Научная статья на тему 'ЗАЩИЩЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ЗАЩИЩЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РИСКИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросянц Виолетта Рубеновна, Худякова Татьяна Леонидовна, Гридяева Людмила Николаевна, Клепач Юлия Владимировна

Проблема исследования заключается в установлении факта влияния обучения студентов в ВУЗе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на субъективную оценку состояния их защищенности от психологического насилия и рисков их психологической безопасности в образовательной среде. В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является диагностика состояния психологической защищенности студентов в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Респондентами выступили 583 студента высших учебных заведений, разных направлений и профилей подготовки. В исследовании использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой (модифицированный вариант для высшего образования) и анкета экспресс-диагностики рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды в условиях внедрения цифровых образовательных технологий, разработанная научным коллективом под руководством Т.Л. Худяковой. По результатам исследования получены данные о психологических аспектах защищенности студентов от психологического насилия и рисков в образовательной среде. Осуществлен сравнительный анализ субъективной оценки студентами степени выраженности различных категорий риска их защищенности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Полученные результаты могут являться основанием для разработки программы сопровождения и профилактики нарушения психологической безопасности студентов в образовательной среде, в том числе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петросянц Виолетта Рубеновна, Худякова Татьяна Леонидовна, Гридяева Людмила Николаевна, Клепач Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY IN THE STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Тhe problem of the study is to establish the fact of the influence of students' education at the university in the context of the introduction of digital educational technologies on the subjective assessment of their protection from psychological violence and the risks of their psychological safety in the educational environment. The paper presents the results of an empirical study aimed at diagnosing the state of psychological security of students in the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies. The respondents were 583 students of higher educational institutions, different areas and profiles of training. The study used the methods of "Psychological safety of the educational environment of the school" by I.A. Baeva (modified version for higher education) and a questionnaire for express diagnostics of risks and threats to the psychological safety of the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies developed by a research team led by T.L. Khudyakova. According to the results of the study, data on the psychological aspects of students' protection from psychological violence and risks in the educational environment were obtained. A comparative analysis of the subjective assessment by students of the degree of severity of various risk categories of their security in the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies is carried out. The results obtained can be the basis for the development of a program for the maintenance and prevention of violations of the psychological safety of students in the educational environment, including in the context of the introduction of digital educational technologies.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИЩЕННОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Защищенность в структуре психологической безопасности студентов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий

Петросянц Виолетта Рубеновна

Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде, Воронежский государственный педагогический университет Российская Федерация, Воронеж

Худякова Татьяна Леонидовна

Заведующий кафедрой практической психологии, доцент кафедры практической психологии, руководитель лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде, Воронежский государственный педагогический университет Российская Федерация, Нижний Новгород

Гридяева Людмила Николаевна

Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде, Воронежский государственный педагогический университет Российская Федерация, Воронеж

Клепач Юлия Владимировна

Доцент кафедры практической психологии, старший научный сотрудник лаборатории психологической безопасности личности в образовательной среде, Воронежский государственный педагогический университет Российская Федерация, Воронеж

Аннотация

Проблема исследования заключается в установлении факта влияния обучения студентов в ВУЗе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на субъективную оценку состояния их защищенности от психологического насилия и рисков их психологической безопасности в образовательной среде. В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является диагностика состояния психологической защищенности студентов в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Респондентами выступили 583 студента высших учебных заведений, разных направлений и профилей подготовки. В исследовании использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой (модифицированный вариант для высшего образования) и анкета экспресс-диагностики рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды в условиях внедрения цифровых образовательных технологий, разработанная научным коллективом под руководством Т.Л. Худяковой. По результатам исследования получены данные о психологических аспектах защищенности студентов от психологического насилия и рисков в образовательной среде. Осуществлен сравнительный анализ субъективной оценки студентами степени выраженности различных категорий риска их защищенности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Полученные результаты могут являться основанием для разработки программы сопровождения и профилактики нарушения психологической безопасности студентов в образовательной среде, в том числе в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

