Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / РИСК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бессалова Е. О.

Статья посвящена проблеме психологической безопасности образовательной среды ВУЗа. Рассматриваются вопросы отношения учащихся к образовательной среде, удовлетворенности ее характеристиками и защищенности от психологического насилия. Было проведено исследование, выявляющее уровень психологической безопасности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бессалова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE IDENTITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Article is devoted to a problem of psychological safety of the educational environment of higher education institution. Questions of the relation of pupils to the educational environment, satisfaction with her characteristics and securities from psychological violence are considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

422 с.

3. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. - Минск.: Издательство «Народная Асвета» - 1969. - С. 239.

4. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2008. - С. 5-11.

УДК 159.9

Бессалова Е. О. студент 4 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена проблеме психологической безопасности образовательной среды ВУЗа. Рассматриваются вопросы отношения учащихся к образовательной среде, удовлетворенности ее характеристиками и защищенности от психологического насилия. Было проведено исследование, выявляющее уровень психологической безопасности студентов.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды, защищенность, риск,

психологическое насилие.

Bessalova E. O. student

4 course, faculty of psychology Crimean engineering and pedagogical university

Russia, Simferopol PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE IDENTITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTION

Annotation: article is devoted to a problem of psychological safety of the educational environment of higher education institution. Questions of the relation of pupils to the educational environment, satisfaction with her characteristics and securities from psychological violence are considered.

Keywords: educational environment, psychological safety of the educational environment, security, risk, psychological violence.

Актуальность. Человек в современном мире существенную часть своей жизни проводит в образовательной среде, поэтому проблема улучшения качества получаемого образования является приоритетной на сегодняшний

день. Ведь дальнейшая профессиональная деятельность напрямую зависит от того, как проходили учебные годы. И речь идет не только о полученных знаниях. Здесь и встает вопрос о психологической безопасности. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности человека от внешних и внутренних угроз.

Целью данной статьи является выявление особенностей психологической безопасности студентов в образовательной среде университета.

Объект исследования: студенты университета.

Предмет исследования: психологическая безопасность студентов.

Задачи данной статьи:

1 .Провести теоретический анализ литературы по данной теме

2.Эмпиричечки определить, на каком уровне находится психологическая безопасность студентов.

Данной проблемой занимались Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В. Н. Панферов, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, В.И. Панов и другие.

Психологическая безопасность соприкасается с представлениями «опасность», «угроза», «риск». Риск - это мера угрозы. Угроза - возможная опасность, а опасность - высшая степень угрозы. Угроза - это вероятность и опасность чего-либо плохого, а защищенность - это положение, при котором человеку ничто не грозит.

Психологическая защищенность, как состояние сохранности нервной системы, подразумевает сохранение определенного равновесия среди отрицательных влияний на человека окружающей его среды и его стабильностью, возможностью одолеть такие влияния собственными ресурсами либо с поддержкой защитных условий среды.

Под психологической безопасностью можно рассматривать такое состояние окружающей среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности функционирования и развития социальных субъектов. Она создает такие условия, в которых отсутствует необходимость защищаться и способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья.

Полноценное развитие человека возможно только тогда, когда удовлетворяется его потребность в безопасности, когда его энергетические ресурсы направлены не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

Чтобы сократить количество стрессовых ситуаций в ВУЗе необходимо предоставить эмоциональную защищенность при содействии соучастников образовательной сферы [2].

В образовательной среде формирование психологической безопасности может реализовываться как в организационной, так и в

профессиональной и личностной степени, потому как университет это образовательное учреждение, где осуществляется профессиональная работа, целью которой может выступать индивидуальное формирование всех соучастников образовательной среды.

Участники образовательной среды и сама образовательная среда имеют все шансы являться как субъектами (обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической защищенности, так и орудиями ее обеспечения [3].

Те, кто принимает участие в образовательном процессе и сама образовательная среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним -неустойчивость к психологическим влияниям со стороны других людей и условиям образовательной сферы, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками.

