Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов'

Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХОККЕИСТЫ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / VALUE ORIENTATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ICE HOCKEY / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна, Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна

Рассматриваются педагогические условия формирования положительных ценностных ориентаций юных хоккеистов к различным сторонам спортивной деятельности. Приводятся результаты экспериментального обоснования эффективности формирования ценностных ориентаций юных хоккеистов к спортивной деятельности с учетом выделенных нами педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Анна Сергеевна, Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS TO SPORTS TRAINING IN YOUNG HOCKEY PLAYERS

The article discusses the pedagogical conditions of formation of the positive value orientations of young hockey players to different sides of the sports activity. The results of the experimental study of the efficiency of formation of value orientations of young hockey players to the sports activities with regard to our educational environment.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов»

УДК 796.012:159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева

Рассматриваются педагогические условия формирования положительных ценностных ориентаций юных хоккеистов к различным сторонам спортивной деятельности. Приводятся результаты экспериментального обоснования эффективности формирования ценностных ориентаций юных хоккеистов к спортивной деятельности с учетом выделенных нами педагогических условий.

Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогические условия, хоккеисты, спортивная тренировка.

Процесс становления личности характеризуется направленностью отношений к общечеловеческим ценностям, поэтому формирование ценностных ориентаций личности юного спортсмена - это, прежде всего, воспитание отношения к сущности человека. Успех учебно-воспитательного процесса определяется отношением, основанным на внутренних потребностях - мотивах в освоении знаний, умений и навыков.

Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между высокой значимостью ценностных ориентаций к спортивной подготовке юных хоккеистов для повышения эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий формирования ценностных ориентаций в условиях спортивной подготовки юных хоккеистов, с другой.

Ценностные ориентации являются стержневым фактором самореализации личности, так как они отражают ее содержательную сторону и выводят на мотивы, цели и условия деятельности, в которой она осуществляется. Формирование ценностных ориентаций спортсмена придает смысл и особое значение целям, задают ракурс видения деятельности (действий, операций) и самого себя в процессе осуществления [1, 2]. Проведенный анализ позволяет определить общую направленность испытуемых на самореализацию в познании, творчестве и в спорте, что обусловлено спецификой учебно-спортивной деятельности, в которую они включены.

Проблема определения педагогических условий в системе спортивной тренировки детей требует особого рассмотрения.

Условия - совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т. д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого). Любой объект соотносится с бесчисленным количеством прямых или косвенных связей и отношений с

другими объектами; при этом существует, по крайней мере, одна относительно замкнутая минимальная совокупность объектов, в которой данный объект является необходимым. Такая совокупность и называется условиями, точнее, «достаточными условиями объекта», причем каждый элемент этой совокупности, а также входящие в него элементы являются необходимыми условиями; полная совокупность необходимых условий образует достаточные условия. С устранением из этой совокупности хотя бы одного элемента, условия перестают быть достаточными.

Таким образом, из общей категории «условия», рассматриваемой в широком плане, мы выделяем субъективные, которые называем «педагогическими условиями». Иначе, в данном исследовании категорию «педагогические условия» определяем как субъективные условия в системе субъект-объектной деятельности, обеспечивающие целенаправленное функционирование педагогического процесса.

Педагогические условия были разработаны нами с использованием данных Г. Л. Драндрова, Е. Б. Кузьмина [3].

Нами выделены шесть педагогических условий, различающихся по направленности на формирование благоприятных отношений спортсменов к различным сторонам спортивной жизни.

Ниже приводятся эти педагогические условия:

1. Формирование ценностных ориентаций в педагогическом процессе рассматривать как последовательную смену этапов.

2. Формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом.

3. Формирование благоприятных отношений к спортивному успеху.

4. Формирование благоприятных отношений к своим возможностям.

5. Формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности.

6. Формирование благоприятных отношений к команде и тренеру.

7. Формирование благоприятных отношений к соревновательной деятельности.

Каждое из этих условий реализуется через применение в учебно-тренировочном процессе соответствующих педагогических приемов.

Задача педагогического эксперимента заключалась в экспериментальном обосновании эффективности практической реализации выделенных нами педагогических условий формирования ценностных ориентаций у юных хоккеистов к спортивной деятельности.

У испытуемых обеих групп до и после педагогического эксперимента определялись с помощью методик психодиагностики показатели волевых качеств, ценностных ориентаций занятий спортом, интереса к занятиям хоккеем, соревновательной и тренировочной мотивации. Поэтому при реализации педагогических условий формирования ценностных

ориентаций в экспериментальной группе учитывались индивидуальные психологические особенности испытуемых (таблица).

