Проблема психологической безопасности в образовании The problem of psychological safety in education
Заочинский Михаил Сергеевич,
студент 1 курса магистратуры САФУ имени Ломоносова РФ, г. Архангельск e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru
Zaochinsky Mikhail Sergeevich,
1st year graduate student NArFU named after Lomonosov Russia, Arkhangelsk e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru
Аннотация.
В статье проводится анализ проблем, которые являются характерными в изучении чувства психологической безопасности при нахождении в образовательном учреждении. В статье проведен анализ понятий «психологическая безопасность» и «образовательная среда» с психологической и педагогической точки зрения. Прописаны школьные системы, в которые включен человек. Перечислены показатели и принципы психологической безопасности. Выделены основные положения концепции психологической безопасности в образовательной среде. Рассмотрены основные группы базовых потребностей человека и зоны личного пространства.
Annotation.
The article analyzes the problems that are characteristic in the study of the feeling of psychological security while in an educational institution. The article analyzes the concepts of "psychological safety" and "educational environment" from a psychological and pedagogical point of view. The school systems in which the person is included are spelled out. Indicators and principles of psychological safety are listed. The main provisions of the concept of psychological safety in the educational environment are highlighted. The main groups of basic human needs and areas of personal space are considered.
Ключевые слова: психологическая среда, образовательная среда, образовательное учреждение, школа, учащиеся, личное пространство, чувство безопасности, образование, психическое здоровье, школьные системы, принципы психологической безопасности.
Key words: psychological environment, educational environment, educational institution, school, students, personal space, sense of security, education, mental health, school systems, principles of psychological safety.
Ежедневно, в образовательные учреждения заходят десятки тысяч людей. Именно в учебных заведениях они проводят много времени и от качества этого времени зависит состояние личности, как внешнее, так и внутреннее. Проблема обеспечения психологической безопасности в образовании является актуальной и не остается незамеченной. Ведь родители, отдавая ребенка в школы надеются на то, что ему там будет комфортно и спокойно. Учителя, руководство и другие работники школы хотят приходить на работу и также чувствовать себя психологически защищенными. Теперь не только у младших школьников, переходящих в среднее звено, появляется тревожность, но и у других учащихся также. Проанализировав результаты исследований школьников, можно говорить о том, что вторым по актуальности является проблема страха выступлений перед публикой.
Актуальным вопросом при развитии личности человека является проблема психологической безопасности. И именно образовательная среда служит той сферой развития, в которой происходит разработка и внедрение разных диагностик психики. Ирина Баева занималась изучением и раскрытием данной проблемы в своих исследованиях. Около 85 публикаций посвящены данному вопросу.
Для начала необходимо разобрать несколько ключевых понятий. И первое из них - психологическая безопасность. И.Баева под психологической безопасностью понимает такое состояние среды образования, которое является свободным от различного рода психологического насилия, которое способствует
удовлетворению потребностей личности и характеризуется доверительным общением при создании среды, обеспечивающей здоровое психическое состояние. Г.В. Грачев считается, что психологическая безопасность понимается как состояние защищенности психики во время воздействия факторов информации, которые препятствуют функционированию социального поведения человека и способствуют адекватному построению отношений человека по отношению как к миру, так и к самому себе. После проведенного анализа данного понятия можно сделать вывод о том, что они построены по - разному, но есть один общий элемент. И этот элемент заключается в том, что идет рассмотрение среды без насилий и без нарушения психического здоровья человека.
Вторым ключевым понятие является термин образовательной среды. В. Слободчиков считает, что образовательная среда считается динамическое образование, которое является продуктов взаимодействия пространства образования, местом образования и действиями самого ученика. В. Рубцов пишет о том, что под образовательной средой понимается форма коммуникативных взаимодействий, создающей особые связи как между учителями и учащимися, так и между самими учениками. Изучив данные определения, можно говорить о том, что моделирование среды образования является той системой возможностей, которая отвечает за потребности развития личности.
Важной частью среды жизни человека является образовательная среда. Ведь образовательные учреждения служат социальные институтом общества, который отвечает за важность изучения психологической безопасности. Такие учебные заведения, как техникумы, школы, университеты и училища включают в свою систему взрослых, семью и подрастающее поколения и способны через свои процессы оказывать функции образования и обучения. Обеспечение психологической безопасность поможет сократить случаи появления стрессовых ситуаций во время взаимодействия всех участников. Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие посвятили данной проблеме большое количество публикаций и исследований.
