Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ / ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Нина Федоровна, Романюк Елена Викторовна

Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с феноменом психологической готовности будущих юристов к организации работы с подростками, характеризующимися девиантным поведением. Перед началом обсуждения основной проблематики демонстрируется важность развития психологической готовности к соответствующему аспекту будущей профессиональной деятельности у студентов, осваивающих направление подготовки «Юриспруденция». Далее исследуются основные термины, связанные с дефиницией «девиантное поведение». После этого даётся понятие о психологической готовности будущих юристов к организации работы с девиантными подростками. Приводятся основные её характеристики. Изучается структура готовности юриста к взаимодействию с подростками-девиантами. Предлагаются меры по её формированию, применимые на современном этапе развития отечественной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE LAWYERS TO ORGANIZE WORK WITH ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Some issues related to the phenomenon of future lawyers’ psychological readiness to organize work with adolescents characterized by deviant behavior are considered. Before the main issues discussion begins, the importance of developing psychological readiness for the relevant future professional activity aspect among students mastering the «Jurisprudence» training field is demonstrated. Next, the main terms related to the «deviant behavior» definition are investigated. After that, the psychological readiness of future lawyers to organize work with deviant adolescents concept is given. Its main characteristics are given. The structure of a lawyer's readiness to interact with deviant adolescents is studied. The measures for its formation, applicable at the present Russian higher education development stage are proposed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); педагог-психолог Романюк Елена Викторовна

МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа № 8 (г. Раменское)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с феноменом психологической готовности будущих юристов к организации работы с подростками, характеризующимися девиантным поведением. Перед началом обсуждения основной проблематики демонстрируется важность развития психологической готовности к соответствующему аспекту будущей профессиональной деятельности у студентов, осваивающих направление подготовки «Юриспруденция». Далее исследуются основные термины, связанные с дефиницией «девиантное поведение». После этого даётся понятие о психологической готовности будущих юристов к организации работы с девиантными подростками. Приводятся основные её характеристики. Изучается структура готовности юриста к взаимодействию с подростками-девиантами. Предлагаются меры по её формированию, применимые на современном этапе развития отечественной системы высшего образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка юристов, подростки с девиантным поведением, подготовка юристов к работе с девиантными подростками, студент, преподаватель.

Annotation. Some issues related to the phenomenon of future lawyers' psychological readiness to organize work with adolescents characterized by deviant behavior are considered. Before the main issues discussion begins, the importance of developing psychological readiness for the relevant future professional activity aspect among students mastering the «Jurisprudence» training field is demonstrated. Next, the main terms related to the «deviant behavior» definition are investigated. After that, the psychological readiness of future lawyers to organize work with deviant adolescents concept is given. Its main characteristics are given. The structure of a lawyer's readiness to interact with deviant adolescents is studied. The measures for its formation, applicable at the present Russian higher education development stage are proposed.

Key words: professional training of lawyers, teenagers with deviant behavior, preparation of lawyers to work with deviant teenagers, student, teacher.

Введение. В научных исследованиях последних лет различные характеристики подростков девиантного, делинкветного и асоциального поведения представлены достаточно широко. Многообразные формы и методы работы с девиантными подростками в различных видах учреждений также нашли отражение [1; 9; 11-12; 15]. Соответственно, актуализируются и вопросы подготовки специалистов для работы с соответствующим контингентом.

В частности, для современного общества, в т.ч. на территории РФ, характерна трансформация требований к профессиональной деятельности юристов. В характерных для настоящего времени объективных условиях последняя должна быть направлена на более высококвалифицированную, чем на предыдущей ступени развития общества, профилактику различных видов правонарушений [2; 7; 11; 13; 17]. Соответственно, для достижения успехов в будущей профессиональной деятельности выпускник, успешно освоивший соответствующее направление подготовки, должен обладать следующими характеристиками:

- наличие развитой способности к осуществлению профилактической деятельности;

- владение психолого-педагогическими приемами, необходимыми для успешной работы с несовершеннолетними;

- владение развитой системой навыков коммуникации с подростками c ненормативной, девиантной, преступной формами поведения [1; 3; 5-6; 8].

Анализ специальной литературы, а равно и педагогического опыта авторов позволяет с определённой долей уверенности констатировать недостаточную ориентированность современного юридического образования на подготовку будущих профессионалов к взаимодействию с характеризующимися девиантным поведением подростками [4; 6; 11-12; 16].