Ключевые слова: психологическая безопасность, защищенность, образовательная среда, риски, цифровые образовательные технологии, студенты

Источник финансирования:

Публикация выполнена в рамках государственного задания Минпросвещения на выполнение прикладной НИР №073-03-2021-045/3 от 21.07.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Петросянц В. Р. , Худякова Т. Л. , Гридяева Л. Н. , Клепач Ю. В. Защищенность в структуре психологической безопасности студентов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий // Человек и образование URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018669-0-1 (дата обращения: 17.02.2022).

1 Введение. Проблема исследования защищенности в структуре психологической безопасности студентов в условиях внедрения цифровых образовательных технологий определяется противоречием между значимостью условий, в которых осуществляется психическое развитие и формирование личности студентов, и недостаточностью данных о психологической безопасности личности студентов в современных условиях, предусматривающих активную реализацию цифровых образовательных технологий.

2 С 01 января 2017 года в Российской Федерации вступили в силу поправки Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», определив некоторые изменения в правовых нормах в сфере образования, в вопросах, связанных с обеспечением психологической безопасности в образовательной организации. В связи с этим сегодня перед всеми образовательными организациями поставлена задача приведения своей деятельности в соответствие с требованиями, установленными и закрепленными в изменениях Федерального закона.

3 В настоящее время проведено достаточное количество исследований по изучению психологической безопасности образовательной среды. Однако не изучено состояние психологической безопасности образовательной среды включенных в нее участников в условиях внедрения цифровых образовательных технологий. Недостаточно раскрыты аспекты информационно-психологической безопасности личности, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий.

4 Методологическая основа исследования:

• теория активности субъекта во взаимоотношении человека с окружающей действительностью (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский);

• концепции и идеи гуманизации образования (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко);

• личностно ориентированный подход к развитию, обучению и воспитанию (Б.Г. Ананьев, Л.А. Регуш, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.);

• представления о психологической безопасности в образовательной среде (И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова и др.);

• современные теоретические подходы и эмпирические исследования информационно-психологической безопасности личности (Г.В. Грачев, Г.У Солдатова, Е.А. Рассказова);

• теоретические положения о психологическом сопровождении образовательной среды и участников образовательного процесса (И.А. Баева, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, О.Ю. Зотова, Ю.П. Зинченко, А.П. Овчарова, В.В. Рубцов и др.).

5 Методы и методики. Цель нашего исследования: изучить защищенность студентов в структуре их психологической безопасности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

6 В исследовании ставилась задача исследовать субъективную оценку состояния защищенности студентов от психологического насилия и рисков их психологической безопасности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

7 В исследовании приняли участие студенты региональных вузов разных направлений и профилей подготовки в количестве 583 человек. Из них девушек 516 человек, юношей 67 человек. Средний возраст выборки составил 20,21±4,08 лет. Студентов очной формы обучения - 426 человек, заочной - 157 человек.

8 В качестве методики был использован опросник «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой [1], модифицированный под условия обучения в высшей школе и позволяющий оценить защищенность студентов от психологического насилия во взаимодействии с другими.

9 Также была применена разработанная научным коллективом (Т.Л. Худякова, Л.Н. Гридяева, Ю.В. Клепач, В.Р. Петросянц) анкета экспресс-диагностики рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды в субъективной репрезентации студентов. Теоретическую и методическую основу разработанной анкеты составили работы И.А. Баевой, Г.У. Солдатовой, Е.И. Рассказовой, Е.Ю. Зотовой и др. [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].

10 Анкета направлена на оценку трех параметров (критериев) психологической безопасности образовательной среды в субъективной репрезентации включенных в нее участников в условиях внедрения цифровых образовательных технологий:

1. отношение к образовательной среде школы (референтность образовательной среды);

2. значимые характеристики образовательной среды и удовлетворенность ими;

3. защищенность от рисков (контентных/технических, коммуникационных/социальных, личностных/психологических, в области здоровья) в образовательной среде.

