Научная статья на тему 'Повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей в соревновательный период'

Повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей в соревновательный период Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ХОККЕИСТА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ / TRAINING PROCESS OF THE HOCKEY PLAYER / COMPETITIVE ACTIVITY / EMOTIONAL STABILITY OF ATHLETES / PSYCHOLOGICAL MEANS OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рода Никита Вячеславович, Дагнер Регина Викторовна, Желтиков Олег Витальевич, Григорьева Елена Львовна

Определена эффективность успешности игровых действий хоккеистов путем использования психологических средств подготовки к соревновательной деятельности. Произведен подбор средств, направленных на повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей, и обоснована их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рода Никита Вячеславович, Дагнер Регина Викторовна, Желтиков Олег Витальевич, Григорьева Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASES IN EMOTIONAL STABILITY OF AMATEUR HOCKEY PIAYERS DURING THE COMPETITIVE PERIOD

The effectiveness of the success of the game actions of hockey players has been determined by using psychological means of preparing for competitive activity. Produced a selection of tools aimed at improving the emotional stability of hockey players lovers and justified their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей в соревновательный период»

Попова Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц..natalie-barnaul77®,bk.ги, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет

PRA С TICALASPEC TSOFIMPRO VEMENTOFSPOR TSANDSPOR TSA С TIVITY

N. V. Popova

The author's approach to the consideration of the organization of educational work in the training process, including innovations in the educational space of children's youth schools, is presented, which makes it possible to increase the efficiency of work with children.

Key words: educational environment, process of the organization, educational work.

Popova Natalia Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, natalie-harnaiil77ahk.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University

УДК 796.355

ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ХОККЕИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Н.В. Рода, Р.В. Дагнер, О.В. Желтиков, Е.Л. Григорьева

Определена эффективность успешности игровых действий хоккеистов путем использования психологических средств подготовки к соревновательной деятельности. Произведен подбор средств, направленных на повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов-любителей, и обоснована их эффективность.

Ключевые слова: тренировочный процесс хоккеиста, соревновательная деятельность, эмоциональная устойчивость спортсменов, психологические средства подготовки.

В последнее время в Нижегородской области уровень игры хоккейных команд постепенно выравнивается, особенно это касается показателей технической, тактической и физической подготовленности. В условиях бескомпромиссной борьбы, протекающей в довольно сложных, постоянно меняющихся условиях, возрастает роль других видов подготовки, в частности психологической.

Тренировочная и соревновательная нагрузка в хоккее предполагает не только хороший уровень физической подготовленности, слаженную работу всех систем организма спортсмена, умение безошибочно выполнять технические приемы игры, но и предъявляет определенные требования к его психике. Деятельность хоккеистов весьма специфична, она требует высокого уровня развития внимания, памяти, эмоциональной устойчивости как наиболее важных факторов, обеспечивающих соревновательную надежность [1].

Эмоциональная устойчивость, являясь психологическим фактором, позволяет хоккеисту четко и своевременно решать игровые задачи, возникающие на площадке, используя скрытые резервы своего организма. В процессе игры эмоциональное возбуждение настолько велико, что очень часто отрицательно влияет на качество выполнения технико-тактических действий как отдельно взятого игрока, так и команды. А от эффективности индивидуальных и командных действий зависит результат каждого матча, в дальнейшем положение в турнирной таблице [2].

Анализ научно-методической литературы показывает: несмотря на то, что специалистами в области хоккея отмечена важность психологического обеспечения тренировочного процесса и соревновательной деятельности, проблема повышения эмоциональной устойчивости изучалась лишь применительно к высококвалифицированным спортсменам [3,4].

В исследовании была предпринята попытка, использовать средства, разработанные для повышения эмоциональной устойчивости спортсменов высокого уровня, на хоккеистах любителях.

Цель исследования заключалась в определении эффективности повышение успешности игровых действий хоккеистов путем использования психологических средств.

В ходе достижения цели работы нами были поставлены следующие

задачи:

1. Изучить особенности психологической подготовки хоккеистов.

2. Рассмотреть эмоциональную устойчивость спортсменов как одного из факторов, влияющих на эффективность игровых действий.

3. Подобрать средства, направленные на повышение эмоциональной устойчивости хоккеистов любителей.

4. Обосновать эффективность предложенных средств.

Исследование проводилось на базе хоккейного клуба «Чайка»

г. Перевоз. В качестве испытуемых выступали игроки любительской команды, участвующие в чемпионате области по хоккею. Всего в эксперименте участвовало 20 игроков.

На подготовительном этапе проводилась констатирующая часть эксперимента, направленная на определение уровня эмоциональной устойчивости исследуемых игроков, а также выявление взаимосвязи между данным показателем и эффективностью игровых действий на площадке. Педагогическое наблюдение за эффективностью игровых действий осуществлялось во время официальных матчей.

