Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заграничный Антон Игоревич

В статье изложены результаты анализа связи различных форм социальной активности обучающихся и уровня психологической безопасности образовательной среды. Учитывая высокую социальную значимость указанной проблемы, в работе рассмотрены формы социальной активности как инструмент диагностики и повышения степени психологической безопасности среды. Установлено, что не все формы благоприятно влияют на критерий безопасности. Выделены характеристики психологически безопасной образовательной среды, способствующие социальной активности обучающихся. В исследовании приняло участие 94 респондента, средний возраст - 15,5 лет, 52 % опрошенных женского пола. Использовались шкалы, позволяющие измерять виды социальной активности (Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой, И.В. Арендачук и др.), и опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой). Сделан вывод, что социально-политическая, образовательно-развивающая, субкультурная и досуговая активность обучающихся повышает уровень психологической безопасности образовательной среды в разных компонентах. Радикально-протестная активность приводит к понижению анализируемого уровня в аспекте защищенности от психологического насилия во взаимодействии с педагогами и администрацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Заграничный Антон Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENGAGEMENT OF LEARNERS AS AN OPPORTUNITY TO ENSURE A PSYCHOLOGICAL SAFETY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The paper presents the results of an analysis of the relationship between various forms of social activity of learners and the level of psychological safety of the educational environment. Given the high social significance of the problem of increasing the level of safety of the educational environment, the paper considers various forms of social activity of students as an instrument for diagnosing and increasing the level of psychological safety of the educational environment. It was found that not all forms of social activity of students have a beneficial effect on the level of safety of the educational environment. The characteristics of a psychologically safe educational environment, contributing to the social activity of students, are highlighted. The study involved 94 respondents. Average age 15.5 years (52% female). The study used scales aimed at measuring various types of social activity (RM Shamionov, MV Grigorieva, IV Arendachuk and others) and the questionnaire “Psychological safety of the educational environment of the school” (IA Baeva). It is concluded that socio-political, educational-developmental, subcultural and leisure activities of the learners increase the level of psychological safety of the educational environment in various components. Radical-protest activity leads to a lowering of the analyzed level in the aspect of protection against psychological violence in interactions with teaching staff and administration.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 71-74. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 71-74.

Научная статья УДК 37.015.3

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.12

Социальная активность обучающихся как возможность обеспечения психологической безопасности образовательной среды

Антон Игоревич Заграничный

Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, zagr.93@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-1383-9430

Аннотация: В статье изложены результаты анализа связи различных форм социальной активности обучающихся и уровня психологической безопасности образовательной среды. Учитывая высокую социальную значимость указанной проблемы, в работе рассмотрены формы социальной активности как инструмент диагностики и повышения степени психологической безопасности среды. Установлено, что не все формы благоприятно влияют на критерий безопасности. Выделены характеристики психологически безопасной образовательной среды, способствующие социальной активности обучающихся. В исследовании приняло участие 94 респондента, средний возраст - 15,5 лет, 52 % опрошенных женского пола. Использовались шкалы, позволяющие измерять виды социальной активности (Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой, И.В. Арендачук и др.), и опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой). Сделан вывод, что социально-политическая, образовательно-развивающая, субкультурная и досуговая активность обучающихся повышает уровень психологической безопасности образовательной среды в разных компонентах. Радикально-протестная активность приводит к понижению анализируемого уровня в аспекте защищенности от психологического насилия во взаимодействии с педагогами и администрацией.

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, социальная активность, формы социальной активности обучающихся, образовательная среда

Для цитирования: Заграничный А.И. Социальная активность обучающихся как возможность обеспечения психологической безопасности образовательной среды // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 71-74. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.12.

