Научная статья на тему 'Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании'

Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
874
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОНЛАЙН-РИСКИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SECURITY / MEDIA EDUCATION / COMPUTER COMPETENCE / MEDIA COMPETENCE / NUMERICAL COMPETENCE / MEDIA CONTENT / SOCIAL NETWORKING WEBSITE / ONLINE RISKS / INFORMATIONAL AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

В статье излагаются результаты недавних исследований европейских ученых в области Интернет-безопасности юных медиапользователей в рамках общеевропейского проекта «Дети Европы Онлайн» ( EU Kids Online ) и национального проекта «Британские дети в Интернете» ( UK Children Go Online ) по инициативе британских ученых и под руководством профессора Лондонской школы экономики и политических наук факультета медиа и коммуникаций С. Ливингстоун. Актуальность анализа этих исследований связана с растущей проблемой онлайн-рисков и нанесения вреда, с которыми дети и молодежь сталкиваются в повседневной жизни во всем мире. Отмечается, что российские ученые также решают нелегкую задачу формирования культуры информационной безопасности медиапользователей. Согласно данным британских исследователей, которые не противоречат результатам российских исследований данной проблемы, цифровая грамотность (компьютерная грамотность) и достаточный опыт работы в Интернете не гарантируют защиту пользователя от потенциального риска или вреда, так как важно не то, как часто или как долго пользователь появляется в сети, а то, каким образом он работает в Интернете, то есть речь идет о медиакомпетентности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online Risks and Problems of Child Protection in Modern British Media Education

The article presents the results of European scientists’ recent studies in the field of Internet security of young Internet users within the European project “EU Kids Online” and the national project “UK Children Go Online” on the initiative of the British scientists and under the guidance of Professor of the Faculty of Media and Communications at London School of Economics and Political Sciences S. Livingstone. The relevance of the analysis of these studies is related to the growing problem of online risks and harm to which children and young people face in their daily life throughout the world. It is noted that Russian scientists also are solving the difficult problem of forming the culture of Internet users’ information security. According to British researchers’ data which do not contradict the results of Russian researches on this problem, numerical competence (computer competence) and sufficient experience of the work in the Internet does not guarantee the user’s protection from the potential risk or harm, because it does not matter how often or how long the user appears in network, and the way it works on the Internet, that is, the question is in the individual media competence.

Текст научной работы на тему «Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании»

НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

ВЫПУСК № 6 (30) / 2014

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Екатеринбург

2014

НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

2014. № 6 (30): ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Учредитель: ООО «Центр научных и образовательных проектов»

Основан в 2012 году. Выходит 12 раз в год ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online)

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-47018 от 18.10.2011 Адрес редакции: 620050, г. Екатеринбург, ул. Монтажников, д. 11, оф. 17, E-mail: [email protected] Адрес издательства: 620098, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 43, к. 57, E-mail: [email protected]

Подписка на журнал принимается в каждом почтовом отделении по Объединенному каталогу «Пресса России» (подписной индекс 29255)

Журнал включен в базу данных Российского индекса научного цитирования, в международный реестр периодических изданий Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук Владимир Александрович Мазилов, доктор психологических наук Галина Петровна Сикорская, доктор педагогических наук Ирина Викторовна Лопаткова, доктор психологических наук Людмила Анатольевна Иванова, кандидат педагогических наук Людмила Васильевна Шибаева, доктор психологических наук Марк Матусович Ицкович, кандидат психологических наук Радислав Петрович Мильруд, доктор педагогических наук Сергей Леонидович Леньков, доктор психологических наук Тамара Алексеевна Муравицкая, доктор философских наук Татьяна Валерьевна Леонтьева, кандидат филологических наук Екатерина Сергеевна Иванова, кандидат психологических наук (научный редактор)

Английский перевод аннотаций: В. Кучко Главный редактор: Т. В. Леонтьева

NAUCHNYJ DIALOG (SCIENTIFIC DIALOGUE)

2014. № 6 (30): PEDAGOGICS. PSYCHOLOGY

The journal is added to the Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)

Mass Media Registration Certificate PI № FS 77-47018 of 18.10.2011 (by Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies

and Mass Communications)