Этап непосредственного проведения эксперимента включал в себя формирующую часть исследования и заключался во внедрении программы направленной на повышение уровня эмоциональной устойчивости игроков к различным ситуациям возникающих по ходу матча.

В заключительной части эксперимента проводился статистический анализ данных и рассматривался вопрос, касающийся эффективности разработанной программы.

Для решения произведенных задач были аккумулированы следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно методической литературы, метод наблюдения, метод тестов, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Изучение и обобщение научно-методической литературы предполагали выявление имеющихся сведений по следующим вопросам:

1. Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности.

2. Особенности психологической подготовки хоккеистов.

3. Влияние эмоциональной устойчивости на эффективность соревновательной деятельности хоккеистов.

Педагогические наблюдения заключались в регистрации игровых действий путем фиксации показателей в лист наблюдения:

1) броски по воротам (бросок считался удачным, если шайба попадала в створ ворот);

2) ведение и обводка (данный элемент считался выполненным, если хоккеист не терял контроль над шайбой до следующего технического приема);

3) передачи (считались выполненными, если шайба достигала адресата);

4) единоборства (считались выигранными, если шайбой завладел игрок или его партнер по команде);

5) отбор или перехват (считались выполненными, если соперник терял контроль над шайбой).

Метод тестов. Психологическое тестирование осуществлялось с целью определения уровня эмоциональной устойчивости хоккеистов [6].

Педагогический эксперимент заключался в применении психологического тренинга. Тренинг предусматривает воздействие на личность в целом, создает оптимальные условия функционирования всех систем организма спортсмена, способствует повышению эмоциональной устойчивости. В основе применения тренинга лежит личностно-ориентированный подход, в котором прослеживаются активное отношение участника эксперимента, как к самому себе, так и к спортивной деятельности, к партнерам по команде. Программа тренинга рассчитана на повышения уровня саморегуляции, снятие тревожности, коррекцию самооценки.

С применением разработанной нами программы предполагалось трансформация в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере хоккеистов. В исследовании использовались следующие методы:

1) задания на создание единого психологического пространства, овладение приемами личностных взаимодействий;

2) различные виды дискуссий, соответствующие основным компонентом личности, таким как самопознание и самореализация;

3) задания, способствующие стабилизации самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности и уверенности в своих силах;

4) упражнения для снятия психологического напряжения, тревожности, обучение приемам саморегуляции.

Вся статистическая обработка проводилась согласно руководству по математической статистике в спорте [5], которая включала в себя определение средних арифметических величин, ошибки среднего и стандартных отклонений, коэффициента корреляции. Для выявления достоверности различий использовался 1;-критерий Стьюдента.

В хоккее в качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности и спортивного мастерства игроков специалисты рекомендуют использовать показатели эффективности и результативности. Одним из таких показателей является процент успешно выполненных игровых действий.

Анализ данных полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что результаты психологического тестирования говорят об эмоциональной неустойчивости хоккеистов по среднему показателю как в контрольной, так и в экспериментальной группе, поскольку общий балл в обоих случаях превышает критическую отметку 10. Сравнивая показатели обеих групп между собой, следует отметить их одинаковый уровень: контрольная группа - 12 баллов, экспериментальная группа - 11 баллов. Что касается наблюдения за спортсменами, то средний показатель эффективности технико-тактических действий в обеих группах одинаков и находится в районе 50 %, что для любительских команд характерно.

Изучая полученные данные, нам удалось определить, что у хоккеистов с высоким уровнем тревожности (>10 баллов), как правило, эффективность технико-тактических действий низкая (< 50 %). И, наоборот, спортсмены эмоционально устойчивые (< 11 баллов) имеют высокий показатель успешности игровых действий (> 50 %). В связи с этим, наблюдается обратная взаимосвязь между уровнем развития эмоциональной устойчивости и эффективности игровых действий спортсменов.

Предложенная программа рассчитана на 4 недели. Хоккеисты тренируются 2 раза в неделю и занятия для развития эмоциональной устойчивости проводятся в начале каждой тренировки в течение 10-15 мин. Программа включала следующие темы: самоопределение, выявление сильных и слабых сторон своей личности, обозначение своих принципов и личностных качеств, отношение к запретам и ограничениям, заповеди спортсмена, размышления о перспективе, дыхательные

упражнения, настрой на тренировку. Соревновательный период у игроков, участвующих в областном первенстве продолжается несколько месяцев. В течение этого периода команда обычно проводит одну игру в неделю. Непосредственно перед каждым матчем в течение нескольких минут нами проводилось психорегулирующая тренировка.

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование испытуемых с целью определения уровня развития эмоциональной устойчивости. В ходе педагогических наблюдений была определена эффективность технико-тактических действий игроков команды. На основании полученных данных были сделаны выводы о целесообразности использования программы для повышения уровня эмоциональной устойчивости хоккеистов.