Original article

Social engagement of learners as an opportunity to ensure a psychological safety educational environment

Anton I. Zagranichnyi

Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia, zagr.93@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-1383-9430

Abstract. The paper presents the results of an analysis of the relationship between various forms of social activity of learners and the level of psychological safety of the educational environment. Given the high social significance of the problem of increasing the level of safety of the educational environment, the paper considers various forms of social activity of students as an instrument for diagnosing and increasing the level of psychological safety of the educational environment. It was found that not all forms of social activity of students have a beneficial effect on the level of safety of the educational environment. The characteristics of a psychologically safe educational environment, contributing to the social activity of students, are highlighted. The study involved 94 respondents. Average age 15.5 years (52% female). The study used scales aimed at measuring various types of social activity (RM Shamionov, Mv Grigorieva, IV Arendachuk and others) and the questionnaire "Psychological safety of the educational environment of the school" (IA Baeva). It is concluded that socio-political, educational-developmental, subcultural and leisure activities of the learners increase the level of psychological safety of the educational environment in various components. Radical-protest activity leads to a lowering of the analyzed level in the aspect of protection against psychological violence in interactions with teaching staff and administration.

Keywords: Educational environment safety, psychological safety, social activity, learners' forms of social activity, educational environment

For citation: Zagranichnyi A.I. Social engagement of learners as an opportunity to ensure a psychological safety educational environment// Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 71-74. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20217.12.

Одним из наиболее острых и опасных вопросов современного образования по всему миру является обеспечение безопасности образовательной среды. Актуальность и неразрешенность данной проблемы доказывается повсеместно возникающими случаями нападения выпускников или нынешних обучающихся на учебные заведения. За последние годы на территории Российской Федерации зафиксировано более двух десятков преступлений данной направленности [1, c. 50].

Немаловажную роль в обеспечении безопасности образовательной среды играет психологическая безопасность. И.А. Баева подчеркивает, что данный аспект - базовая характеристика образовательного пространства, которая не только поддерживает психическое здоровье участников среды, но и формирует у них модели поведения [2]. Следовательно, психологическая безопасность образовательный среды - это и фактический, и профилактический элемент психологического благополучия участников образовательного процесса.

Проблема безопасности образовательной среды должна решаться системно, на всех уровнях организации: от физического до психологического. Таким образом, можно говорить о том, что одним из наиболее значимых и актуальных вопросов, стоящих сегодня перед педагогами-психологами, является поиск источников диагностики и повышения степени психологической безопасности среды.

Одним из таких источников может являться социальная активность обучающихся как инициативно-творческое отношение к разнообразным сферам деятельности и самим себе как субъектам общественного бытия [3]. При этом исследователи отмечают, что социальная активность связана со средой [4]. Таким образом, целесообразно предположить, что социальная активность через субъектно инициативный и регулярный процесс взаимодействия со средой может выступать источником диагностики и повышения уровня безопасности образовательной среды.

Предполагаем, что социально активный обучающийся как основной субъект образования будет динамично и регулярно взаимодействовать со средой в целях ее трансформирования в тех аспектах, которые в наименьшей степени отвечают его субъективным ожиданиям. Поскольку психологически небезопасная среда некомфортна и не является ожидаемыми и приемлемыми жизненными обстоятельствами, считаем, что обучающийся будет стремиться преобразовать ее в более комфортную форму с приемлемыми содержанием и организацией.

Таким образом, развитие социальной активности обучающихся в силу субъектного характера решает две проблемы в процессе взаимодействия с образовательной средой в контексте ее безопасности. Во-первых, при таком подходе упрощается диагностика факторов безопасности среды. Поскольку социальная активность носит субъектный характер, можно рассчитывать на то, что субъект этой активности сам способен выделить и проранжировать наиболее значимые факторы безопасности и организовать свою деятельность в этой среде с учетом субъективно важных приоритетов. Такая деятельность в первую очередь направлена на разрешение тех средовых проблем, которые имеют максимальную актуальность для субъекта. Во-вторых, субъект может организовывать свою социальную активность в подходящей для себя форме и самым удобным способом, что повышает комфортность процесса преобразования образовательной среды. Взаимосвязь субъекта и среды при проявлении социальной активности позволяет предполагать, что такие преобразования возможны.

Нужно заметить, что социальная активность как психолого-педагогический феномен - это процесс, имеющий формы реализации [5], не все из которых могут быть корректны по целям и содержанию. Также не все из них можно назвать конструктивными. Существуют деструктивные формы социальной активности, не всегда способствующие положительным общественным преобразованиям. Поэтому важной исследовательской проблемой при эмпирическом изучении потенциала социальной активности как инструмента повышения уровня психологической безопасности образовательной среды является определение связи форм социальной активности обучающихся с учетом их типового содержания с уровнем психологической безопасности. Ряд авторов считает, что активное социальное обучение социально важным навыкам выступает одним из значимых условий безопасной и комфортной среды в образовательном учреждении [6, с. 47]. В этом ключе социальная активность представляется эффективной формой обучения социально важным навыкам.