11 С целью статистической обработки эмпирических данных применялись методы дескриптивной статистики и критерий углового преобразования Фишера. Статистическая обработка данных проводилась в программе IBM SPSS SSTATISTICS v.23.

12 Результаты и их обсуждение. Результаты изучения уровня защищенности студентов от психологического насилия студентов по методике И.А. Баевой представлены в рисунке 1.

13

14 Рис. 1. Уровень защищенности студентов от психологического насилия в системе отношений с другими субъектами образовательного процесса (в %)

15 Согласно представленным в рисунке 1 данным, студенты отмечают свою высокую защищенность от психологического насилия во взаимодействии (публичного унижения и

оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против их желания, игнорирования и недоброжелательного отношения) со стороны других субъектов образовательной среды в той образовательной среде, включенными участниками которой они являются.

16 С целью установления статистической достоверности различий в уровне защищенности в системе отношений с разными субъектами образовательной среды был применен критерий углового преобразования Фишера.

17 Установлено, что студенты чувствуют себя существенно более безопасно и защищенно в системе отношений с другими студентами, чем с преподавателями (ф=2,793, р<0,01) и администрацией ВУЗа (ф=2,869, р<0,01). Полученные данные свидетельствуют о том, что субъективно студенты чувствуют себя более комфортно в ситуации взаимодействия с такими же студентами, как и они сами. В ситуации необходимости взаимодействия с преподавателями и представителями администрации ВУЗа степень комфортности общения и взаимодействия существенно снижается и студенты отмечают свою незащищенность в указанных областях отношений. Дифференцированная оценка параметров защищенности студентов от психологического насилия во взаимодействии дана в таблице 1.

18 Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается нами, вслед за И.А. Баевой, по следующим структурным компонентам:

• защищенность от унижения/оскорбления,

• защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение),

• защищенность от игнорирования (социальной изоляции),

• защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).

19 Таблица 1

20 Защищенность студентов от психологического насилия (по компонентам)

21

-__

Защищенность хЩ'Ф (Балльй Уровень защищенности.]^)

ШЕКИЙ ниже среднего средний выссгая высокий

От уккж-гни? 4,22±1,05 5,5 22 3>4 »6,4 47,4

От униоеш*/о<$§Ьрб11м«й ([ДОЮЛЗйЧТбтЗ

Отунвкдтия /оасорбпентя

От Ш(«уЗВД 1Я (ст-удшпъ:) 4,21±0,96 4,04*0,92 3,9 2,4 14,4 37.7 41,5

От гфИ5ул^п1:тя ([(иподвпетО ЭНЩЙ§04

ОТ [фкмуждеиин £щдаимефация)

ОТ кгасдаФБ&лм (студен-Пч) 4,04±0,96 12,2 39.3 40,0

ОТ ИТПМ>ИрГ)ЕМК1 (пр-гпйлякателн) 4чСМ-±1,01

От [ГГНО^ОВЙНга (адигаит ация) 4,00±] ,06

От нндоЁрото отношения (студешь:) 4,]4±1,0? 4,07*0,96 3,4 9,1 42,7 40,5

ОТ Н<?СОбрСГФ ОТНОШЕНИЯ ^преподаЕ1тегог) 4,03±],0Д

От недоброго отношения 4,04*1.03

22 Анализ данных таблицы 1 показывает, что уровень защищенности студентов от

унижения/оскорбления и принуждения делать что-либо против их желания со стороны других студентов наиболее высокий в сравнении с другими компонентами защищенности.

23 Уровень защищенности по всем остальным структурным компонентам защищенности, независимо от специфики субъекта отношений, у студентов проявлен высоко.