ISSN

Subscription Code Coverage

Presence in Citation Bases Text Presentation Form

Reviewing

ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online) Key title: Naucnyj dialog,

Abbreviated key title: Naucn. dialog

29255, Union Catalog “Pressa Rossii” (Russian Press)

Russian Federation, foreign countries

The journal is added to the Russian Science Citation Index (RSCI)

All published articles are publicly available for reading and citing on the journal’s website and in the National E-Library (RSCI)

All manuscripts submitted to the editorial office are to be reviewed

EDITORIAL BOARD

Aleksandr Viktorovich Fyodorov, Doctor of Education Galina Petrovna Sikorskaya, Doctor of Education Vladimir Aleksandrovich Mazilov, Doctor of Psychology Irina Victorovna Lopatkova, Doctor of Psychology Lyudmila Anatolyevna Ivanova, PhD in Education Lyudmila Vasilyevna Shibayeva, Doctor of Psychology Mark Matusovich Itskovich, PhD in Psychology Radislav Petrovich Milrud, Doctor of Education Sergey Leonidovich Lenkov, Doctor of Psychology Tamara Alekseyevna Muravitskaya, Doctor of Philosophy Tatyana Valeryevna Leontyeva Ekaterina Sergeyevna Ivanova, PhD in Psychology (Science Editor) Editor-in-Chief: Tatyana Valeryevna Leontyeva

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ

Бессонов И. Б., Дьяченко Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов .................................................6

Сняданко И. И. Оценка студентами учебно-познавательного взаимодействия с преподавателями в контексте психологической готовности к будущей профессионально-управленческой деятельности.....15

Чернецкая Н. И. Влияние тренинга развития творческого

мышления подростков на их школьную успеваемость......................27

ПЕДАГОГИКА Кольчикова Н. Л. Особенности этнолитературного

образования в национальной школе Республики Хакасия..................44

Кукенков В. И. Основополагающие аспекты разработки теории художественного опыта для подготовки художника-педагога..............53

Михалева Г. В. Онлайн-риски и проблемы защиты

детей в современном британском медиаобразовании......................66

Рожнова К. О. Деловая игра «Денежный поток» как средство

развития управленческого мышления будущих менеджеров.................75

Снопкова Е. И. Междисциплинарный синтез в современном педагогическом исследовании: актуализация проблемы...................82

Щербина Е. Ю. Комплекс индикаторов в моделях

стимулирования преподавательского труда..............................93

CONTENTS...........................................................109

АВТОРАМ............................................................116

Михалева Г. В. . Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании / Г. В. Михалева // Научный диалог. - 2014. - № 6 (30) : Педагогика. Психология. - С. 66-74.

УДК 374:004

Онлайн-риски и проблемы защиты детей в современном британском медиаобразовании1

Г. В. Михалева

В статье излагаются результаты недавних исследований европейских ученых в области Интернет-безопасности юных медиапользователей в рамках общеевропейского проекта «Дети Европы Онлайн» (EU Kids Online) и национального проекта «Британские дети в Интернете» (UK Children Go Online) по инициативе британских ученых и под руководством профессора Лондонской школы экономики и политических наук факультета медиа и коммуникаций С. Ливингстоун. Актуальность анализа этих исследований связана с растущей проблемой онлайн-рисков и нанесения вреда, с которыми дети и молодежь сталкиваются в повседневной жизни во всем мире. Отмечается, что российские ученые также решают нелегкую задачу формирования культуры информационной безопасности медиапользователей. Согласно данным британских исследователей, которые не противоречат результатам российских исследований данной проблемы, цифровая грамотность (компьютерная грамотность) и достаточный опыт работы в Интернете не гарантируют защиту пользователя от потенциального риска или вреда, так как важно не то, как часто или как долго пользователь появляется в сети, а то, каким образом он работает в Интернете, то есть речь идет о медиакомпетентности личности.

Ключевые слова: информационная безопасность; медиаобразование; компьютерная грамотность; медиакомпетентность; цифровая компетентность; медиаконтент; социальные сети; онлайн-риски; инфокоммуникационные технологии.

1 Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику», проект № 13-36-01001. Руководитель проекта - И. В. Челышева.

