ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ БПФ ГОУ «ПГУ им.Т.Г. ШЕВЧЕНКО» Цынцарь Анна Леонидовна (Бендеры, Приднестровье, Республика Молдова), кандидат психологических наук, доцент кафедры «Естественные и экономические науки», заместитель директора по научной работе, Бендерский политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. E-mail: [email protected]
Мильничук Диана Петровна (Бендеры, Приднестровье, Республика Молдова), педагог-психолог, Бендерский политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. E-mail: [email protected]
Поломошнова Галина Анатольевна (Бендеры, Приднестровье, Республика Молдова), старший преподаватель кафедры «Естественные и экономические науки», Бендерский политехнический филиал Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Email: [email protected]
Аннотация. В статье предлагается обзор и анализ результатов диагностики психологической безопасности образовательной среды вуза, выявление факторов психологического неблагополучия. Освещаются результаты оценки удовлетворенности образовательной средой вуза и защищенности от психологического насилия студентов филиала ПГУ.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда вуза, защищенность от психологического насилия, удовлетворенность образовательной средой.
RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BPB SEI «PSU named after T.G. SHEVCHENKO» Tsintsar Anna Leonidovna (Bender, Transnistria, Repablic of Moldova), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of "Natural and Economic Sciences", Deputy Director for Scientific Work, Bendery Polytechnic Branch of the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: [email protected]
Milnichuk Diana Petrovna (Bender, Transnistria, Repablic of Moldova), Educational Psychologist, Bendery Polytechnic Branch of the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: [email protected]
Polomoshnova Galina Anatolyevna (Bender, Transnistria, Repablic of Moldova), Senior Lecturer of the Department of 'Natural and Economic Sciences", Bendery Polytechnic Branch of the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko». E-mail: [email protected]
Abstract. The article offers an overview and analysis of the results of diagnosing the psychological safety of the educational environment of the university, the factors of psychological distress. The results of the assessment of satisfaction with the educational environment of the university and protection from psychological violence of students of the PSU branch are highlighted.
Keywords: psychological safety, educational environment of the university, protection from psychological violence, satisfaction with the educational environment.
В свете нынешних реалий, проблема психологической безопасности человека в современном мире становится как никогда актуальной. Непростые и непривычные условия для жизни людей фрустрируют потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий [6]. В начале 90-х годов появился термин VUCA-мир. Это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), а по сути - констатация того, что у современного человека почти не осталось никаких ориентиров [4].
Безопасной средой, с точки зрения психологии, можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия [7]. Психологически безопасная педагогическая среда способствует поддержке и развитию психологического здоровья всех субъектов и объектов учебного процесса.
Развивающий и формирующий характер образовательной среды возможен только при наличии психологической безопасности [1]. Педагогически организованная среда удовлетворяет комплекс потребностей личности, трансформирует данные потребности в жизненные ценности. Что
в свою очередь обуславливает адаптацию, личностное развитие, профессиональное развитие, формирует навыки социальной и профессиональной компетентности [3].
Такие исследователи, как И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова отмечают, что реализация потребности в безопасности позволяет сохранить психологическую целостность индивида, удовлетворенность настоящим и уверенность в будущем, защищенность интересов и ценностей, включенность в окружающую действительность [2].
К факторам риска в образовательной среде вуза можно отнести [5]:
- недостаточное обеспечение профессорско-преподавательскими кадрами и невысокий уровень их профессионализма;
- слабое развитие материально-технической базы;
- недостаточную методическую обеспеченность учебного процесса;
- низкую активность студентов и преподавателей;
- недостаточный уровень формирования социальных и практических навыков, умений и опыта, низкий уровень воспитания и культуры, личностно психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;
- не сформированность условий для психологической безопасности их жизнедеятельности и профилактики психического и физического здоровья.
Для сбора данных и анализа факторов неблагополучия педагогической среды БПФ «ГОУ ПГУ им. Т.Г. Шевченко» была использована методика Баевой И.А. «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» [1]. Измерение в данной методике проводится по четырем ключевым параметрам: характер отношения к образовательной среде (позитивный, нейтральный, негативный), психологические компоненты (когнитивные, эмоциональные и поведенческие), удовлетворенность социальным компонентом среды вуза, защищенность от психологического насилия.