Соответственно, в целях обеспечения дальнейшего поступательного развития высшего юридического образования в нашей стране необходимо совершенствование соответствующих аспектов профессиональной подготовки будущих юристов.

Некоторым сторонам этой проблемы посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Непосредственно перед обсуждением вопросов, касающихся процесса формирования психологической готовности будущих юристов к организации работы с девиантными подростками следует обратиться к основным понятиям, касающиеся данной проблемы (Табл. 1).

Таблица 1

Содержание основных терминов, связанных с дефиницией «девиантное поведение подростков»

Термин Определение

Агрессивность Черта характера, выражающаяся во враждебном отношении подростка к окружающему миру.

Агрессивное поведение Поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда окружающим, не желающим подобного обращения.

Адаптация Процесс приспособления к требованиям, выдвигаемым окружающей социальной средой.

Аддиктивное (зависимое) поведение Поведение подростка, непосредственно связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности.

Антисоциальное поведение Поведение, противоречащее принятым в обществе нормам и стандартам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих [11; 13].

Асоциальное поведение Поведение индивида, не соответствующее принятым в обществе морально-нравственным нормам.

Девиация Отклонение от нормы.

Девиантное поведение Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, способное причинить реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождается её социальной дезадаптацией [6; 13].

Дезадаптация Состояние пониженной способности индивида к принятию и выполнению требований окружающей социальной среды.

Нормальное поведение Поведение, соответствующее социальным нормам, характерно для большинства членов общества.

Анализ известных на сегодняшний день психологических, юридических и педагогических концепций профессиональной подготовки студентов - будущих юристов к работе с подростками девиантного поведения наглядно демонстрирует, что сегодня сохраняется актуальность данной проблемы (см. Введение). В то же время можно говорить о складывании к настоящему моменту определенных теоретико-методологических и научно-методических предпосылок для её решения [3-4; 8; 13; 16].

Далее отметим, что по сути своей психологическая готовность будущих юристов к работе с девиантными подростками представляет собой интегральную личностную характеристику. Она обеспечивает эффективное взаимодействие с представителями соответствующего контингента.

Психологическая готовность юристов к взаимодействию с девиантными подростками характеризуется направленностью на:

- формирование у подростков адекватных социальных потребностей;

- преодоление признаков противоправного поведения несовершеннолетних;

- повышение уровня адаптационного потенциала девиантных подростков;

- оптимизацию процесса их социализации [10, С. 6-7].

Теперь охарактеризуем структуру психологической готовности будущих юристов к работе с девиантными подростками (Табл. 2).

Таблица 2

Структура психологической готовности будущих юристов к работе с девиантными подростками

Компоненты Характеристика

Мотивационный Проявляется в осознанном отношении к взаимодействию с несовершеннолетними, в наличии у юриста системы целевых установок, интересов и мотивов, детерминирующих проявление активности и регулирующих процесс осуществления соответствующих форм работы.

Когнитивный Достаточный уровень развития данного компонента предполагает наличие у лица, успешно завершившего обучение по программам бакалавриата или специалитета направления «Юриспруденция», сформированной системы профессиональных знаний, необходимых для успешного взаимодействия с подростками-девиантами [11, С. 45].

Деятельностный Представлен системой умений, позволяющих грамотно использовать юридический и психолого-педагогический инструментарий в целях продуктивной работы с такими подростками.

Эмоционально-волевой Находит своё выражение в ответственности юриста за результаты собственно деятельности, а также в наличии развитой способности к самоконтролю, планированию и организации [11-12].

Развитие психологической готовности будущих юристов к работе с подростками девиантного поведения предполагает овладение следующими компетенциями:

- социально-педагогическая;

- правозащитная;

- превентивная [14; 16].

В свою очередь, в структуре каждой из вышеперечисленных компетенций следует выделить следующие аспекты:

- функционально-деятельностный;

- содержательно-правовой;

- ценностный [10-11; 13].

Далее, в структурный компонент профессиональной компетентности как критериального показателя готовности студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения входят качества:

- способность к самоанализу;

- мобильность;

- ответственность;

- целеустремлённость [13, С. 15].

Перечисленные качества необходимы к формированию у студентов, осваивающих программы подготовки по юридическим специальностям.