24 Дифференцированная оценка степени выраженности среднего значения защищенности по укрупненным компонентам с позиции вовлеченных в отношения субъектов не показала существенных различий. Студенты демонстрируют высокий уровень защищенности от психологического насилия по всем рассматриваемым компонентам защищенности, в усредненных значениях по всем субъектам отношений (студентам, преподавателям и администрации ВУЗа).

25 Полученные среднестатистические данные подтверждаются также и значениями процентного соотношения уровней защищенности по ее структурным компонентам. Из таблицы видно, что доминирующая выраженность защищенности фиксируется в отношении высокого и очень высокого уровней. В то же время установлен ряд статистически достоверных различий в процентных долях по каждому компоненту защищенности. Уровень защищенности студентов от унижений и оскорблений выше, чем от принуждения делать что-либо против их желания (ф=2,043, р<0,05) и игнорирования (ф=1,679, р<0,05). Аналогичная тенденция обнаруживается и в отношении защищенности студентов от недоброжелательного отношения, уровень защищенности от которого существенно выше, чем от принуждения делать что-либо против их желания (ф=1,727, р<0,05).

26 Согласно полученным данным, наибольший риск в системе отношений с другими вовлеченными в образовательный процесс субъектами студенты видят в том, что их заставят делать что-либо против желания (принуждение). Вероятность этого риска возрастает от ситуации взаимодействия с другими студентами к взаимодействию с преподавателями и администрацией ВУЗа.

27 Результаты опроса студентов по анкете экспресс-диагностики рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды позволили установить субъективные представления студентов о рисках и угрозах их психологической безопасности в образовательной среде в условиях внедрения цифровых образовательных технологий (таблица 2).

28 Таблица 2

29 Защищенность студентов от рисков образовательной среды в условиях внедрения цифровых технологий образования (по компонентам)

30

Уровень зпцшцденнолв

Защищенность 'рк(Т ^¡¡бЯШЫ) Ш1ЭКТЙ ниже Сре.ТНСТУ! средшсй ЕЫНЖНЙ О'НГТТЬ

От Ьлпнтен1ног1> 6.6 7.5 2У.-2 зз.з

/кхкечйсхнго риска

От Юэимун 1 [ га! щс к к 1.4- а Асоциальном риска з.ати.об 5,0 5.5 18,9

От ЛИЧНЙСТЯЙ1Ю /пи[хо*омчесвого риска Э.6811.19 7.3 10,5 ¡».3 27,7 26.2

От риска в ийшьк-еи адориы:^ 3,42*1.34 16.6 1X1 Л4

31 В соответствии с проведенным исследованием рисков образовательной среды в

условиях внедрения цифровых образовательных технологий было установлено, что как все оцениваемые студентами группы рисков, так и интегральная оценка риска выражены на

высоком уровне. Очень высокий и высокий уровни защищенности от рисков в образовательной среде сохраняют свои ведущие позиции.

32 В то же время статистическая оценка достоверности различий в соотношении процентных долей высокого и очень высокого уровней защищенности от риска позволила установить ряд различий. Уровень защищенности от коммуникативного/социального риска у студентов значимо выше, чем от контентного (ф=2,840, р<0,01), личностного (ф=2,335, р<0,01) рисков и рисков в области здоровья (ф=5,801, р<0,01). Существенно более защищенно студенты ощущают себя в условиях внедрения в образовательную среду цифровых технологий от контентных рисков (ф=2,961, р<0,01) и личностных рисков (ф=3,466, р<0,01) в сравнении с рисками в области здоровья.

33 Таким образом, по результатам изучения рисков образовательной среды в условиях внедрения цифровых образовательных технологий было установлено, что наибольшую напряженность у студентов вызывают риски, связанные с возможностью сохранения как их физического, так и их психологического здоровья.