К важнейшим внутренним угрозам образовательной среды можно отнести: несоблюдение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, проблемы в общении ее соучастников и их отрицательное отношение к образовательной среде, к внешним - криминализация социальных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, общественной и экологической областях. Таким образом, психологическая защищенность, как состояние сохранности психики, подразумевает сохранение установленного баланса между отрицательными влияниями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, возможностью одолеть такие влияния собственными ресурсами либо с поддержкой защитных факторов среды [2].

Психологическая защищенность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой образец стабильного развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и значимость изучения психологической защищенности личности в образовательной сфере заключается в том, что учебное учреждение, включая в себя подрастающее поколение, способно создавать собственную локальную (частную) концепцию безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

И. А. Баева, выстраивая модель психологической культуры в общепсихологическом плане, выделяет в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных отношений и взаимосвязей. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также оно включает содержание отношений к другому человеку и самому себе [1].

В целях определения уровня психологической безопасности студентов

было проведено эмпирическое исследование, в котором использовалась модифицированная для студентов методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды». Исследование проводилось в Крымском инженерно-педагогическом университете города Симферополя, в котором приняли участие 60 человек.

Психологическая защищенность студентов определялась в 3 направлениях:

1. Отношение к образовательной среде университета.

2.Значимые характеристики образовательной среды университета и удовлетворенность ими.

3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Проведенное исследование показало такие результаты: у большинства

студентов преобладает позитивное отношение к образовательной среде (72 %), то есть большинство учащихся удовлетворено психологической безопасность ВУЗа и находится в состоянии спокойствия за свое эмоциональное состояние в образовательной среде, у 22 % - нейтральное отношение, и всего у 7% человек выявлено негативное отношение к образовательной среде, что может говорить о том, что их потребность в безопасности не удовлетворяется.

Во втором критерии для определения значимых характеристик были исследованы 11 наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:

1 .Взаимоотношения с педагогами

2.Взаимоотношения с однокурсниками

З.Эмоциональный комфорт

4.Возможность высказать свою точку зрения

5.Уважительное отношение к себе

6.Сохранение личного достоинства

7.Возможность обратиться за помощью

8.Возможность проявлять инициативу, активность

9.Учет личных проблем и затруднений

10.Внимание к просьбам и предложениям

11.Помощь в выборе собственного решения

Полученные данные исследования говорят о том, что у 11 % учащихся - уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды ниже среднего, а значит, их психологическая безопасность и защищенность от внешних неблагоприятных воздействий не удовлетворяется, что может повлечь за собой возникновение стрессовых ситуаций и нежелания к учебной и трудовой деятельности. У 32% человек отмечается средний уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, у 37% - высокий уровень и, соответственно, у 20 % человек очень высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды. Данные результаты говорят о том, что большинство студентов чувствуют себя защищено в образовательной среде университета, испытывают

эмоциональный комфорт и находятся в благоприятных отношениях с социальной средой.

3 часть методики позволяет получить данные об общем уровне защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается в следующих направлениях:

1. защищенность от унижений и оскорблений;

2. защищенность от угроз;

3. защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение к чему-либо);

4. защищенность от игнорирования (социальной изоляции);

5. защищенность от недоброжелательного отношения.

Анализ данных говорит о том, что уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействия низкий у 3 % человек, ниже среднего у 8 % человек, средний - у 28 %, высокий - у 38 %, очень высокий

- у 23 %.

Таким образом, исходя из анализа проведенной методики И.А Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды», можно сделать вывод о том, что психологическая безопасность личности студентов в основном находится на среднем и высоком уровне, что говорит о высокой защищенности психики студентов от внешней и внутренней угрозы, а также об удовлетворенности аспектами образовательной среды.

Использованные источники:

1. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - С. 271.

2. Михалычев Е.А., Кравченко В.Ф., С.А.Сафронов Анализ процесса обучения в условиях оптимальной педагогической среды// Школа, 2001, №2/

- С.13-15

3. Пальцев М.А. Образование и здоровье студентов // Высшее образование сегодня. 2002. №11. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.