Респонденты: 95 студентов филиала всех курсов - Высшее образование - 48 чел. и Средне-профессиональное образование - 47 чел.
1. Интегральный показатель отношения к образовательной среде.
Интегральный показатель положительного отношения к обучающей среде вуза равен 5,5 баллов, что соответствует среднему уровню (тах=9).
Результаты полученных данных показывают, что большинство студентов (65,9 %) относятся позитивно. Нейтральное отношение выявлено у 25,2 %, характеризуется, как наиболее нестабильное и означает возможность перехода в положительную или отрицательную сторону под влиянием различных факторов. Отрицательно к обучающей среде вуза относятся 8,9 % студентов.
Наиболее положительно оценивается студентами когнитивный и эмоциональный компоненты интегрального показателя отношения. Что может свидетельствовать о сформированности понимания и убеждений, что образовательная среда в БПФ действительно способствует развитию профессиональной направленности, навыкам и компетентности (когнитивный компонент). В вузе созданы достаточные условия для формирования здоровых отношений между субъектами образовательного процесса, большинству студентов интересно и нравится находиться в БПФ, им эмоционально комфортно (эмоциональный компонент).
Поведенческий компонент оценивается студентами нейтрально. В данном случае можно говорить, что, несмотря на понимание образовательной ценности и наличие положительного эмоционального отношения, студенты при возможности выбора скорее сменили бы учебное заведение, а в случае переезда в другой район\город\страну не стремились бы продолжать обучение в вузе.
Показатель позитивного отношения студентов 2-ых курсов выше (6,6), нежели первых (6,3) и старших курсов 3 курсы (4,9), 4 курсы (4,8). Что может свидетельствовать о наличии у первокурсников трудностей в процессе адаптации и несформированности умений, необходимых в процессе обучения в вузе. У старшекурсников снижение позитивного отношения может быть связано с несовпадением ожиданий и возросшей трудностью освоения учебно-профессиональной деятельности.
Гистограмма 1. Процентное соотношение трехкомпонентного показателя отношения к образовательной среде вуза.
При сравнении интегрального показателя отношения к образовательной среде по уровню образованию, получены результаты, указывающие, что студенты ВО более высоко оценивают когнитивный компонент, чем студенты СПО. Но также на гистограмме №2 видно, что эмоциональный и поведенческий компоненты у студентов СПО вызывают больше положительных реакций.
Гистограмма 2. Сравнение процентного соотношения трехкомпонентного показателя отношения к образовательной среде вуза по уровням образования
2. Индекс удовлетворенности образовательной средой.
Общий индекс удовлетворенности образовательной средой равен 4,28 и соответствует очень высокому уровню удовлетворенности (тах=5).
Среди студентов ВО индекс удовлетворенности немного выше и равен 4,32, СПО - 4,25, что также соответствует высокому уровню удовлетворенности. В большей степени студенты удовлетворены взаимоотношениями с сокурсниками. Данные факты свидетельствует о наличии «здоровых» отношений между участниками образовательного процесса, о соблюдении прав и свобод всех субъектов образования, о наличии уважительных и доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Но в то же время есть необходимость в оптимизации, такие параметры как: эмоциональный комфорт на занятиях и возможность высказать свою точку зрения, набрали наименьшее количество баллов (Таблица №1).
3. Индекс защищенности от психологического насилия
Показатель защищенности от психологического насилия во взаимодействии, выявленный нами в ходе исследования: студентов равен 4,03 балла, что позволяет назвать образовательную среду высшего учебного заведения защищенной от психологического насилия на уровне «выше среднего». По уровням образования: ВО - 4,09 балла, СПО - 3,97 балла, видна та же тенденция -
студенты ВО чувствуют себя более безопасно и защищенно в образовательной среде БПФ, чем студенты средне-профессионального уровня образования (Таблица №2).