34 Заключение. Обобщая полученные в исследовании результаты, можно сделать следующие выводы:

• студенты продемонстрировали высокий уровень защищенности от психологического насилия в системе отношений с другими студентами, преподавателями и администрацией ВУЗа. Более безопасно и защищенно студенты чувствуют себя в системе отношений с другими студентами, чем с преподавателями и администрацией ВУЗа;

• студенты отмечают свою защищенность от унижения, оскорбления, социальной изоляции и недоброжелательного отношения. В зону риска в области структурных компонентов защищенности входит защищенность студентов от принуждения делать что-либо без их желания. Указанный риск имеет тенденцию возрастать в ситуации взаимодействия с администрацией ВУЗа и преподавателями;

• защищенность от контентных, личностных, коммуникативных рисков и рисков в области здоровья субъективно оценивается студентами на высоком уровне. Область выраженного риска в условиях цифровизации составили риски физического и психологического здоровья студентов.

35 Перспективы исследования обозначенной в статье проблемы связаны с изучением изменений отношения студентов к образовательной среде и удовлетворенности ее характеристиками в условиях внедрения цифровых образовательных технологий.

Библиография:

1. 1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. 288 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. 271 с.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 11-17.

4. Баева И.А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №155. С. 5-16.

5. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.

6. Панов В.И.. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: моногр. / Панов В.И., Патраков Э.В. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. 199 с.

7. Панченко О.Л. Риски адаптации личности в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2021. №1 (66). С. 113 - 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития «Интернет», 2013. 144 с.

9. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Российские подростки и родители: цифровая компетентность и онлайн-риски // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 7-18.

10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.

Security in the structure of psychological security of students in the context of the introduction of digital educational technologies

Violetta Petrosyants

Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Senior Researcher of the Laboratory of Psychological Safety of the Person in the Educational Environment, Voronezh State Pedagogical University Russian Federation, Voronezh Tatiana Khudyakova

Head Department of Practical Psychology, Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Head of the Laboratory of Psychological Safety of the Person in the Educational Environment, Voronezh State Pedagogical University Russian Federation, Voronezh Lyudmila Gridiaeva

Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Senior Researcher of the Laboratory of Psychological Safety of the Person in the Educational Environment, Voronezh State Pedagogical University Russian Federation, Voronezh Yulia Klepach

Associate Professor of the Department of Practical Psychology, Senior Researcher of the Laboratory of Psychological Safety of the Person in the Educational Environment, Voronezh State Pedagogical University Russian Federation, Voronezh

Abstract

The problem of the study is to establish the fact of the influence of students' education at the university in the context of the introduction of digital educational technologies on the subjective assessment of their protection from psychological violence and the risks of their psychological safety in the educational environment. The paper presents the results of an empirical study aimed at diagnosing the state of psychological security of students in the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies. The respondents were 583 students of higher educational institutions, different areas and profiles of training. The study used the methods of "Psychological safety of the educational environment of the school" by I.A. Baeva (modified version for higher education) and a questionnaire for express diagnostics of risks and threats to the psychological safety of the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies developed by a research team led by T.L. Khudyakova. According to the results of the study, data on the psychological aspects of students' protection from psychological violence and risks in the educational environment were obtained. A comparative analysis of the subjective assessment by students of the degree of severity of various risk categories of their security in the educational environment in the context of the introduction of digital educational technologies is carried out. The results obtained can be the basis for the development of a program for the maintenance and prevention of violations of the psychological safety of students in the educational environment, including in the context of the introduction of digital educational technologies.

Keywords: psychological safety, security, educational environment, risks, digital educational technologies, students

Publication date: 17.02.2022

Citation link:

Petrosyants V., Khudyakova T., Gridiaeva L., Klepach Y. Security in the structure of psychological security of students in the context of the introduction of digital educational technologies // Man and Education - . - [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018669-0-1 (circulation date: 17.02.2022).

Код пользователя: 37866; Дата выгрузки: 17.02.2022; URL - http://ras.jes.su/human-edu/s181570410018669-0-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.