Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПСИХОЛОГИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

научная жизнь

психологи в условиях пандемии psychologists in the conditions of pandemic

С 11.01.2021 по 13.01.2021 в центре «Психологических технологий и инноваций» кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им. аль-Фараби проходил семинар в русле Международной зимней школы-2021, в процессе которого психологи разных стран (США, Болгарии, России и Казахстана) могли обменяться опытом работы в условиях пандемии.

Восприятие пандемии, реакция на мощный информационный поток, страхи, стрессы, связанные с разноликим информационным потоком, множеством нестандартных ограничений, самоизоляции, стимулировали проблему смысла жизни, осмысление собственного Я. В связи с этим замечательным было знакомство с авторскими биографическими методиками «Психологический возраст личности» и «Каузометрия» доктора психологических наук, профессора, директора Института каузометрии Life Ъоок.№1(США) Кроника Александра Александровича.

Психологи могли апробировать эти методики на себе во время семинаров, поскольку данные методики имелись в электронном варианте, в интернете. Эти методики позволяют человеку целостно охватить свою жизнь через анализ событий прошлого и прогнозирования своего будущего и получение ответов на многие вопросы, возникающие в настоящем. Для углублённого самоанализа это замечательный инструментарий, позволяющий в условиях пандемии осознать многие стороны своей жизни, взаимосвязь всех

событий его жизни и пересмотреть своё восприятие мира и значимых для него других.

Актуальным в условиях пандемии было проведение консультаций в онлайн-режиме. Первоначально такой вариант был сложным не только для клиентов, но и психологов. Однако в Казахстане он-лайн-консультации в условиях самоизоляции стали очень актуальными, а значимость профессии психолога повысилась. Страхи, стрессы, внутрисемейные конфликты, депрессии, тревожные мысли, бессонница, переживания за близких -эти острые проблемы не могли оставлять безучастными психологов нашей кафедры и центра. Консультации в онлайн-режиме стали частью нашей жизни. Они проходили в благотворительной форме. Особо отличились молодые психологи: С. К. Кудайбергенова, кандидат психологических наук, З. М. Садвакасова, кандидат педагогических наук, А. Р. Ризулла, доктор PhD, А. В. Лавров, магистрант и мн. др. В связи с этим психологи Казахстана с удовольствием слушали выступление доктора психологических наук, профессора Московского областного государственного университета Татьяны Ивановны Шульги по проблемам консультирования в онлайн-режиме в условиях России. Она отметила трудности в консультировании, связанные с реакцией на ситуацию пандемии, появлением дефицита эмоций, связанных с живым общением, возросшей ответственностью за организацию собственной линии об-

учения, взаимоотношения внутри структуры семьи и др. Большое внимание она уделила вопросам грамотной интервенции родителей, умению организовать режим дня и возможным вариантам заполненности досуга, значимость творчества, благодаря которому можно разрешать множество проблем. Татьяна Ивановна, много лет посвятившая работе с сиротами и с уязвимыми слоями населения, дала множество рекомендаций в работе с ними.

О работе детских учреждений в условиях пандемии в Болгарии ознакомила кандидат психологических наук, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой «Психология развития и здоровья» Института исследования населения и человека Болгарской академии наук Мария Петрова Трифонова. Ориентируясь на значимость развития ребёнка в детском возрасте (времени, в котором фиксируется первичная картина мира, связанная с прототипами объектов, животных и субъектов, которые в дальнейшее могут определять особенности восприятия мира, а также с пластичностью функционирования мозговой деятельности), она раскрыла специфику работы с детьми от рождения до 5 лет, акцентировав внимание на стратегиях стимулирования потенциальных ресурсов ребёнка. Она познакомила аудиторию со скрининг-тестом, работающим по принципу «мозг -тело - действие», который позволяет выявить и прогнозировать проблемы детского развития, вовремя реагировать на дефицит развития в той или иной области жизни ребёнка, вовремя предупредить риск его распространения на другие сферы.

Психологи Казахстана соотносили услышанное о состоянии социальной среды развития в детских учреждениях Казахстана, что поставило много вопросов, связанных с дальнейшей работой в сфере детской психологии.

