Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTIVE / MOTIVATION / MOTIVATIONAL READINESS / ACTIVITY / HIGHER EDUCATION / STUDENT / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сокольская Марина Вячеславовна, Богомолова Оксана Юрьевна

В данной статье рассматриваются современные подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и характера ее взаимосвязей с мотивационной готовностью к деятельности студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня психологической безопасности образовательной среды Дальневосточного вуза, включающие результаты исследования мотивационной готовности к деятельности студентов транспортного вуза. В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов специальности «Экономическая безопасность» (в количестве 121 чел.) очной формы обучения Сахалинского института железнодорожного транспорта филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске. Применены следующие диагностические и статистические методы: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» И.А. Баевой; психодиагностическая методика К. Замфир (модификация А.А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»; корреляционный метод К. Пирсона. Исходя из анализа результатов исследования сделан вывод о том, что большинство студентов, принявших участие в исследовании, можно охарактеризовать, как «позитивно настроенных, удовлетворенных и защищенных» при существующих условиях обучения в данном вузе. Установленные в ходе корреляционного анализа данные свидетельствуют о выраженную прямую взаимосвязь изучаемых параметров, а именно, чем выше уровень психологической безопасности, тем выше выраженность мотивационной готовности к деятельности студентов вуза. Результаты позволяют сделать вывод, что мотивационным ориентиром получения образования для студентов выступают внутренние побуждения и смыслы, а не внешние стимулы. Для профессионального становления студентов наиболее благоприятными можно считать те мотивационные составляющие, где в роли ведущих выделяются внутренние, познавательные и профессионально ориентированные мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сокольская Марина Вячеславовна, Богомолова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONALENVIRONMENT AS A FACTOR OF MOTIVATIONAL READINESSFOR UNIVERSITY STUDENTS' ACTIVITIES

This article discusses modern approaches to the problem of psychological safety of the educational environment and the nature of its relationship with motivational readiness for university students. The results of an empirical study aimed at identifying the level of psychological safety of the educational environment of the Far Eastern University are presented, including the results of a study of motivational readiness for students in a transport university. The study involved 1-3-year students of the specialty "Economic Security" (in the amount of 121 people) full-time study at the Sakhalin Institute of Railway Transport, a branch of the Far Eastern State Transport University in Yuzhno-Sakhalinsk. The following diagnostic and statistical methods were applied: “Psychological diagnostics of the safety of the educational environment” I.A. Bayeva; psychodiagnostic techniqueK. Zamfir (modification of A.A. Rean) “Motivation of professional activity”; K. Pearson's correlation method. Based on the analysis of the results of the study, it was concluded that most of the students who took part in the study can be described as “positive-minded, satisfied, and protected” under the existing conditions of study at this university. The data established during the correlation analysis indicate a pronounced direct relationship between the studied parameters, namely, the higher the level of psychological safety, the higher the severity of motivational readiness for university students. The results allow us to conclude that the motivating reference point for obtaining education for students is internal motivations and meanings, not external stimuli. For the professional development of students, the most favorable can be considered those motivational components where internal, cognitive and professionally oriented motives stand out as leading ones.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/41PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sokolskaya M.V., Bogomolova O.Yu. (2020). Psychological security of the educational environment as a factor of motivational readiness for University students' activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.21.45

Сокольская Марина Вячеславовна

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», Москва, Россия Профессор кафедры «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

Доктор психологических наук, доцент, академик РАЕ E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 147771

Богомолова Оксана Юрьевна

ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Сахалинский институт железнодорожного транспорта (филиал), Сахалинск, Россия

Старший преподаватель Аспирант кафедра «Общая, юридическая и инженерная психология»

