Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах'

Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелева Юлия Николаевна

Исследуется проблема социально-психологической адаптации человека, связанная прежде всего с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном российском обществе. Под адаптацией имеется в виду не только взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие ученика, его самореализация. У многих школьников в современных условиях наблюдается развитие высокой тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной самооценкой, со сложностями в процессе обучения. Сельские школьники характеризуются преимущественно низким и средним уровнем адаптации, обусловленным неразвитыми коммуникативными способностями, трудностями двуязычия, неглубоким уровнем знаний по профилирующим предметам, недостаточным уровнем подготовки большинства учителей. Необходимо создание специальной системы управления адаптацией старшеклассников сельской школы, обучающихся в лицейских классах. Библиогр. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмелева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF SENIOR PUPILS OF VILLAGE SCHOOLS TO THE STUDY IN LYCEUM

This article is devoted to the problem of the social and psychological adaptation of a person. The problem of adaptation first of all is connected with those social, political and economical processes which take place in contemporary society of Russia. Speaking about adaptation, we mean not only correlation of personality with the wide spectrum external circumstances, but also the development of a pupil and his self-regulation. According to some scientific researches many schoolchildren in modern conditions have high level of anxiety. They feel lack of self-reliance, connected with inadequate self-appraisal and also have some difficulties with teaching. Analysis shows that village schoolchildren are characterized mainly by medium and low level of adaptation. It depends on: undeveloped communicative abilities, difficulties of bilingualism, low level of pupil's knowledge in profile subjects, low level of education of some teachers. Hence we can note that all factors, enumerated above, influence the processes of adaptation of village schoolchildren to the study in lyceum. It stipulates the necessity of creating the special system of adaptation for senior pupils of village school, who study in lyceum.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах»

ББК 88.834.023

Ю. Н. Шмелева

Лицей-интернат Астраханском государственном техническом университете Камызяк

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ЛИЦЕЙСКИХ КЛАССАХ1

Введение

В настоящее время система образования в России претерпевает значительные изменения, что вызвано перспективами построения в стране социального государства, сменой ориентиров общественного развития, необходимостью поворота образования в сторону потребностей личности. В Концепции модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Именно поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений является обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. Образование в современных условиях должно стать адаптационным, дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни в условиях обостренной конкурентной борьбы. Однако в условиях глубоких изменений, происходящих в обществе, нередко принимающих форму всеобщего политического, социального и культурного кризиса, человек часто испытывает чувство бессилия и беспомощности. Они вызваны впечатлением неуправляемости глобальных процессов, изменяющих его собственную жизнь. Неспособность найти себе место в жизни, реализовать себя может сопровождаться разрушением ценности жизни, проявляющимся в виде суицидальных попыток, форм саморазрушающего поведения и пр. В этой связи представляется актуальным решение ряда вопросов, связанных с проблемой социально-психологической адаптацией человека.

Проблема социально-психологической адаптации связана прежде всего с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном российском обществе. Изменения, происходящие в России, дали шанс на создание системы образования, в центре которой встала задача - расширить возможности компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути.

1 В статье использованы материалы исследований, проведенных на базе лицея-интерната при Астраханском государственном техническом университете (г. Камызяк).

Исследования свидетельствуют, что у многих школьников в современных условиях наблюдается развитие повышенной тревожности, чувство неуверенности в себе, связанные с неадекватной, неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в процессе обучения, в социально-психологической адаптации. В современных условиях образовательная политика Российской Федерации направлена на создание инновационных учебных заведений, традиционная школа изживает себя. На базе традиционной школы создаются лицейские классы. Обучение в таком классе предполагает работу по инновационным программам, высокие требования к уровню знаний учащихся. Особенно тяжело приходится сельским школьникам. Особенности функционирования сельской школы обусловлены некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. Сельская школа более городских привержена к сложившимся традициям, наблюдается некоторая стереотипность процесса обучения и воспитания. Тем не менее общество предъявляет одинаковые требования как к выпускникам городской, так и к выпускникам сельской школы. Все эти факторы накладывают отпечаток прежде всего на старшеклассников сельской школы. В ходе опроса старшеклассников сельских школ нами было выявлено, что они испытывают огромные затруднения в обучении в лицейских классах. Школьники отмечают, что не всегда могут усвоить материал, не всегда понимают, что хочет от них учитель, не хватает времени заниматься, т. к. нужно помогать родителям по хозяйству и др. В связи с вышеуказанными факторами встает вопрос о необходимости специальной адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах.

