НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
ВЫПУСК № 6 (30) / 2014
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Екатеринбург
2014
НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
2014. № 6 (30): ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Учредитель: ООО «Центр научных и образовательных проектов»
Основан в 2012 году. Выходит 12 раз в год ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online)
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-47018 от 18.10.2011 Адрес редакции: 620050, г. Екатеринбург, ул. Монтажников, д. 11, оф. 17, E-mail: [email protected] Адрес издательства: 620098, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 43, к. 57, E-mail: [email protected]
Подписка на журнал принимается в каждом почтовом отделении по Объединенному каталогу «Пресса России» (подписной индекс 29255)
Журнал включен в базу данных Российского индекса научного цитирования, в международный реестр периодических изданий Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук Владимир Александрович Мазилов, доктор психологических наук Галина Петровна Сикорская, доктор педагогических наук Ирина Викторовна Лопаткова, доктор психологических наук Людмила Анатольевна Иванова, кандидат педагогических наук Людмила Васильевна Шибаева, доктор психологических наук Марк Матусович Ицкович, кандидат психологических наук Радислав Петрович Мильруд, доктор педагогических наук Сергей Леонидович Леньков, доктор психологических наук Тамара Алексеевна Муравицкая, доктор философских наук Татьяна Валерьевна Леонтьева, кандидат филологических наук Екатерина Сергеевна Иванова, кандидат психологических наук (научный редактор)
Английский перевод аннотаций: В. Кучко Главный редактор: Т. В. Леонтьева
NAUCHNYJ DIALOG (SCIENTIFIC DIALOGUE)
2014. № 6 (30): PEDAGOGICS. PSYCHOLOGY
The journal is added to the Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)
Mass Media Registration Certificate PI № FS 77-47018 of 18.10.2011 (by Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies
and Mass Communications)
ISSN
Subscription Code Coverage
Presence in Citation Bases Text Presentation Form
Reviewing
ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online) Key title: Naucnyj dialog,
Abbreviated key title: Naucn. dialog
29255, Union Catalog “Pressa Rossii” (Russian Press)
Russian Federation, foreign countries
The journal is added to the Russian Science Citation Index (RSCI)
All published articles are publicly available for reading and citing on the journal’s website and in the National E-Library (RSCI)
All manuscripts submitted to the editorial office are to be reviewed
EDITORIAL BOARD
Aleksandr Viktorovich Fyodorov, Doctor of Education Galina Petrovna Sikorskaya, Doctor of Education Vladimir Aleksandrovich Mazilov, Doctor of Psychology Irina Victorovna Lopatkova, Doctor of Psychology Lyudmila Anatolyevna Ivanova, PhD in Education Lyudmila Vasilyevna Shibayeva, Doctor of Psychology Mark Matusovich Itskovich, PhD in Psychology Radislav Petrovich Milrud, Doctor of Education Sergey Leonidovich Lenkov, Doctor of Psychology Tamara Alekseyevna Muravitskaya, Doctor of Philosophy Tatyana Valeryevna Leontyeva Ekaterina Sergeyevna Ivanova, PhD in Psychology (Science Editor) Editor-in-Chief: Tatyana Valeryevna Leontyeva
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ
Бессонов И. Б., Дьяченко Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов .................................................6
Сняданко И. И. Оценка студентами учебно-познавательного взаимодействия с преподавателями в контексте психологической готовности к будущей профессионально-управленческой деятельности.....15
Чернецкая Н. И. Влияние тренинга развития творческого
мышления подростков на их школьную успеваемость......................27
ПЕДАГОГИКА Кольчикова Н. Л. Особенности этнолитературного
образования в национальной школе Республики Хакасия..................44
Кукенков В. И. Основополагающие аспекты разработки теории художественного опыта для подготовки художника-педагога..............53
Михалева Г. В. Онлайн-риски и проблемы защиты
детей в современном британском медиаобразовании......................66
Рожнова К. О. Деловая игра «Денежный поток» как средство
развития управленческого мышления будущих менеджеров.................75
Снопкова Е. И. Междисциплинарный синтез в современном педагогическом исследовании: актуализация проблемы...................82
Щербина Е. Ю. Комплекс индикаторов в моделях
стимулирования преподавательского труда..............................93
CONTENTS...........................................................109
АВТОРАМ............................................................116
Бессонов И. Б. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов / И. Б. Бессонов, Е. В. Дьяченко // Научный диалог. - 2014. - № 6 (30) : Педагогика. Психология. - С. 6-14.
