Научная статья на тему 'Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников'

Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1288
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

В статье обсуждаются вопросы психологической безопасности образовательной среды как фактора развития адаптационной готовности личности старшеклассника. Обозначен ряд проблем, связанных с адаптационной готовностью старшеклассника, и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников»

Ориентируясь в широком спектре социальных, общечеловеческих ценностей, старшеклассники выбирают те из них, которые наиболее связаны с их доминирующими потребностями. Потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников. Юношеский возраст - период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного количества морального опыта, определенным социальным положением. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о становлении иерархии ценностей. Здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь - общечеловеческие ценности доминируют в сознании старшеклассников. Они убеждены, что материальное обеспечение, интересная работа, наличие друзей, активная деятельная жизнь, т. е. ценности социальной успешности - это цели к которым надо стремиться. Они оказывают влияние на профессиональный выбор, при этом старшеклассники придерживаются мнения, что образованность, честность, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность помогут добиться желаемой цели - поступления в вуз.

Для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности ученика бывает сложно, еще сложнее их изменить. При существенном изменении потребностей можно говорить о переоценке ценностей. Личностное и профессиональное самоопределение каждого нового поколения

молодежи происходит на основе той иерархии ценностей, которая существует в обществе. В старшем подростковом и юношеском возрасте еще не существует неизменной системы ценностей, но и нельзя сказать, что подросток живет в «ценностном хаосе». Задача школы - помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении.

Поскольку мотивы и цели более подвижны, чем ценности, профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. Приоритетным в профориентационной работе должно быть изучение личности школьника. Необходимо вовремя выявлять, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.

Примечания

1 См.: Шибутани Т. Социальная психология. М. ; Ростов н/Д. 1999. 539 с.

2 Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 29.

3 См.:ГоловахаЕ. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. С. 15.

4 См.: ГромковаМ. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003. С. 163.

5 См.: Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности. М., 2005. С. 172.

Психология / под ред. А. А. Крылова. М., 2005. С. 155. См.: Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2002. С. 258-259.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Л. Е. Тарасова

Саратовский государственный университет E-mail: let01mail.ru

В статье обсуждаются вопросы психологической безопасности Psychological safety of the Educational Environment

образовательной среды как фактора развития адаптационной готовности личности старшеклассника. Обозначен ряд проблем, связанных с адаптационной готовностью старшеклассника, и возможные пути их решения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, личность старшеклассника, адаптационные способности.

as a Condition of Development of Adaptable Readiness of senior Pupils

L. E. Tarasova

In article questions of psychological safety of the educational environment as factor of development of adaptable readiness of

© Тарасова Л. Е, 2012

the person of the senior pupil are discussed. A line of the problems connected from adaptable readiness of the senior pupil and possible ways of their decision is designated.

Key words: psychological safety, educational environment, pеrson оf senior pupils, adaptable readiness.

Обобщенные представления о среде, создаваемой самим человеком, обозначены понятием «социокультурная среда» Образовательная среда является ее частью и определяется исследователями как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.

Мы рассматривали образовательную среду как психолого-педагогическую реальность, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебновоспитательного процесса1. Системообразующее отношение в образовательной деятельности осуществляется в диаде «педагог - учащийся», все остальные на уровнях «педагог - педагог», «педагог - администрация», «педагог - родители учеников», «учащийся - учащийся», «учащийся - администрация», «учащийся - родители учеников» и многие другие выступают как, несомненно, важные и влиятельные, но играющие роль фона, на котором разворачивается основное отношение.

В настоящее время существует дисбаланс, связанный с ожиданиями общества, касающимся образования, и его реальным состоянием. С одной стороны, современное общество требует от школы подготовки выпускников с развитой способностью к самостоятельному и ответственному принятию широкого круга решений, активной гражданской и патриотической позицией, с глубокими и прочными знаниями по разным научным дисциплинам, обладающего высоким уровнем нравственности. С другой - традиционная работа учителя в школе напоминает процесс материального производства по схеме: «исходное сырье - технология обработки - готовый продукт с заданными свойствами»2. Улучшение образования в этом случае связывается с расширением информационного потока, увеличением времени на преподавание предметов, введением новых учебных дисциплин и подобных мероприятий экстенсивного характера. Совершенствование образования понимается как улучшение технологии: разрабатываются новые методики, привлекаются технические средства обучения.

По сути, реальной целью учебно-воспитательного процесса является формирование социально заданной человеческой единицы. В условиях ограниченной свободы, в ситуации обесценивания индивидуальной активности и уникальности подросток, юноша, а затем и взрослый человек, не имея опыта принятия самостоятельных решений, оказывается неспособен к

самостоятельному выбору и ответственности за него. Происходящая смена образовательных парадигм приводит к осознанию того, что реализация стратегических целей модернизации российского образования не может быть обеспечена традиционными технологиями обучения, построенными на передаче знаний-умений-навыков.