Проблема психолого-педагогического обеспечения адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах является малоизученной, что обусловило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить пути психолого-педагогического обеспечения адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике.

2. Создать и обосновать систему управления адаптацией старшеклассников сельских школ в лицейских классах.

Анализ состояние проблемы психолого-педагогической теории и практики

Прежде чем анализировать современное состояние проблемы, необходимо определить сущность и содержание понятия «адаптация».

Говоря об адаптации, мы имеем в виду не только функционирование, взаимосвязь личности с широким кругом внешних обстоятельств, но и развитие ученика, его самореализацию. Очевидно также, что адаптация должна рассматриваться в двух направлениях: адаптация личности к новой внешней среде и адаптация как становление на этой основе её новых

качеств. Нуждаются в уточнении определения, где под «адаптацией» понимается «активный процесс воспитания личности коллективом, процесс, в котором и личность, и коллектив играют активную роль» [1]. И. С. Кон (1976) понимал под адаптацией процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации [2].

Следует также сказать, что адаптация соотносима и с процессом социализации. На первый взгляд, эти понятия вообще трудно различимы, почти синонимичны [3]. Таким образом, адаптация - самый существенный, хотя и не единственный, фактор социализации. В лицейском классе адаптация связана с включением учащихся в новые условия жизни, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причём понятие «адаптация школьников» носит конкретный характер и означает в первую очередь именно приспособление личности, личностных свойств и качеств к конкретным условиям.

В сфере деятельности адаптация означает прежде всего усвоение новых видов учебной деятельности [1].

Адаптация к новым условиям образа жизни, учёбы, досуга, несомненно, связана с резким изменением социального положения личности, хотя и менее существенным, чем в случае приспособления к новым условиям труда. Исходя из важнейших сфер становления личности, основное содержание процесса адаптации учеников можно определить как: а) новое отношение к предметам; б) освоение новых учебных норм, оценок, способов и приёмов самостоятельной работы и других требований; в) обучение новым видам научной деятельности.

Таким образом, адаптация развивается в ходе социализации. А. В. Петровский в своей концепции социализации объясняет развитие личности закономерной сменой фаз: адаптации, индивидуализации и ин-териоризации [4].

Социальная психология предлагает свои подходы к определению сущности социальной адаптации. Условно их можно разделить на три направления: психоаналитический, гуманистический и когнитивный подходы. Первое направление связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды [5]. Взгляд Э. Эриксона на процесс социальной адаптации несколько иной. Ученый представляет процесс социальной адаптации следующей формулой: противоречие - тревога - защитные реакции - гармоничное равновесие или конфликт [6].

Второе направление сформулировано представителями гуманистической психологии [7]. Цель социальной адаптации, по их мнению, состоит в оптимальном взаимодействии личности и среды, причем оптимальное здесь понимается как динамичное.

Третьим направлением в исследовании социальной адаптации является когнитивный подход [8], согласно которому социальная адаптация представляет собой единство двух процессов: ассимиляции и аккомодации. Л. Г. Дикая [9] в своем исследовании рассматривает адаптацию как процесс и «открытую систему», для которой характерно состояние подвижного равновесия, сохраняющее постоянство структур лишь в процессе непрерывного обмена и движения всех компонентов системы. Это означает, что открытая система

может достигать состояния, которое не зависит от ее исходных условий. Следует подчеркнуть, что, с одной стороны, социальная адаптация оказывает влияние на развитие личности, а с другой - характер адаптационного процесса зависит от личностных качеств адаптантов [10].