Полученные нами результаты позволяют говорить о том, что в контрольной группе уровень эмоциональной устойчивости практически не изменился, оставшись на низком уровне с 12 до 11,3 балла. Что касается экспериментальной группы, то здесь динамика более выражена, так как интересующий нас показатель улучшился с 11,6 до 9,2 балла (на 20,7 %). Методы математической статистики подтвердили достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной группой в конце эксперимента.

Успешность игровых действий хоккеистов в обеих группах повысилась незначительно. Следует отметить, что в экспериментальной группе изменения более заметны (с 49,9 до 53,6 %), чем в контрольной (с 49,9 до 50,8 %), несмотря на это, расчет 1;-критерия Стьюдента не выявил достоверность различий между исследуемыми показателями при повторном наблюдении. Это можно объяснить следующими причинами:

- эффективность технико-тактических действий зависит не только от уровня эмоциональной устойчивости, но и от распределения и переключения внимания, памяти игрока;

- на качество выполнения приемов игры сказывается уровень подготовленности команды-соперницы, ее мотивация, место в турнирной таблице, наличие в обоих составах травмированных и дисквалифицированных игроков и т. д.

В результате проведенного эксперимента нами было доказано, что применение методики предложенной в данной работе целесообразно в спортивных коллективах с различным уровнем спортивных достижений. Однако не стоит забывать, что на эффективность игровых действий оказывают влияние многие факторы, которые так же требуют внимания тренеров.

В ходе проведенной работы было выявлено, что эмоциональная устойчивость оказывает непосредственное влияние на эффективность технико-тактических действий хоккеистов.

Исследования соответствовали выдвинутой гипотезе, повышение уровня эмоциональной устойчивости хоккеистов любителей приведет к более качественному выполнению технико-тактических действий, так как данное свойство личности определяет продуктивность деятельности в сложных игровых ситуациях, возникающих по ходу встречи.

Таким образом, оказывая влияние на эмоциональную устойчивость спортсменов, можно воздействовать не только на эффективность выполнения технико-тактических действий, но и на результат соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М: Изд-во «Астрель», 2002. 164с.

2. Аболин Л.М. Возрастные и квалификационные различия в соотношениях факторов эмоциональной устойчивости спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1976. № 8. С. 14-17.

3. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / под ред. В.В. Давыдова. Казань, 1987. 262 с.

4. Жариков Е.С., Шигаев A.C. Психология управления в хоккее. М.: Изд-во «Астрель», 2008. 87 с.

5. Суворов В.В.. Техническая подготовка юных футболистов на основе учета структуры соревновательной деятельности: дис. ...канд. пед. наук. Краснодар, 1996. 160 с.

6. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2001. 66 с.

Рода Никита Вячеславович, студент, nikita. rodaamail. ги. Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Дагнер Регина Викторовна, магистрант, regina, dagneramail. ги. Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Желтиков Олег Витальевич, студент, cambuct23051997®,mail.ги. Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель, gvelnn@,mail.ги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

INCREASES IN EMOTIONAL STABILITY OF AMA TEUR HOCKEY PLAYERS DURING

THE COMPETITIVE PERIOD

N. V. Roda, R. V. Dagner, O. V. Zheltikov, E.L. Grigoryeva

The effectiveness of the success of the game actions of hockey players has been determined by using psychological means of preparing for competitive activity. Produced a selection of tools aimed at improving the emotional stability of hockey players lovers and justified their effectiveness.

Key words: training process of the hockey player, competitive activity, emotional stability of athletes, psychological means of preparation.

Roda Nikita Vyacheslavovich, student, nikita. rodaamail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Dagner Regina Viktorovna, undergraduate, regina. dagner@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Zheltikov Oleg Vitalyevich, student, camhiict2305l997amail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Grigoryeva Elena Lvovna, senior teacher, gvelnn@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

УДК 796.011

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕНЕРОВ СО СПОРТСМЕНАМИ

A.A. Третьяков, А.И. Ткаченко, А.Ю. Дорохин, В.В. Орлов

Изучены факторы симпатии и антипатии в процессе занятий спортивной деятельностью, лежащих в основе положительных или отрицательных взаимоотношений между тренером и спортсменами. Представлены типологические особенности проявления свойств нервной системы у «любимых» и «нелюбимых» спортсменов.

Ключевые слова: взаимоотношения между тренером и спортсменами, симпатии и антипатии, симпатии - антипатии, типологические особенности основных свойств нервной системы.

В процессе длительного общения в спортивной деятельности возникают многообразные отношения - и деловые и личностные. Последние базируются на симпатии и антипатии. Личностные взаимоотношения обусловливают эмоциональный климат в малых группах и спортивных команд. Их особенностью является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно, в силу ряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.