Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ / РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕВИАНТАМИ / ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапенко Анна Васильевна

Целью данной статьи «Роль педагога в работе с детьми с девиантным поведением» является описание роли педагога в работе с подростками девиантного поведения и специфики готовности студентов к работе с детьми девиантного поведения. В статье обосновывается значимость совершенствования методов подготовки будущих педагогов к работе с детьми с девиантным поведением. Для изучения уровня готовности к реализации ключевых задач педагога в работе с детьми девиантного поведения было проведено социологическое исследование, результаты которого были представлены в исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапенко Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE TEACHER IN WORKING WITH CHILDREN WITH DEVIANT BEHAVIOR

The purpose of this article "The role of a teacher in working with children with deviant behavior" is to describe the role of a teacher in working with adolescents with deviant behavior and the specifics of students' readiness to work with children with deviant behavior. The article substantiates the importance of improving the methods of training future teachers to work with children with deviant behavior. To study the level of readiness to implement the key tasks of a teacher in working with children of deviant behavior, a sociological study was conducted, the results of which were presented in the study.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

практической конференции, Красноярск, 19 мая 2018 года / Отв. ред. Е.В. Панов. - Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 57-61. - DOI 10.51980/2018_28_57.

8. Матвеев, Е.Г. Личностно ориентированное физическое воспитание в военном вузе: проблемы и возможности / Е.Г. Матвеев, А.А. Частихин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 6-2. - С. 380-384.

9. Николаев, А.В. Военно-педагогические взгляды на проблему формирования нравственно-волевых качеств у военнослужащих / А.В. Николаев // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 августа 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2021. - С. 236-238.

10. Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105 с.

11. Степченкова, Е.Г. Ценности физической культуры как средство воспитания курсантов военных вузов / Е.Г. Степченкова, Ю.А. Самедова // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах, Воронеж, 29 мая 2013 года. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2013. - С. 479-484.

12. Тимощук, А.С. Инструменты воспитания воли у курсантов / А.С. Тимощук // Вестник Владимирского юридического института. - 2015. - № 2(35). - С. 43-46.

13. Федоров, И.Г. К проблеме формирования нравственно-волевых качеств у курсантов средствами физической подготовки / И.Г. Федоров // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 2(66). - С. 244-250.

Педагогика

УДК 378.147

аспирант Лапенко Анна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Московский государственный областной университет (г. Москва)

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. Целью данной статьи «Роль педагога в работе с детьми с девиантным поведением» является описание роли педагога в работе с подростками девиантного поведения и специфики готовности студентов к работе с детьми девиантного поведения. В статье обосновывается значимость совершенствования методов подготовки будущих педагогов к работе с детьми с девиантным поведением. Для изучения уровня готовности к реализации ключевых задач педагога в работе с детьми девиантного поведения было проведено социологическое исследование, результаты которого были представлены в исследование.

Ключевые слова: девиантное поведение; подготовка педагога к работе с детьми девиантного поведения; выявление, диагностика и коррекция девиантного поведения; роль педагога в работе с девиантами.

Annоtation. The purpose of this article "The role of a teacher in working with children with deviant behavior" is to describe the role of a teacher in working with adolescents with deviant behavior and the specifics of students' readiness to work with children with deviant behavior. The article substantiates the importance of improving the methods of training future teachers to work with children with deviant behavior. To study the level of readiness to implement the key tasks of a teacher in working with children of deviant behavior, a sociological study was conducted, the results of which were presented in the study.

Keywords: deviant behavior; teacher training to work with children of deviant behavior; identification, diagnosis and correction of deviant behavior; the role of the teacher in working with deviants.

Введение. Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием государства и общества к проблеме девиантного поведения подростков в контексте модернизации образовательного процесса и развитием новых вызовов и угроз для социума. В современных условиях на педагогов возлагается ответственность за решение задач, которые необходимо выполнять в межведомственном взаимодействии образовательной организации с правоохранительными органами, социальными службами, и иными субъектами профилактики правонарушений. Работа педагогов по предупреждению девиантного поведения, как показано в исследовании формирования наклонностей к вандализму, как одном из проявлений девиантного поведения Воробуевой И.В., Кружковой О.В. и Кривошечковой М.С., должна начинаться в начальной школе [1]. Все это, подтверждает исходный тезис о высоком значении педагога в работе с детьми девиантного поведения.