В своем исследовании мы изучаем процесс социальной адаптации подростков (возраст детей от 11-12 до 15-16 лет), поэтому считаем необходимым отметить особенности обучения и развития в подростковом возрасте, играющие важную роль в процессе социальной адаптации.

Своеобразие жизни подросткового возраста характеризуется тем, что она общественно организована с большой точностью и определенностью: в школе подросток работает по точно установленному расписанию вполне определенных уроков и соблюдает столь же определенные правила дисциплины; даже организация его домашней жизни реализуется теми уроками, которые он обязан готовить по указанию школы. Развитие нервной системы в подростковом возрасте изучено пока очень слабо: по этому вопросу имеются лишь отдельные, спорные данные. Даже по вопросу, когда прекращается увеличение веса мозга, имеются разногласия, вплоть до того, что одни считают его заканчивающимся к началу школьного возраста, а другие считают, что оно продолжается чуть ли не до 40 лет. Вес мозга продолжает увеличиваться примерно до 16-20 лет, т. е. прекращается раньше приостановки увеличения общего веса тела. В учении подростка большую роль играют внимание и работоспособность. В подростковом возрасте устанавливается большая утомляемость. В усвоении учебного материала и в воспроизведении его («отвечание уроков») подростку очень помогают его большее умственное развитие, владение связной последовательной речью и большой опыт в усвоении. В общем, подросток, конечно, работоспособнее ученика младших классов, он может делать усилие продолжить работу. Поэтому подросток чаще младшего школьника работает при добавочном усилии в состоянии переутомления [11].

В подростковом возрасте влияние семьи становится все более и более слабым. Влияние школы, такое огромное в раннем школьном возрасте, в подростковом начинает постепенно становиться меньшим, уступая место более широким общественным влияниям [12].

На процесс социальной адаптации подростка большое влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Таким образом, можно заметить важность индивидуального подхода к подростку в процессе успешной социальной адаптации.

Раскрывая дальше проблему исследования, необходимо охарактеризовать сельского школьника. Анализ, предпринятый нами, показал, что сельские школьники характеризуются преимущественно низким и средним уровнем адаптации в социокультурном пространстве, что связано:

- с неразвитыми коммуникативными способностями;

- с трудностями двуязычия;

- с неглубоким уровнем знаний по профилирующим предметам;

- с недостаточным уровнем подготовки большинства учителей для предоставления учащимся качественных образовательных услуг;

- с низким уровнем эрудиции, инициативы.

Недостаточный уровень знаний учащихся сельских школ связан с условиями организации обучения в школах данного типа.

Исследователями выявлено, что выпускник сельской школы недостаточно подготовлен к обучению в вузе и испытывает трудности на адаптационном этапе.

Процесс экономических реформ в России сопровождался резкими и негативными явлениями в сельском образовании, усилением и без того большой разницы в уровнях обучения сельской и городской молодежи. Вместе с тем современная жизнь предъявляет к выпускникам сельских школ качественно иные требования - необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой социальной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера.

Сельская школа становится единственным интеллектуальнокультурным центром, и поэтому в прямой зависимости от деятельности образовательных учреждений находится решение многих вопросов на селе [13].

В настоящее время в сельских школах быстрыми темпами идет процесс модернизации как образования, так и структуры организации школьного обучения. Во многих сельских школах созданы лицейские классы.

Лицейские классы, как правило, создаются в районных центрах, в базовых школах. В этот класс поступают ученики из разных школ, находящихся в ближайшем окружении базовой школы. Отсюда возникает ряд проблем адаптации учеников.

