Научная статья на тему 'Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников'

Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИК / COMMUNICATIVENESS / COMMUNICATIVE ACTIVITY / SOCIALIZATION / SENIOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Анна Владимировна

В данной статье проводится анализ понятий «коммуникативность», «коммуникативная деятельность», «социализация», а также анализируются составляющие процесса социализации старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Activity at Geometry Lessons as Means of Socialization of Senior Students

The article analyzes such concepts as “communicativeness”, “communicative activity”, “socialization”. It also examines the components of socialization process with senior students during the geometry lessons.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников»

проблемы! математического!

образования!

1УДК 159.9 ББК 88.501

коммуникативная деятельность на уроках геометрии

как средство социализации старшеклассников

А. В. Виноградова

В данной статье проводится анализ понятий «коммуникативность», «коммуникативная деятельность», «социализация», а также анализируются составляющие процесса социализации старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативная деятельность, социализация, старшеклассник.

communicative activity at geometry lessons as means of socialization of senior students

A. V. Vinogradova

The article analyzes such concepts as "communicativeness", "communicative activity", "socialization". It also examines the components of socialization process with senior students during the geometry lessons.

Keywords: communicativeness, communicative activity, socialization, senior students.

В результате использования новых образовательных программ, спроектированных на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего (полного) общего образования (ФГОС) нового поколения, к личностным результатам обучающихся средней школы относятся их готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к познанию и обучению, ценностно-смысловые установки, которые должны отражать индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, а также развитость основ их гражданской идентичности.

Особым видом деятельности старшеклассников, направленной на достижение высокого уровня социально одобряемых норм, ценностей, моделей поведения, является социализация, характеризующаяся такими составляющими ее процесса, как адаптация, интеграция,

самосовершенствование, саморазвитие, самореализация, которые обеспечивают адекватное развитие личности старшеклассника во взаимодействии с родителями, сверстниками, педагогами в частности, и всем обществом в целом.

На сегодняшний день преодолен взгляд на социализацию как на процесс, охватывающий лишь отдельный период жизни человека. Для каждого возрастного периода главным является деятельно-опосредованный тип взаимоотношений, связанный с наиболее референтной группой или лицом. В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, а ведущей стороной социализации становится освоение правил отношений между людьми.

Интерес к понятию «социализация старшеклассника» в последнее время потерял неоспоримую актуальность. Это объясняется прежде

всего тем, что в погоне за информационным насыщением содержания образования забывается объективная необходимость осмысления феномена юношества, феномена становления личности, феномена формирования ценностных оснований человека. В поисках инновационных форм и методов эффективного построения образовательного процесса зачастую забывается о ведущей функции образования - гуманизации процесса обучения. В конечном итоге у старшеклассников это выражается в низкой мотивации к будущей профессиональной деятельности, отсутствию интереса к учению, духовной дезориентации, отсутствию понимания сущности явления и самого себя.

Решить эту проблему поможет исследование влияния педагогического потенциала различных коммуникативных средств и методов обучения геометрии на сложноорганизован-ную духовную природу человека.

Установлено, что при смене человеком юношеского мира на взрослый в сознании субъекта происходит изменение соотношение реального и возможного, расширение границ субъектности, а самоосмысление и переоценка помогают расширить субъектно-объектное начала. Представление старшеклассника о мире дополняются субъектными конструкциями, гипотезами о себе, обобщающими оценками окружающих, размышлениями о человечестве и мире в целом. Социализация старшеклассника в процессе его коммуникативной деятельности позволяет ему реализовывать себя как личность и как индивидуальность, так как школьник, осознавая и оценивая себя в различных видах деятельности, приобретает уверенность в собственной значимости и учится адекватно относиться к оценкам других, развивая направленную мотивацию в поиске своей социальной позиции. При этом учебная, познавательная, творческая, коммуникативная и другие виды деятельности старшеклассника, являющиеся значимыми, оказываются источником и средством формирования их гуманистической направленности. А эффективность их влияния зависит от цели, поставленной в виде перспективы развития, от выбора геометрического материала по содержанию и значению, от активности, творческой направленности каждого обучающегося в учебно-познавательной деятель-

ности, от имеющегося опыта в любой другой деятельности.

Современное общество всегда выдвигало определенные требования к формированию определенных профессиональных, морально-нравственных и других качеств субъектов этого общества. Эти качества связаны с соответствующей политической, экономической, культурологической, религиозной ситуациями и атмосферами конкретного общества. Исходя из этого можно утверждать, что подросток улавливает малейшие изменения в этих сферах через призму семьи, взглядов учителей, сверстников, а также через различные, доступные для него информационные каналы. Причем важнейшим инструментом социального института является школа, которая помогает становлению и развитию такой личности, основными характеристиками социальной успешности которой являются инициативность, нестандартное творческое мышление, способность гармонично выстраивать свой профессиональный путь, готовность к непрерывному самообразованию.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) образования по математике (геометрии) ставят задачи формирования и развития у обучающихся универсальных предметных действий, которые обеспечат их умение учиться, а также способности к будущему профессиональному саморазвитию и совершенствованию. Это может быть достигнуто при осознанном постижении школьниками различного социального опыта. Стандарты, внося определенные изменения в систему школьного образования, способствуют формированию такой модели образовательного пространства школы, которая включает в себя организацию урочной и внеурочной деятельности с опорой на государственный и социальный заказ.