В наше время все чаще проводятся исследования качества жизни людей, при помощи которых выделяют представления людей о хорошем для них в совершенно разных аспектах - хорошая работа, хорошая зарплата, хорошая семья, хорошее образование. И среди данных аспектов также выделяется проблема «хорошей школы», когда молодые учителя на подсознательном уровне ищут для себя хорошую школу, а родители стремятся отдать первоклассников в хорошие школы. И для каждого, это «хорошо» определяется совершенно по - разному.
Сергей Волков, главный редактор газеты «Литература», взял серию интервью у директоров сильных школ. Эти беседы были опубликованы на сайте журнала и среди всех вопросов, был вопрос и о том, что для них «хорошая школа».
М.Я. Шиейдер, директор Московской гимназии №45, говорит о том, что: «Хорошая школа должна удовлетворять потребности социума. Никто не вправе за ребенка решать то, кем он должен стать. Наша задача заключается в предположении о его будущем и на основании этого, мы предлагаем определенный набор образовательных услуг. Нам нужно создавать те условия, которые будут благоприятным образом сказываться на формировании его навыков, отношении к социуму и уровне толерантности».
Н.А. Курдина, директор Пермской «МОУ СОШ №9 им. А.С. Пушкина», считает, что: «Хорошая школа поможет ребенку в поиске своего Я и своего образа. Я счастлива за тех детей, которые имеют возможность каждый день посещать такую хорошую школы, счастлива и за их родителей, которым не нужно каждый день «гасить школьные пожары», они могут спокойно, без суеты думать об образовании ребенка. Я счастлива за преподавателей, которые не расплескивают себя в суете решения миллионов проблем и за город, где есть такая школа».
М.А. Стеблина, директор средней школы №18 в городе Сургут, говорит о том, что: «Хорошая школа является той школой, где никого не сковывает страх, куда хочется идти, где можно быть самим собой. Это то место, где в приоритете стоит уважение к человеку, где человек имеет право на ошибку, а главные принципы -здравый смысл, целесообразность».
Большая часть опрошенных считает, что хорошая школа решает вопросы в системе «человек - человек» и стабильно обладает безопасность, где нет места буллингу, оскорблениям, насилию и унижениям. Логично говорить о том, что эффективность образовательного процесса зависит от показателя психологической безопасности образования. И этому можно найти множество подтверждений, в безопасных школах. Очень долго в образовании было изначально заложено насилие и унижение, где тебя заставляют, вынуждают и ты подчиняешься. Английские колледжи до 20 века продолжали использовать систему физического и психологического наказания учащихся.
Социально - педагогическая виктимизация личности является важным понятием в отношении психологической безопасности. Под виктимизацией понимается процесс превращения человека в жертву на уровне бессознательном. При наличии насилии в жизни ребенка могут вырасти хорошие люди, только они на всю жизнь переместятся на роль жертвы. Он на бессознательном уровне будет транслировать другим то, что они могут делать его жертвой - обманывать, унижать.
Выделяют следующие школьные системы, которые способствуют виктимизации личности человека:
1. Формальная - это те правила и нормы образовательные учреждения, при несоблюдении которых человека могут отвергнуть, куда он может не списаться. И те люди, кто не списываются в них, получают плохие оценки и становятся отверженными.
2. Полуформальная, определяющая престиж и рейтинг человека среди других учеников. Несет неформальные принципы - человек не выбирает учебный класс, расписание, но участвует в формальной системе отношений с педагогами и учащимися. Якоб Морено при разработке метода социометрии, говори о том, что статус для человека понимается по - разному. Для кого то - это количество денег в кошельке, и чем больше денег - тем выше статус. Но в школе, социальный кошелек несет большую ценность, куда относятся положительные отношения и статус.
3. Неформальная, включающая дружеские взаимоотношения и подсистемы, ведь именно они определяют престиж и положение человека. Важно отметить тот факт, что процесс виктимизации затрагивает не только учащихся, но и педагогов.
Уже изначально в процессе образования активно применялась система поощрения и наказания, а проблема психологической безопасности не появилась неожиданно. В основу данной системы заложено виктимное мировоззрение ее участников. По своей природе человек живое существо, которое априори взаимодействует с другими людьми. Э. Фромм говорил о том, что для выживания и защиты от врагов, человеку по своей природе необходимо объединяться с другими. Может быть такое, что человек одинок физически, но мысленно он объединен с некими идеями и ценностями, что дает ему ощущение принадлежности. Возможен и обратный сценарий, когда человек всегда находится среди других людей, но его гложет чувство одиночества и изолированности.