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=814239

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные подходы к проблеме психологической безопасности образовательной среды и характера ее взаимосвязей с мотивационной готовностью к деятельности студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня психологической безопасности образовательной среды Дальневосточного вуза, включающие результаты исследования мотивационной готовности к деятельности студентов транспортного вуза. В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов специальности «Экономическая безопасность» (в количестве 121 чел.) очной формы обучения Сахалинского института железнодорожного транспорта филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске. Применены следующие диагностические и статистические методы: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» И.А. Баевой; психодиагностическая методика К. Замфир (модификация А.А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности»; корреляционный метод К. Пирсона. Исходя из анализа результатов исследования сделан вывод о том, что большинство студентов, принявших участие в исследовании, можно охарактеризовать, как «позитивно настроенных, удовлетворенных и защищенных» при существующих условиях обучения в данном вузе. Установленные в ходе корреляционного анализа данные свидетельствуют о выраженную прямую взаимосвязь изучаемых параметров, а именно, чем

https:// mir-nauki. com

выше уровень психологической безопасности, тем выше выраженность мотивационной готовности к деятельности студентов вуза. Результаты позволяют сделать вывод, что мотивационным ориентиром получения образования для студентов выступают внутренние побуждения и смыслы, а не внешние стимулы. Для профессионального становления студентов наиболее благоприятными можно считать те мотивационные составляющие, где в роли ведущих выделяются внутренние, познавательные и профессионально ориентированные мотивы.

Ключевые слова: психологическая безопасность; образовательная среда; мотив; мотивация; мотивационная готовность; деятельность; высшее образование; студент; самоопределение

Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без достаточного объема удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации [1, с. 3].

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от психологической безопасности образовательной среды вуза, которая, в свою очередь, является частью жизненной среды человека.

По мнению И.А. Баевой под психологической безопасностью понимают состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников [2, с. 83].

Учебное заведение выстраивает свою систему психологической безопасности через обучение и воспитание, то есть организует такую среду, в которой созданы благоприятные условия для обучения, воспитания и развития личности студентов, а также профессионального и личностного роста педагогов.

Таким образом, можно выделить следующие основополагающие условия психологической безопасности образовательной среды вуза: отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса; удовлетворение основных потребностей в личностно доверительном общении; укрепление психического здоровья участников педагогического процесса.

Заметный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др., которые изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной; анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности [2].

М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк в качестве показателей психологической безопасности (ПБ) образовательной среды выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности образовательной средой [3, с. 145; 4, с. 4].

Постановка проблемы

https:// mir-nauki. com

Проблема мотивационной готовности и выбора профессии крайне актуальна на сегодняшний день. Большое количество научных трудов посвящено проблеме готовности к профессиональной деятельности, многочисленность исследований в этой области и разнообразие научных подходов к проблеме в целом и её аспектам, в частности, во многом объясняется тем, что мотивационная готовность к деятельности является ключевым звеном в становлении специалиста на начальном этапе, а именно на этапе обучения в вузе.

Различные аспекты готовности, как личностного отношения к деятельности, рассматривались в работах: Л.С. Нерсесяна [5, с. 24], М.В. Сокольской [6, с. 233] и других исследователей.

Б.Г. Ананьев понятие «готовность» к определенной высокопродуктивной деятельности рассматривает как «проявление способностей» [7, с. 171].

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - с позиции деятельностного подхода определения проблемы готовности к профессиональной деятельности готовность рассматривается как проявление всех сторон личности в целостной структуре, позволяющих эффективно реализовать профессиональные функции [8, с. 154].

В формировании профессиональной готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т. к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [9, с. 91].

Мотивационная готовность - это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность специалиста. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности.

Мотивационная готовность представляет собой предпосылку успешного выполнения профессиональной деятельности выпускника вуза: придает ему оптимизм, уверенность в своих силах, позволяет эффективно применять знания в практической деятельности, сохранять самоконтроль в сложных трудовых ситуациях. В то же время мотивационная готовность - это своеобразное интегральное образование личности выпускника, проявляющееся в профессиональной деятельности через осознанную реализацию знаний, умений, способностей на основе системы доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, установок. Мотивационная готовность стягивает воедино множество функциональных и смысловых образований: внутреннюю организацию потребностей, способностей, отношение к себе и профессии, определенность профессионального выбора, мотивы, ценности, установки, эмоции, которые в единстве и взаимосвязи образуют структуру мотивационной готовности.

