Четвертый этап психокоррекционной работы по формированию и развитию положительных эмоциональных отношений к людям ближайшего социального окружения является контрольным. На этом этапе проводится повторная психодиагностика по тем же методикам, которые использовались на первом этапе, и делается вывод об эффективности проведенного психо-л ого-педагогического воздействия.
Структура, содержание, распределение времени во время работы зависели от психопатологической симптоматики, осложняющей психическое развитие детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
Библиографический список
1. Денисова! И. Н., Романов, А. А. Комплексная реабилитация детей с проблемами развития и поведения, пострадавших при межнациональных (военных) конфликтах. - М., 1997. - 55 с,
2. Медынская, Ю. С. Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса // Интернет-журнал «Ломоносов»/ www. science. rambler, га/ dh/author. html?i d— 1045
3. Омарова, П. О. и др. Увези меня туда, где не летают самолеты. - Махачкала: Юпитер, 2001. - 72 с.
4. Тарабрнна. Н. В. Психологические последствия войны // Психологическое обозрение. ~ 1996. — № 1,
УДК 15
А. Н. Кленина, В. С. Чернявская
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ТРУДОУСТРОЙСТВА
К настоящему времени развитие рынка труда достигло такого уровня, что уже можно с достаточной степенью определенности обозначить контуры новой складывающейся системы трудоустройства выпускников вузов, работающей в условиях свободного рынка труда. Переход от обязательного распределения выпускников высших учебных заведений к практически полному отсутствию гарантий трудоустройства приводит молодых людей к необходимости самостоятельно решать проблемы занятости.
Интенсивность изменений предъявляет новые требования к личности молодого специалиста. Молодые люди, в частности выпускники вузов, находятся в условиях вынужденного принятия происходящих изменений, необходимости гибко адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации (ситуации трудоустройства, требований работодателя), оперативно реагировать на нее.
Очевиден разрыв существующей цепочки между производителем специалиста (вузом) и его потребителем (работодателем). Незнание особенностей современного рынка труда, неумение анализировать его изменения и учитывать при планировании собственной профессиональной деятельности. отсутствие адаптационных навыков - наиболее типичная характеристика ситуации трудоустройства молодежи. Трудности, возникающие в про цессе адаптации выпускников вузов на рынке труда, носят не только объективно внешний характер, но и личностный. Адаптационная мобильность выпускников - одна из актуальнейших проблем современности.
I {еобходимость изучения психологической адаптации личности на начальных этапах трудоустройства связана с отсутствием комплексного подхода к данной проблеме. Кроме того, анализ научной литературы позволил выделить ряд противоречий разного уровня, начиная с общегосударственного - между количественно возрастающей подготовкой специалистов в области популярных профессий и их перенасыщением на рынке груда, и заканчивая внутри личностным - между потребностью личности реализовать свой образовательный потенциал в профессиональной деятельности и недостаточной сформированностью адаптационных механизмов к современным условиям трудоустройства.
Использование комплексного подхода в изучении проблемы адаптации личности на начальных этапах трудоустройства позволяет прежде всего рассматривать молодого человека через совокупность развивающегося единства его макрохарактеристик - индивида, личности, субъекта взаимодействия адаптационного поля «адаптант - адаптирующая среда»; саморазви-вающейся личностной системы.
Важнейшим направлением деятельности высшей пгколы в условиях современной экономики является формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной дея тельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.
С одной стороны, вуз вынужден более чутко реагировать на изменения рынка труда с тем, чтобы вносить коррективы в профессиональную подготовку будущего специалиста, с другой - важное значение для успешного трудоустройства приобретают индивидуальные, психологические характерис-тики(компетенции) личности, ее способность адаптироваться к новым условиям (коммуникативная компетентность, вариативность и т. д.).