бб

Проблемы информационной безопасности общества в целом и защиты отдельной личности в частности приобретают все большое значение в связи с ростом небезопасных цифровых медиаконтентов в настоящее время. Поэтому защита детской и молодежной аудиторий в контексте активного развития современного медиаобразования является одним из ключевых направлений в отечественной и зарубежной медиапедагогике.

Британская система гражданского медиаобразования признана во всем мире и направлена на развитие медиаграмотности граждан, которое должно начинаться в самом раннем возрасте. Актуальность этой цели уже давно не вызывает сомнения в общественно-педагогических кругах Великобритании и объясняется растущей медиатизацией общества и культуры.

При этом британские ученые в решении данной проблемы настойчиво придерживаются «золотой середины», а именно баланса между максимизацией возможностей Интернет и минимизацией онлайн-рисков и угроз для юных пользователей.

В числе ведущих британских центров, которые главной целью своей деятельности считают повышение медиаграмотности населения в эпоху цифровых технологий, а также формирование инфоком-муникационной грамотности / компетентности граждан с акцентом на информационной безопасности детей и взрослых, можно выделить «Отдел развития медиаграмотности» (Media Literacy, OFCOM) при британском Управлении по телекоммуникациям и «Центр онлайновой защиты детей от эксплуатации» (CEOP).

Кроме того, в последние годы Детский фонд ООН в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности считает «поддержку исследований онлайн-рисков и безопасности детей и молодежи, создание благоприятных условий для развития гражданской ответственности в мире цифровых технологий, а также внедрение программ по повышению сознательности детей и стимулированию

коммуникации и развития посредством инфокоммуникационных технологий» [Livingstone et al., 2013b, p. 5].

Современные британские исследования, которые проводятся в контексте защиты детей и молодежи в мире цифровых технологий, касаются прежде всего проблем потенциальных рисков и вреда, с которыми детско-молодежная аудитория сталкивается в социальных сетях, поскольку именно этот сектор является одним из самых популярных и наиболее используемых среди онлайн-услуг.

В связи с этим в поле исследования оказываются следующие вопросы:

1) С какими рисками и формами вреда могут столкнуться юные пользователи сети Интернет?

2) Каково соотношение потенциальных рисков и фактического вреда, наносимого социальными сетями юным пользователям всемирной паутины?

3) Кто подвергается большей опасности: дети с более высоким уровнем цифровых навыков и опыта работы в социальных сетях или с более низким уровнем цифровой грамотности?

В числе наиболее распространенных рисков, связанных с небезопасным медиаконтентом, обычно выделяются: 1) просмотр медиаконтента сексуального характера; 2) сетевой буллинг (кибербуллинг); 3) реальная личная встреча с виртуальным знакомым; 4) получение интернет-сообщений интимного содержания; 5) медиаконтент негативного или асоциального характера, содержащий призывы к групповой агрессии, суициду, наркомании и пр.

Согласно результатам реализации недавнего проекта «Дети Европы Онлайн» (EU Kids Online), в котором исследовался опыт работы детей и молодежи в сети Интернет, а также вопросы риска и Интернет-безопасности (координаторы проекта - C. Ливингстоун и Л. Хэддон, Лондонская школа экономики и политологии), юная медийная аудитория сталкивается с данными рисками главным образом в социальных сетях (чаты, всплывающие рекламные окна и пр.).

При этом оказалось, что вопреки бытующему мнению о том, что компетентные медиапользователи более защищены от рисков в Интернете, чем их менее сведущие сверстники, данный проект позволил доказать, что пользователи с более высоким уровнем цифровой компетенции сталкиваются с большим объемом онлайн рисков, кроме того, они с вероятностью 30-45 % более подвержены риску столкнуться с вышеперечисленными рисками [Livingstone et al., 2013a. p. 48].

Дело в том, что цифровая грамотность и высокий уровень владения компьютерной грамотностью, и даже достаточный опыт работы в Интернете, ни коим образом не гарантируют защиту пользователя от потенциального риска и связанного с ним вреда, так как главный вопрос заключается не в том, как часто или как долго пользователь появляется в сети, а каким образом он / она работает в Интернете, иначе говоря, речь идет о медиакомпетентности личности, которая отличается от сугубо практической компьютерной / цифровой грамотности пользователя.