На основании анализа исследуемой проблемы была поставлена цель: исследовать взаимосвязь показателей психологической безопасности образовательной среды вуза и мотивационной готовности к деятельности на примере Сахалинского института железнодорожного транспорта - филиала Дальневосточного государственного университета путей сообщения в городе Южно-Сахалинске.

Исследование выполнено в Сахалинском институте железнодорожного транспорта филиал ДВГУПС в городе Южно-Сахалинске. В статье приведены результаты, полученные в

Материалы и методы

ходе психодиагностического исследования студентов 1-3-х курсов специальности «Экономическая безопасность», в количестве 121 человек.

Изучались показатели психологической безопасности образовательной среды и мотивационной готовности к деятельности студентов, использованы методы математической статистики.

Для исследования психологической безопасности образовательной среды была использована методика И.А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды». Эмпирическими референтами выступили: референтная значимость окружения студентов, удовлетворенность их в личностно-доверительном общении и защищенность от психологического насилия.

Мотивационная готовность к деятельности у студентов изучалась с помощью психодиагностической методики К. Замфир (модификация А.А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности». Эмпирическими референтами выступили 7 мотивов, классифицируемых на «внешние-внутренние».

Корреляционный метод (К. Пирсона) был использован в качестве метода статистической оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов, который позволяет выявить наличие взаимосвязи между переменными, не опосредованное вмешательством исследователя. Значимость коэффициента корреляции зависит от принятого уровня значимости и от величины выборки. Низшим стандартным уровнем статистической значимости является уровень r < 0,05.

Результаты

Представим результаты исследования основных показателей психологической безопасности образовательной среды вуза.

Анализ отношения к образовательной среде вуза показал, что большинство студентов относятся к ней позитивно, т. е. рассматривают данную среду как референтную в качестве носителя норм, стандартов поведения, устанавливающих и усиливающих нормы и стандарты поведения личности (рис. 1).

Отношение к образовательной среде вуза

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

позитивное отношение нейтральное отношение негативное отношение

1 курс (n=37) 2 курс (n=45) 3 курс (n=39)

Рисунок 1. Отношение к образовательной среде вуза (составлено автором)

Из представленных данных видно, что показатель позитивного отношения к образовательной среде вуза выше у студентов 3-го курса, нежели у студентов 1-го и 2-го курсов.

Вероятной причиной может выступать принятие будущей профессии и адаптация к образовательным условиям вуза: новой информационной среде, к новым видам самостоятельной работы, новым формам контроля, отличным от школьной образовательной среды. В рамках данного анализа, также у незначительной части студентов 2 курса выявлено негативное отношение к образовательной среде (3 %), что может свидетельствовать о несовпадении их ожиданий от выбранной сферы деятельности, трудностях в освоении специальных предметов.

Согласно концепции И.А. Баевой [10, с. 105] в составе психологической безопасности образовательной среды можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Анализ отношения к образовательной среде по каждому компоненту в разрезе курсов представлен на (рис. 2, рис. 3, рис. 4).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Отношение к образовательной среде вуза по компонентам

(1 кУРс)

I

I позитивное отношение I нейтральное отношение | негативное отношение

когнитивный компонент

эмоцио нальный компонент

поведенческий компонент

Рисунок 2. Отношение студентов 1-го курса к образовательной среде вуза (составлено автором)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Отношение к образовательной среде вуза по компонентам

(2 курс)

I

I

позитивное отношение нейтральное отношение негативное отношение

когнитивный компонент

эмоциональный компонент

поведенческий компонент

Рисунок 3. Отношение студентов 2-го курса к образовательной среде вуза (составлено автором)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Отношение к образовательной среде вуза по компонентам

(3 курс)

I

| позитивное отношение | нейтральное отношение I негативное отношение

когнитивный компонент

эмоциональный компонент

поведенческий компонент

Рисунок 4. Отношение студентов 3-го курса к образовательной среде вуза (составлено автором)

