НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
ВЫПУСК № 6 (30) / 2014
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Екатеринбург
2014
НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
2014. № 6 (30): ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Учредитель: ООО «Центр научных и образовательных проектов»
Основан в 2012 году. Выходит 12 раз в год ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online)
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-47018 от 18.10.2011 Адрес редакции: 620050, г. Екатеринбург, ул. Монтажников, д. 11, оф. 17, E-mail: [email protected] Адрес издательства: 620098, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 43, к. 57, E-mail: [email protected]
Подписка на журнал принимается в каждом почтовом отделении по Объединенному каталогу «Пресса России» (подписной индекс 29255)
Журнал включен в базу данных Российского индекса научного цитирования, в международный реестр периодических изданий Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук Владимир Александрович Мазилов, доктор психологических наук Галина Петровна Сикорская, доктор педагогических наук Ирина Викторовна Лопаткова, доктор психологических наук Людмила Анатольевна Иванова, кандидат педагогических наук Людмила Васильевна Шибаева, доктор психологических наук Марк Матусович Ицкович, кандидат психологических наук Радислав Петрович Мильруд, доктор педагогических наук Сергей Леонидович Леньков, доктор психологических наук Тамара Алексеевна Муравицкая, доктор философских наук Татьяна Валерьевна Леонтьева, кандидат филологических наук Екатерина Сергеевна Иванова, кандидат психологических наук (научный редактор)
Английский перевод аннотаций: В. Кучко Главный редактор: Т. В. Леонтьева
NAUCHNYJ DIALOG (SCIENTIFIC DIALOGUE)
2014. № 6 (30): PEDAGOGICS. PSYCHOLOGY
The journal is added to the Global Serials Directory Ulrichs Web (www.ulrichsweb.com/ulrichsweb/)
Mass Media Registration Certificate PI № FS 77-47018 of 18.10.2011 (by Federal Service for Supervision in the Sphere of Telecom, Information Technologies
and Mass Communications)
ISSN
Subscription Code Coverage
Presence in Citation Bases Text Presentation Form
Reviewing
ISSN 2225-756X (Print), ISSN 2227-1295 (Online) Key title: Naucnyj dialog,
Abbreviated key title: Naucn. dialog
29255, Union Catalog “Pressa Rossii” (Russian Press)
Russian Federation, foreign countries
The journal is added to the Russian Science Citation Index (RSCI)
All published articles are publicly available for reading and citing on the journal’s website and in the National E-Library (RSCI)
All manuscripts submitted to the editorial office are to be reviewed
EDITORIAL BOARD
Aleksandr Viktorovich Fyodorov, Doctor of Education Galina Petrovna Sikorskaya, Doctor of Education Vladimir Aleksandrovich Mazilov, Doctor of Psychology Irina Victorovna Lopatkova, Doctor of Psychology Lyudmila Anatolyevna Ivanova, PhD in Education Lyudmila Vasilyevna Shibayeva, Doctor of Psychology Mark Matusovich Itskovich, PhD in Psychology Radislav Petrovich Milrud, Doctor of Education Sergey Leonidovich Lenkov, Doctor of Psychology Tamara Alekseyevna Muravitskaya, Doctor of Philosophy Tatyana Valeryevna Leontyeva Ekaterina Sergeyevna Ivanova, PhD in Psychology (Science Editor) Editor-in-Chief: Tatyana Valeryevna Leontyeva
Содержание
ПСИХОЛОГИЯ
Бессонов И. Б., Дьяченко Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов .................................................6
Сняданко И. И. Оценка студентами учебно-познавательного взаимодействия с преподавателями в контексте психологической готовности к будущей профессионально-управленческой деятельности.....15
Чернецкая Н. И. Влияние тренинга развития творческого
мышления подростков на их школьную успеваемость......................27
ПЕДАГОГИКА Кольчикова Н. Л. Особенности этнолитературного
образования в национальной школе Республики Хакасия..................44
Кукенков В. И. Основополагающие аспекты разработки теории художественного опыта для подготовки художника-педагога..............53
Михалева Г. В. Онлайн-риски и проблемы защиты
детей в современном британском медиаобразовании......................66
Рожнова К. О. Деловая игра «Денежный поток» как средство
развития управленческого мышления будущих менеджеров.................75
Снопкова Е. И. Междисциплинарный синтез в современном педагогическом исследовании: актуализация проблемы...................82
Щербина Е. Ю. Комплекс индикаторов в моделях
стимулирования преподавательского труда..............................93
CONTENTS...........................................................109
АВТОРАМ............................................................116
Рожнова К. О. Деловая игра «Денежный поток» как средство развития управленческого мышления будущих менеджеров / К. О. Рожнова // Научный диалог. - 2014. - N° 6 (30) : Педагогика. Психология. - С. 75-81.
