Научная статья на тему 'Взаимосвязь учебно-познавательных мотивов с профессиональным самоопределением студентов'

Взаимосвязь учебно-познавательных мотивов с профессиональным самоопределением студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдабаева Р. А., Жансерикова Д. А., Нургалиева С. М.

В данной статье рассмотрены проблемы учебно-профессиональных мотивов и профессионального самоопределения студентов. На основе проведенного исследования установлены характерные особенности учебных и профессиональных мотивов студентов с разным уровнем профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь учебно-познавательных мотивов с профессиональным самоопределением студентов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

Р.А.Молдабаева

Старший преподаватель КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected] Д.А.Жансерикова канд.пс. наук, доцент КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected] С.М.Нургалиева Старший преподаватель КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы учебно-профессиональных мотивов и профессионального самоопределения студентов. На основе проведенного исследования установлены характерные особенности учебных и профессиональных мотивов студентов с разным уровнем профессионального самоопределения.

Ключевые слова:

Мотив, мотивация, учебная мотивация, учебно-профессиональная мотивация, профессиональное самоопределение.

Мотивационная система личности является одним из важнейших факторов, отражающих внутреннюю душу и внешнее поведение человека, определяющих его место и культурно-духовный уровень в обществе. Мотивация является основной движущей силой в человеческой деятельности, а также в процессе подготовки будущего профессионального специалиста. Поэтому вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов имеет особое значение.

Современное общество наряду с новыми достижениями науки и техники сталкивается с многочисленными психологическими, гуманитарными проблемами. Одной из таких проблем, к сожалению, является обесценивание духовных идеалов, неуверенность молодежи к глубокому системному образованию. К сожалению, среди студентов высших учебных заведений нет молодежи, которая не знает особенностей выбранной ими или их родителями специальности, имеются студенты, не имеющие цели, не желающие учиться. Такие студенты вредят не только самим себе, но и другим студентам, желающим обучаться. Таким образом, случайные члены студенческого общества и молодые люди, стремящиеся к знаниям, вынуждены обучаться в одной аудитории. Это одна из самых сложных проблем современного образовательного процесса. Повышение мотивации учебной деятельности среди студентов - одна из основных задач современного образования.

На формирование профессиональной учебной мотивации студентов в студенческое время способствует ряд особенностей: потребность в жизненном самоопределении и ориентированность их планов в будущее; формирование социальных мотивов, таких как гражданский долг, тенденция понимания своего мировоззрения как единство социальных и познавательных мотивов, ориентаций [1, с. 58].

Изменение учебных мотивации объясняется потребностями студентов чувствовать себя личностью,

~ 190 ~

оценками своих возможностей в выборе будущей профессии, осознанием своих жизненных позиции; постановкой целей, то есть переходом от предполагаемых будущих целей к реальным целям, принятием решений, касающихся не только себя, но и других; интересами ко всем формам самообразования; избирательным характером мотивов и целей с точки зрения выбранной специальности; устойчивостью интересов и его независимостью от мнения людей окружающей среды.

Именно в этот период активность носит индивидуальный характер и напрямую связана с развитием способностей, в том числе со способностью к обучению.

Формирование учебной мотивации затрудняется тем, что интерес некоторым предметам становятся устойчивым в ущерб усвоение других предметов; неудовлетворенностью однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих, проблемных и поисковых форм учебной деятельности. На формирование и стабилизацию учебной мотивации негативно влияет и наличие строгого контроля со стороны преподавателей. Безусловно, сохранение ситуационных мотивов в выборе жизненного пути и недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при преодолении препятствий на пути их реализации, также отрицательно влияет на укрепление мотивов учения [2, с. 121].

Наблюдая за развитием различных мотивов студентов этого возраста, следует отметить избирательность познавательных мотивов, и эта избирательность связана не только особым интересом к учебным предметам, но и с выбором профессии. Развитие избирательного познавательного интереса является основой дальнейшего развития специальных способностей и профессионального самоопределения.

Диагностика отношения студентов КарГУ им. Е. А. Букетова к учебе и учебным дисциплинам общеобразовательного и профессионального цикла показывает, что в число ненужных дисциплин для студентов входят как общеобразовательные дисциплины, так и дисциплины профессионального цикла. Испытуемые в качестве аргументов, характеризующие их негативное отношение к предмету, включают следующее моменты: не нравиться стиль и метод преподавания дисциплины, дисциплина не интересна, не нужен в будущей работе, не получает удовольствие при его изучении и т. д., таким образом, студенты недостаточно понимают важность изучения этих дисциплин в будущей профессиональной деятельности.