Цель данной работы - выявить и интерпретировать взаимосвязи форм социальной активности с уровнем психологической безопасности образовательной среды. В исследовании приняло участие 94 учащихся среднего и старшего звеньев различных по статусу и наполнению учебных заведений Саратова (МОУ «СОШ № 84», МОУ «СОШ № 59»). Такая возрастная особенность выборки объясняется тем, что в среднем и старшем звеньях школы у подростков имеются достаточные социально-коммуникативные навыки и уровень социализации для того, чтобы позволить респондентам полноценно проявлять социальную активность. Средний возраст участников - 15,5 лет, 52% из них - женского пола.

Для исследования уровня социальной активности в различных формах использовались адаптированные для данной возрастной группы шкалы (Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой, И.В. Арендачук и др.). Данные шкалы демонстрируют адекватный уровень надежности: a Cranbach = 0,68-0,74; *2 Friedman = 1 306,3, p < 0,001 [7]. Для изучения уровня безопасности образовательной среды применялся опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» (И.А. Баевой), который предполагает три уровня безопасности образовательной среды [8]. В процессе анализа информации задействован метод корреляции Пирсона.

Исследованы взаимосвязи между 12 формами социальной активности обучающихся и 3 компонентами безопасности образовательной среды (отношением к образовательной среде, защищенностью от психологического насилия во взаимодействии с педагогами и администрацией, защищенностью от психологического насилия во взаимодействии с учениками). Выявлено, что фактор отношения к образовательной среде имеет прямую значимую корреляцию с такими формами активности, как социально-политическая (г = 0,263 при р < 0,05), образовательно-развивающая (г = 0,226 при р < 0,05), субкультурная (г = 0,379 при р < 0,01). Критерий защищенности от психологического насилия во взаимодействии с педагогами и администрацией имеет прямую значимую связь с субкультурной активностью (г = 0,237 при р < 0,05) и обратную значимую - с радикально-протестной активностью (г = -0,275 при р < 0,01). Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками прямо и значимо коррелирует с досуговой (г = 0,216 при р < 0,05) и субкультурной (г = 0,234 при р < 0,05) активностью.

Наиболее важной формой социальной активности оказалась субкультурная, имеющая прямую и значимую связь с каждым из трех факторов психологической безопасности образовательной среды. Поскольку корреляция предусматривает связь переменных без определения детерминант, можно предположить, что безопасная среда, основанная на принципах создания позитивного отношения к образовательной среде школы у обучающихся и их защищенности от психологического насилия со стороны других участников процесса, формирует возможность свободного самовыражения, в том числе через субкультурную социальную активность. Последняя, исходя из типового содержания, основной целью имеет самовыражение и самоутверждение, например посредством отождествления себя с микрогруппой по формальным и идеологическим признакам. Поскольку субкультура является альтернативной общепринятой культуре или даже контркультурой, то очевидно, что образовательная среда должна обладать достаточной степенью открытости и безопасности для свободного проявления субкультурной активности обучающимися. Следует говорить о том, что свободная демонстрация такого вида активности, кроме антисоциальных форм, свидетельствует о высоком уровне безопасности среды, обеспечивающей свободу и принятие особенностей самовыражения и самоутверждения учащихся. В то же время наблюдается и обратный характер этой взаимосвязи. Процесс самовыражения, в том числе через субкультурную активность, расширяет ряд свойств образовательной среды, таких как открытость, гибкость, принятие и др., что делает ее более безопасной.

Отношение к образовательной среде школы также имеет прямую значимую связь с социально-политической активностью. Учитывая юридические ограничения степени участия в политической жизни несовершеннолетних, школа не подавляет данную форму активности обучающихся и предоставляет возможность для ее адекватной и разумной реализации. В эффективно организованной образовательной среде социально-политическая активность направлена на преобразование самой среды, а не на изменение глобальных социально-политических условий, например через систему ученического самоуправления, организацию ученических советов и другие виды данной активности. Это позволяет учащимся не только восполнить потребность участия в социально-политической жизни общества, но и регламентированными, организованными способами преобразовать образовательную среду, что приводит к улучшению отношения к ней.