Методическое обеспечение процесса развития у будущих юристов психологической готовности к организации работы с подростками, отличающимися девиантным поведением, может осуществляться за счет:

- более глубокого изучения профильных учебных дисциплин специальности «Правоохранительная деятельность», в том числе, благодаря включению в программу соответствующей дисциплины сведений, касающихся девиаций подростков и методики работы с ними;

- разработки элективных таких элективных курсов, как «Криминология преступного поведения и его профилактика» или «Девиантное поведение подростков» [13; 15; 17];

- широкого применения в учебном процессе различных интерактивных форм и методов обучения (решение компетентностных задач, дебаты, дискуссия) [18, с. 58-59].

Далее, в процессе формирования психологической готовности будущих юристов к взаимодействию с девиантными подростками необходимой является их подготовка к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей со склонностью к девиантному поведению [1; 4; 6-7].

Охарактеризуем основные задачи процесса психолого-педагогического сопровождения таких семей (Табл. 3).

Таблица 3

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей, склонных к

девиантному поведению

№ п/п Задачи

1 Реконструкция детско-родительских отношений.

2 Оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений.

3 Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, попечителей и опекунов, воспитывающих детей, склонных к девиантному поведению.

4 Стимулирование членов таких семей к использованию коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

5 Формирование у членов семей, воспитывающих склонных к девиантному поведению детей, навыков адекватного общения с окружающим миром [11; 14].

Динамика уровня развития у будущих юристов системы соответствующих знаний, умений и навыков может быть исследована путём применения специально разработанных контрольных заданий. В целях адекватной оценки сформированности у обучающихся социальной ответственности, мобильности и рефлексивности должны быть выбраны и обоснованы показатели и критерии оценки на высоком, среднем и низком уровнях по определённым психолого-педагогическим методикам [12; 14; 18].

Выводы. Подводя итоги проделанного исследования, в первую очередь отметим, что для современного российского социума характерна трансформация требований к профессиональной деятельности юристов. Она должна быть направлена на более высококвалифицированную, чем на предыдущей ступени развития общества, профилактику различных видов правонарушений.

При этом анализ современных психологических, юридических и педагогических концепций профессиональной подготовки студентов - будущих юристов к работе с подростками девиантного поведения наглядно демонстрирует, что сегодня сохраняется актуальность данной проблемы.

Кроме того, к настоящему моменту уже в основном сложились определенные теоретико-методологические и научно-методические предпосылки для её решения.

В целом психологическая готовность будущих юристов к работе с девиантными подростками представляет собой интегральную личностную характеристику, обеспечивающую эффективное взаимодействие с представителями соответствующего контингента.

Эта характеристика направлена на: формирование у подростков адекватных социальных потребностей; преодоление признаков противоправного поведения несовершеннолетних; повышение уровня адаптационного потенциала девиантных подростков; оптимизацию процесса их социализации.

Структура психологической готовности будущих юристов к работе с девиантными подростками включает мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоционально-волевой компоненты.

Её развитие у студентов-юристов предполагает овладение социально-педагогической, правозащитной, а также превентивной компетенциями.

Методическое обеспечение процесса формирования у будущих юристов психологической готовности к организации работы с подростками, отличающимися девиантным поведением, может осуществляться за счет:более глубокого изучения профильных учебных дисциплин специальности «Правоохранительная деятельность», в том числе, благодаря включению в программу соответствующей дисциплины сведений, касающихся девиаций подростков и методики работы с ними; разработки элективных таких элективных курсов, как «Криминология преступного поведения и его профилактика» или «Девиантное поведение подростков»; широкого применения в учебном процессе различных интерактивных форм и методов обучения (решение компетентностных задач, дебаты, дискуссия).

В процессе формирования психологической готовности будущих юристов к взаимодействию с девиантными подростками необходимой является их подготовка к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей со склонностью к девиантному поведению.

Динамика процесса развития системы соответствующих знаний, умений и навыков у будущих юристов может быть исследована путём применения специально разработанных контрольных заданий.

В целях же адекватной оценки сформированности у обучающихся социальной ответственности, мобильности и рефлексивности должны быть выбраны и обоснованы показатели и критерии оценки на высоком, среднем и низком уровнях по определённым психолого-педагогическим методикам.

Литература:

1. Аксенов, Ю.М. Социально-воспитательная работа с трудными подростками: деятельностный подход / Ю.М. Аксенов. - Курган: Книжный мир, 2002. - 100 с.