Все сказанное выше не может не отражаться и на необходимости обеспечения подготовки будущих педагогов к работе с детьми и подростками девиантного поведения. Так, например, А.Д. Гонеев, напрямую указывает на необходимость совершенствования современной системы подготовки будущих педагогов с поправкой на потребность в развитии навыков работы с детьми и подростками девиантного поведения [2]. Значительный вклад в вопрос актуализации вопроса готовности педагога к работе с подростками девиантного поведения вносит М.С. Емец [4]. Изучив вопрос представления о работе педагогов с детьми и подростками девиантного поведения современных исследователей, мы приходим к точке зрения, согласно которой, задачи педагогов в работе с детьми с девиантным поведением могут быть выражены в трех основных задачах: Во-первых, выявлении негативных асоциальных практик среди детей и подростков, обучающихся в школе; Во-вторых, в диагностике девиантного поведения, выявлении причин появления девиантных наклонностей в поведении ребенка; В-третьих, в обеспечении условий, способствующих преодолению проблем, связанных с девиантным поведением. Три ключевые функции педагога, как мы видим, не существуют в сферическом вакууме. Приходя на работу, педагогу необходимо обладать необходимым набором теоретических знаний и компетенций, быть готовым к особой профессиональной деятельности, связанной с психоэмоциональными нагрузками.

Сегодня роль педагога в работе с детьми девиантного поведения велика как никогда. К решению определенных задач в данном вопросе педагога подталкивает не только моральный долг - учительский долг, но и содержание нормативных правовых актов (прежде всего в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [6], определяющих специфику профилактики асоциальных явлений среди молодежи и содержание федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих и основы обучения в школах, и обучения будущих педагогов в профессиональных учебных заведениях высшего и среднего образования. Однако в данном контексте обозначается вопрос готовности к работе с девиантными подростками действующих педагогов, которая включает и наличие определенной теоретической базы, позволяющей осуществлять работу с подростками девиантного поведения, и вопрос эмоционально-психологической готовности педагогов к соответствующей работе.

Для проверки готовности будущих педагогических кадров к работе с девиантными детьми и подростками нами была разработана авторская анкета и проведён опрос. В данном социологическом исследовании приняли участие студенты IV курса бакалавриата, а также студенты I и II курса магистратуры Московского педагогического городского университета и Московского государственного областного университета. В итоге в опросе приняло участие 129 студентов высших учебных заведений. Отсортировав незаполненные анкеты, мы оставили 100 анкет респондентов: 50 студентов бакалавриата и 50 студентов магистратуры, имевших педагогический опыт.

Изложение основного материала статьи. Готовность студентов к работе с девиантными детьми представляется нам как единство следующих трех факторов: мотивационного, содержательного и технологического. Данный формат аналогичен модели деонтологического поведения, описанной в работе Т.В. Карповой [5]. Каждый из этих факторов представляется как единство множества психологических компонентов, которые и являются маркерами готовности педагогов к обучению и воспитанию девиантных детей. Следует охарактеризовать блоки опросника, объединяющие в себе вопросы анкеты для работы со студентами и непосредственно сами вопросы. Первый блок - мотивационный, мы можем охарактеризовать как элемент, включающий самосознание педагогом действующим и педагогом будущим ключевых элементов девиантного поведения, основных форм его проявления и методов работы с девиантными подростками. Данный компонент включал три основных направления «Самоосознание педагогических возможностей», «Профессиональная направленность», «Направленность на педагогические ценности». Блок содержал в себе 6 вопросов, предлагавших оценить: 1) уровень своей готовности к работе с подростками девиантного поведения; 2) уровень своей готовности к использованию профессиональных возможностей; 3) уровень осознания особенностей работы с подростками девиантного поведения; 4) уровень интереса к работе с подростками девиантного поведения; 5) возможность индивидуальной психологической работы с подростком девиантного поведения в условиях классно-урочной системы; 6) уровень своей готовности к обеспечению сохранения психического и физического здоровья девиантного подростка.

Каждый вопрос этого блока предлагает оценить мотивационную составляющую педагогической работы с девиантными детьми и молодежью. Данное исследование включало в себя изучение особенностей оценивания педагогических возможностей, профессиональной ориентации и самодиагностики в процессе следования педагогическим ценностям. Все ответы принимались в диапазоне от 1 до 10 баллов. Результаты представлены в таблице 1 «Средний балл по результатам ответов участников опроса на вопросы мотивационного блока».