Таким образом, в вузах должны формироваться не только базовые теоретические знания будущего специалиста, но и осуществляться практическая подготовка к профессиональной деятельности. Здесь имеется в виду помимо практического приложения профессиональных знаний, многоплановая подготовка к собственно ситуации трудоустройства, чтобы на основе знаний, умений и навыков эффективного поведения выпускник мог ориентироваться на рынке труда и выбрать собственную и, на его взгляд, более эффективную стратегию трудоустройства. Таким образом, вопрос адапта-
ции выпускников к ситуации трудоустройства, а также повышению их конкурентоспособности на рынке становится наиболее актуальным для системы высшего профессионального образования.
Адаптация представляет собой комплексную реакцию на изменение ситуации взаимодействия индивида и среды. Нам представляется интересным взгляд на процесс адаптации Н. Н. Мельниковой, где процесс адаптации рассматривается развернутым во времени, проходя несколько последовательных этапов. При переходе с одного этапа на другой личность решает ряд взаимосвязанных задач, и каждая последующая стадия процесса включает в себя результат, достигнутый на предыдущей. Решение задач адаптации затрагивает практически все компоненты личности, и изменения, происходящие в личности, можно отследить, по крайней мере, на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом (динамика общего эмоционального состояния, степени информированности о ситуации и характера активности, направленной на её преобразование) [1, с. 26].
В психологической литераггуре условия и факторы, определяющие личностное и профессиональное развитие человека - одна из важнейших научно-практических проблем. В этой связи речь может идти об изменении стратегий адаптивного поведения на более творческие. Так, например, в гуманистическом направлении психологии и педагогики основополагающей является идея о самоактуализации человека. При этом необходимый фактор полноценного развития личности есть стремление этой личности к максимально возможному раскрытию своего потенциала и реализации в практической жизнедеятельности на благо общества.
Стоит отметить, что процесс обучения в вузе стоит, как бы завершающим звеном в ряде всего педагог ического процесса, который традиционно включает в себя дошкольные учреждения, школу (лицей). Период вузовского обучения является, возможно, наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Этот период, являющийся началом взросления, характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социальной среды. К таким динамическим процессам можно отнести:
- профессиональное самоопределение и связанное с ним развитие профессионально значимых качеств;
- личностное самоопределение, включающее формирование системы личностных смыслов и ценностных ориентаций;
-собственно адаптацию к условиям обучения и социальной среде, также включающую усвоение принятых социальных норм и ценностей [2, с. 48].
Важной стороной процесса адаптации к современным условиям трудоустройства является вопрос реализации личностью своего образовательного, профессионального и личностного потенциала, позволяющей ей само-актуализироваться в новых условиях.
Очевидная важность этих процессов определяет необходимость психологического сопровождения учащихся, так как процесс обучения в вузе предполагает формирование нового социального статуса личности, развитие самосознания, определение карьерных стратегий. Для успешной профессиональной деятельности и эффективного трудоустройства молодому специалисту необходимо иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и набор востребованных личностных качеств, карьерных компетенций.
Данные опросов студентов и преподавателей свидетельствуют о важности и значимости личностного фактора, как одного из ведущих в профессиональной успешности. Очевидно, что психологической составляющей в процессе обучения отведено неоправданно мало места. Ликвидирование такого «пробела)) поможет вскрыть психологические и социальные механизмы формирования «молодого специалиста нового типа» и даст возможность грамотно корректировать процесс обучения с учетом необходимых преобразований. Очевидна необходимость и актуальность создания системы психологического сопровождения учащихся [2, с. 48].
Во взаимодействии «вуз-учащийся», «вуз-выпускник» намечается формирование новых направлений сотрудничества на основе гуманистического подхода, предполагающее обращение к закономерностям личностного развития, в том числе и особенностей адаптации. '
Цель психологического сопровождения учащихся - содействие развитию свойств личности и индивидуальности, формированию эффективной стратегии адаптации на рынке труда, профессиональной направленности и самореализации, готовности к выбору профессионального или карьерного пути, умению ставить цели.
