Научная статья на тему 'Вызовы и находки психологического консультирования онлайн'

Вызовы и находки психологического консультирования онлайн Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

570
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн психотерапия преимущества онлайн консультирования сложности онлайн консультирования / online psychotherapy / the benefits of online counseling / the complexity of online counseling.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврова Елена Васильевна, Куминская Евгения Андреевна

С начала 2000 х консультирование онлайн начало приобретать большую популярность это было связано и с возросшими техническими возможностями, и с ускорением ритма жизни Онлайн консультирование имеет как п реимущества так и недостатки Пандемия 2020 года привела к тому что большинство психологов и их клиентов перешли в онлайн формат В работе анализируется какие сложности ожидали психологи от перехода в онлайн с какими реальными трудностями столкнулись, и какие преимущества обнаружили в итоге В опросе приняли участие 42 психолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and findings of online psychological counseling

From the beginning of the 2000s, online counseling began to gain great popularity, this was due to the increased technical capabilities and the acceleration of the pace of life. Online counseling has both advantages and disadvantages. The 2020 pandemic has led most psychologists and their clients to go online. The work analyzes what difficulties psychologists have expected fr om the transition to online counseling, what real difficulties they faced and what advantages they found. 42 psychologists took part in the survey.

Текст научной работы на тему «Вызовы и находки психологического консультирования онлайн»

Вызовы и находки психологического консультирования онлайн

Лаврова Елена Васильевна, Куминская Евгения Андреевна (Москва) ФГБНУ «Психологический институт РАО» may_day@list.ru, j-aquarius@bk.ru

Аннотация. С начала 2000-х консультирование онлайн начало приобретать большую популярность, это было связано и с возросшими техническими возможностями, и с ускорением ритма жизни. Онлайн-консультирование имеет как преимущества, так и недостатки. Пандемия 2020 года привела к тому, что большинство психологов и их клиентов перешли в онлайн-формат. В работе анализируется, какие сложности ожидали психологи от перехода в онлайн, с какими реальными трудностями столкнулись, и какие преимущества обнаружили в итоге. В опросе приняли участие 42 психолога.

Ключевые слова: онлайн-психотерапия, преимущества онлайн-консультирования, сложности онлайн-консультирования.

Challenges and findings of online psychological counseling

Elena Vasilievna Lavrova, Evgenia Andreevna Kuminskaya (Moscow) Psychological Institute of the Russian Academy of Education

Abstract. From the beginning of the 2000s, online counseling began to gain great popularity, this was due to the increased technical capabilities and the acceleration of the pace of life. Online counseling has both advantages and disadvantages. The 2020 pandemic has led most psychologists and their clients to go online. The work analyzes what difficulties psychologists have expected from the transition to online counseling, what real difficulties they faced and what advantages they found. 42 psychologists took part in the survey.

Keywords: online psychotherapy, the benefits of online counseling, the complexity of online counseling.

Одной из тенденций современности является цифровизация и переход в онлайн-формат разнообразных процессов, включая обучение и общение. Психотерапия и психологическое консультирование не исключение, многие психологи и клиенты предпочитают встречи онлайн. Среди плюсов клиенты называют анонимность, доступность и возможность подобрать консультанта необходимой квалификации, а среди минусов - страх перед возможной утечкой информации, сложности организации безопасного пространства и страх быть услышанным во время консультации [9].

В психологическом сообществе, в свою очередь, встают вопросы цифровой этики и новых требований к навыкам консультантов: теперь консультанту, помимо собственно навыков консультирования, необходимо обладать достаточным уровнем компьютерной грамотности и владеть программами, позволяющими вести онлайн-встречи. Преимуществами работы онлайн консультанты считают возможность консультировать клиентов из других стран, клиентов, находящихся в изоляции и клиентов с острым дефицитом времени [5].