УДК 159.9:37.062+37.015.3
Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов
И. Б. Бессонов, Е. В. Дьяченко
Освещаются результаты сравнительного исследования характеристик психологической безопасности образовательной среды педагогического и медицинского вузов. Психологическая сущность образовательной среды определяется как совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников образовательного пространства. Психологическая безопасность образовательной среды понимается как ее состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии и обеспечивающее психическое здоровье, благополучие и прогрессивное развитие включенных в нее участников. Исследование показало достаточно благополучное самочувствие студентов в рамках конкретных образовательных сред. Установлен ряд существенных отличий во мнениях студентов педагогического и медицинского вузов по показателям «отношение к вузу», «удовлетворенность характеристиками его среды», «защищенность в ней». Обобщённый индекс удовлетворенности образовательной средой достоверно выше выражен у студентов педагогического вуза, которые в сравнении с будущими медиками чувствуют себя более комфортно и защищенно в образовательной среде своего вуза. Автор утверждает, что создание психологически безопасной образовательной среды может быть одной из центральных задач Центров психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе. Ее реализация возможна через насыщение среды вуза программами и пси-
хотехнологиями, обеспечивающими устранение психологического давления во взаимодействии.
Ключевые слова: образовательная среда вуза; психологическая безопасность образовательной среды; удовлетворенность характеристиками среды; защищенность.
Образовательная среда вуза - это прежде всего формирующая среда, предметом которой выступает будущий специалист, демонстрирующий высокий уровень профессионализма и профессиональной культуры. Степень субъективной безопасности и внутренней комфортности студента в образовательной среде вуза, его удовлетворенность получаемым профессиональным образованием во многом способны обусловить его становление как будущего профессионала.
Образовательная среда вуза рассматривается в данном исследовании как психолого-педагогическая реальность, которая содержит специально организованные условия для формирования личности профессионала, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение личности обучающегося.
Для изучения психологической сущности безопасности образовательной среды вуза в предлагаемой работе привлечен подход, предложенный Ириной Александровной Баевой (2003). Психологическая сущность образовательной среды определяется автором как совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников образовательного пространства.
Психологическая безопасность системы образования выступает как один из аспектов психологической сущности образовательной среды и в последнее время является предметом пристального внимания в современной психологической науке, ср. работы А. И. Баевой (2002), В. А. Дмитриевского (2002), С. Н. Илларионова (2005); В. Н. Мошкина (2004), Д. С. Синицына (2005) и др.
Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье, благополучие и прогрессивное развитие включенных в нее участников. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов: обучающихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений [Баева, 2002].
Профессиональное образование как в медицинском, так и в педагогическом вузе определяется как область социономической сферы образования, то есть в центре ее «стоит» другой человек - учащийся или пациент. Профессиональное поведение и культура, закладываемые в вузе, во многом в дальнейшей работе и врачей, и педагогов способны определять их отношение к пациентам или учащимся. Поэтому изучение психологических особенностей образовательных сред медицинского и педагогического вузов являются актуальными и востребованными.
Целью исследования явилось эмпирическое сравнение представлений студентов педагогического и медицинского вузов о психологической безопасности образовательной среды.
Участники. В исследовании приняли участие студенты 6-го курса Уральского государственного медицинского университета, всего 67 человек (19 юношей (28,4 %) и 48 девушек, (71,6 %), средний возраст - 22,4). Студенты 4-го и 5-го курса Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга, всего 95 человек (31 юноша (32,6 %) и 64 девушки (67,4 %), средний возраст - 20,6 лет). Отличительной особенностью студентов старших курсов было то, что они уже знакомы со всеми видами образовательной деятельности в вузе, его средой и внутренней атмосферой.
Инструментарий исследования. Оценка психологической безопасности образовательной среды вуза осуществлялась субъективнооценочным методом посредством специально сконструированной и адаптированной анкеты. В основе анкеты лежит концептуальный подход к эмпирическим критериям оценки психологической безопасности образовательной среды вуза, разработанный И. А. Баевой (2003). Автор на основе тщательного теоретического анализа феноменологии понятий «образовательная среда», «психологическая безопасность образовательной среды» концептуально выделяет три эмпирических критерия психологической безопасности образовательной среды:
1) отношение к образовательной среде (позитивное, нейтральное или отрицательное), измеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения;
2) значимые характеристики образовательной среды и удовлетворенность ими, рассчитываемая как суммарная оценка удовлетворенности отдельными характеристиками социального взаимодействия в среде вуза;
3) защищенность от психологического насилия в среде вуза со стороны его участников (преподавателей, сокурсников).
Гипотеза. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду, в которой большинство ее участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Результаты исследования, их обсуждение и выводы
Сравнительное изучение отношения студентов педагогического и медицинского вузов к образовательной среде основывалось на применении непараметрического критерия ^-Манна-Уитни и позволило получить следующие результаты (рис. 1).
-♦— Медицинский вуз —■— Педагогический вуз
2,00 ------------------------------------------------------
1,50 ------------------------------------------------------
1,00 ------------------------------------------------------
КО ЭО ПО
Рис. 1. Средние значения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения студентов к образовательной среде вуза
КО - когнитивный компонент отношения,
ЭО - эмоциональный компонент,
ПО - поведенческий компонент
У студентов медицинского вуза в сравнении со студентами педагогического вуза выявлены достоверно более высокие показатели когнитивного (^^=1134,0; />=0,000006) и эмоционального (иэмп=1529,0; р=0,008) компонентов отношения к образовательной среде университета, а также общего индекса отношения к вузу (иэмп = 1588,0; р = 0,018). Отсюда следует, что студенты медицинского вуза, в сравнении с будущими педагогами, в достоверно большей степени оценивают свое обучение как постоянное совершенствование своих возможностей, развитие интеллектуальных способностей и жизненных умений, также отмечают более позитивное и эмоционально комфортное отношение к образовательной среде медицинского вуза.