В общем, психологическое сопровождение учащихся в вузе призвано способствовать эффективности работы всей системы образования молодых специалистов и их реализации в дальнейшем на рынке труда. Таким образом, главными задачами психологического сопровождения учащихся в вузе можно считать:
- оптимизация процесса взаимодействия «выпускник - работодатель» (оказание помощи студентам и выпускникам по профориентационным и психологическим направлениям в их деятельности);
- формирование социально - активного и развивающего образа жизни учащихся;
- обеспечение личностного и профессионального развития учащихся на этапах образовательного процесса;
- психологическое и социальное изучение учащихся;
- коррекция адаптационных стратегий к рынку труда в зависимости от текущих изменений;
- социально-психологическое информирование учащихся и выпускников по вопросам, возникающим в процессе трудоустройства и профориентации;
- консультирование учащихся и преподавателей по всем вопросам этого направления.
Стоящие задачи охватывают все главные аспекты (этапы) обучения. На их базе целесообразно создание системы последовательной и поэтапной психологической адаптации учащихся.
Получение образования вместе с поэтапным психологическим сопровождением - есть процесс постепенной адаптации студентов, еще в период обучения в вузе, к будущей профессиональной деятельности и вхождению в социально-профессиональную среду. Результатом этой комплексной работы должно стать: 1) готовность к профессиональной деятельности, овладение ее содержанием и формой на уровне, достаточном для самостоятельной работы; 2) психологическая готовность к роли специалиста, как организатора и руководителя, то есть «человека действующего»; 3) психологическая готовность к вхождению в новый трудовой коллектив и навыки успешной коммуникации в нем; 4) психологическая готовность к активному, мобильному реагированию на изменения, происходящие в социально-профессиональной среде; 5) осознание собственной определяющей роли в достижении жизненных целей; 6)готовность к реализации своего личностного и профессионального потенциала [2, с.49].
В учебных планах вузов образовательным стандартом не предусмотрено специальное обучение студентов навыкам построения карьеры, технологиям трудоустройства, хотя требованиями к уровню подготовки специалистов в современном мире является не только высокий профессионализм, но и умение молодого специалиста реализовать свой личностный потенциал [3, с. 78].
Своеобразной поворотной точкой стал вышедший в Минобразования РФ и Минтруда РФ приказ № 2285/187 от 24 июля 2000 г. «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Его основной задачей явилось: обеспечение социальной защиты учащихся, студентов и выпускников учреждений профессионального образования; совершенствование подготовки специалистов в условиях рыночной экономики и адаптации их к рынку труда; содействие трудоустройству студентов и выпускников учреждений профессионального образования; развитие профессионального роста молодых специалистов.
Для реализации данного приказа была намечена Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, в которую вошли следующие направления:
- разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг;
- формирование системы федеральных, региональных, местных, ведомственных и общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами труда и занятости обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;
- планирование деятельности и функционирования центров развития карьеры в системе высшего профессионального образования по оказанию поддержки студентам и молодым специалистам в приобретении опыта работы по специальности, содействия в поиске работы и трудоустройству;
- разработка научно-методического обеспечения деятельности региональных и вузовских центров по трудоустройству молодых специалистов и научно-методической базы исследований региональных рынков труда и образовательных услуг;
- социально-психологическое сопровождение процесса трудоустройства молодых специалистов и др.
Результатом выполнения данного приказа стеши качественные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования. Учебные заведения адаптируют свои программы к потребностям рынка труда. В учебные планы вузов вводятся специальные программы, направленные на получение будущими молодыми специалистами знаний, умений и навыков, необходимых при решении вопросов трудоустройства и построения карьеры [4, с. 3]. В связи с этим одной из первостепенных задач вуза можно назвать подготовку выпускника как специалиста, адаптированного к современному рынку груда. Это в свою очередь связано с решением комплекса задач по профессиональному становлению и развитию личности, которая включает: осуществление профессиональной ориентации и адаптацию молодежи на современном рынке труда; активизацию творческого потенциала личности; обучение навыкам взаимодействия с другими людьми.