По данным проведенного исследования видно, что позитивное отношение к образовательной среде превалирует во всех трех компонентах. Позитивное отношение когнитивного компонента находится в диапазоне 77-92 %, что характеризует наличие у студентов осознаваемых представлений о том, что учебное заведение обучает, развивает его способности, интеллект. Эмоциональный компонент находится в диапазоне 59-72 % и характеризует отношение к сокурсникам и педагогам. Поведенческий компонент в данном случае рассматривается как волевой - как сформированная способность студентов управлять своим поведением, стремление к профессиональному успеху и находится в диапазоне 73-85 %.

Далее был проведен анализ удовлетворенности характеристиками образовательной среды и уровня защищенности образовательной среды (рис. 5).

Уровни удовлетворенности характеристиками и защищенности образовательной среды

5 4,5 4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

4,3

3,9

I уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды

I уровень защищенности образовательной среды

1 курс (n=37)

2 курс (n=45)

3 курс (n=39)

Рисунок 5. Показатели уровней удовлетворенности характеристиками и защищенности образовательной среды (составлено автором)

Показатель уровня удовлетворенности студентов характеристиками образовательной среды вуза распределяется равномерно у студентов 1-3-х курсов и размещается в диапазоне 3,7-3,9 балла (из 5,0 возможных). Данные значения соответствуют среднему уровню удовлетворенности. Уровень защищенности распределился неравномерно, так на 1 курсе он составляет 3,1 балла, для 2-3 курсов размещается в диапазоне 4,1-4,3 балла, тем не менее эти данные также соответствуют высоким показателям.

Также рассмотрена мотивационная готовность к деятельности с точки зрения карьерных ориентаций с помощью психодиагностической методики К. Замфир (модификация А.А. Реана) «Мотивация профессиональной деятельности». Анализ полученных результатов показал, что структура мотивов профессиональной деятельности студентов в большей степени направлена на текущие проблемы, чем на будущий карьерный рост. Мотивы были систематизированы по группам: внутренние индивидуально и социально значимые, а также внешние позитивные и негативные мотивы. Дифференциация мотивов по группам позволила определить доминирующие группы мотивов для каждого курса, результаты приведены в таблице 1 (%).

Таблица 1

Мотивы профессиональной деятельности

Курс Кол-во человек Внутренние индивидуально значимые Внутренние социально значимые Внешние позитивные Внешние негативные

1 37 18,7 36,2 21,7 23,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 45 19,8 34,9 20,2 25,1

3 39 16,9 38,6 19,1 25,4

Всего по всей выборке 121 18,5 36,5 20,5 24,5

Составлено автором

Из табл. 1 видно, что у студентов преобладают внутренние социально значимые мотивы, следовательно, наиболее представленным является блок внутренней мотивации, в то же время довольно значимыми оказались и внешние негативные моменты, то есть, либо на выбор профессии оказали свое влияние предпочтения родителей, либо это оказался единственный возможный вариант образования в сложившихся обстоятельствах.

Проанализировав динамику мотивационной готовности к деятельности будущих специалистов по Экономической безопасности, можно сделать вывод, что от младших курсов к более старшим, происходит сдвиг мотивов от материальной к познавательной сфере. Относительно мотивов, которые занимают важное место для студентов 1 курса, то весомым для них оказался мотив престижа профессии, то есть студенты выбирали профессию, принимая во внимание ее престижность на рынке труда. В дальнейшем, на первый план выходят такие мотивы, как; возможность использования знаний и умений, возможность общения с разными людьми, возможность роста профессионального мастерства. То есть студенты стремятся к совершенствованию своих профессиональных знаний, овладению профессиональными навыками, получению дополнительного образования.