В условиях пандемии значимой была проблема со стереотипами мышления,

с негативными суждениями, с мыслями о неопределённом будущем, стрессоген-ность которых была достаточно высока. В связи с этим доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби Забира Бекешовна Мадалиева рассказала, как работать с мыслями, как ориентировать их на позитив, какие техники по изменению мыслей существуют. Она проанализировала проблемы людей с фиксированным мышлением, с их негативами в отражении мира и ситуаций, с трудностями в адаптации в мире и предложила несколько техник, позволяющих изменить восприятие и мысли в русле когнитивно-бихевиорального направления.

Пандемия - это было время для углублённого познания себя, анализа своего близкого и дальнего окружения, особенностей общения с ними. В связи с этим доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби, директор центра «Психологических технологий и инноваций» Фатима Сагымбековна Ташимова предложила методику самоанализа «Я - мой мир». Данная методика основана на учении аль-Фараби о субъекте как микрокосме, в котором представлен весь макрокосм. Техника самоанализа позволяет выявить позитивные и негативные вклады представленных в субъекте интимных личностей и осмысления выбора Я, который является стержневой основой интеграции целостности субъекта, актуализирующего различные уровни сознательных и бессознательных пластов психического и телесных ресурсов. Работая с данной методикой клиенты, рассматривали отношения со значимыми людьми, вновь и вновь переживали различные позитивные и негативные ситуации взаимодействия с ними, анализируя с точки зрения сегодняшнего восприятия данные ситуации, формируя новое видение причин и последствий их, многие приходили к

V12V

пересмотру себя, поступков других и прощению. Актуальной была и техника по радикальному прощению, представленная докторантом кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби Шарапат Амангельдиновной Султаналиевой. Многие слушатели расстраивались, пропуская через себя данную технику. Они не осознавали возможности её мгновенного влияния. И многие страдавшие от сложности прощения говорили о том, что они смогли простить и получили облегчение.

Как в условиях пандемии и самоизоляции всё-таки быть счастливыми, сделать свою жизнь заполненной больше позитивами, несмотря на сложившуюся ситуацию? Очень актуальными были техники работы с эмоциональным интеллектом, которые способствуют достижению переживания мгновений счастья, предложенные доктором PhD по специальности «Психология», заведующим кафедрой социальных наук университета Международного Бизнеса и Экономики Ризуллой Айданой Ризуллаевной. Она выпускница КазНУ им. аль-Фараби, которая (одна из первых в Казахстане) защитила диссертацию по влиянию мимикрии на психологическое благополучие в русле интербихевиоризма на экспериментальном уровне.

Проблемы семейных отношений - одна из острых проблем, актуализированной пандемией была рассмотрена в выступлении кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и прикладной психологии КазНУ имени аль-Фараби Жанар Кудайбергеновной Рысбековой. Она предложила техники транзактного анализа, в частности треугольник Карпмана, и продемонстрировала как это работает на анализе фильмов, а также предложила несколько шагов выхода из него.

Самоизоляция позволила больше внимания уделить себе, своему телу, в преодолении стрессовых ситуаций и фру-стрированности. В связи с этим техники танцевально-двигательной терапии как

телесно-смыслового ресурса, стимулирующего равновесие в системе и преодоление проблем на телесном уровне, были предложены Натальей Владимировной Полывянной, выпускником кафедры и членом центра Психотехнологий, магистром психологии, сертифицированным специалистом по танцевально-двигательной терапии, телесно-ориентированной терапии и метафорическим картам.

Не только танцы и музыка, но и элементарная работа с голосом, активизация природного голоса в сочетании с дыхательными техниками являются одними из эффективных техник в преодолении стресса, улучшении состояния души. Техники работы с голосовой терапией как одного из важных разделов телесно-ориентированной психотерапии были предложены докторантом университета «Туран» Айгерим Асхаровной Тастановой. Работа с возрождением природного голоса - это не только красота его природного звучания. Это снятие мышечных зажимов всего тела на основе стимулирования рече-двигательной мускулатуры. Апробация техник в он-лайн-режиме произвела благоприятные изменения в эмоциональном состоянии участников семинара.