Необходимо создание образовательной среды как такой совокупности условий для обучения, развития и социализация обучающихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей обучающихся в соответствии с природными задатками и интересами, с одной стороны, и социальным запросом на образование - с другой. Возникает потребность так смоделировать и спроектировать образовательную среду, чтобы каждая личность была востребована и свободно функционировала, чтобы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. При этом одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды, которая определяется как состояние, которое можно зафиксировать через отношения ее участников.

Личность учащегося находится в центре влияния образовательной среды. От степени активности этой среды будет зависеть способность поддерживать творческую активность участников педагогического взаимодействия. Приоритетным направлением деятельности общеобразовательной школы становится развитие творческой, самостоятельной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному проявлению себя в профессии, в обществе, способной четко мыслить, полноценно рассуждать и ясно излагать свои мысли. Жизнь подводит к осознанию необходимости обучать учащихся не только конкретным предметам, но и навыкам взаимодействия, сотрудничества, общения, самоактуализации и самореализации. Психологическая безопасность в образовательной среде, свободной от проявления психологического насилия, имеет особое значение. Безопасность - чрезвычайно важный фактор межличностного общения, успешной социализации, одной из важнейших условий нормального развития и обучения человека, удовлетворения его потребностей, обеспечивающая психологическое здоровье включенных в него участников.

Мы провели опрос учащихся десяти выпускных классов школ, гимназий и лицеев г. Саратова. Количество респондентов - 237 человек, возраст 16-17 лет. Целью опроса являлось выявление влияния психологической безопасности образовательной среды на формирование адаптационных способностей. Под последними понимаются такие индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются в выборе наиболее эффективных способов адаптации к окружающей среде и являются результатом взаимодействия психофизиологических, психических

и социально-психологических явлений, функционирующих в процессе достижения динамического равновесия в системе «личность - среда»3.

Самоощущение обучающихся в конкретной образовательной среде напрямую зависит от особенностей организации познания, общения, деятельности. Для психологически безопасной образовательной среды характерны: возможность удовлетворения потребностей личности; преобладание положительных эмоций у обучающихся; отсутствие или минимизация школьных трудностей.

Психологическая безопасность включает в себя три основных показателя: отношение к среде, удовлетворенность основными характеристиками взаимодействия в ней, уровень защищенности от психологического насилия4. Основаниями для моделирования психологически безопасной образовательной среды является ее референтная значимость, возможность удовлетворять основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечение защищенности участников от психологического насилия во взаимодействии. Но, к сожалению, опрос показал, что школа не является референтной средой для учащихся: она воспринимается лишь как «необходимость», место, где хорошее настроение всего у 52% одиннадцатиклассников. Параллельно с падением интереса к школе снижается и учебная мотивация: только 30% респондентов обладают внутренней мотивацией к учению, хотя отдают себе отчет в том, что им предстоят выпускные экзамены в школе и вступительные в средние специальные или высшие учебные заведения.

Показательно, что сама роль ученика недостаточно принимается старшими подростками: только около трети (27%) опрошенных школьников психологически готовы выполнять школьные требования, т. е. осознают себя учениками. При этом фиксируется довольно большое количество активных протестных реакций старшеклассников на школьные требования - в некоторых школах до 36%, а количество учеников со школьной дезадаптацией (пассивным протестом) доходит иногда до 67%. Одиннадцатиклассники не испытывают в связи с ролью ученика больших положительных эмоций. Напрашивается вывод, что ролевое поведение слабо представлено в сознании старших подростков, т. е. можно констатировать, что понятие социальных ролей у выпускников размыто.

С переходом в среднюю школу от класса к классу снижается познавательная активность учащихся и их инициативность в контактах с учителями. Фактически педагог для многих учеников становится инфактором риска, причем постоянно действующим и неотвратимым. К сожалению, довольно часто предметом внимания становятся события школьной жизни, которые заставляют говорить о наличии в школе такой проблемы, как психологическое насилие, и нередко носителем его становится самая значимая в школе фигура -педагог. Многолетние наблюдения и результаты

мониторинговых исследований дают основание для неутешительных выводов: наиболее выражены у учащихся те показатели тревожности, которые связаны с отношениями с учителями, с ситуациями проверки знаний и самовыражения.