УДК 378:372.8:(316.776.3:330)
Деловая игра «Денежный поток» как средство развития управленческого мышления будущих менеджеров
К. О. Рожнова
В статье рассматривается понятие управленческого мышления как основного компонента коммуникативно-управленческой компетентности. Отмечается, что управленческое мышление ориентировано на прогнозирование целей, выявление приоритетных факторов, рациональное использование ресурсов для развития компании в условиях стратегического планирования. Обосновывается необходимость развития управленческого мышления будущих менеджеров посредством игровых методик. В связи с этим в образовательную практику предлагается ввести набирающую популярность в социальных сетях Интернет деловую игру «Денежный поток», разработанную Р. Кийосаки. Описывается концепция игры, методика ее проведения. Излагаются основы игрового действия, комментируются особенности поведения участников и ведущего в игровых событиях. Сообщается, что игроку необходимо выполнить ряд управленческих заданий, погружающих его в квазипрофессио-нальную деятельность. В качестве достоинства игры отмечается, что игрокам предоставляется возможность освоения моделей поведения, соответствующих разным социальным ролям, таким как наемный работник, предприниматель, бизнесмен, инвестор. Характеризуются основные этапы игры: «крысиные бега» и «скоростная дорожка». Автор считает, что такой метод интерактивного обучения развивает профессиональные умения (ведения переговоров, взаимодействия с бизнес-игроками, оценки последствий принимаемых решений и др.), формирует управленческое мышление.
Ключевые слова: управленческое мышление; деловая игра; коммуникативно-управленческая компетентность; менеджер.
Современные условия рынка труда требуют от специалистов управленческих профессий наличия определенных качеств. Менеджер должен быть способным к коммуникации, делегированию полномочий, стратегическому планированию, то есть должен владеть коммуникативно-управленческой компетентностью.
Понятие «коммуникативно-управленческая компетентность» достаточно новое для педагогики. Под ним понимается сочетание психологических и профессиональных знаний, способностей и навыков, позволяющих осуществлять эффективную организацию работы предприятия (персонала) посредством использования средств коммуникативного взаимодействия. Одним из базовых компонентов коммуникативно-управленческой компетентности, необходимого в профессиональной деятельности менеджера, является развитое управленческое мышление. Автор данного термина О. С. Анисимов определяет его как вид мышления, осуществляемого в позиции управления, соотносимого с необходимостью ситуационной реконструкции и характеризующегося поиском причин затруднений в достижении поставленных управленцем целей, в реализации и коррекции сформулированных им способов действий исполнителей [Анисимов, 2004]. Важными составляющими в данном мыслительном процессе являются рефлексия, осознанное использование логических форм рассуждения, реализация требований культуры мышления. В свою очередь С. А. Клопов и А. М. Мамчур отмечают, что управленческое мышление предполагает «особенности мышления руководителя, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные управленческие задачи» [Клопов и др., 2007, с. 236]. Управленческое мышление определяется как специфическое мышление, ориентированное на творческое прогнозирование перспектив, масштабное определение целей, целостное выявление приоритетных факторов, рациональное использование ресурсов для развития компании в условиях стратегического планиро-
вания. В. М. Шепель подчеркивает: «Руководитель по своему управленческому мышлению не может быть только тактиком, который не видит рисунок событий в целом, или только стратегом, который не придает значения решению практических проблем. Его управленческое мышление в зависимости от масштаба власти и реальной ситуации постоянно работает в режиме “стратегия - тактика - стратегия”» [Шепель, 2011, с. 125].
Одним из эффективных средств развития управленческого мышления является деловая игра «Денежный поток», разработанная Робертом Кийосаки. Весь деловой мир разделен на 4 категории («Квадрант денежного потока»): наемные работники - люди, выполняющие определенные функции и получающие заработную плату, заинтересованные в обеспечении стабильности и определенных гарантиях со стороны работодателя и государства; предприниматели - люди, работающие на себя, но не имеющие системы, обеспечивающей постоянный доход; бизнесмены (работодатели) - люди, создавшие систему, приносящую доход независимо от ежедневных трудозатрат; инвесторы - люди, получающие доход от денежных вложений в развитие бизнеса и / или приобретение имущества (рис. 1).
Левая сторона квадранта Правая сторона квадранта
(95 % людей, 5 % денег) (5 % людей, 95 % денег)
Р (работники) Б (бизнесмены)
П (предприниматели) И (инвесторы)
Рис. 1. Квадрант денежного потока (по Р. Кийосаки) 77
Как мы видим, профессиональная деятельность каждого человека обусловлена определенной социальной ролью, и «каждая роль характеризуется вербальными и невербальными признаками, общественным и профессиональным поведением, стилем, имиджем» [Ев-тюгина, 2013, с. 62]. «Денежный поток» предоставляет возможность в игровой форме пройти по пути, определенному иерархией социальных ролей, от наемного работника до инвестора, выбирая соответствующий роли образ мышления, развивая навыки грамотного управления финансовыми ресурсами.
