает эффективность тренировочного процесса и результативность игровой деятельности юных хоккеистов.

При выборе и разработке методики измерения и оценки игрового внимания мы учитывали требования и условия, предъявляемые к психологическим методикам тестирования свойств внимания. Методики должны быть доступны для юных хоккеистов 11-12 лет в соответствии с уровнем подготовки, возрастом и обеспечивать получение дифференцированных результатов об уровне развития свойств внимания.

Разработанная нами комплексная методика была направлена на исследование и оценку развития следующих свойств игрового внимания, значимых при занятиях хоккеем:

1. Избирательность внимания.

2. Концентрация внимания.

3. Переключение внимания.

4. Распределение внимания.

5. Объем внимания.

Избирательность внимания оценивалась по методике Мюнстерберга. Испытуемому дается тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Среди буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время выполнения задания: 2 минуты. Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при подчеркивании слов. Всего в данном тексте 33 слова. Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от

затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по одному баллу [1].

Исследование концентрации внимания проводилось с помощью теста Пьерона-Рузера. Испытуемому выдается бланк с изображенными квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу необходимо как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок - ничего не ставьте и в ромб - точку. Знаки расставляются подряд построчно. Время на работу - 60 с. По сигналу прекращается работа. Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 - на два ранга, а если ошибок больше 4, то на три ранга.

Исследование переключения внимания осуществлялось с применением цифровых таблиц Шульте. Исследование включает три серии, которые следуют руг за другом. В первой испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй -красные в убывающем порядке и в третьей он должен назвать и указать то черные, то красные цифры, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные в убывающем [1].

Изучение переключения и распределения внимания осуществлялось по методике «Шифровка». Экспериментатор дает испытуемому бланк и предлагает следующую инструкцию: «В начале бланка имеется код шифровки. В верхней клетке находится цифра, а в нижней -соответствующей этой цифре знак. Ваша задача - заполнить пустые клетки бланка в соответствии с кодом, то есть так, чтобы под каждой цифрой находился тот знак, которым она обозначена в коде. Работа должна проводиться по порядку, без пропуска клеток». Время на выполнение работы - 60 с.

Исследование временной динамики устойчивости внимания осуществлялось методом корректурной пробы. Испытуемому выдается бланк, на котором он должен вычеркивать две заданные буквы. После каждого слова «минута» отметить то место на строке, где вас это слово застало. Эксперимент длится 10 мин.

Концентрация и устойчивость зрительного внимания изучалась по методике «Перепутанные линии». Испытуемому необходимо проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так далее. Следить за линиями нужно только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Ответы записываются по порядку, например, 1-17, 2-14 и т. д. Эксперимент заканчивается, как только испытуемый выполнит задание. Подсчитывается время, затраченного на

выполнение задания. Подсчитывается число правильно прослеженных линий и время выполнения задания.

Для оценки комплексного проявления свойств внимания в игровой деятельности рекомендуется модифицированная игра «Пятнашки». Испытуемые делятся на две равные команды по 10 человек. Эксперимент проводится в соответствии с правилами игры «Пятнашки». Продолжительность игры 20 минут. На игроков надевают заранее заготовленные спортивные майки с номерами. Но, перед игрой игрокам даются специальные указания, позволяющие оценить свойства внимания в игровой деятельности:

1. Передавать мяч в своей команде можно только с четными номерами нечетным, с нечетными четным (позволяет оценить особенности избирательности и концентрации внимания).

2. После свистка преподавателя необходимо играть по обычным правилам игры «Пятнашки», т.е. передавать мяч можно любому игроку (позволяет оценить особенности переключения и распределения внимания).

Обработка результатов.

1. За каждую ошибку в передаче мяча игроку начисляется один штрафной балл. По количеству штрафных баллов можно судить о степени избирательности и концентрации внимания, распределения и переключения).

2. Для оценки концентрации зрительного внимания проводилась оценка по времени, когда игроки допустили первую ошибку в передаче мяча, чем больше прошло времени от начала игры, тем выше концентрация внимания.

3. Для оценки объема внимания после игры игроки каждой команды (индивидуально) записывали номера игроков из противоположно команды, которые они запомнили в процессе игры. По каждому игроку подсчитывается процент правильно названных номеров, затем по всей команде подсчитывается среднее арифметическое процентов.