Кинотерапевтическая практи-

ка в консультировании была продемонстрирована магистрантом кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им. аль-Фараби и членом центра Психотехнологий Антоном Валерьевичем Лавровым. Им были продемонстрированы задачи кинотерапии и процедура проведения анализа на основе фильмов.

Проблема устойчивого поведения в условиях пандемии и преодолении стрессовых ситуаций была продемонстрирована в выступлении кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им. аль-Фараби Зухрой Маратовной Садвакасовой. Ею был представлен свод методик, согласно различным направлениям психологии, стимулирующих самоэффективность и

V129;

позволяющих более мягкий вариант преодоления сложных жизненных ситуаций.

Актуальными в условиях пандемии была проблема с работой с горем. В связи с этим большой интерес вызвало у слушателей выступление Ботагоз Жусупбековны Амировой, ведущего специалиста по чрезвычайным ситуациям, которая является психологом-спасателем с большим стажем работы. Она рассказала о состоянии проблемы переживания утраты в Казахстане, работе с родственниками в процессе опознания, продемонстрировала техники работы с потерпевшими на месте происшествия, раскрыла виды психологической помощи (информационную, социальную, при сопровождении, консультировании и терапии), а также раскрыла техники работы с горем на различных этапах переживания горя.

Арт-терапевтические техники были одними из актуальных технологий в процессе переживания пандемии в Казахстане. Магистр психологии, преподаватель кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им. аль-Фараби Айгуль Амангельдиевна Лиясова рассказала об использовании техник арт-терапии в процессе сохранения психического здоровья.

Новые технологии подарили нам возможность непосредственного общения, полного эмоциональности и отсутствия дальности. Психологи разных стран поделились впечатлениями восприятия пандемии с вытекающими отсюда проблемами и переживаниями, а самое главное - это техники работы психологов во время пандемии, в условиях онлайн-ре-

жима. Участники и спикеры могли «вжи-вьём» пообщаться, поделиться впечатлениями, узнать многое о работе детских психологов Болгарии, о проблемах в работе с детьми из детских домов и приёмными родителями, а также с ипользуемы-ми приёмами вовлечения пенсионеров в работу с детьми («Дедушка на час», «Бабушка на час») в России. Психологи, работающие в данных сферах, имели возможность соотнести свои варианты работ с представителями других стран. Естественно, это был хороший выход за пределы возможного, чтобы соотнести опыт коллег с состоянием данных работ в Казахстане.

Школа была уроком единства теории и практики, сотрудничества психологов молодого и зрелого возрастов, психологов из ближнего и дальнего зарубежья. Восторгу познания и общения не было предела, а самое главное - это овладение техникми работы с людьми в русле разных направлений психологии.

Это одно из начинаний, которое, надеемся, вольётся в постоянный опыт сотрудничества между разными странами, университетами, в праздник общения и совместных достижений. В мае 2021 г. предстоит Международная летняя психологическая школа, в которую мы приглашаем всех желающих практико-ориен-тированных психологов. Особо хочется пригласить преподавателей и сотрудников Московского государственного областного университета, с которыми мы давно поддерживаем научные связи.

Материал поступила в редакцию 29.01.2021

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фатима С. Ташимова - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии, директор Центра психологических технологий и инноваций Казахского национального университета им. аль-Фараби, г. Алматы e-mail: fatimatashimova99@gmail.com

Айдана Р. Ризулла - доктор PhD по психологии, заведующий кафедрой социальных наук

Университета международного бизнеса и экономики, г. Алматы;

e-mail:arizulla@mail.ru

V13V

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Fatima S. Tashimova - Dr. Sci. (Psychology), Professor of the Department of General and Applied Psychology, Director of the Psychological Technologies and Innovations Center Kazakh National University, named after al-Faraby, Almaty e-mail: fatimatashimova99@gmail.com

Aidana R. Rizzullah - Dr. Sci. (Psychology), Head of the Department of Social Studies University of

International Business and Economy, Almaty

e-mail:arizulla@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.