2. Андреева, О.А. Профессиональная подготовка юристов в контексте национального проекта «образование»: цели и задачи / О.А. Андреева, О.В, Яценко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2020. - № 1. - С. 62-65.

3. Антонов, А.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике / А.А. Антонов // Российский следователь. - 2010. - № 3. - С. 18-20.

4. Баженов, А.В. Детерминация и превенция девиантного поведения несовершеннолетних в России / А.В. Баженов, Н.Г. Гомонов, Ф.Ю. Сафин. - Санкт-Петербург: ГУАП, 2010. - 192 с.

5. Бальжиев, Б.А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности / Б.А. Бальжиев // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 5. - С. 114-116.

6. Блясова, И.Ю. Социально-правовые, педагогические проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / И.Ю. Блясова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 122-127.

7. Быков, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков / С.В. Быков. -Тольятти: ВУиТ, 2003. - 170 с.

8. Деманова, С.В. Правовое обеспечение подготовки юристов и политологов в условиях внедрения профессиональных стандартов / С.В. Деманова, В.Г. Семенова // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. - 2019. - Т. 19. - Вып. 1. - С. 89-96.

9. Дозорцева, Е.Г. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков / Е.Г. Дозорцева, Д.В. Кирюхина // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 80-87.

10. Желин, Э.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Э.В. Желин // Вестник наукаи. - 2021. -№ 8. - С. 4-13.

11. Карданова, Д.М. Проблемы формирования готовности к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних у будущих юристов / Д.М. Карданова // Высокие технологии и инновации в науке. Сборник избранных статей Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. - С. 44-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Карданова, Д.М. Программа реализации модели формирования готовности будущих юристов к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / Д.М. Карданова // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. - № 2-2. -С. 665-668.

13. Миронов, Д.Д. Формирование готовности студентов юридических колледжей к работе с подростками девиантного поведения. Автореферат дис. ... канд. пед. наук / Д.Д. Миронов. - Екатеринбург, 2017. - 26 с.

14. Москвина, Е.В. Субъектность педагога в профилактике девиантного поведения подростков: уточнение содержания понятий / Е.В. Москвитина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 08. - С. 63-74.

15. Самсонова, Н.В. Девиантное конфликтное поведение подростков / Н.В. Самсонова, Е.В. Дейнега // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 6(73). - С. 188-189.

16. Таратута, Г.А. Некоторые аспекты технологии формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих юристов / Г.А. Таратута // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. - С. 85-93.

17. Шилова, А.Е. О некоторых аспектах системы профессиональной подготовки юристов для регионов Евразии / А.Е. Шилова, М.Е. Кирюшкина // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2022. - № 17-2. - С. 578-580.

18. Эрдынеева, В.А. Внедрение интерактивных методов и форм обучения / В.А. Эрдынеева // Вестник бурятского государственного университета. - 2018. - Вып. 2. - С. 58-60.

Педагогика

УДК 373.24

доктор педагогических наук, профессор Пономарева Людмила Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); аспирант Красноперова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена сущностная характеристика процесса взаимодействия ДОО и семьи. Особая роль отведена дефиниции понятия финансово-экономического образования. Доказана необходимость и возможность формирования финансово-экономических представлений на этапе дошкольного детства. Авторы уделяют внимание историко-логическому анализу проблемы. Описаны как зарубежные, так и отечественные исследования, в которых представлены различные практики финансово-экономического образования подрастающего поколения. В статье показаны возможности интеграции образовательных областей в формировании указанных представлений. Показано содержательное наполнение каждой образовательной области, согласно ФГОС ДО, различными аспектами финансово-экономических знаний. Представлена авторская система по формированию финансово-экономических представлений у детей. Система содержит образовательные модули: обучающий, основной (содержательно-деятельностный), закрепляющий. Описано взаимодействие ДОО и семьи в реализации модулей по формированию финансово-экономических представлений детей.

Ключевые слова: взаимодействие, взаимодействие ДОО и семьи, финансово-экономические представления, дети дошкольного возраста, интеграция образовательных областей, система работы.

Annotation. The article presents the essential characteristics of the process of interaction between the preschool educational institution and the family. A special role is assigned to the definition of the concept of financial and economic education. The necessity and possibility of forming financial and economic ideas at the stage of preschool childhood is proved. The authors pay attention to the historical and logical analysis of the problem. Both foreign and domestic studies are described, which present various

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.