Таблица 1

Средний балл по результатам ответов участников опроса на вопросы мотивационного блока (Вопросы 5-10)

Категория Группа студентов

IV курс бакалавриата I курс магистратуры II курс магистратуры

Общая характеристика 7,1 7,7 8,1

Опыт практики менее года 7,1 7,4 -

1 год — 7,8 7,6

2 года - 7,1 8,2

От 3 до 5 лет — - 8,4

5 лет и более - 8,6 9

Из полученных результатов мы видим, что наибольшие результаты продемонстрировали студенты-магистранты старшей группы, а также респонденты, обладающие большим практическим опытом. Вероятно, это связано с большим знакомством среди опытных преподавателей со спецификой работы с девиантными детьми и молодежью. Особенно это заметно среди группы магистрантов второго года обучения с наибольшим опытом практической работы. Также результаты демонстрируют пониженный уровень готовности к применению обширного педагогического инструментария среди респондентов-бакалавров. Во многом это определено тем, что в современных педагогических реалиях преподаватели сталкиваются с явным недостатком методической и методологической базы, а также с нехваткой возможностей для работы с девиантными детьми и подростками.

Второй блок - содержательный. Данный компонент определяет видение совокупности знаний о девиациях в условиях школы, представления о формах работы с девиантными детьми, представления о целях и задачах работы с детьми девиантного поведения, и специфике работы с различными возрастными группами. В данном блоке мы можем выделить два ключевых направления - «Знание основ профессиональной деятельности» и «Знание возрастных особенностей детей». Блок содержал 4 вопроса, предлагавших оценить: 1. Уровень своей осведомленности о сущности девиантного поведения; 2. Уровень своей готовности к применению своих знаний о работе с подростками девиантного поведения; 3. Уровень своей готовности к индивидуальной работе с подростками девиантного поведения в условиях классной работы; 4. Уровень своей готовности к работе с подростковыми группами, проявляющими девиантное поведение в условиях классной работы.Результаты представлены в таблице 2 «Средний балл по результатам ответов участников опроса на вопросы содержательного блока».

Таблица 2

Средний балл по результатам ответов участников опроса на вопросы содержательного блока (Вопросы 1-4)

Категория Группа студентов

IV курс бакалавриата I курс магистратуры II курс магистратуры

Общая характеристика 7 7,9 8,4

Опыт практики менее года 7 7,3 -

1 год - 8,2 8

2 года - 7 8,4

От 3 до 5 лет - - 8,8

5 лет и более - 9 8,9

Полученные результаты демонстрируют больший показатель уровня осведомленности, готовности применения знаний о работе с детьми и подростками девиантного поведения, а также применения его на практике среди магистрантов, нежели чем бакалавров. Эти данные показывают существующий разрыв в теоретической и практической подготовке студентов разных уровней обучения к работе с девиантными детьми и подростками. Следует отметить, что динамика изменения уверенности практикующих магистрантов имеет некоторую динамику, зависящую от уровня опыта респондентов. Таким образом, устойчивая положительная тенденция видна во всех группах респондентов.

Также следует отметить, что согласно полученным данным, респонденты-магистранты в значительной степени проявили готовность к применению навыков, связанных с работой с девиантными детьми и подростками. Помимо этого, примечательно, большую разницу между ответами респондентов, что демонстрирует нам высокий показатель влияния педагогической практики в осознании готовности к применению знаний о работе с девиантными детьми и подростками. Несмотря на то, что опрошенные бакалавры не имеют возможность продемонстрировать большой опыт, но, как мы видим, годовалый практический опыт является основным маркером, сигнализирующим готовность к использованию полученных знаний.

Помимо этого, следует отметить, что групповая работа с девиантными детьми не входит в стандартные компетенции педагога. Несмотря на это, показатель готовности к подобной работе достаточно высок.

Все описанное выше позволило нам перейти к изучению специфики психологических элементов реализации технологий образовательного процесса.

Третий блок - технологический. Данный компонент позволяет нам не просто представить то, какие методы могут использовать в профессиональной деятельности обучающиеся, но и то, насколько психологически готов педагог к работе с подростками девиантного поведения.