Психологическое насилие определяется как постоянное или периодическое словесное оскорбление ученика, угрозы со стороны педагогов и воспитателей, унижение человеческого достоинства, обвинение в том, в чем учащийся не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к школьнику. К этому виду насилия относятся также предъявление требований, не соответствующих возрастным возможностям, постоянные ложь и обман, в результате которых учащиеся теряют доверие к взрослым.

Среди насильственных форм организации образовательной среды многие авторы отмечают подавление педагогом инициативы учеников, наказание за неправильный ответ, некорректные высказывания учителей по поводу внешнего вида или манеры разговора старшеклассников, прерывание речи учащегося, привилегированное отношение к «любимчикам», словесное оскорбление. Чаще всего психологическое насилие используется как основной метод налаживания дисциплины в классе. Причины, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, могут быть самыми разными: это, прежде всего, такие особенности личности учителя, как ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность, нелюбовь и негативное отношение к детям и своей работе, неудовлетворенность своим социальным положением, низкий уровень развития социальных навыков и общения, проблемы со здоровьем, незнание других способов работы с непослушными учащимися, неумение разрешать конфликтные ситуации.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы - внешние и внутренние. К внешним следует отнести: манипулирование учащимися, когда педагоги и родители лишают их самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений; индивиду ально-психоло-гические особенности персонала, участвующего в образовательном процессе; межличностные отношения в классе; интеллектуальные, физические и эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности; неправильная организация общения; недостаточное внимание к личности. Внутренними источниками могут быть: индивидуально-личностные особенности; осознание своей неуспешности на фоне других; отсутствие автономности; привычки негативного поведения и др.

Психологические угрозы, создающие психологически опасную среду для развивающейся личности, обладают следующими особенностями: они менее заметны (в отличие, например, от эко-

20

Научный отдел

логических и террористических), поэтому трудно их контролировать; они субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику - то, что нормально и безопасно для одного, может быть разрушительным для другого; они глубоко переживаются и имеют тенденцию аккумулироваться, приводя к эмоциональным срывам, протестным реакциям, аддиктивному поведению. Опасная особенность психологических угроз в том, что они действуют постоянно и не преодолеваются в течение длительного времени, а их источником часто являются взаимодействия педагога с учащимися - «педагогический травматизм»: стрессовая тактика педагогических воздействий; несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям личности; нерациональная организация образовательного процесса; недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое5. Воздействие психологического насилия имеет самые серьезные травмирующие последствия для человека любого возраста, а для формирующейся личности особенно: так, в поведенческих особенностях ребенка, подвергшегося психологическому насилию, отмечаются заторможенность, иногда -импульсивность поведения, склонность к аффективным вспышкам, немотивированная агрессия по отношению к сверстникам и взрослым.

Удовлетворяющее старших подростков общение, как показали результаты опроса, создает психологически безопасную школьную среду, поскольку ощущение того, есть у них школьные трудности или нет, связано, в первую очередь, с тем, насколько хорошо складываются отношения с учителями-предметниками. Как показал мониторинг, категории «школьные трудности» и «взаимоотношения с учителями» тесно коррелируют: любых школьных трудностей тем больше, чем ниже показатель «взаимоотношения с учителями». Характерно и то, что учащиеся одиннадцатых классов не всегда обладают коммуникативными навыками, в частности, таким, как умение понимать других людей: становится понятным, почему их взаимодействие с учителями и сверстниками не всегда конструктивно. Следовательно, одной и глобальных психологических проблем современного городского подростка является неумение общаться, из-за этого возникают некоторые деформации личности - неуверенность в себе, низкая самооценка. Такие деформации могут приводить к тому, что подростки не находят поддержки в своей среде. Неумение и нежелание слушать другого также приводит к неумению выстраивать взаимоотношения, т. е. к проблемам в общении. И только классный руководитель является в школе тем посредником, который может сгладить противоречия во взаимоотношениях между учениками и учителями-предметниками.

И. В. Дубровина отмечает, что правильные взаимоотношения между учащимися и педагогами - важнейший фактор развития подрастающе-

го поколения. При нарушении этих отношений ученик испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. По ее мнению, правильные отношения - это те, в которых взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в свои способности, избежать ошибок, поддерживает при неудачах. Вместо того чтобы фиксироваться на ошибках и плохом поведении ученика, педагог должен сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает6.