Ученические группы создаются из подростков, пришедших из разных школьных коллективов, где каждый из них уже занимал свое определенное место в иерархии отношений, подростки имеют опыт межличностных отношений. Вследствие этого у них уже складывается определенный тип поведения. Кто-то был лидером и привык подчинять себе одноклассников и в новом коллективе пытается поставить себя на такое же место. Но таких «лидеров» в одной группе может оказаться несколько. Есть и другой тип подростков. В школе они были «ведомыми», «подчиненными». Их постоянно подавляли. Придя в новый коллектив, они решают попытаться завоевать новый социальный статус. Зачастую делается это за счет подавления еще более слабых. Налаживание новых взаимоотношений создает трудности адаптации подростков к новым условиям. Педагог помогает подростку войти во взрослую жизнь через развитие тех качеств личности, которые необходимы ему для жизни в изменяющемся социуме.

В сельских школах слабо реализуется личностно-ориентированный подход к обучению подростка, в работе учителя присутствует позиция «над», наблюдается стратегия подтягивания подростка к некоторым заранее известным стандартам, сообщение знаний в готовом виде [13].

Таким образом, можно отметить, что все перечисленные выше факторы напрямую влияют на процесс адаптации сельских школьников к обучению в лицейских классах. Существует немало проблем, причин, условий, так или иначе влияющих на процесс адаптации подростков сельских школ к обучению в лицейских классах, что обусловливает необходимость создания специальной системы управления адаптацией старшеклассников сельских школ, обучающихся в лицейских классах.

Система управления адаптацией старшеклассников сельских школ в лицейских классах

Прежде чем выстраивать систему управления адаптацией подростков сельских школ к обучению в лицейском классе, необходимо определить те параметры, направления, особенности и условия, которые влияют на процесс адаптации и должны быть учтены и подвергнуты специальному управлению.

Необходимо заметить, что лицейский класс должен способствовать не только развитию способностей личности, но и создавать условия для успешной адаптации учащихся.

Более всего подростков волнуют такие личностные проблемы, как неудовлетворенность собой, наличие недостатков и дурных привычек и невозможность избавиться от них, неуверенность в себе, неуравновешенность, возбудимость, тревожность и др. В связи с этим наиболее общими недостатками для большинства поступивших в лицейский класс являются постоянное «самокопание», растерянность, смущение, состояние тревожности, скованность, напряженность, одиночество. Это, в свою очередь, определяет наличие у подавляющего большинства подростков неадекватной самооценки.

Средство для самоутверждения подростков - найти свое отличие от других, получить оценку со стороны окружающих того качества, которое сам признает важным (способность к учебе и практическому делу, эрудированность, организаторские способности, жизнерадостность).

Период обучения в лицейском классе - период самой напряженной деятельности учащихся. В жизнь подростков интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Учащиеся получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности.

Под системой мы понимаем последовательные и целенаправленные педагогические воздействия, интегрирующие учебные и внеурочные занятия, разнообразную деятельность и общение подростков, влияние социальной и предметно-эстетической среды, направленные на достижение поставленной цели.

Создавая систему, мы исходили из самой личности, а точнее - из личностного образа «Я» каждого подростка, поскольку становление личности включает в себя и становление относительно устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления самого себя.

Началом работы по системе педагогической адаптации учащихся профессионального лицея является входная психолого-педагогическая диагностика подростков, поступающих в лицейский класс. Результаты «входной» диагностики позволяют выявить основные проблемы и помогают сделать прогноз. Через три месяца после начала учебы проводится исследование личности каждого подростка и межличностных отношений в группах (метод социометрии).

Личностный компонент является системообразующим в содержании личностно-образовательной педагогической адаптации учащихся в лицейском классе сельской школы. Это значит, что в основе системы лежит уг-

лубленное изучение личности подростка. Затем, на основе полученной характеристики, строится индивидуальная работа с учащимися в программе педагогической адаптации.