Для оценки способности распределять и переключать внимание в специфической деятельности применялся тест, разработанный Д.В. Полянчиковым [2].

Тест выполняется на одной из половин хоккейной площадки, состоял из ряда специальных упражнений на льду, которые необходимо было выполнить одному хоккеисту: испытуемый от центральной точки вбрасывания по свистку инструктора выполнял кувырок вперед в сторону ворот, осуществлял подбор шайбы, находящейся в нейтральной зоне на расстоянии 4,5 метров от центральной красной линии. Затем на скорости выполняет обводку специальных тренировочных стоек. Расставленные параллельно боковым бортам пять стоек расположены в виде выстроенного «слалома» - ломаной линии - на расстоянии 3 метров друг от друга. После обводки стоек испытуемый броском атакует ворота. В ходе

выполнения тестового задания игрокам в определенных местах по периметру площадки предъявляются 6 карточек с различными стимулами -слева и справа от испытуемого, по 3 с каждой стороны: по одной карточке с геометрической фигурой, различным цветом и цифрой. Размер карточек-стимулов 20^20 см. Точки предъявления стимулов с обеих сторон площадки располагаются симметрично под углом 90°, 45° и 20° относительно места начала работы испытуемого с шайбой. В целях усложнения задания карточки-стимулы предъявляются с периодизацией в одну секунду на всем протяжении выполнения тестового задания. Игроки получают инструкцию: выполнить тест с максимально возможной скоростью и обратить внимание на появляющиеся стимулы, запомнить их и по окончании выполнения упражнений воспроизвести - какие стимулы и где были расположены (с какой стороны). Сразу же по окончании выполнения теста каждый игрок рассказывает экспериментатору, что смог зрительно зафиксировать. Чтобы исключить эффект запоминания предъявляемых карточек другими испытуемыми используется 5 вариантов расстановки стимулов. Если в ходе тестового задания хоккеист не выполнял хотя бы одно из требований - не обвел стойку, не сделал кувырок, не совершил бросок по воротам, тест тут же прекращается, и следующая попытка предоставляется после того как тест выполнят два-три испытуемых.

Таким образом, для выявления особенностей проявления свойств игрового внимания и осуществления контроля по эффективности психологической подготовки следует проводить комплексное тестирование свойств внимания в следующей последовательности:

1) избирательность внимания;

2) концентрация внимания;

3) переключение внимания;

4) распределение внимания;

5) объем внимания.

Выявленные особенности свойств игрового внимания позволят разрабатывать перспективные планы психологической подготовки юных хоккеистов.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. В трех книгах. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 247 с.

2. Полянчиков Д.В. Методика формирования игрового внимания у юных хоккеистов 11-12 лет: автореф. дис. ... анд. пед. наук. Омск, 2006. 23 с.

3. Попов А.Л. Спортивная психология. М.: Флинт, 2001. 152 с.

Бурцева Евгения Валентиновна, канд. пед. наук, доц., volder1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., voider1968@mail.ru, Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Мартынова Анна Сергеевна, канд. пед. наук, доц., voider 1968@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения

TECHNIQUE OF RESEARCH AND ASSESSMENT OF PROPERTIES GAME ATTENTION

OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

E.V. Burtseva, V.A. Burtsev, А.S. Martynova

The complex technique of research and assessment of properties of game attention is presented in article, significant at occupations by hockey: selectivity; concentration; switching; distribution and attention volume. For an assessment of complex manifestation of properties of attention in game activity of hockey players the modified game "Tag" and the test developed by D.V. Polyanchikov is offered.

Key words: technique, game attention, young hockey players.

Burtseva Evgeniya Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Burtsev VladimirAnatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@mail.ru, Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Martynova Anna Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Transport University

УДК 796.35

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ УДАРА СПОСОБОМ «ЩЕЛЧОК»

ВО ФЛОРБОЛЕ

А.В. Быков, Н.А. Трухин

В статье представлен биомеханический анализ техники удара способом «щелчок» во флорболе. Подробно рассмотрена каждая фаза данного технического приема игры. Выявлены наиболее существенные механизмы выполнения удара способом «щелчок».

Ключевые слова: флорбол, удар, биомеханический анализ, кинематические характеристики.

Техническая подготовка спортсменов немыслима без анализа выполнения упражнений и действий. Наиболее объективным и содержательным является биомеханический анализ. Чтобы успешно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.