Кроме взаимоотношений с учителями, которые определяют и задают всю специфику взаимоотношений в школе, в подростковом и юношеском возрасте, не менее важны и комфортные отношения со сверстниками, влияющие на их ощущения счастья и гармонии с окружающим миром. Защищенность от недоброжелательности учителей все-таки выше, чем от одноклассников, но и взаимоотношения в коллективе выстраивать для ученика нелегко. Анализ полученных в ходе опроса данных показал, что такое понятие, как «сплоченность класса» оказалась на весьма низком уровне развития (не выше 25%). В школе не всегда придают значение развитию групповой сплоченности, поэтому она осуществляется по законам стихийного развития группы: не развиваются взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание, положительные эмоциональные связи внутри класса. Психологам хорошо известно, что неудовлетворение базовой потребности в личностно доверительном общении является психологической опасностью в социальном взаимодействии, поскольку стойкое отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере общения приводит к формированию неустойчивой самооценки, проявляется в возникновении сначала ситуативной, а затем и личностной тревожности. Именно поэтому так важно решать проблему сплоченности классных коллективов в школе.

Таким образом, основной круг проблем лежит внутри подростковой группы, причем, как правило, школа решением этих проблем активно не занимается. Только в среде сверстников подросток проверяет свой характер и укрепляется в мнении о себе как о «хорошем» или «плохом». А это значит, что в классном коллективе старший подросток набирает тот ресурс психологического благополучия, который помогает ему справляться со школьными, а в дальнейшем - и с жизненными трудностями. Для нормального личностного роста представляется важным выстраивать позитивные взаимоотношения в классе, а воспитание становится актуальной задачей любой школы, претендующей не только на качественные результаты обучения, но и на личностное развитие учащихся.

Выявлено, что количество подростков с низкой самооценкой увеличивается к одиннадцатому классу: многие выпускники становятся менее уверенными в себе, более тревожными; они меньше

нравятся себе и чаще испытывают чувство вины, чем, например, девятиклассники. А кроме того, они боятся взрослеть, не хотят быть самостоятельными, что в итоге приводит к инфантильности основной части современной молодежи. Многие дети имеют негативный Я-образ, что можно рассматривать как искажение личностной самоидентификации, в то же время выявленное у школьников преобладание направленности на себя приводит к эгоцентричному восприятию мира.

Современная школа должна стать не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного общения, средой становления успешных и счастливых людей, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-экономического климата в образовательном учреждении. Но для этого оно должно стать территорией безусловной психологической безопасности, где обучение имеет своей конечной целью либо помочь в мобилизации внутреннего потенциала личности, либо развить и укрепить психологический потенциал личности, что выражается в увеличении адаптивных ресурсов, формировании адаптационных способностей, повышении сопротивляемости личности негативным факторам внешней среды.

УДК 316

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00716 а в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой».

Примечания

1 См.: Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 271 с.

2 ВолковаЕ. Н. К актуальности психологического ракурса изучения проблемы насилия над детьми // Психология образования : культурно-исторические и социальноправовые аспекты : материалы Третьей национальной науч.-практ. конференции. М., 2006. С. 49.

3 См.: Григорьева М. В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды. Саратов, 2009. 318 с.

4 См.: Баева И. А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды. М., 2008. 362 с.

5 См.:БезрукихМ.М. Здоровье детей и школа. Проблемы и перспективы // Перемены. 2000. № 1. с. 38-43.

6 См.: Дубровина И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие. 4-е изд. СПб., 2006. 526 с.

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

А. Р. Вагапова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается взаимосвязь успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации; дается описание ведущей деятельности, опираясь на понятия о личностном и профессиональном самоопределении; показано, что образовательное пространство школы влияет на освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию.

Ключевые слова: ведущая деятельность, профессиональное самоопределение, социальная адаптация.

studying of Interrelation of the success of Leading Activity and strategy of social Adaptation Graduates of schools

A. R. Vagapova

The article is considered the interrelation of the success of leading activity and strategy of social adaptation. The author describes the leading activity based on the concept of personal and professional self-determination. It is shown that the school educational space influences on development of the social skills providing social adaptation.

Key words: leading activity, professional self-determination, social adaptation.

Ведущей деятельностью юношеского возраста считается учебно-профессиональная подготовка (Д. Б. Эльконин). Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность, иное смысловое содержание, которое ориентировано на будущее и связано с личностным и профессиональным самоопределением.

Обращаясь к изучению проблемы самоопределения, анализируя данный процесс, исследователи подчеркивают его сложность и многоэтап-ность (Б. С. Братусь, П. Герстманн, М. Р. Гинзбург, Ю. П. Поваренков, М. М. Шибаева). М. Р. Гинзбург акцентирует в своих работах внимание на то, что термин «самоопределение» употребляется в литературе в различных значениях. Так, по мнению ученого, личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Целостная картина самоопределения в подростковом и юношеском возрастах в рамках предложенного М. Р. Гинзбургом подхода следующая: личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение

© Вагапова А. Р., 2012

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.