Последний блок вопросов включал в себя 6 вопросов, которые предлагали оценить: уровень готовности использования при работе с детьми девиантного поведения методов сбора и обработки информации по выявлению девиаций; уровень готовности использования в работе различных методов диагностики, соответствующих целям, задачам профилактики и коррекции девиантности подростков; уровень владения навыками оценивания состояния девиантности и эффективности работы по ее профилактике и коррекции; уровень владения навыками прогнозирования дальнейшего поведения детей с девиантным поведением и организация соответствующих мероприятий; уровень владения навыками психогигиены общения; уровень развития навыков самоконтроля и поиска решений конфликтных ситуаций в кратчайшее время.

Данная часть опроса позволила изучить специфику готовности развития собственной психогигиены, использования методов диагностики девиантного поведения, коррекции девиантного поведения и обеспечения самоконтроля. Перейдем к описанию полученных результатов.

Таблица 3

Средний балл по результатам ответов участников опроса на вопросы технологического блока (Вопросы 11-15)

Категория Группа студентов

IV курс бакалавриата I курс магистратуры II курс магистратуры

Общая характеристика 7,1 7,8 8,1

Опыт практики менее года 7,1 7,4 -

1 год - 7,9 7,2

2 года - 7,3 8,1

От 3 до 5 лет - - 9,2

5 лет и более - 7,4 8,5

Полученные результаты демонстрируют нам, что респонденты-магистранты более готовы к использованию методов сбора и обработки информации. Следует отметить, что качественный скачок в данном направлении делают педагоги, имеющие более трех лет опыта и готовые обобщать и систематизировать информацию. Вместе с этим, следует отметить, что трудности опрошенных бакалавров и магистрантов без значительного опыта могут быть связаны с тем фактом, что они не владеют методами сбора и обработки, систематизации информации.

Также в данном опросе качественный скачок делают студенты магистратуры, имеющие весомый практический опыт. Впрочем, магистранты чувствуют себя гораздо увереннее в вопросах использования методов диагностики психофизического состояния подростков. Во многом это может быть связано с вышеперечисленными факторами, такими как отсутствие значительной педагогической практики. Также результаты исследования показывают, что готовность к дифференциации методов работы с девиантными детьми и подростками формируется постепенно. Как мы видим, студенты магистратуры показали лучший результат по отношению к решению данной проблемы.

Анализируя количественные показатели, следует отметить, что все респонденты достаточно скептически относятся не только к развитию соответствующего навыка у себя, но и в целом, к возможности прогнозирования развития девиантного поведения. Ожидаемо, что самый высокий прирост развития психогигиены в коммуникации с подростками девиантного поведения демонстрирует группа магистрантов, обладающих значительным практическим опытом, что логично само по себе. Тем не менее, мы не можем отметить, что устойчивая положительная динамика во многом обусловлена длительностью формирования психогигиены как явления.

Выводы. Все сказанное выше свидетельствует о том, что подготовка к работе с подростками с девиантным поведением, как мы видим, это не только формирование профессиональных знаний, но и развитие навыков сбора, обработки и систематизации информации, развитие навыков диагностики и прогнозирования - все это требует соответствующие подготовки в процессе обучения будущих педагогов. Как мы видим, необходимо развивать у педагогов и ментальную гигиену, и навыки самоконтроля, и навыки разрешения конфликтных ситуаций. Очевидно, требуется включение в образовательный процесс новых интерактивных методов обучения, проблемных лекций, использование методов кейсов в подготовке будущих педагогов. Важной частью работы может быть и повсеместное включение в учебные планы предметов, которые бы стали основой в развитии навыков работы с подростками девиантного поведения. Очевидно, необходимо не просто реализовать программу подготовки к работе по формированию теоретической базы знаний, но и подготовить педагогов к коммуникации с подростками девиантного поведения. Важной задачей может быть ознакомление будущих педагогов с реальными условиями в образовательных организациях. При этом, как отмечает Н.Ф. Соснина, будущих педагогов необходимо включать в практическую работу для подготовки к работе с подростками девиантного поведения с первых курсов обучения [8], с чем мы не можем не согласиться.