Абрахам Маслоу, американский психолог, считал, что потребность в безопасности находится в основе иных потребностей человека. И без удовлетворения этой потребности, человек не может взаимодействовать, общаться, совершать творческие акты, строить отношения, самореализовываться. И в том случае, если данная потребность неудовлетворена, то у человека повышается уровень тревожности, проявляется неадекватные социальные реакции. Маслоу выделил следующие основные потребности людей:
1. Физические потребности (удовлетворение потребности в пище, воде, одежде и иных материальных ценностях, без которых невозможно существовать).
2. Потребность в зависимости, любви, привязанности и межличностных связях.
3. Потребность в реализации своего потенциала, в самореализации и самоактуализации.
4. Потребность в безопасности и защите от угроз. От всего, что может поставить под угрозу здоровье и жизнь, стабильность доходов, защищенность жилья, уверенность в своем будущем.
5. Потребность в самоуважении, компетентности, уверенности в себе, независимости и свободе. Для человека важна оценка себя со стороны других людей - престиж, принятие, внимание, подтверждение статуса и мастерства.
Именно от данных групп потребностей зависит поведение человека, его поступки и мотивы. В разные периоды времени и условиях, определенная группа выходит на первое место и определяет поведение человека. Поэтому происходит перестраивание мотивационной сферы, например, отсутствие пище определяет поведение человека при ее отсутствии.
При стабильных условиях жизни потребность человека в безопасности удовлетворена в минимальной степени, и она практически не проявляется. Бывают такие моменты, когда данная потребность становится ведущей и определяет мотивацию поступков человека. Ряд исследователей считают, что она выходит на первое место в случаях природных катастроф, стихийных бедствий и преступных посягательств.
В том случае, если родитель постоянно носит над ребенком зонтик безопасности, он будет не подготовлен к реальной жизни и реальным опасностям. В какой-то момент своей жизни человек сам должен почувствовать опасность и страх и именно при помощи этого опыта, он удовлетворит свою потребность в безопасности и поймет ее границы. Выделяют следующие принципы воспитания детей, которые помогут им стать уверенными, сильными и устойчивыми: позволить самостоятельно получить навык решения проблем; сформировать самооценку; помочь учиться на ошибках; сформировать оптимистическую модель общения; обучить самоконтролю; научить бороться с трудностями, но не убегать от них; сформировать навык общения; обучить понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей; придать оптимистическую модель общения; научить понимать свои сильные и слабые качества.
В большинстве случаев при взаимодействии с другими людьми, люди применяют методы манипуляций в том случае, когда хотят добиться желаемого от другого человека. Под манипуляцией понимается скрытое психологическое воздействие на другого человека во время общения с целью добиться от него выгодного поведения. Важное слово в данном определении - скрытое, ведь внешний смысл сказанного часто является невинным, без ущемления потребностей другого, но внутренний смысл несет то, чего хочется добиться человек. Принято выделять следующие виды манипуляций:
1. Прагматическая, когда воздействие несет определенную цель (получение подарка, взятие денег в долг, заключение контракта).
2. Гедонистическая, целью которой является самоутверждение. Человек получает удовольствие от процесса манипулирования и различные эмоциональные реакции человека (испуг, слезы, неловкость) повышают самооценку манипулятора. Такому человека отлично известны все слабые места жертвы, и он оттачивает свое мастерство.
3. Встречная, в случае которой, манипуляция становится защитной реакцией против агрессии.
Манипуляторами становятся те люди, у которых появляется желание обрести контроль и власть. В
большинстве случаев, данная модель поведения идет из детства и человек может либо сознательно, либо несознательно проводить манипуляции.
М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяет такие показатели психологической безопасности:
1. Низкий уровень психологического и физического насилия.
2. Позитивное, радостное отношение человека к основным параметрам образовательной среды.
3. Большая удовлетворенность образовательной средой.
4. Преобладание диалогической формы общения, наличие обратной связи.
5. Преобладание гуманистической направленности, где человек является основной ценностью.
Под концепцией психологической безопасности образования понимается система взглядов при обеспечении безопасности участников от угрозы психическому здоровью. Существуют следующие положения концепции психологической безопасности образовательной среды
1. Образование как отрасль человекопроизводства. Под этим понимается то, что учебное учреждение производит сложный продукт - личность человека, которая будет способа проводить самоактуализацию. И этой отрасли необходимо создавать такие условия, технологии и методики, которые несут минимум вреда процессу формирования личности.
2. Угроза психологической безопасности, когда главной опасностью является получение травмы психики и, как следствие, нанесение ущерба при развитии и формировании личности человека.