В целом исследования показывают, что онлайн-консультирование действительно дает значимый эффект, как сразу после его окончания, так и спустя время [4, 6, 8]. Одним из важнейших предикторов эффективности психотерапии является устойчивый рабочий альянс клиента и терапевта. Он создается за счет безопасной атмосферы консультативного пространства, коммуникативных навыков терапевта, открытости и мотивации клиента. Терапевты отмечают, что в онлайн-пространстве не хватает информации, транслируемой клиентом невербально, тем не менее в исследовании Хенли (2006) было установлено, что и онлайн-пары терапевт-клиент формируют устойчивый рабочий альянс в 77% случаев [3].

В 2000 году только 2 % терапевтов работало в онлайн-среде [7]. К 2020 году этот процент заметно увеличился, однако некоторые психологи, особенно те, кто работает с детьми и парами, считали встречи в кабинете более эффективными. Эпидемия коронавируса сделала очные встречи практически невозможными, и в отсутствие личных встреч многие были вынуждены перейти в онлайн-формат, хотя и испытывали определенные опасения. Летом

2020 мы предложили ряду добровольцев отрефлексировать этот опыт, и впоследствии соотнесли его с результатами исследований онлайн-консультирования.

В нашем опросе приняли участие 42 психолога, которые во время пандемии перешли на онлайн-формат работы. Мы спросили их, какие у них были страхи и опасения, связанные с онлайн-работой до пандемии, какие из этих страхов оправдались, а какие - нет, а также о том, как они справились с возникшими сложностями.

До опыта работы во время пандемии наши участники отметили, что опасались, что будет хуже контакт с клиентами, будут проблемы с созданием альянса и его поддержанием. Кроме того, проведение ряда техник в онлайн-формате вызывало сомнения. Один из основных страхов был связан с ситуацией, когда клиент может войти в аффективные состояния, поскольку терапевт находится не рядом с ним и не может физически помочь клиенту выйти из такого состояния. Некоторые терапевты отмечали, что их беспокоило отсутствие безопасного места, из которого клиент будет работать. В очном консультировании таким местом был кабинет специалиста, в котором сам психолог заботился о создании условий безопасности и комфорта. В случае онлайн-консультирования эти условия создает сам клиент. Специалисты также отмечали, что у них вызывает сомнение, что можно обеспечить качественную и эффективную работу в отсутствие информации о мимике и позе клиента, уменьшение количества невербальной информации при работе через компьютер. Те терапевты, которые вели групповую работу, отмечали, что опасаются, что часть участников группы будут «выпадать» из процесса.

Примечательно, что опасения, имеющиеся у психологов до и после опыта работы онлайн, в ряде случаев оправдались, а в ряде - нет.

Так, все участники опроса отметили, что контакт было легко сохранить с теми, с кем он уже был установлен в результате предыдущей очной работы. Этот процесс не требовал каких-либо дополнительных действий или навыков с их стороны.

Проведение большинства техник в онлайн-формате оказалось возможным. Для некоторых техник терапевты использовали специфический фон (например, со шкалами), а также пользовались возможностью демонстрации своего экрана, совместной работой с документами в ходе сессии, возможностью рисовать на экране.

В случае, если у клиента не было безопасного места в квартире, некоторые клиенты выходили на связь из автомобиля. И хотя отсутствие безопасного места действительно стало проблемой для ряда клиентов, другие клиенты, наоборот, отмечали, что чувствуют себя гораздо безопаснее, работая с терапевтом из дома: «Дома и стены помогают». Кроме того, клиенты сами стали создавать себе более расслабляющую среду (уютный плед, вкусный чай).

Недостаток информации о невербальных проявлениях терапевты компенсировали дополнительными вопросами о позе, движениях, взгляде. Это не только помогло терапевтам получить нужные данные, но и помогло клиентам повысить уровень осознанности и рефлексии относительно того, что происходит с их телом в процессе терапии.

Терапевты, работающие с группой, отметили, что им стало, наоборот, проще работать, поскольку гораздо легче собрать всю группу в онлайн-пространстве, чем для очной групповой работы. Кроме того, включенность участников в групповую работу стала выше.

