Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А.

Цель исследования выявить особенности психологической адаптации студентов. У студентов с высокой психологической адаптацией выявлены высокие познавательные способности к обучению, значимость учебного заведения, уровень самовоспитания, коммуникативная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 159.9

Молдабаева Р.А.

ст. преподаватель, Карагандинский университет им.Е.А.Букетова

г.Караганды. Казахстан. Жансерикова Д.А.

канд. пс. наук, доцент, Карагандинский университет им.Е.А.Букетова

г.Караганды. Казахстан.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация

Цель исследования выявить особенности психологической адаптации студентов. У студентов с высокой психологической адаптацией выявлены высокие познавательные способности к обучению, значимость учебного заведения, уровень самовоспитания, коммуникативная компетентность.

Ключевые слова: адаптация; психологическая адаптация, дезадаптация, психофизиологическая адаптация, стрессоустойчивость.

В профессиональной деятельности человек сначала входит в новую социальную среду, а затем становится полноценным ее членом, профессионально формируется и развивает свою индивидуальность. В результате профессиональной адаптации у студента формируются качества, присущие специалисту в области профессионального общения, поведения и профессиональной деятельности в целом. Благодаря этим качествам человек реализует свои профессиональные стремления, потребности, интересы. Следует отметить, что процесс адаптации студенческой молодежи является достаточно сложным, многомерным и многоуровневым процессом.

Вопросы адаптации студентов к обучению в вузе вызывают интерес у специалистов различных областей. Это связано с тем, что период обучения совпадает с одним из кризисных периодов в жизни, в ходе которого завершается формирование личности. Процесс обучения предъявляет высокие требования к механизмам психической адаптации. При возрастании определенных особенностей и уязвимости психики возникают адаптационные ситуации, проявляющиеся в психологических трудностях и социальных конфликтах, процесс воспитания сопровождается развитием различных форм зависимостей, возникающих при предопределении требований к механизмам психической адаптации. Р. Р. Бибрих (1990) выделил интегральные аспекты адаптации студентов к вузу: психолого-педагогические, социально - психологические, мотивационно-личностные [1]. Психолого-педагогический аспект связан с адаптацией к новым формам и методам организации учебного процесса. Социально-психологический аспект связан с освоением новых социальных норм. Мотивационно-личностная адаптация студентов к вузу играет важную роль в развитии личности молодого специалиста. Необходимо целенаправленно формировать позитивную учебную мотивацию: создавать новые учебные цели, соответствующие требованиям учебного процесса [2].

В процессе адаптации у студентов формируются новые личностные качества, профессиональное самоопределение, готовность к изменениям, связанным с профессиональной образовательной траекторией; формируется информационная и учебная культура, навыки самостоятельной и совместной учебной деятельности; коммуникативные навыки, социально-психологическая компетентность (Т. В. Солодилова, 2003), А. Н.Макарова (2005) выявил: критерии адаптации личности: интеграция с окружающей средой, реализация личностного потенциала, эмоциональный настрой [3].

В конце первого семестра для большинства первокурсников некоторые трудности адаптационного

периода уходят на второй план: они используют интеллектуальные знания, творческие силы, эмоциональные ресурсы, способность к освоению различных видов деятельности. Основными факторами, вызывающими трудности в адаптационный период, являются увеличение объема учебной информации; низкий интерес к некоторым предметам; сложность материала; отсутствие навыков самостоятельной работы; недостаточное снабжение учебниками; резкое изменение социальной среды; отсутствие информационно-учебной культуры. Однако к этому времени группа студентов, имеющих значительные трудности в процессе адаптации, уже выделяется: неспособность усвоить за короткий срок растущий объем учебной информации, что приводит к комплексу неудач, неуверенности, разочарованию, потере интереса к учебе, профессии. Отношения со сверстниками, учителями также могут не очень хорошо развиваться. Если адаптация нарушена (происходит дезадаптация), то обострятся хронические заболевания, могут развиться невротические, связанные со стрессом расстройства. Часть таких студентов, как правило, сразу выбывает с учебного процесса.

Для изучения возможностей адаптации студентов к условиям обучения в вузе было проведено исследование 60 студентов первого курса факультета философии и психологии, филологии им.Е. А. Букетова. Исследование проводилось в конце первого семестра и применялись следующие методики: опросник об особенностях адаптации студентов к новым условиям жизни, учебной нагрузке, особенностям студенческого общения; опросник для оценки проявлений психологической и физиологической профессиональной адаптации О. Н. Родиной; тест по оценке стрессоустойчивости Ю. В. Щербатых.

Опрос студентов показал, что многие из студентов испытывали трудности в адаптации, которые решались в течение первого месяца обучения в вузе. В ходе исследования большинство студентов продемонстрировали нормальный и низкий уровень адаптации. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, поведенческая активность и в соответствии с этим студенты были разделены на 2 группы (студенты с низкой психологической адаптацией и студенты с высокой психологической адаптацией).

В ходе изучения уровня психологической адаптации у студентов с низким уровнем адаптации отмечались плохое самочувствие, выраженность сомативно-вегетативных нарушений, нарушения цикла «сон - бодрствование», ухудшение показателей социального взаимодействия, значительно снизилась мотивация к обучению по сравнению с показателями студентов с высокой профессиональной адаптацией. Уровень интегрального показателя дезадаптации достоверно превышал показателей студентов с высоким уровнем психологической адаптации (Р < 0,01).

В ходе оценки стрессоустойчивости студентов выявлено достоверное отличие показателей студентов с высокой психологической адаптацией от показателей студентов с низкой психологической адаптацией (Р < 0,01), установлено, что студенты с низкой психологической адаптацией более чувствительны к стрессу.

Выявлены достоверные различия между группами по шкале предрасположенности к психосоматическим заболеваниям, установлено, что у студентов с низкой психологической адаптацией предрасположенность к психосоматическим заболеваниям выше, чем у студентов с высоким уровнем психологической адаптации.

По шкале выбора способов борьбы со стрессом также отмечались различия между группами, было установлено, что студенты с низкой психологической адаптацией чаще выбирают деструктивные способы борьбы со стрессом. Установлено, что студенты с высокой психологической адаптацией по шкале выбора конструктивных способов преодоления стресса чаще выбирают конструктивные способы преодоления стресса.

Выявлены следующие особенности психофизиологической адаптации студентов к учебному процессу: в группе студентов с высокой психологической адаптацией наблюдались высокий уровень

показателей по следующим шкалам: «познавательная способность к обучению», «уровень самовоспитание» и «коммуникативная компетентность».

Таким образом, в результате исследования, нами были выявлены особенности адаптации студентов, влияющие на успешность учебной и профессиональной деятельности, которые заключается в психологической и психофизиологической адаптации студентов. Список использованной литературы:

1. Бибрих, Р. Р. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе / Р. Р. Бибрих / / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу. - Китинев: Штиинца, 1990. - С. 17-29.

2. Абилова З. Т. проблемы профессиональной адаптации молодых педагогических специалистов. // КарГУ. Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь и актуальные проблемы современности« (7-8 декабря 2016 г.) -Караганда, 2016, -С. 87-91.

3. Аберган, В.П. Социальная адаптация студенческой молодежи к профессиональной деятельности. // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. ст. — Минск: РИПО, 2014. — С. 3-11.

© Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.