Вначале игрокам необходимо выполнить ряд обязательных условий. Во-первых, выбрать банкира, через которого будут осуществляться все денежные операции. Во-вторых, заполнить балансовую ведомость, указав доходы (зарплата, пассивный доход, денежный поток) и расходы (налоги, выплаты по ипотеке, и пр.). В-третьих, определить аудитора, главная задача которого - оказывать помощь в заполнении балансовой ведомости. И, наконец, распределить между участниками игровой баланс (ежемесячный денежный поток и сбережения).
Игра предполагает наличие двух этапов: первый - «крысиные бега» (малый круг), второй - «скоростная дорожка» (большой круг). «Крысиные бега» задуманы авторами игры как отражающие суть жизни большинства людей, не стремящихся к роли «бизнесмена» или «инвестора», работают на работодателя и государство. Цель потенциального менеджера представлена авторами игры как значительно более широкая. Она состоит в том, чтобы выйти из малого круга и обрести финансовую защищенность, то есть сформировать превышающий общие расходы пассивный доход (вид дохода, не зависящий от каждодневной деятельности) и погасить все пассивы (кредит, ипотеку).
Игроку необходимо выполнить ряд управленческих заданий, погружающих его в квазипрофессиональную деятельность. Для иллюстрации процесса приведем примеры игровых событий:
1) малые (до $ 5000) и большие (свыше $ 6000) сделки - возможности для создания актива;
2) незапланированные расходы, от которых нельзя отказаться, например, расходы на удовольствия (мороженое, водный глиссер и т. д.) и необходимые расходы (лечение у зубного врача, ремонт водопровода и т. д.);
3) события на рынке, например, появление покупателя, желающего приобрести вашу собственность; важно наблюдать за поведением других игроков и анализировать те карточки, которые вытягивают они;
4) безработица или банкротство; это означает, что участник потерял работу и необходимо заплатить в банк сумму общих расходов. Если требуемой суммы не набирается, участник должен распродать свои активы.
Игрок может выйти из круга «крысиных гонок» на «скоростную дорожку» в начале любого хода, когда его пассивный доход станет больше общих расходов. На «скоростной дорожке» (большой круг) необходимо увеличить ежемесячный денежный поток. Каждый раз, когда игрок останавливается или пересекает участок поля cashflow day, он получает дневной пассивный доход. На «скоростной дорожке» участник может купить любые бизнес-инвестиции, оплатив первоначальный взнос. Естественно, что после покупки инвестиций необходимо пересчитать пассивный доход в балансовой ведомости. Интересно, что можно ввести дополнительные правила на усмотрение ведущего, например, объявить дефолт, опционы на сделку, предложить вариации с безработицей и т. д., еще больше приблизив игру к обстоятельствам реальной жизни. Победитель определяется по наибольшей сумме пассивного дохода.
«Денежный поток» - сейчас довольно популярная игра. Только в Екатеринбурге зарегистрировано 28 сообществ (по данным социальной сети «В контакте»), проводящих турниры по данной игре. Мы же предлагаем ввести этот метод в практику высшего професси-
онального образования будущих менеджеров. Деловая игра мотивирует студентов, повышает интерес к образовательной деятельности, актуализирует «связь познавательного с эмоциональным: прожитые в игре события формируют личное отношение к определенному блоку знаний и понимание важности овладения определенными умениями и навыками» [Анциферова, 2013, с. 6]. В игре «Денежный поток» проявляются скрытые черты характера человека, его сильные и слабые стороны, развивается умение взаимодействовать с коллегами, проводить переговоры, оценивать последствия принимаемых управленческих решений, апробируются и совершенствуются модели поведения в бизнес-ситуациях. Отметим, что управленческая деятельность нуждается в полипредметных и полидисциплинарных, комплексных мыслительных средствах, поэтому необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по формированию у будущих менеджеров коммуникативно-управленческой компетентности в целом и управленческого мышления в частности.
Литература
1. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратега [Электронный ресурс] : в двух томах / О. С. Анисимов. - 2004. - Том 2. - 365 с. -Режим доступа : http://metodologika.ru/sites/default/files/content/Docs/2004/ MetDicV2.pdf.
2. Анциферова О. Н. О ролевых играх на практическом занятии в вузе / О. Н. Анциферова // Социокультурное пространство России : общество, образование, язык : выпуск 2 / под ред. А. В. Щетининой. - Екатеринбург : Ажур, 2013. - С. 5-12.
3. Евтюгина А. А. Деловое общение : от стиля к жанру / А. А. Евтю-гина // Социокультурное пространство России : общество, образование, язык : выпуск 2 / под ред. А. В. Щетининой. - Екатеринбург : Ажур, 2013. - С. 59-70.
4. Клопов С. А. Формирование управленческого мышления будущих офицеров: теоретический анализ и технологические решения / С. А. Клопов, А. М. Мамчур // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - № 1 (21). - С. 234-238.
5. Шепель В. М. Эффективное управленческое мышление / В. М. Ше-пель // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 122-134.
© Рожнова Кристина Олеговна (2014), аспирант, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессиональнопедагогический университет» (Екатеринбург), [email protected].