Одной из проблем, с которыми также столкнулись терапевты, были проблемы с прерыванием связи. Участники опроса отметили, что для решения этих задач они разработали инструкцию, что делать клиенту в случае прерывания связи. Обсуждение такой ситуации помогло как терапевтам, так и клиентам спокойнее реагировать в случае потери связи и свести выпадение из процесса к минимуму. Кроме того, многие отметили, что стали пользоваться несколькими вариантами интернета на тот случай, если один из них перестает работать. Например, работая на основном интернете через вайфай, в случае потери связи терапевты быстро переключались на мобильный интернет.

Возникло еще несколько сложностей, которые терапевты не ожидали до начала онлайн-работы. Такими сложностями стали необходимость организации своего рабочего пространства дома, а также усталость от экрана. Кроме того, терапевты отмечают, что

возникла необходимость обсуждения дополнительных этических вопросов, которые специфичны для онлайн-консультирования.

Но кроме сложностей, психологи отметили, что появилось очень много возможностей, которые были недостижимы при очной работе:

1. Расширение географии клиентов. С клиентами стало возможно работать не только из своего города и страны, но и со всего мира.

2. Расширение контингента. Те клиенты, которые раньше не могли начать терапию в силу жизненных обстоятельств (например, молодые мамы, или те, у кого работа занимает большую часть времени), смогли найти возможность для онлайн-консультаций. Как отмечают терапевты: «Дошли те, кто иначе не пришел бы».

3. Упрощение сеттинга: онлайн-сессии проще отменить или перенести, поскольку нет зависимости от кабинета. Проще держать тайминг, поскольку основные программы (Skype, Zoom) показывают время, в течение которого длится беседа. Стало проще вести запись сессии.

4. Появилась возможность сразу увидеть, в каких условиях живет клиент, какая обстановка его окружает.

5. Расширились возможности для консультирования не только вербального, но и письменного, при помощи использования различных каналов (WhatsApp, Telegram).

6. Психологи, работающие с парами, отмечают, что ценной стала возможность для супругов выходить на связь из разных мест.

7. Детские психологи отмечают, что стало возможным использовать домашнее пространство для работы, а также наблюдать игру между ребенком и родителями в их собственной среде.

Заключение. Работа в онлайн-пространстве становится частью нашей жизни вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Опыт пандемии и самоизоляции весной 2020 года ускорил распространение онлайн-методов в психологической среде. И хотя работа онлайн имеет свою специфику, которая отсутствует при очной работе, современные терапевты смогли не только найти способы включить действенные методы в работу, но и использовать возможности к расширению практики, которые предоставляет онлайн-консультирование.

Литература

1. Hanley, T. Developing youth-friendly online counseling services in United Kingdom: A small scale investigation into the views of practitioners. Counselling & Psychotherapy research, 6(3), 2006, 182-185.

2. Kessler D, Lewis G, Kaur S, Wiles N, King M, Weich S, Sharp DJ, Araya R, Hollinghurst S, Peters TJ. Therapist-delivered Internet psychotherapy for depression in primary care: a randomised controlled trial. Lancet. 2009, 374(9690):628-34.

3. Mallen M.J., Vogel D.L. Introduction to the Major Contribution: Counseling Psychology and Online Counseling. The Counseling Psychologist. 33(6), 2005. pp. 761-775.

4. Richards D, Richardson T. Computer-based psychological treatments for depression: a systematic review and meta-analysis. Clin Psychol Rev. 2012, 32(4):329-42.

5. VandenBos G. R., Williams, S. The Internet versus the telephone: What is telehealth, anyway? Professional Psychology: Research and Practice, 31, 2000, 490-492.

6. Vernmark K, Lenndin J, Bjarehed J, Carlsson M, Karlsson J, Oberg J, Carlbring P, Eriksson T, Andersson G. Internet administered guided self-help versus individualized e-mail therapy: A randomized trial of two versions of CBT for major depression. Behav Res Ther. 2010, 48(5):368-76.

7. Young K.S. An Empirical Examination of Client Attitudes Towards Online Counseling: CyberPsychology & Behavior 8:2, 2005. pp 172-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.