При описании позитивного отношения к предметам, студенты приводят следующие аргументы, например: нужен в будущей работе, знание предмета дает возможность задуматься, интересны отдельные факты, удовлетворены его изучением, хорошие отношения с преподавателем и преподаватель хорошо объясняет.

При соотнесении результатов исследования с уровнем профессионального самоопределения, студенты с высоким уровнем профессионального самоопределения к предпочитаемым дисциплинам относят не только дисциплины профессионального цикла, но и дисциплины общеобразовательного цикла, по мнению студентов, эти дисциплины заставляет их думать, и от процесса изучения этой дисциплины они получает удовольствие. Студенты со средним уровнем профессионального самоопределения предпочитают предметы профессионального цикла, так как они понимают, что эти дисциплины необходимы в будущей работе, и им интересны отдельные факты и личность преподавателя. Для студентов с низким уровнем профессионального самоопределения показателем отношения к дисциплине является необходимость изучения дисциплины и хорошие отношения с преподавателем.

В процессе обучения в системе профессионального образования у студентов развиваются познавательные мотивы, то есть интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в поиске знаний. Интерес к знаниям становиться достаточно глубоким, который охватывает не только закономерности учебной дисциплины, но и основы всех наук [3, с. 560].

Учебно-познавательный мотив (интерес к способам поиска знаний) совершенствует интерес к теоретическим методам и творческому мышлению. Особенно это проявляется у студентов с высоким уровнем профессионального самоопределения.

Молодежь интересуют участие в научных сообществах, применение методов исследования на занятиях. Кроме того, их внимание привлекает продуктивность познавательной деятельности, доказательством которого являются их интересы к вопросам эффективной организации умственного труда.

Следовательно, на данном этапе появляется единство процессуальных и результативных мотивов

~ 191 ~

обучения. Следует отметить, что такое единство проявляется и у студентов со среднеразвитым уровнем профессионального самоопределения, это явление проявляется только по отношению к предпочитаемым предметам. У студентов с низким уровнем профессионального самоопределения учебно-познавательный мотив достигается только на основе влияния мастерства и авторитета преподавателя.

Значительно развиваются мотивы и способы образовательной деятельности. В этот период обучения доминируют отдаленные цели, связанные с будущим, выбором профессии и самовоспитанием. У студентов с высоким уровнем профессионального самоопределения эти мотивы и цели создают новые подходы к образованию, такие как: понимание особенностей своей учебной деятельности; приведение их в соответствие с требованиями общества; оценка этих особенностей и их развитие; создание новых способов познавательной деятельности; понимание образования как специфического вида деятельности. На данном этапе развития студента самообразование сопряжено с самовоспитанием. В связи с этим у них повышается интерес к формам учебных занятий, которые контролируют и оценивают не только преподаватель, но и сам студент.

У студентов со средним уровнем профессионального самоопределения в мотивах и способах образовательной деятельности доминируют отдаленные цели, связанные с выбором профессии, они также понимают особенности своей учебной деятельности, связанной с профессиональным выбором, но их учебная деятельность не направлена на создание новых подходов, новых решений. На данном этапе их учебную деятельность оценивающим и контролирующим является непосредственно преподаватель. Студенты с низким уровнем профессионального самоопределения не задумываются о методах и способах своей учебной деятельности.

В ходе исследования установлено, что на всех курсах, независимо от выбранной специальности, ведущими мотивами являются общественные, профессиональные и научно-познавательные мотивы, они занимают лидирующие позиции. Это свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве студентов образование в университете связано с стремлением удовлетворить научно-познавательные интересы, образование для них является необходимой предпосылкой для будущей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1 Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.: Просвещение, 2000.-205с.

2 Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Мир, 2009.-235 с.

3 Петросянц В. Р., Селиванова А. М. Структура учебно-профессиональной мотивации студентов - будущих психологов // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 560-562.

© Молдабаева Р.А., Жансерикова Д.А., Нургалиева С.М., 2018

УДК 316. 46

Е.В.Парасочко

Студент 2 курса, ИМСИТ Краснодар, РФ E-mail:[email protected] М.В. Салменкова канд. пед. наук, преподаватель ФСПО, ИМСИТ

Краснодар, РФ Е-mail: msalmenkova@mail. ru

ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПСИХОЛОГОВ-МЕНЕДЖЕРОВ.

Аннотация

Данная статья посвящена теоретическому исследованию лидерских качеств у психологов-

192 -

~ Ч/ ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.