Наименьший вклад в позитивное отношение вносит средне выраженный уровень стремления студентов к продолжению обучения в вузе как их самих, так и их детей в будущем (поведенческий компонент отношения к вузу, ПО = 3,37 и ПО = 3,22; рис. 1).
•' •'5 пед.вуз 7 мед.вуз у 7 Г /
100%
80%
60%
40%
20%
0%
9. Учет личных проблем и затруднений.
10. Внимание к просьбам и предложениям.
11. Помощь в выборе собственного решения.
В качестве наиболее значимых социально-психологических характеристик среды вуза (рис. 2) при описании психологически комфортного пребывания в нем студенты обоих вузов (по визуальному сходству столбиковых диаграмм) чаще отмечают сферу межличностных коммуникаций (взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками), нежели сферу проявления своего Я (сохранение личного достоинства, возможность высказать свою точку зрения, помощь в выборе собственного решения). Различия обнаружены (критерий Ф - угловое преобразование Фишера) в достоверно большей значимости для студентов медицинского вуза, чем для студентов педагогического вуза, в оценке образовательной среды таких показателей,
90 55
1234 56789 10 11
N Медицинский вуз ■ Педагогический вуз
Рис. 2. Количество выборов студентами значимых характеристик образовательной среды вуза, в процентном соотношении
1. Взаимоотношения с преподавателями.
2. Взаимоотношения с сокурсниками.
3. Эмоциональный комфорт.
4. Возможность высказать свою точку зрения.
5. Уважительное отношение к себе.
6. Сохранение личного достоинства.
7. Возможность обратиться за помощью.
8. Возможность проявлять инициативу, активность.
как уважительное отношение к себе (р < 0,01), возможность обратиться за помощью (р < 0,05), учет личных проблем и затруднений (р < 0,01). Для студентов педагогического вуза наиболее значимыми выступили отношения с сокурсниками (р < 0,01).
Обобщённый индекс удовлетворенности образовательной средой достоверно выше выражен у студентов педагогического вуза, нежели медицинского (имт = 1075,5; р = 0,000003).
5.00
4.00
3.00
2.00
1,00
защищенность от защищенность от
сокурсников преподавателей
Рис. 3. Средние значения психологической защищенности студентов от угроз, связанных с сокурсниками и преподавателями
У студентов медицинского вуза в сравнении со студентами педагогического вуза выявлены достоверно более низкие показатели защищенности от угроз, связанных с преподавателями (иэмп = 1611,5; р = 0,031). Однако обобщенный индекс защищенности у студентов обоих вызов выражен одинаково, на уровне выше среднего (от 3 до 4 баллов, рис. 3), что свидетельствует о выраженном наличии у них чувства защищенности от психологического насилия в виде оскорблений, угроз, публичного унижения и т. п. в образовательной среде вуза.
Сравнение представлений студентов через обобщённый индекс психологической безопасности среды показало, что студенты педа-
гогического вуза в сравнении с будущими медиками чувствуют себя более комфортно и безопасно в образовательной среде своего вуза (и_ = 1548,0; р = 0,011).
Вывод. Сравнительное исследование психологической безопасности среды медицинского и педагогического вузов в представлениях студентов показывает их достаточно благополучное самочувствие в рамках конкретных образовательных сред. Однако проведенное исследование позволило установить ряд существенных отличий во мнениях студентов педагогического и медицинского вузов по показателям: отношение к вузу, удовлетворенность характеристиками его среды и защищенность в ней.
Результаты позволяют утверждать, что создание психологически безопасной образовательной среды может выступать одной из центральных задач Центров психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе. Ее реализация возможна через насыщение среды вуза программами и психотехнологиями, обеспечивающими устранение психологического давления во взаимодействии и адресованными всем участникам образовательного процесса в вузе.
Литература
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовательной среде : диссертация ... доктора психологических наук / И. А. Баева. - Санкт-Петербург, 2002. - 386 с.
2. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях / В.А. Дмитриевский. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 340 с.
3. Илларионов С. Н. Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности : диссертация ... кандидата психологических наук. - Иваново, 2005. - 226 с.
© Бессонов Игорь Борисович (2014), проректор по социальной работе и безопасности, государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Уральский roсyдарственный медицинский yниверситет» (Екатеринбург), [email protected].
© Дьяченко Елена Васильевна (2014), кандидат психологических наук, доцент, заве^ющая кафедрой психологии и педагогики, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский госyдарственный медицинский
yниверситет» (Екатеринбург), [email protected].