Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросянц Виолетта Рубеновна

В статье рассматриваются результаты изучения субъективных представлений учащихся 16-18 лет о психологической безопасности образовательной среды, участниками которой они являются. Анализ субъективной оценки старшеклассниками психологической безопасности образовательной среды проведен по критериям психологически безопасной и комфортной образовательной среды, предложенным И. А. Баевой: отношение к образовательной среде школы, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Полученные данные позволили констатировать, что образовательная среда для старшеклассников имеет референтную значимость. Большинство старшеклассников отмечают удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении и защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Для статистической обработки полученных данных использовались частотный анализ и корреляционный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петросянц Виолетта Рубеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SUBJECTIVE ASSESSMENTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

The article deals with the results of studying the subjective perceptions of 16-18-year-olds about the psychological safety of the educational environment in which they are participants. The analysis of the subjective assessment of the psychological safety of the educational environment by high school students was carried out according to the criteria of a psychologically safe and comfortable educational environment proposed by I. A. Baeva: the attitude to the educational environment of the school, the level of satisfaction with the characteristics of the educational environment and protection from psychological violence in interaction. The obtained data allowed us to state that the educational environment for high school students has a reference value. The majority of high school students note satisfaction of the need for personal and confidential communication and protection from psychological violence in interaction. Frequency analysis and correlation analysis were used for statistical processing of the obtained data.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 119-124. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 119-124.

Научная статья УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНКАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Виолетта Рубеновна Петросянц

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются результаты изучения субъективных представлений учащихся 16-18 лет о психологической безопасности образовательной среды, участниками которой они являются. Анализ субъективной оценки старшеклассниками психологической безопасности образовательной среды проведен по критериям психологически безопасной и комфортной образовательной среды, предложенным И. А. Баевой: отношение к образовательной среде школы, уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Полученные данные позволили констатировать, что образовательная среда для старшеклассников имеет референтную значимость. Большинство старшеклассников отмечают удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении и защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Для статистической обработки полученных данных использовались частотный анализ и корреляционный анализ.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды, старшеклассники

Для цитирования: Петросянц В. Р. Психологическая безопасность образовательной среды в субъективных оценках старшеклассников // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 119-124.

Original article

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SUBJECTIVE ASSESSMENTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Violetta R. Petrosyants

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the results of studying the subjective perceptions of 16-18-year-olds about the psychological safety of the educational environment in which they are participants. The analysis of the subjective assessment of the psychological safety of the educational environment by high school students was carried out according to the criteria of a psychologically safe and comfortable educational environment proposed by I. A. Baeva: the attitude to the educational environment of the school, the level of satisfaction with the characteristics of the educational environment and protection from psychological violence in interaction. The obtained data allowed us to state that the educational environment for high school students has a reference value. The majority of high school students note satisfaction of the need for personal and confidential communication and protection from psychological violence in interaction. Frequency analysis and correlation analysis were used for statistical processing of the obtained data.

© Петросянц В. Р., 2021

Keywords: safety, educational environment, psychological safety of the educational environment. high school students

For citation: Petrosyants V. R. Psychological safety of the educational environment in the subjective assessments of high school students. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 119124. (In Russ.)

Психологическая безопасность образовательной среды не только является актуальной темой психолого-педагогических исследований, но и вызывает активный интерес у психологов-практиков и учителей. Психологически безопасная образовательная среда предоставляет ребенку возможности для полноценного развития и, что не менее важно, удовлетворения базовых потребностей, одной из которых является потребность в безопасности.

Многочисленными исследованиями И. А. Баевой и исследованиями ее коллег показано, что психологическая безопасность образовательной среды способствует поддержанию как психосоциального благополучия ее участников, так и их психического здоровья в целом [3; 4; 5; 6].

И. А. Баева пишет о двух формах психологической безопасности: психологической безопасности среды и психологической безопасности личности. При этом выделяются следующие аспекты психологической безопасности:

- как системы межличностных отношений, которые вызывают у участников ощущение принадлежности (референтной значимости среды);

- как состояния образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие и существует взаимодействие, нацеленное на удовлетворение потребностей в общении личностно-доверительного плана, создающее референтную значимость среды, а также обеспечивающее психическое здоровье всех участников;

- как системы мер, направляемых на предотвращение угроз, создающих препятствия личностному развитию [2].