Прямая и значимая взаимосвязь образовательно-развивающей активности и отношения к образовательной среде может объясняться тем, что последняя выступает ключевой и наиболее доступной платформой для дополнительной развивающей деятельности, поскольку большинство проектов такого рода инициированы образовательными учреждениями, ими организуются и проходят на их площадках. Следовательно, школьники воспринимают возможность участия в подобных мероприятиях как одну из опций, предоставляемых образовательной средой. Чем разнообразнее такие проекты, тем положительнее отношение к среде, поскольку она удовлетворяет субъективные потребности.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с педагогами и администрацией имеет обратную значимую корреляцию с радикально-протестной активностью, что вполне ожидаемо. Поскольку подобная активность в отличие, например, от субкультурной активности не имеет положительных и социально приемлемых форм проявления и основывается на кардинальном отрицании и бескомпромиссном отстаивании каких-либо идей и взглядов, она не должна реализовываться в образовательной среде. Данная форма активности нарушает принципы принятия и толерантности, потенциально опасна для образовательной среды и включенных в нее субъектов, в связи с чем педагогический состав и администрация учебного заведения прилагают усилия к тому, чтобы ограничить или прекратить ее проявление. Такие меры оцениваются субъектом активности как посягательство на его деятельность и приводят к низкой оценке защищенности в процессе взаимодействия с преподавателями и администрацией. Чем выше уровень радикально-протестной активности, тем острее реакция административно-педагогического коллектива, и, следовательно, ниже оценка чувства защищенности.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками прямо и значимо коррелирует с досуговой активностью. Данная связь указывает на то, что совместная деятельность, которую предполагает типовая форма реализации досуговой активности, положительно влияет на формирование комфортных социальных отношений внутри коллектива и способствует познанию других. Это приводит к повышению оценки защищенности от психологического насилия во взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, не все формы социальной активности обучающихся благоприятно влияют на уровень безопасности образовательной среды. Некоторые из них не имеют взаимосвязи со степенью безопасности, поскольку могут быть реализованы в других областях и несущественно связаны с образовательным процессом. Одна из форм активности приводит к снижению уровня безопасности, поскольку имеет негативное и асоциальное содержание. Интерпретация значимых взаимосвязей между формами социальной активности и компонентами безопасности образовательной среды позволяет определить, что социальная активность возможна только в среде с определенными условиями. Такая среда должна быть основана на принципах принятия, свободы выражения, предоставления широких возможностей для реализации разнообразных потребностей. В среде подобного рода должно быть место совместной деятельности обучающихся. Ряд форм социальной активности положительно влияет на характеристики образовательной среды, что повышает ее безопасность.

Из полученных эмпирических данных следует, что социальная активность имеет корреляцию с 5 рассматриваемыми формами социальной активности из 12. Следовательно, среда, организованная на принципах, которые важны для проявления социальной активности обучающихся, будет более перспективной. С одной стороны, наличие выделенных видов социальной активности указывает на комфортность образовательной среды в данное время. С другой - описанные принципы обоюдного влияния личности и среды позволяют ожидать качественной трансформации образовательной среды в наиболее существенных аспектах. С практической точки зрения результаты исследования могут быть учтены в процессе организации просоциальной работы с обучающимися и при моделировании социально-воспитательного компонента образовательной среды.

Список источников:

1. Чунин А.С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор НЦПТИ. 2020. № 3 (22). С. 48-52.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 272 с.

3. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 379-394. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394.

4. Крысько В.Г. Социальная психология : словарь-справочник. Минск, 2001. 688 с. ; Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197-202.

5. Шамионов Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020 № 77. С. 176-195. https://doi.Org/10.17223/17267080/77/9.

6. Непрокина И.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг : учебное пособие. Тольятти, 2012. 92 с.

7. Шамионов Р.М. Соотношение социальной активности ...

8. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. С. 105-118.

Информация об авторе А.И. Заграничный - аспирант кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1044894.

Information about the author A.I. Zagranichnyi - PhD student, Department of Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1044894.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.06.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.07.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.