проведение тематических конференций и семинаров, организация курсов повышения специальности весьма актуальны.
Список использованной литературы:
1. Александров Ю. А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. -- М.: Медицина, 1993. -- С. 225-237.
2. Березанцев А. Ю. Теоретические и практические аспекты соматоформных расстройств и психосоматики (сообщение 1) // Российский психиатрический журнал. -- 2001. -- № 5. -- С. 4-10.
3. Бройтигам В., Кристиан П., фон Рад М. Психосоматическая медицина. -- М.: Гэотар Медицина, 1999. -376 с.
4. Гиндикин В. Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: Справочник. -- К, 1997. -104 с.
5. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. -- М.: Медицина, 1995. -- С. 501-512.
6. Марилов В. В., Коркина М. В., Есаулов В. И. Личностные особенности и характер психических нарушений при синдроме раздражения толстой кишки // Социальная и клиническая психиатрия. -- 2000. -Т. 10, № 4. -- С. 21-27.
7. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / Под ред. А. Б. Смулевича. -- М.: Русский врач, 2000. -- С. 78-105.
8. Петрюк П. Т., Якущенко И. А. Психосоматические расстройства: вопросы дефиниции и классификации // Вестник Ассоциации психиатров Украины. -- 2003. -- № 3-4. -- С. 133-140.
© Лиджи-Горяева А.А., 2020
УДК 378.1
Молдабаева Р. А.
Старший преподаватель КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected] Жансерикова Д.А.
Доцент, к.пс.н. КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей структуры профессиональной мотивации студентов разных специальностей. Для студентов экономического направления, профессиональные мотивы связаны со стремлением применять полученные знания в сфере профессиональной деятельности, так как высококвалифицированный специалист в сфере экономики всегда востребован и имеет высокий статус. Для студентов социального направления важны коммуникативные мотивы, это связано со стремлением расширить зону социальных связей, применять полученные знания во взаимодействии с людьми.
Ключевые слова:
Мотив, мотивация, профессиональная мотивация, коммуникативные мотивы, профессиональная направленность.
Повышение требований общества непосредственное влияет на профессиональное образование в вузе. В настоящее время современная Болонская система образования в Казахстане, анализируя изменения в экономике, технологии и обществе адаптирует содержание образования и методы обучения. Учебно-профессиональная деятельность студентов в рамках данной системы занимает важное место в профессиональном образовании. Учебно-профессиональная деятельность студентов по выбранной специальности, определяя качественный состав и общую структуру профессиональной мотивации, способствует формированию профессиональных компетенции будущего студента [1, с. 26].
Значимость данной проблемы в теоретических и практических аспектах заключается в раскрытии структуры учебно-профессиональной мотивации студентов, обучающихся в разных специальностях. Известно, что в этой области для изучения мотивационной сферы личности посвящены труды многих ученых (А. Н. Леонтьев, В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, М. В. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Димонов, Д. Н.Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон и др.) и зарубежных ученых. Аткинсон, г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.)
В современных условиях в психологии отсутствует единая теория мотивационной сферы личности, недостаточно раскрыты многие вопросы, связанные со спецификой успешной реализации возможностей личности студента в современной науке и практике. Поэтому важно изучить влияние профессиональной направленности студента на мотивационную сферу личности студента и определить ее структуру.
Анализ опубликованных работ по данному вопросу показал, что проблема профессиональной мотивации студентов не осталась без внимания ученых. Проведенные ранее исследования послужили основой для определения особенностей профессиональной структуры студентов различных специальностей. Поэтому целью нашего исследования было изучение структуры профессиональной мотивации студентов разных специальностей [2, с. 41].
Для оценки показателей профессиональной мотивации студентов были использованы следующие методики: диагностика учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунина, обновленной Н. Ц. Бадмаевым), мотивация учебной деятельности студентов (вопросник Т. И. Евменова), диагностика мотивационной структуры личности (методика В. Э. Мильмана).
Мотивационная сфера личности является основой деятельности и общения. Основным критерием исследования этого явления является мотив. Таким образом, возникает вопрос, какой же мотив характерен для мотивационной сферы студентов, обучающихся в разных направлениях [3, с. 60].
