ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ОНЛАЙН
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL CONSULTING ONLINE
УДК 159
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1082
Селезнева Е. П., Студент 4 курс, факультет психологии Санкт-Петербургский государственный Университет Россия, г. Санкт-Петербург Selezneva E.P. [email protected]
Аннотация
В статье выделены особенности психологического консультирования онлайн. Сделан вывод о том, что психологическое консультирование онлайн в современном мире имеет большие перспективы, так как позволяет решать психологические проблемы с минимальными затратами времени и сил. Также рассмотрено формирование и развитие дистанционного консультирование при помощи интернета. Рассмотрено развитие теории и практики профессионального психологического консультирования и немедицинской психотерапии онлайн.
Annotation
The article highlights the features of online psychological counseling. It is concluded that online psychological counseling in the modern world has great prospects, as it allows you to solve psychological problems with minimal time and effort. Also discussed is the formation and development of distance counseling via the Internet. The development of the theory and practice of professional psychological counseling and non-medical psychotherapy online is considered.
Ключевые слова: онлайн консультирование; дистанционное консультирование; психологическая помощь в Интернете; особенности психологического консультирования.
Key words: online counseling; distance counseling; psychological help online; features of psychological counseling.
Как известно, психологическое консультирование, подразумевающее под собой разрешение личных проблем человека в совместной работе с психологом, является основополагающим видом консультирования,
объединяющим различные отрасли прикладной психологии (семейное консультирование, консультирование спортсменов, консультирование в бизнесе). При этом само консультирование является достаточно новым видом социальной практики, а дистанционное консультирование - новейшим. Если за основание для классификации психологического консультирования взять не область его реализации, а пространство его осуществления и пространственную организацию, то можно выделить контактное и дистантное консультирование.
Сегодня в психологическом консультировании наблюдается формирование и развитие дистантного консультирования (онлайн консультирования, е-терапии, кибертерапии, психотерапии онлайн). Все больше психологов, расширяя свою клиентскую базу, работают с клиентами других городов и стран в онлайн видео, аудио и текстовом формате. Еще в декабре 2014 года в России была создана общественная организация Федерация Психологов-Консультантов России (ФПКР), в которой отдельной частью (подразделением) является Федерация Психологов-Консультантов Онлайн (ФПКО). Целями ФПКО является развитие теории и практики профессионального психологического консультирования и немедицинской психотерапии онлайн. Для реализации целей ФПКО осуществляет такие направления деятельности, как распространение информации, установление критериев оценки практической деятельности психологов-консультантов онлайн и контроль за их соблюдением, научные исследования и разработки в области психологического консультирования онлайн, в том числе изучение общественного мнения, издание книг, брошюр, буклетов, журналов, в частности, Федерация осуществляет издание журнала «Психологическое консультирование онлайн».
Тем не менее сегодня все еще наблюдается «слабость» психологического консультирования в сети Интернет в сфере возможности психолога информативно продиагностировать клиента и оценить его психическое состояние. Это аргумент чаще всего встречается у тех, кто скептически настроен в отношении онлайн консультирования. Однако полностью остаться в стороне от возможностей, которые открывает консультирование онлайн вряд ли возможно. Скорее наоборот, грамотное использование онлайн технологий значительно увеличивает эффективность взаимодействия в системе «консультант-клиент». Ведь насколько быстро психолог может установить достоверность рассказа клиента о своей жизни и проблеме, зависит исключительно от практического опыта самого специалиста и неважно это будет контактное консультирование, при котором
психолог-консультант встречается с клиентом, и беседа происходит лицом к лицу, или дистантное консультирование, которое подразумевает телефонное, переписку через интернет и интернет-консультирование.
Как подчеркивает В.Ю. Меновщиков, президент ФПКО, «онлайн-консультирование - «е-терапия» - это когда профессиональный консультант или психотерапевт говорят с Вами по Интернету, оказывая Вам эмоциональную поддержку, давая совет по поводу психического здоровья или предоставляя другое профессиональное обслуживание. Это может быть ответ на один вопрос или продолжающаяся беседа; это может быть по электронной почте, чату, видео или даже интернет-телефону. Е-терапия - жизнеспособный альтернативный источник помощи тогда, когда традиционная психотерапия не доступна. Это эффективно. Это приватно. Это проводится умелыми, квалифицированными, соблюдающими этические правила профессионалами. И для некоторых людей, это - единственный способ, которым они могут получить помощь».