Решение этой проблемы лежит в плоскости медиапедагогики. Российские ученые придерживаются аналогичного мнения о защитном и развивающем потенциале медиапросвещения детей и молодежи: «Медиаобразование может эффективно применяться для того, чтобы нейтрализовать воздействие “экранного насилия” на несовершеннолетнюю аудиторию» [Федоров, 2004, с. 166].

Согласно результатам опроса юных пользователей Интернета, проведенного в рамках вышеупомянутого проекта (всего в нем приняли участие около 10 000 детей в возрасте от 9 до 16 лет из 25 европейских стран), они часто сталкиваются с целым рядом онлайн-угроз (рисков), которые их беспокоят либо вызывают дискомфорт или страх (рис. 1).

Анализ содержания онлайн-рисков, которым, по результатам исследований, подвергается детско-юношеская аудитория интернет-пользователей (табл. 1), показывает, что конкретное содержание

весьма широкого диапазона онлайн-рисков в сети Интернет зависит от целого ряда факторов: 1) небезопасное содержание того или иного сайта (небезопасный медиаконтент); 2) потенциальная угроза неприемлемого контакта (виртуального или реального) юного пользователя с небезопасным медиконтентом или виртуальным знакомым;

3) угрозы, исходящие от других медиапользователей в Интернете в ваш адрес; 4) угрозы, заложенные разработчиками вредоносных программ, кибератаки (кибертерроризм); 5) угрозы, связанные с причинением вреда здоровью пользователей, разные формы интернет-зависимости.

Рис. 1. Онлайн риски: результаты опроса детей [Livingstone et al., 2013c]

Таблица 1

Содержание онлайн рисков, которым подвергается детско-юношеская аудитория интернет-пользователей [Livingstone et al., 2013c]

1. Риски, связанные с содержанием медиаресурсов Контент порнографического или сексуального характера Контент насильственного или агрессивного характера Неприемлемый контент вообще Страшный контент Контент со сценами насилия и крови Контент, рекламирующий наркотики Рекламный контент вообще Контент, содержащий информацию о причинении себе вреда (анорексия, булимия) или суициде Порнография с насилием Контент, призывающий к расизму Контент, вызывающий отвращение Контент, принижающий чувство собственного достоинства 19,6 % 15,3 % 7.5 % 3.4 % 2,2 % 1,9 % 1.6 % 1.5 % 0,9 % 0,8 % 0,4 % 0,3 %

2. Риски, связанные с контактами Угроза неприемлемого контакта вообще Возможность неприемлемого сексуального контакта Лица, выдающие себя за других людей Фактический или предпринятый неприемлемый контакт вообще Личные встречи после онлайн-знакомства Фактический или предпринятый неприемлемый контакт сексуального характера Другие лица, получившие доступ к вашим личным данным Контент с идеологическими, религиозными, экстремистскими призывами 5,6 % 3,2 % 1,8 % 0,9 % 0,5 % 0,5 % 0,3 % 0,2 %

3. Риски, связанные с поведением Различные формы агрессивного поведения Буллинг (чаще всего, регулярные акты агрессии) Нежелательное/неприемлемое поведение вообще Несанкционированная попытка доступа к личным данным Лица, которые наносят вред своими высказываниями вашей репутации Обмен изображениями или фотографиями Обмен личными данными Сексуальная агрессия или рассылка неприемлемых сообщений интимного содержания (секстинг) 5.1 % 4.7 % 3,9 % 2,3 % 1.8 % 1.2 % 0,7 % 0,7 %

4. Другие осо- Вирусы 2,1 %

бые риски Спам 2,0 %

Всплывающие рекламные окна 1,5 %

Недостаточный уровень интернет-безопасности в 0,5 %

целом

Риски, связанные с поиском надежной информации 0,4 %

Риски, относящиеся к аппаратному или программно- 0,3 %

му компьютерному обеспечению

Проведение большого количества времени в Интер- 0,3 %

нете

Азартные онлайн игры 0,2 %

Несоблюдение правил онлайн безопасности 0,2 %

Риски, связанные с вредом для здоровья пользователя 0,1 %

Нелегальное скачивание информации 0,1 %

В числе наиболее часто называемых детьми-онлайн рисков - медиаконтент порнографического характера и медиаресурсы, содержащие сцены насилия (40 %). При этом они называют конкретные медиа ресурсы, которые чаще всего демонстрируют такого рода небезопасный контент (рис. 2). Лидерами в этом отношении выступают сервисы с возможностями видеообмена (например, YouTube, Redtube), веб-сайты, социальные сети и онлайн-игры.