Анализ результатов входной психолого-педагогической диагностики подростков, поступивших в профессиональный лицей, дает возможность строить прогноз отношений каждого из них к учебе, самосовершенствованию.

На основании прогноза разрабатывается программа педагогической адаптации, выражающаяся в педагогической консультационно-направляющей поддержке.

Система педагогической адаптации в лицейском классе предполагает цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных личностно-ориентированных направлений педагогической деятельности по оказанию консультативнонаправляющей помощи учащимся в их педагогической адаптации в учебном учреждении и социализации.

Одной из центральных задач в аспекте педагогической адаптации подростков, обучающихся в лицейских классах, является задача формирования конкурентоспособной личности. Важнейшей задачей в создании условий управления адаптации учащихся становится повышение качества обучения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей [3].

Для успешной педагогической адаптации учащихся в учебной деятельности необходимо использовать активные формы обучения, например деловые игры, которые освобождают процесс учебы от «обязаловки». Не менее важным условием и способом управления адаптацией учащихся является их включенность и активное участие в жизни школы в многообразных ситуациях и деятельности (учебно-познавательной, воспитательнопсихокоррекционной, творческой (творческие коллективы художественной самодеятельности, театральные студии, национальный фольклор и др. творческие объединения), спортивно-оздоровительной (спортивные секции и клубы).

Заключение

Сложность и значимость периода, связанного с адаптацией, несомненны. Именно в этот период начинают формироваться те системы отношений с окружающими и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность обучения.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие детей в последующие годы, будет ли в период адаптации заложен интеллектуальный и социальный фундамент дальнейшего успешного обучения, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, психолога.

Система управления адаптацией подростков лицейских классов сельских школ должна предполагать адекватные способы развивать стремление учащегося к самоутверждению через постоянное самосовершенствование. Раскрывая подростку сильные и слабые стороны его лич-

ности, педагог создает условия и помогает ему опереться на собственные силы, раскрыть потенциальные возможности и дополнить их в тех случаях, когда учащийся сам объективно пока справиться не может. Постепенно такое взаимодействие действительно становится содружеством. Все это способствует успешной адаптации подростков.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Наука, 1977. - 240 с.

2. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

3. Андреев Г. А. Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 183 с.

4. Петровский А. В. Личность деятельность коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -254 с.

5. Фрейд З. Хрестоматия по истории психологии. - М.: Наука, 1980. - 184 с.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Просвещение, 1996. - 300 с.

7. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность. - СПб, 1985. - 425 с.

8. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ века) Т ексты / Под ред. П. Я. Г альперина, А. Н. Ждан. - М.: МГУ, 1986. - С. 232-293.

9. Дикая Л. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. - 1996. - №3. -С. 13-48.

10.МайросД. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.

12. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

13. Зайцев М. И. Проблемы сельской школы. - Казань: СКАМ, 1992. - 140 с.

Получено 11.09.2006

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF SENIOR PUPILS OF VILLAGE SCHOOLS TO THE STUDY IN LYCEUM

Yu. N. Shmeloyva

This article is devoted to the problem of the social and psychological adaptation of a person. The problem of adaptation first of all is connected with those social, political and economical processes which take place in contemporary society of Russia. Speaking about adaptation, we mean not only correlation of personality with the wide spectrum external circumstances, but also the development of a pupil and his self-regulation. According to some scientific researches many schoolchildren in modern conditions have high level of anxiety. They feel lack of self-reliance, connected with inadequate self-appraisal and

also have some difficulties with teaching. Analysis shows that village schoolchildren are characterized mainly by medium and low level of adaptation. It depends on: undeveloped communicative abilities, difficulties of bilingualism, low level of pupil’s knowledge in profile subjects, low level of education of some teachers. Hence we can note that all factors, enumerated above, influence the processes of adaptation of village schoolchildren to the study in lyceum. It stipulates the necessity of creating the special system of adaptation for senior pupils of village school, who study in lyceum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.