К особенностям консультирования онлайн относятся:
1. Анонимность. Для клиентов, которые считают, что с ними происходит что-то неправильное и ужасное, личная встреча кажется менее удобной и более угрожающей, чем обсуждение этой темы онлайн на условиях анонимности и секретности
2. Время на обдумывание. Интернет предполагает готовность ждать ответ так долго, сколько потребуется каждой стороне для размышления и составления ответа.
3. Способность автоматически получать запись коммуникаций, чтобы иметь возможность обратиться к ним позже или наглядно видеть динамику происходящей работы, возвращаться к любым ее элементам.
4. Легкость доступа к помощи, доступность и отсутствие границ. Доступность помощи для тех, кто привязан к дому, кто живет в сельской местности, маленьких городах или находится за границей.
5. Мобильность. Консультации можно проводить без перерывов, в удобное время, чаще всего из дома, что значительно экономит временные и материальные ресурсы.
6. Безопасность. Клиент, находясь у себя дома, чувствует себя безопасно, комфортно и этот фактор вызывает более доверительное общение, что позволяет эффективно производить изменения в позитивную сторону.
7. Возможность психолога работать одновременно с разными людьми (парами, семьями), которые находятся в разных городах или странах, а также группой людей
8. Психолог лишен возможности наблюдать эмоции и поведенческие проявления клиента, специалист не видит первой, самой естественной реакции клиента на вопросы, задания.
9. Ограниченность психолога в подходах и методиках работы с клиентом.
10. Необходимость излагать мысли в текстовом формате снижается скорость консультирования.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, психологическое консультирование онлайн имеет большие перспективы и в современном мире клиенты будут все чаще отдавать ему предпочтение, так как это возможность решить свои психологические проблемы с минимальными потерями времени и сил.
Библиографический список:
1. Иванов, В.Г. К вопросу о психологическом консультировании в сети Интернет / В.Г. Иванов, Е.Л Николаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-5. - С. 326-332.
2. Меновщиков, В.Ю. Консультирование и психотерапия в Интернете: «за» и «против» / В.Ю. Меновщиков // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 3. - С. 102-108.
3. Меновщиков, В. Ю. Интернет-консультирование и психотерапия: современное состояние проблемы / В.Ю. Меновщиков // Интернет-консультирование и психотерапия в России. - 2013. - № 1. - С. 6-15.
4. Полянский, А.И. Актуальность психологической помощи в сети Интернет / А.И. Полянский, Л.И. Быковская // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: сб. науч. трудов / под общ. ред. И.М. Ильинского. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2019. -С. 368-374.
5. Федерация Психологов-Консультантов России [Электронный ресурс]: официальный сайт: URL: https://www.fpko.ru/ (дата обращения: 25.04.20).
References:
1. Ivanov, V.G. On the issue of psychological counseling on the Internet / V.G. Ivanov, E.L. Nikolaev // Problems of modern pedagogical education. - 2017. -No. 54-5. - S. 326-332.
2. Moneychangers, B.Yew. Counseling and psychotherapy on the Internet: "for" and "against" / B.Yu. Money exchangers // Psychological journal. - 2010. - T. 31. - No. 3. - S. 102-108.
3. Menovshchikov, V. Yu. Internet counseling and psychotherapy: current state of the problem / B.Yu. Money exchangers // Internet consulting and psychotherapy in Russia. - 2013. - No. 1. - S. 6-15.
4. Polyansky, A.I. The relevance of psychological assistance on the Internet / A.I. Polyansky, L.I. Bykovskaya // Higher education for the 21st century: the role of humanitarian education in the context of technological and sociocultural changes: Sat. scientific proceedings / under the total. ed. THEM. Ilyinsky. -Moscow: Moscow University for the Humanities, 2019 .-- S. 368-374.
5. Federation of Psychologists-Counselors of Russia [Electronic resource]: official site: URL: https://www.fpko.ru/ (accessed: 04.25.20).