Как известно, возраст является одним из основных факторов, влияющих на процесс социализации старшеклассников, в частности, на структуру коммуникативной деятельности. В соответствии с принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей старших школьников требуется, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности на уроках геометрии не оставались неизменными на разных возрастных этапах.

Кроме того, педагог, являясь ведущим субъектом при социализации школьников, должен стремиться к тому, чтобы подобрать необходимый для класса и каждого отдельного обучающегося такой рациональный алгоритм действий, благодаря которому каждый обучающийся чувствовал бы себя полноценным участником всех процессов, происходящих внутри и за пределами класса.

При формировании определенной среды для социализации своих подопечных педагогу следует учитывать, что у каждого из них есть свои социальные особенности, которые связаны с воспитанием в семье, культурным воспитанием, национальными традициями, восприятием мнения других (или отсутствием такового) и т. д.

В процессе общения старшеклассника со сверстниками, педагогом, взрослыми людьми происходит его обогащение, и, развивая свою социализацию, он стремится к пониманию и принятию обоснованной им позиции, и в дальнейшем в процессе рефлексии происходит глубокое осмысление субъектной позиции и самого себя. При этом в процессе обучения старшеклассник выражает субъектную позицию в своей учебной и внеучебной деятельности. А его креативность может отражаться в новом видении создаваемого им мира со своими замыслами, и постепенно появляется обновленное видение мира, что в свою очередь, оказывает влияние на обогащение субъектности личности.

Сегодня требованием времени становится необходимость уже в школьные годы предоставить молодым людям возможность встретить настоящий мир профессии и испытать себя в нем. Именно в период взросления юношам и девушкам необходим опыт и переживания, которые приобретены посредством обращения с конкретными соотношениями современных процессов профессиональной сферы и непосредственного соприкосновения с ними.

Как следует из вышесказанного, старшеклассник в становлении своей социализации должен обладать: целостным мировоззрением, творческим потенциалом, рефлексией, способностью к самореализации в будущей профессиональной и общественной деятельности, уверенностью в способности к деятельности,

навыками коллективного взаимодействия, умением самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, сформированно-стью профессионального самоопределения, способностью к исследовательской деятельности, социальной ответственностью, гражданской зрелостью и пр.

Следовательно, для успешной реализации процесса социализации необходимо обеспечить на уроках, в частности геометрии, соблюдение следующих дидактических условий для обучения подростков:

• единства коллектива и индивидуальности, под которым понимается органичное использование педагогом как индивидуальных, так и групповых форм организации учебной деятельности, в которых успех всей группы может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы, а также успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;

• единства свободы и ответственности каждого члена ученического коллектива;

• использования педагогом разнообразных методов активного обучения геометрии;

• самоанализа (рефлексии) и анализа старшеклассниками своей коммуникативной и предметной деятельности.

Актуальным средством социализации старшеклассников на уроках геометрии при таких условиях является именно коммуникативная деятельность, как наиболее полно отвечающая потребностям старшеклассника и педагога.

Старшеклассник имеет обширные возможности заниматься самореализацией в коммуникативной деятельности, так как она всецело направлена на социализацию обучающегося, на развитие его творческого потенциала, самовыражение, будущее профессиональное самоопределение. Актуальной формой обучения при этом является самостоятельность и проблемно-поисковая активность обучающегося, практико-ори-ентированность процесса обучения в целом.

Специфика коммуникативной деятельности учащихся на уроках геометрии заключается в том, что предметная коммуникация на уроках геометрии отличается от социальной коммуникации особенностями знаковой системы, ориентированной на обозначение специфических явлений в рамках данного предмета.

Коммуникативная деятельность в учебном процессе является одним из важных аспектов образовательного процесса в школе, однако практическое освоение данной компетенции на уроках геометрии у старшеклассников средней школы не происходит. Этому способствует чрезвычайно малое время, отводимое устной работе на уроках геометрии, поэтому крайне необходимы практические занятия, подготавливающие обучающихся к общению со своими одноклассниками и с педагогом. Однако темы занятий не должны охватывать только психологическую сторону общения, так как коммуникативная деятельность требует не только развитых психологических качеств, но и определенных коммуникативных знаний и умений, а именно: речевых; деятель-ностно-практических; социально-психологических и пр.