Частично эти задачи решает практика специального обучения, гак как направлена на получение студентами углубленных знаний, умений и навыков, способных помочь при решении вопросов трудоустройства и построения карьеры, повышающих конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда. Итак, основная направленность специального обучения заключается в социально-психологической адаптации личности выпускника вуза.
Механизмы адаптации личности выпускников вузов к ситуации трудоустройства начинают формироваться в процессе обучения. Это происходит посредством получения на учебных занятиях информации о характере основных функций специалиста (теоретическая компонента), привития определенных навыков работы путем проведения деловых игр, организации практики (практическая компонента), а также благодаря фактору частичной трудовой занятости, которая имеет место на старших курсах обучения (предварительное трудоустройство и адаптация).
Т. С. Федорова говорит о том, что механизмы адаптации в большей степени могут быть активизированы через развитие следующих четырех компонентов.
1. Аксиологический компонент ~ введение студентов в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций.
2. Когнитивный компонент - обеспечение студентов научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.
3. Деятельно-творческий компонент -* формирование и развитие у студентов разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности.
4. Личностный компонент - самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирование жизненной позиции - системообразующий [5].
Таким образом, целью специального обучения студентов является подготовка их к эффективному трудоустройству в современных экономических условиях. Для достижения данной цели необходимо:
1) сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
2) на основе теоретических знаний сформировать практические навыки и умения построения карьеры;
3) сформировать целостные представления о ситуации на рынке труда;
4) сформировать умения определять наиболее эффективные пути, средства и методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте.
Большинству перечисленных условий специального обучения соответствует дисциплина «Технология карьеры», разработанная и апробированная коллективом Владивостокского государственного университете экономики и сервиса [4, с. 4].
Изучение данной дисциплины включает три вида работы: лекционный цикл, практические занятия, самостоятельная работа.
Лекционный курс посвящен рассмотрению основных понятий и типов карьеры, моделированию и построению этапов развития карьеры, формированию целей и мотивации, освещает правовую основу трудоустройства выпускников учебных заведений, ряд вопросов технологии трудоустройства и анализ рынка труда в Приморском крае и в целом по Российской Федерации.
Практические занятия направлены па выработку и закрепление практических умений в создании и эффективном выполнении планов профессио-
нальной реализации, технологии информационного поиска в области профессиональной карьеры.
Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое изучение учебного материала, а также предусматривает самостоятельное освоение методов необходимых для будущего места работы или продолжения образования [4, с. 7].
Результатом обучения является формирование таких качеств, как: психологическая зрелость; умение строить общение (коммуникативная компетентность); навыки самоопределения; мотивация к достижению: навыки саморегуляции, умение получать, систематизировать, интерпретировать информацию о состоянии рынка труда, требованиях работодателей и т, д. Такая форма специального обучения может служить практической базой в деятельности вузов, позволяющей ориентировать студентов на стратегию карьерного развития, активность и самостоятельность в продвижении себя на рынке труда, а также играть заметную роль в процессе психологической адаптации студентов к ситуации трудоустройства.
Библиографический список
1. Мельникова, Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Дисс... канд. псих. наук.-СПб., 1999, - 194 с.
2. Кленина, А. Н. К вопросу о необходимости психологического сопровождения учащихся на этапе вузовского образования// Сборник докладов и материалов Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. — Петрозаводск: Изд-во Петр] *У, 2005.
3. Кленина, А. Н. Формы управления трудоустройством студентов и выпускников вузов (на примере деятельности регионального вузовского центра Карьеры)//Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. -Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2006.
4. Технология карьеры: Учеб, пособие. Под общ. ред. Н. Н. Богдан, Е. А. Могилёвкина, - Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2003. — 156 с.
5. Федорова, Т. С. Творческое оамостроительство личности или технология ее формирования в техническом вузе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр://wvAV.infonnika.ru
УДК 154.2
О. А. Верхозина
ЭМОЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Роль эмоциональных переживаний в межличностном взаимодействии является очень значимой. Органичность в проявлении эмоций, учет эмоциональных особенностей, оценка эмоциональных состояний друг друга