3. Образовательная среда как часть образовательного пространства, имеющую территориальную обозначенность и иные характеристики, удовлетворяющие потребности в развитии, социализации.
И.А. Баева выделяет показатели психологической безопасности образовательной среде:
1. Референтная значимость образовательного процесса, так как среда образования помогает человеку сформировать социальные норм и ценности.
2. Удовлетворение потребности в общении и взаимодействии с другими людьми.
3. Защита от психологического насилия, когда личности необходимо отстаивать собственные интересы.
У насилия есть множество форм и одна из них - это психологическое насилие. При взаимоотношениях
взрослого и ребенка манипулирование проявляется в игнорировании прав, свобод и достоинств ребенка. Такое отношение разрушает привязанность между детьми и взрослыми, приводит к деформации личность, а также вносит пробелы в интеллектуальное, волевое, коммуникативное, поведенческое и эмоциональное развитие. Наличие хотя бы одного из перечисленных критериев сказывается на всем развитии человека и снижает продуктивность деятельности.
Субъектами, создающими психологическую безопасность, могут быть семья, педагоги школы и других образовательных учреждений, преподаватели в центрах дополнительного образования. При общении с педагогами и близкими, ребенок формирует собственные ценности, взгляды, установки и выстраивает собственную систему взаимоотношений. Так, важно использовать те методы, которые будут способствовать выстраиванию уважительного отношения к другим.
При формировании психологически безопасной образовательной среды необходимо опираться не следующие принципы:
1. Принцип опоры на образование развивающего плана, главной целью которого является качественное развитие личности, развитие интеллектуальной, духовной, физической и социальной сфер жизни.
2. Принцип психологической защиты каждого участника образовательного процесса.
3. Принцип формирования психологической и социальной умелости. Нужно проводить такие тренинги и программы, который будут обучать безопасным взаимоотношениям.
Пространственные отношения человека и ощущение психологической безопасности принято считать феноменами, связанными друг с другом. Человек, у которого есть свое персональное пространство, чувствует себя более уверенным и защищенным. Выделяют следующие зоны личного пространства:
1. Интимная зона, зона которого находится в пределах 15 - 45 см, то есть меньше вытянутой руки. В эту зону допускаются близкие, друзья и родные. В том случае, если кто-то посягает на эту зону, то человек становится тревожным и обеспокоенным.
2. Персональная зона, составляющая 50 см - 1,5 м. Она рассчитана на контакты со знакомыми людьми - приятелями, партнерами, однокурсниками, коллегами. Допустимо общение на темы работы и личной жизни.
3. Социальная зона, определяющая 1,5 - 4 м. Подходит для общения с незнакомыми людьми и дарит чувство психологической и моральной защищенности. Нарушать эту зону нельзя, так как у человека может быть совершенно разная реакция.
4. Публичная зона, составляющая более 4 м. Она необходима для общения с аудиторией людей и подходит для проведения совещаний, лекций, тренингов и семинаров.
Персональное пространство для каждого человека свое и несет определенный смысл для каждого индивидуально. Границы этого пространства каждый защищает по - своему, кто-то психологическими, кто-то физическими способами. Нарушение этих границ приводит к стрессу, на которые возможны различные физические реакции.
А.А. Остапенко выделяет такие признаки предметной среды образовательного учреждения, которые способствуют психологическому неблагополучию:
1. Кабинетная система обучения, ведь если человек много перемещается по школе в поисках нужного кабинета, то он чувствует себя отчужденно. В том случае, если данные территории будут обжиты и приведены в порядок, учащимся будет намного легче доверять этим местам.
2. Присутствие бесхозных территорий, к которым относятся туалеты, учебные аудитории, умывальники и коридоры, где учащиеся чувствуют себя отчужденно и ненужно
3. Параллельное соседство, когда близкое расположение классов - параллелей приводит к конкурентности и снижению уровня отношений между классами.
Таким образом, можно сказать о том, что психологическая безопасность является важным аспектом сохранения психического здоровья участников образовательного процесса. Неотделимыми пунктами являются психологическая безопасность личности человека и срезы, вместе они составляют устойчивую модель развития и взаимодействия человека с внешней средой.
Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способно строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с.
2. Аванесова Н.М.//Развитие личности в образовательных системах южно рос. Региона.У11 годич.собр. Юж.отд. РАО. Адыгейск.гос.ун-т, 2000.-с.54
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Санкт-Петербург, Союз, 2002.-с.137
4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001.
5. Чиркина С.Е., Ахмеров Р.А. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды. Казань, Бриг, 2015.-с.136