С целью исследования взаимосвязи показателей психологической безопасности образовательной среды вуза и мотивационной готовности к деятельности был использован метод линейной корреляции К. Пирсона, который позволяет определить корреляционную взаимосвязь между исследуемыми характеристиками. Эмпирические значения корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эмпирические данные корреляционного анализа

Внутренние мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы

ПБ 0,93 0,99 -0,79

Внутренние мотивы 0,87 -0,52

Внешние положительные мотивы -0,86

Составлено автором

В ходе корреляционного анализа исследовалась теснота (сила) корреляционных связей между признаками (множественное сопоставление признаков). В результате проведенного анализа выявлена прямая взаимосвязь между внутренними мотивами и уровнем психологической безопасности (г = 0,93), а также обратная взаимосвязь фактора «внешние отрицательные мотивы» с уровнем психологической безопасности (г = -0,79), т. е. установленные в ходе корреляционного анализа данные убедительно свидетельствуют о выраженной взаимообусловленности исследуемых характеристик. А именно, чем выше уровень психологической безопасности, тем выше выраженность мотивационной готовности к деятельности студентов вуза. Полученные статистически достоверные корреляционные связи между исследуемыми параметрами имеют прямой (положительный) характер и относятся к значимым и устойчивым закономерностям.

Заключение

Результаты исследования позволяют отнести психологическую безопасность образовательной среды вуза к категории факторов, имеющих мотивационную силу по отношению к таким мотивам как: удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации в данном виде деятельности, успешность будущей профессиональной деятельности. Наличие статистически значимых корреляционных взаимосвязей между показателями мотивационной готовности к деятельности и психологической безопасностью образовательной среды вуза является статистическим подтверждением предположения о том, что психологическая безопасность образовательной среды вуза является фактором мотивационной готовности к деятельности в ее профессиональном аспекте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслоу А. Мотивация и личность: монография / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.

3. Секач М.Ф. Психология здоровья. М., 2003.

4. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. М., 2004.

5. Нерсесян Л.С. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям / Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин // Вопросы психологии.

- 1969. - № 5. - С. 24-31.

6. Сокольская М.В. Анализ личностной готовности к профессиональной деятельности студентов технического вуза / М.В. Сокольская // Ползуновский вестник, 2006. № 3-2. - С. 233-242.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.

- 288 с.

8. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: БГУ. - 1978. - 182 с.

9. Санжаева Р.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион. науч. практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 1993. - С. 90-114.

10. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под. ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

Sokolskaya Marina Vyacheslavovna

Russian university of transport (MIIT), Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Bogomolova Oksana Yurievna

Far eastern state transport university Sakhalin institute of railway transport (branch), Sakhalinsk, Russia

E-mail: [email protected]

Psychological security of the educational environment as a factor of motivational readiness for University students' activities

Abstract. This article discusses modern approaches to the problem of psychological safety of the educational environment and the nature of its relationship with motivational readiness for university students. The results of an empirical study aimed at identifying the level of psychological safety of the educational environment of the Far Eastern University are presented, including the results of a study of motivational readiness for students in a transport university. The study involved 1-3-year students of the specialty "Economic Security" (in the amount of 121 people) full-time study at the Sakhalin Institute of Railway Transport, a branch of the Far Eastern State Transport University in Yuzhno-Sakhalinsk. The following diagnostic and statistical methods were applied: "Psychological diagnostics of the safety of the educational environment" I.A. Bayeva; psychodiagnostic technique K. Zamfir (modification of A.A. Rean) "Motivation of professional activity"; K. Pearson's correlation method. Based on the analysis of the results of the study, it was concluded that most of the students who took part in the study can be described as "positive-minded, satisfied, and protected" under the existing conditions of study at this university. The data established during the correlation analysis indicate a pronounced direct relationship between the studied parameters, namely, the higher the level of psychological safety, the higher the severity of motivational readiness for university students. The results allow us to conclude that the motivating reference point for obtaining education for students is internal motivations and meanings, not external stimuli. For the professional development of students, the most favorable can be considered those motivational components where internal, cognitive and professionally oriented motives stand out as leading ones.

Keywords: psychological safety; educational environment; motive; motivation; motivational readiness; activity; higher education; student; self-determination

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.