Для определения мотивов, характеризующих мотивационную сферу личности студента, использовался метод экспертной оценки. В качестве экспертов были взяты преподаватели, общее количество экспертов составил 32 человек. Этот метод, по мнению экспертов, позволить выбрать мотивы, характеризующие мотивационную сферу личности студентов. С помощью экспертов они были разделены на следующие компоненты: учебно-профессиональные, профессиональные и коммуникативные мотивы.
Исследование структуры профессиональной мотивации студентов различных направлений прошла на базе Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова. В исследовании приняли участие 136 студентов, обучающихся по специальностям экономика, финансы, социальная работа, психология. Возраст испытуемых от 18 до 22 лет.
Проведенные исследования показали, что в профессиональной мотивации преобладает следующие структурные компоненты: учебно-профессиональные мотивы, коммуникативные мотивы, профессиональные мотивы. Из мотивационных компонентов личности студентов экономической направленности определены следующие показатели: учебно-профессиональные мотивы (М = 3,81; SD =
0.68., коммуникативные мотивы (М = 3,69; SD = 0,52), профессиональные мотивы (М = 3,65; SD =0,60).
У студентов социальной направленности выявлены следующие показатели: учебно-профессиональные мотивы (М = 3,78; SD = 0,71), коммуникативные мотивы (М = 4,09; SD = 0,65) и профессиональные мотивы (М = 3,77; SD =0,73).
Было установлено, что в процессе профессионального образования в личностно-мотивационной сфере студентов разных направлений учебно-профессиональные мотивы постепенно переходят в профессиональные мотивы. Коммуникативные мотивы являются связующим звеном между учебно-профессиональных и профессиональных мотивов.
В период обучения в структуре личностно-мотивационной сферы студентов всех направлений на первом курсе преобладает учебно-профессиональные мотивы. Установлено, что в структуре учебно-профессиональных мотивов студентов преобладают мотивы социальной идентификации студента. В процессе обучения у студентов последнего курса меняется структура учебно-профессиональной мотивации, то есть учебно-профессиональные мотивы и коммуникативные мотивы трансформируется на профессиональные мотивы, таким образом, студент идентифицирует себя как профессиональный специалист.
Для студентов последнего курса характерны познавательные мотивы, для достижения высоких результатов мотивы саморазвития, мотивация к творческой самореализации, мотивы достижения высоких результатов в профессиональной сфере.
Для студентов, обучающихся по социальной и экономической направленности профессионального образования, характерны следующие особенности мотивационной сферы личности: для студентов специальностей «Менеджмент», «Финансы», «Экономика» стремятся к успеху, связанные с коммуникативными мотивами, для них важно занять достойное место в обществе.
Для студентов специальностей «Социальная работа», «Психология» важное значение имеют общения с другими людьми, оказать помощь для духовного удовлетворения, социальный статус и общественная полезность.
Важным для четвертого курса специальностей «Менеджмент», «Финансы», «Экономика» являются социальный и материальный комфорт, профессиональное саморазвитие, духовное удовлетворение профессией и приобретение социального статуса.
Для студентов выпускного курса специальностей «Социальная работа», «Психология» характерны профессиональные мотивы, связанные с мотивами повышения своего статуса в профессии, саморазвития, взаимопомощь, коммуникативные мотивы.
В целом, исследование показало, что у студентов экономического направления, профессиональные мотивы связаны с желанием социального и материального комфорта, стремлением применять полученные знания в сфере профессиональной деятельности, так как они понимают, что высококвалифицированный специалист в сфере экономики всегда востребован и имеет высокий статус.
Для студентов социального направления важное значение имеют коммуникативные мотивы, это связано с их желанием быть успешным, стремлением расширить зону социальных связей, применять полученные знания во взаимодействии с людьми, реализовать свои возможности в будущей профессии.
Список использованной литературы:
1.Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.:Просвещение, 2000 -205с.
2.Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев.:"Мир", 2009 -235с.
3. Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования//Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов/Под. ред. В. Н. Скворцова. СПБ., 2010.
© Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А., 2020