Небезопасные медиа ресурсы

■ Сайты видеообмена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Веб-сайты

■ Сервисы социальных сетей

■ Игры

■ Чаты

■ Электронная почта

■ Другие платформы

■ Мгновенные сообщения

Рис. 2. Небезопасные для детей медиа ресурсы [Livingstone et al., 2013c]

В эмоциональном отношении дети испытывают главным образом раздражение, отвращение или страх (в зависимости от содержания ресурса - реклама, секстинг, буллинг и пр.) при контакте с неприемлемым или нежелательным для их возраста медиаконтентом. Дети младшего возраста больше опасаются группы онлайн-рисков, которая связана с содержанием медиа ресурсов, а дети постарше (подростковый и юношеский возраст) недоверчиво относятся к группам, связанным с установлением контактов и поведением, что объясняется естественным процессом их гражданской социализации.

Говоря о вреде, который может быть причинен ребенку в результате контакта с небезопасными медиа ресурсами, в научном обиходе упоминают преимущественно эмоциональный вред (расстройство, депрессия, страх и др.), психологический вред (стресс, зависимость, низкая самооценка, агрессия и пр.), а также социальный вред (остракизм, потеря друзей) [Livingstone, 2013d, p. 21].

Таким образом, данный проект позволил ученым выяснить, с какими онлайн-рисками дети и молодежь сталкиваются в повседневности, а также привлечь внимание родителей, учителей и широкой общественности к проблемам безопасности и защиты детей в Интернете.

На данном этапе развития медиаобразования в этом направлении остается целый ряд нерешенных вопросов:

1) Можно ли измерить вред, причиненный онлайн?

2) Как достичь баланса между потенциальными онлайн-преимуществами и рисками?

3) Каким образом возможно регулировать медиа ресурсы?

4) Зачем и кто их должен регулировать?

5) Как помочь родителям научить своих детей безопасному поведению в Интернете?

Так или иначе, решение этих проблем в перспективе может осуществляться в двух направлениях: 1) путем усовершенствования так называемой «социо-технологической среды» (онлайн-окружения)

людей; 2) путем повышения стойкости и иммунитета юных пользователей к онлайн-рискам и сопутствующим им формам вреда. Последний путь особенно актуален, на наш взгляд, для родителей, учителей и воспитателей, так как именно на них лежит ответственность за развитие медиаграмотности детей и молодежи.

Литература

1. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. - 414 с.

2. Livingstone S. Does the use of social networking sites increase children’s risk of harm? / S. Livingstone, E. Staksrud, O. Kjartan // Computers in Human Behavior. - 2013а. - № 29. - P. 40-50.

3. Livingstone S. A Global Agenda for Children's Rights in the Digital Age: Recommendations for developing UNICEF's research strategy / S. Livingstone, M. Bulger // UNICEF Office of Research. - Florence, 2013b. -76 p.

4. Livingstone S. In their own words: what bothers children online? [Электронный ресурс] / S. Livingstone, L. Kirwil, C. Ponte & E. Staksrud // EU Kids Online, London School of Economics & Political Science, London, UK. -2013c. - Режим доступа : http:// http://www.lse.ac.uk/media%40lse/research/ EUKidsOnline/Home.aspx.

5. Livingstone S. Young people in the European digital media landscape : a statistical overview with an introduction / S. Livingstone, L. Haddon // Gothenburg : NORDICOM University of Gothenburg, the International Clearinghouse on Children, Youth and Media, 2009. - 67 p.

6. Livingstone S. Online risk, harm and vulnerability : Reflections on the evidence base for child Internet safety policy / S. Livingstone // ZER : Journal of Communication Studies. - 2013d. - Volume 18. - № 35. - P. 13-28.

© Михалева Галина Викторовна (2014), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова (Таганрог), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.