Показатели свойств личности испытуемых контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента,

баллы (Х ± а)

Показатели ценностной сферы личности Группы Р

ЭГ, п=20 КГ, п=20

Ценностные ориентации в спортивной деятельности

Эмоциональное удовольствие 34,46 ± 10,55 36,51 ± 10,31 >0,05

Социальное признание 24,41 ± 8,41 18,33 ± 10,09 < 0,05

Физическое «Я» 28,40 ± 10,24 22,65 ± 14,48 <0,05

Общение 34,51 ± 12,63 38,65 ±13,27 <0,05

Ощущение своей полезности в обществе 34,62 ± 16,20 24,33 ± 18,43 <0,05

Достижение успеха в спорте 39,82 ±14,42 31,98 ± 15,27 <0,05

Знания в области избранного вида спорта 20,43 ± 16,32 19,41 ± 15,32 >0,05

Уверенность в себе 26,86 ± 8,39 19,45 ± 6,78 <0,05

Профессиональный рост 34,54 ± 13,24 29,69 ± 12,86 <0,05

Патриотизм 31,55 ± 14,29 31,26 ± 15,63 >0,05

Волевые качества

Целеустремленность 42,65 ± 5,28 36,48 ± 6,82 <0,05

Смелость и решительность 37,40 ± 5,56 36,42 ± 5,86 >0,05

Настойчивость и упорство 43,15 ± 6,95 36,89 ± 5,99 <0,05

Выдержка и самообладание 35,42 ± 4,86 33,28 ± 5,31 >0,05

Самостоятельность и инициативность 38,59 ± 4,69 31,24 ± 5,20 <0,05

Волевые качества в целом 39,44 ± 5,47 34,86 ± 5,84 <0,05

Соревновательная мотивация 9,33 ± 2,37 7,78 ± 2,36 <0,05

Тренировочная мотивация 6,32 ± 2,46 4,95 ± 1,56 <0,05

Интерес к занятиям хоккеем: 34,48 ± 1,32 28,42 ± 2,82 <0,05

Эмоциональный компонент интереса 8,34± 0,53 8,95± 0,02 <0,05

Мотивационный компонент интереса 8,98± 0,02 7,24± 1,32 <0,05

Интеллектуальный компонент интереса 8,21± 0,74 5,67± 0,94 <0,05

Волевой компонент интереса 8,95± 0,03 6,56± 0,54 <0,05

Таким образом, при практической реализации педагогических условий в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов наблюдается:

1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативности;

2) ослабление значимости ценностной ориентации на получение эмоционального удовольствия, и повышение значимости ценностных ориентаций на достижение успеха, уверенности в себе и профессионального роста;

3) усиление соревновательной мотивации;

4) повышение уровня волевого и мотивационного компонентов интереса к занятиям хоккеем;

5) повышение активности на тренировках высокой интенсивности;

6) повышение уровня общей физической подготовленности (выносливости, силовой выносливости и скоростно-силовых способностей) и специальной физической подготовленности.

Для управления формированием положительных ценностных ориентаций к спортивной деятельности необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих ориентаций посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».

Благодаря их совместному действию развитие отношений происходит в направлении от эмоционально-неосознаваемых к рационально-осознаваемым, из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально функционирующие.

Список литературы

1. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: автореф. дис ...канд. психол. наук. Л., 1992. 24 с.

2. Григорьева Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2003. 118 с.

3. Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации у волейболистов 15-16 лет. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. 123 с.

Мартынова Анна Сергеевна, канд. пед. наук, доц., volder1968@,mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет путей сообщения,

Бурцев Владимир Анатольевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Бурцева Евгения Валентиновна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Республика Татарстан, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS TO SPORTS TRAINING IN YOUNG

HOCKEY PLAYERS

A.S. Martynova, V.A. Burtsev, E.V. Burtseva

The article discusses the pedagogical conditions of formation of the positive value orientations of young hockey players to different sides of the sports activity. The results of the experimental study of the efficiency of formation of value orientations of young hockey players to the sports activities with regard to our educational environment.

Key words: value orientation, pedagogical conditions, ice hockey, sports training.

Martynova Anna Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volder1968@,mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Transport University,

Burtsev Vladimir Anatolyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Burtseva Evgeniya Valentinovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Republic of Tatarstan, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

УДК 799.311.2

МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

В ВИДЕ СПОРТА «СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ»

А.А. Моисеенко, Е.В. Архипов

Предложена методика разделения скоростных упражнений стрельбы из пистолета, требующих выполнения сложнокоординированных действий на систему упражнений, позволяющих повысить эффективность тренировочного процесса.

Ключевые слова: скоростная стрельба, обучение стрельбе, огневая подготовка сотрудников силовых ведомств.

Последние пять лет на чемпионате образовательных организаций МВД России по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия в командный зачет учитываются результаты только скоростных упражнений стрельбы из пистолета. Классические в виде спорта «Пулевая стрельба» упражнения медленной стрельбы из пистолета выполняются участниками на личное первенство. По данному вопросу на заседаниях судейских коллегий и совещаниях представителей команд неоднократно возникали споры, но позиция организаторов соревнований однозначна - стрельба из боевого ручного стрелкового оружия служебно-прикладной вид спорта, в связи с этим программа соревнований включает только скоростные упражнения.

Подготовка спортсмена к выполнению упражнений скоростной стрельбы достаточна сложна. В скоростной стрельбе спортсмен должен уметь произвести серию выстрелов за жестко регламентируемый временной интервал, поэтому переходить к скоростной стрельбе необходимо только после выполнения спортсменом норматива не ниже 2 разряда в упражнениях медленной стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.