Как отмечают Е. В. Ахмадеева и С. И. Галяутдинова, механизмы психологической безопасности личности обусловлены поведением человека в различных ситуациях. По мнению авторов, стратегия поведения зависит, во-первых, от субъективного понимания человеком ситуации как опасной или неопасной, во-вторых, от способности адаптироваться к конкретной ситуации и устанавливать причинно-следственную связь между ситуацией и ее последствиями [1].

Вслед за О. И. Леоновой отметим, что забота о психологической безопасности и психологическое здоровье обучающихся становятся целевым ориентиром в работе образовательной организации, показателем достижения современного качества образования [7].

С целью исследования субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками нами была применена методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы (опросник для ученика)» (автор И. А. Баева) [8]. Методика позволяет установить особенности субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды включенными в нее участниками по трем критериям:

1. Отношение к образовательной среде школы (референтность образовательной среды).

2. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.

3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Выборку нашего исследования составили 155 старшеклассников в возрасте от 16 до 18 лет (61 % девушек и 39 % юношей).

Для анализа результатов применены частотный анализ и корреляционный анализ (IBMSPSS Statistics 22).

Результаты исследования

В первую очередь мы провели оценку отношения старшеклассников к образовательной среде школы (рис. 1).

100

%

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

71,6

24,5

3,9

Положительное отношение

Нейтральное отношение

Негативное отношение

Рис. 1. Результаты изучения субъективного отношения старшеклассников к образовательной среде школы (в процентах)

Согласно данным рисунка, для подавляющего большинства старшеклассников характерно положительное отношение к образовательной среде (71,6 %). Старшеклассники отмечают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования их возможностей, способствует развитию у них как интеллектуальных, так и жизненных умений и навыков. Образовательная среда школы ассоциируется у старшеклассников с позитивным эмоциональным состоянием. Получение образования в той образовательной среде, в которую они вовлечены, старшеклассники считают интересным.

Таким образом, для старшеклассников с ведущим положительным отношением к образовательной среде школы эта среда сохраняет референтную значимость. Референтная образовательная среда предлагает условия и возможности для развития подростков и создает чувство принадлежности к ней.

Старшеклассникам также свойственно демонстрировать нейтральное отношение к той образовательной среде, в которую они вовлечены (24,5 %). Отличительной особенностью нейтрального отношения к образовательной среде является его неустойчивость и способность переходить в любое из других отношений (позитивное, негативное).

Для 3,9 % старшеклассников свойственно давать негативную оценку образовательной среде, в которую они вовлечены. Это может быть свидетельством непризнания рассматриваемой группой старшеклассников референтной значимости образовательной среды и, как следствие, реализации намерения ее покинуть или отрицания ее ценностей и норм.

На втором этапе исследования была произведена оценка уровня удовлетворенности старшеклассников характеристиками образовательной среды, результаты которой представлены на рис. 2.

Данные, представленные на рис. 2, позволяют говорить о доминировании высокого и очень высокого уровня субъективной удовлетворенности старшеклассников характеристиками образовательной среды школы.

%

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0

37,4

34,8

21,3

10,0

,7

5,8

низким ниже средний

среднего

высоким

очень высокий

Рис. 2. Результаты изучения субъективной оценки старшеклассниками уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы (в процентах)

Анализ оценки старшеклассниками основных характеристик школьной образовательной среды и удовлетворенности ими показал, что для этой группы школьников наиболее значимыми характеристиками среды школы являются «возможность проявлять инициативу, активность», «удовлетворенность взаимоотношениями с учениками и учителями», а наименее значимыми оказались такие характеристики, как «учет личных проблем и затруднений» и «уважительное отношение».

Третий этап исследования позволил установить уровень защищенности старшеклассников от психологического насилия во взаимодействии. Результаты исследования представлены на рис. 3.