Все это требует совмещения практико-ориентированного подхода и углубленного изучения теоретического массива информации, определяющего наличие знаний о методах решения конфликтов, о методах выявления негативных социальных явлений. На наш взгляд, в данном случае, потенциал у системы образования, выстроенной вокруг компетенций будущих выпускников, значительный. Данная наша позиция совпадает с позицией отечественных исследователей, настаивающих на необходимости пересмотра образовательного процесса при обучении педагогов. Так, например, можно обратить внимание на разработанную Р.Н. Грошевой модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения [3]. Карту компетенций будущего педагога, определяющую возможность работы с подростками девиантного поведения предложила в своем исследовании О.С. Рыжова [7]. Между тем, мы видим, что законодатель, устанавливая компетенции, которые будут лежать в основе подготовки будущих педагогов, и которые будут реализованы в процессе обучения бакалавров и магистров педагогики не уделяет достаточного внимания конкретно вопросу подготовки к работе с детьми и подростками девиантного поведения.

Результаты проведенного исследования доказывают, что роль педагога в современном образовательном процессе достаточно велика. Педагог, как мы видим, в сложившихся условиях, является не просто учителем, но и при определенных условиях, - воспитателем. И как мы видим, в условиях работы с девиантными подростками, педагог как раз реализует функции воспитателя, формируя определенные социальные установки, преодолевая трудности, связанные с асоциальным поведением.

Полученные нами результаты указывают на то обстоятельство, что необходимо совершенствование системы подготовки будущих педагогов, органичное сочетание теоретической подготовки и развития практико-ориентированных умений и навыков, формирование первичного опыта работы в сложных педагогических условиях. Безусловно, реализуемый сегодня в образовательном процессе компетентностный подход отвечает этой задаче. Однако, ограничения, связанные с программой обучения, временные ограничения и целый ряд иных ограничений, могут просто не позволить реализовать важную и актуальную для современной педагогики задачу подготовки будущих педагогов к работе с подростками и детьми девиантного поведения.

Литература:

1. Vorobyeva Irina V., Kruzhkova Olga V., Krivoshchekova Marina S. The genesis of vandalism: from childhood to adolescence // Psychology in Russia. - 2015. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/the-genesis-of-vandalism-from-childhood-to-adolescence (дата обращения: 15.10.2021).

2. Гонеев А.Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - №2(50). - С. 113-118.

3. Грошева, Р.Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 253-259.

4. Емец М.С. Готовность будущего педагога профессионального обучения к работе с подростками девиантного поведения. URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2014/Pedagogica/2_164770.doc.htm (дата обращения: 15.10.2021).

5. Карпова Т.В. Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - №93 (33). - С. 160-163.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz6gyWlEG0P (дата обращения 13.02.2021) - (дата обращения: 15.10.2021).

7. Рыжова О.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Евразийский союз ученых. - №7-4. - 2015. - С. 117-120.

8. Соснина, Н.Ф. Самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов на раннем этапе обучения в педагогическом вузе как средство формирования готовности к работе учителя // Совершенствование методики преподавания как условия модернизации высшего профессионального образования материалы межвузовской научно-практической конференции. - Пятигорск. - 2005. - С. 112-115.

Педагогика

УДК 37.013

доцент Лев Яков Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); аспирант Яскина Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В статье обоснована эффективность применения приемов визуализации информации для формирования естественнонаучной грамотности у студентов. Комплексное и систематическое использование приемов визуализации информации позволит осуществить активизацию познавательного интереса, познавательной активности и будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности студентов.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, наглядность, визуализация, интеллект-карта, скрипт, технология. Annotation. The article substantiates the effectiveness of the use of information visualization techniques for the formation of natural science literacy among students. The complex and systematic use of information visualization techniques will allow for the activation of cognitive interest, cognitive activity and will contribute to the formation of students' natural science literacy. Keywords: natural science literacy, visibility, visualization, mind map, script, technology.

Введение. Важным на биологических дисциплинах является не просто увеличение объема знаний обучающегося, а приобретение им разностороннего опыта деятельности. Задачей педагога является организация процесса повышения грамотности, составляющих основу в формировании естественнонаучной грамотности у студентов. Актуальность данной статьи определена тем, что теория и практика применения системы современных приемов визуализации информации изучена достаточно, тем не менее, на практике педагоги затрудняются применять приемы визуализации информации в аспекте формирования естественнонаучной грамотности у студентов. Следовательно, возникает противоречие между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.