Таблица 1
Сравнение параметров индекса удовлетворенности образовательной средой вуза _по уровням образования. __
Параметры ВО СПО
Взаимоотношения с преподавателями 4,37 4,38
Взаимоотношения с сокурсниками 4,67 4,50
Эмоциональный комфорт на занятиях 3,98 4,00
Возможность высказать свою точку зрения на занятиях 4,20 4,08
Уважительное отношение к себе со стороны преподавателей 4,37 4,30
Таблица 2
Сравнение параметров индекса защищенности от психологического насилия _по уровням образования.__
Защищенность от: ВО СПО
Публичного унижения сокурсниками 4,1 3,9
Публичного унижения преподавателями 3,8 3,8
Оскорбления сокурсниками 4,2 3,8
Оскорбления преподавателями 3,9 4,0
Высмеивания сокурсниками 4,2 3,9
Высмеивания преподавателями 4,0 3,9
Угроз от сокурсников 4,3 4,0
Угроз от преподавателей 4,0 4,0
Вымогательств со стороны сокурсников 4,3 4,2
Вымогательств со стороны преподавателей 4,1 4,2
Студенты отмечают высокую степень защищенности от вымогательства и угроз со стороны преподавателей и сокурсников - 4,14 балла средний показатель по филиалу. Менее защищены студенты от высмеивания, оскорблений и унижений со стороны преподавателей и сокурсников -3,95 балла. Несмотря на то, что уровень защищенности от психологического насилия «выше среднего», обнаруживаются некоторые проблемы и трудности в выстраивании ненасильственной коммуникации и поведения среди участников образовательного процесса, подтверждая эмоциональную небезопасность, наличие фактов травли студентов как со стороны преподавателей, так и со стороны сокурсников.
На основании результатов диагностики можно сделать вывод:
Психологическая безопасность образовательной среды БПФ соответствует высокому уровню. Большинство студентов удовлетворены взаимоотношениями с преподавателями и сокурсниками, относятся положительно к образовательной среде вуза. Указывают, что обучение в ВУЗе требует от них постоянного самосовершенствования, отмечают, что БПФ помогает развитию профессионально важных качеств. Им нравится пребывание и обучение в филиале. Более 75 % студентов чувствую себя защищенными от психологического насилия в образовательной среде вуза, что говорит о
соблюдении прав и свобод всех субъектов образования, о наличии уважительных и доверительных отношений между участниками образовательного процесса.
В то же время есть необходимость в оптимизации и улучшении таких компонетов, как:
1. Децентрация позиции преподавателя.
2. Осознанное отношение к собственному поведению, однозначно отрицательное отношение к деструктивной роли психологического насилия во взаимодействии людей; выработка навыка эффективного, ненасильственного, ассертивного поведения.
3. Формирование коммуникативной компетентности, межличностной культуры взаимодействия и способности к выстраиванию эффективного диалога.
4. Профилактика и коррекция психоэмоциональных состояний в ситуациях стресса - в адаптационный период, ситуации экзамена, проверки знаний и др. Обучение навыкам стрессоустойчивости.
Результаты исследования психологической безопасности образовательной среды БПФ «ГОУ ПГУ им. Т.Г. Шевченко» могут использоваться в целях дальнейшего мониторинга динамики удовлетворенности и защищенности от психологического насилия студентов филиала, повышения эффективности преподавательской деятельности, при планировании развивающей стратегии филиала.
Литература
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб., 2002. - 271 с.
2. Богомягкова О.Н Психологическая безопасность образовательного пространства вуза: Сборник статей // Вестник ПГГПУ Психологические педагогически науки. 2013. С. 60-67.
3. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Образовательная среда вуза как педагогический феномен // Вестник ГУУ. 2014. №> 13. С. 241-244.
4. Интернет-ресурс: Википедия. Волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность URL: https://en.wikipedia.org/wiki/
5. Лактионова Е.Б. Представление педагогов-психологов о рисках в образовательной среде. Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.
6. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. - 440 с.
7. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника: Сборник статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. - 158 с.
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Шмойлова Наталья Александровна (Барнаул, Россия), соискатель кафедры психологии Института психологии и педагогики, Алтайский государственный педагогический университет; начальник отдела по реабилитации и архивной информации информационного центра Главного управления МВД России по Алтайскому краю. E-mail: [email protected]
Аннотация. Установлено, что на современном этапе развития общества для раскрытия личностного потенциала человек должен обладать высокой культурой здоровья. Приведены данные исследования субъективной оценки здоровья личности, которая является одним из звеньев культуры здоровья современного человека. Проанализирована взаимосвязь субъективной оценки здоровья и самоактуализации личности.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, субъективная оценка здоровья, самоактуализация личности.