60,0

%

50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 ,0

36,8

28,4

8,4

2,5

23,9

низкии

ниже среднего

среднии высокии

очень высокий

Рис. 3. Результаты изучения субъективной оценки старшеклассниками уровня защищенности от психологического насилия во взаимодействии (в процентах)

В ходе анализа оценки старшеклассниками уровня защищенности от психологического насилия во взаимодействии было установлено, что подавляющее большинство старшеклассников (89,1 %) чувствуют свою защищенность от публичного унижения и оскорб-

ления, угроз, принуждения делать что-либо против их желания, игнорирования и недоброжелательного отношения со стороны других субъектов образовательной среды.

Свою незащищенность в ситуациях взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса старшеклассники обнаруживают больше в отношениях с одноклассниками и учениками, чем с администрацией учреждения. В большей степени старшеклассники не защищены от публичного унижения и оскорбления, принуждения делать что-либо против их желания и игнорирования.

Корреляционный анализ позволил установить, что взаимосвязь между изучаемыми показателями психологической безопасности образовательной среды имеет прямой характер. Референтность образовательной среды для включенных в нее старшеклассников тем выше, чем более они удовлетворены характеристиками данной среды и чувствуют свою защищенность от угроз в системе взаимодействия с другими субъектами образовательных отношений (учителями и одноклассниками). Высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды у старшеклассников сопряжен с высоким уровнем их защищенности от угроз во взаимодействии.

Перспективы исследования обозначенной в статье проблемы связаны с изучением изменений в характеристиках психологической безопасности образовательной среды субъектов учебно-воспитательного процесса, находящихся в условиях внедрения в образование цифровых технологий.

Список источников

1. Ахмадеева Е. В., Галяутдинова С. И. Изучение социальной фрустрированности, жизнестойкости и психологической безопасности личности сотрудников МВД [Электронный ресурс] // Психологияи право. 2021. Т.11,№ 1. С. 106-120.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: СОЮЗ, 2002. 271 с.

3. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Т. 17, № 4. С.11-17.

4. Баева И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. С. 16-26.

5. Баева И. А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 5-16.

6. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.

7. Леонова О. И. Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18, № 6. С. 88-92.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

References

1. Akhmadeeva E.V., Galyautdinova S.I. Izuchenie sotsial'noi frustrirovannosti, zhiznestoikosti i psikhologicheskoi bezopasnosti lichnosti sotrudnikov MVD [Study of social frustration, resilience and psychological security of the personnel of the Ministry of Internal Affairs]. Psikhologiya i pravo. 2021, vol. 11, no. 1, pp. 106-120. (In Russ.).

2. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. St. Petersburg, SOJuZ, 2002. 271 p. (In Russ.).

3. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy kak resurs psikhicheskogo zdorov'ya sub"ektov obrazovaniya [Psychological safety of educational environment as a resource of mental health of subjects of education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012, vol. 17, no. 4, pp. 1117. (In Russ.).

4. Baeva I.A. Psikhologicheskaya kharakteristika obrazovatel'noi sredy: diagnostika i otsenka [Psychological characteristics of the educational environment: diagnosis and evaluation]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2002, pp. 16-26. (In Russ.).

5. Baeva I.A. Resursy psikhologicheskoi zashchishchennosti i faktory soprotivlyaemosti nasiliyu v ontogeneze [Psychological protection resources and resistance factors to ontogenesis violence]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2013, no. 155, pp. 5-16. (In Russ.).

6. Baeva I.A., Volkova E.N. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: razvitie lichnosti [Psychological security of the educational environment: personal development]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya, 2011, 272 p. (In Russ.).

7. Leonova O.I. Integral'nye kharakteristiki psikhologicheskoi bezopasnosti obrazovatel'noi sredy obrazovatel'noi organizatsii [Integral characteristics of psychological safety of educational environment of educational organization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013, vol. 18, no. 6, pp. 88-92. (In Russ).

8. Baeva I.A.. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo [Ensuring Psychological Safety in an Educational Institution: a Practical Guide]. St. Petersburg, Rech', 2006. 288 p. (In Russ.).

Информация об авторах В. Р. Петросянц - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Практическая психология», Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the authors V. R. Petrosyants - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology, Voronezh State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.04.2021; одобрена после рецензирования 12.05.2021; принята к публикации 12.05.2021.

The article was submitted 19.04.2021; approved after reviewing 12.05.2021; accepted for publication 12.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.