Коммуникативная деятельность старшеклассников - это совместная деятельность учащихся и учителя. Поэтому предполагается согласованность между участниками этой деятельности. Последнее обеспечивается тем, что участники коммуникативной деятельности обязаны понимать цели, содержание и процесс согласованных действий, состоящих из сложной технологии, основанной на психологии общения, которая логично выстраивает начало общения, его продолжение и окончание. Главной характеристикой такого процесса является личностная составляющая коммуникативной деятельности, под которой понимается совокупность коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей - эмпатия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).

Формирование коммуникативной деятельности при проведении устной работы на уроках геометрии как средства социализации старшеклассника характеризуется целенаправленным педагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса в условиях личностно развивающей образовательной среды. Ключевыми характеристиками данного процесса выступают направленность на

овладение обучающимися умениями анализа коммуникативной ситуации, приемами целепо-лагания и планирования коммуникативной деятельности, навыками межличностного и межгруппового взаимодействия, способностями объективной оценки собственной коммуникативной деятельности и ситуаций коммуникативного взаимодействия через интеллектуальную и личностную рефлексию. Таким образом, формирование коммуникативной деятельности мы рассматриваем не только как способ актуализации знаний, умений, навыков, способностей старшеклассника, но и как средство воспитания и социализации личности старшеклассника.

Так как коммуникативная деятельность предполагает решение на уроках геометрии разнообразных проблемных устных задач, активизирующих и мотивирующих познавательную деятельность учащихся, то такая деятельность продуцирует демократический стиль общения между учителем и учащимся, что является объективной предпосылкой социализации старшеклассников.

Как известно, в юношеском возрасте интересы и мотивы обучающихся весьма неустойчивы. Возраст старших классов охватывает период взросления человека с 9-го по 11-й класс школы, или примерно с 14 до 18 лет. Психологи называют этот период юностью: «Период юности - период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Юность определяют как стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости. Юность охватывает возрастной период от 1415 до 20 лет» [1]. Этот возраст интересен также тем, что человек находится в нем на границе между двух эпох: между эпохой детства и эпохой взрослости, зрелости [2]. Таким образом, период взросления человека приходится на старшие классы школы, в которых и должны быть заложены основы этого взросления - социальное, личностное и духовно-практическое самоопределение.

В настоящее время на уроках геометрии учеников обучают по различным учебникам и программам, но каждое направление или программа обучения предусматривает обязательные знания в рамках стандартов. Это тот мини-

мум знаний, которым ученики школы обязаны обладать, решая вопросы углубления и расширения этих знаний. Проанализировав специфику преподавания геометрии в старших классах, мы считаем, что коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации обучающихся обязательно должна строиться на началах логики, аргументированности и должна включать следующие этапы формирования:

• словарного запаса и понятийно-терминологического аппарата;

• пространственного мышления и логической грамотности;

• языковой культуры, точности и лаконичности устной речи;

• аргументированной речевой деятельности;

• навыков коллективного общения.

Коммуникация учащегося с педагогом или

одноклассниками проявляется в обратной психологической связи (объем информации при общении удваивается и помимо передачи информации происходит оценка деятельности и поведения субъектов), наличии коммуникативных барьеров (те психологические препятствия, которые затрудняют адекватную передачу информации: невыразительная речь, фонетически неправильная речь, погрешности в логике ее построения, социокультурные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и др.), наличие различных способов передачи информации (вербального и невербального).

Отсюда актуальным для критериального оценивания коммуникативной деятельности учащегося на уроках геометрии является оценивание не только передачи информации, но и

качественного и количественного определения (на уровне показателей) того, как она воспринята, понята другими, а при определении коммуникативных барьеров важно определить авторитет старшеклассника, так как от стиля общения ученика зависит продуктивность его социализации.

список источников и литературы

1. Петрова, О. О. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / О. О. Петрова, Т. В. Ум-нова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224 с.

2. Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А. Г. Лидерс. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

3. Никитаева, М. В. Влияние инновационных проектов на социализацию школьников [Электронный ресурс] / М. В. Никитаева // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 6. - Режим доступа: http:// web.snauka.ru/issues/2011/10/3066 (дата обращения: 12.12.2014).

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

references

1. Petrova O. O., Umnova T. V. Vozrastnaya psi-khologiya. Konspekt lektsiy. Rostov-on-Don: Feniks, 2005. 224 p.

2. Liders A. G. Psikhologicheskiy trening s podro-stkami. Moscow: Akademiya, 2001. 256 p.

3. Nikitaeva M. V. Vliyanie innovatsionnykh pro-ektov na sotsializatsiyu shkolnikov. Sovremen-nye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2011, No. 6. Available at: http://web.snauka.ru/is-sues/2011/10/3066 (accessed: 12.12.2014).

4. Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika. Moscow: Akademiya, 2009. 224 p.

Виноградова Анна Владимировна, учитель Нахабинской гимназии № 4, аспирантка кафедры элементарной математики Московского педагогического государственного университета e-mail: anuscka78@mail.ru

Vinogradova Anna V., Teacher, Gymnasium №4, Nakhabino, Post-Graduate student, Elementary Mathematics Department, Moscow state Pedagogical university e-mail: anuscka78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.