Научная статья на тему 'Тенденции развития онлайн-практики и онлайн-обучения психологов, в том числе в условиях пандемии. Пилотажное исследование'

Тенденции развития онлайн-практики и онлайн-обучения психологов, в том числе в условиях пандемии. Пилотажное исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / online-консультирование / онлайн-обучение / психология / практическая психология / практические психологи / опросы психологов / результаты опросов / distance learning / online consulting / online training / psychology / practical psychology / practical psychologists / surveys of psychologists / survey results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Наталия Ивановна

Многие ученые до сих пор продолжают спорить об эффективности online формата в психологической практике и подготовке практических психологов. Однако жизнь диктует свои правила. В беспрецедентных условиях всеобщего карантина, в on-line формат переходят даже те, кто всего несколько месяцев об этом даже и не помышлял. Так же неуклонно растет спрос на дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE-PRACTICE AND ONLINE-TRAINING OF PSYCHOLOGISTS, INCLUDING IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC. PILOT STUDY

Many scientists still continue to argue about the effectiveness of the online format in psychological practice and training of practical psychologists. However, life dictates its own rules. In the unprecedented conditions of universal quarantine, even those who have not even thought about it for just a few months are switching to the online format. The demand for distance learning is also growing steadily.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития онлайн-практики и онлайн-обучения психологов, в том числе в условиях пандемии. Пилотажное исследование»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ПРАКТИКИ И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Филимонова Наталия Ивановна (Санкт-Петербург, Россия), семейный психолог, онлайн-консультант, online-преподаватель кафедры практической и клинической психологии Национального исследовательского института дополнительного профессионального образования (Москва, Россия).

Аннотация. Многие ученые до сих пор продолжают спорить об эффективности online формата в психологической практике и подготовке практических психологов. Однако жизнь диктует свои правила. В беспрецедентных условиях всеобщего карантина, в on-line формат переходят даже те, кто всего несколько месяцев об этом даже и не помышлял. Так же неуклонно растет спрос на дистанционное обучение.

Ключевые слова: дистанционное обучение, online-консультирование, онлайн-обучение, психология, практическая психология, практические психологи, опросы психологов, результаты опросов.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE-PRACTICE AND ONLINE-TRAINING OF PSYCHOLOGISTS, INCLUDING IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC. PILOT STUDY

Filimonova Natalia Ivanovna (Saint Petersburg, Russia), Family psychologist, online consultant, online teacher of the Department of practical and clinical psychology of the National Research Institute of Additional Professional Education (Moscow, Russia).

Abstract. Many scientists still continue to argue about the effectiveness of the online format in psychological practice and training of practical psychologists. However, life dictates its own rules. In the unprecedented conditions of universal quarantine, even those who have not even thought about it for just a few months are switching to the online format. The demand for distance learning is also growing steadily.

Keywords: distance learning, online consulting, online training, psychology, practical psychology, practical psychologists, surveys of psychologists, survey results.

Как отмечено в новейшей психологической литературе, интерес к дистанционному обучению растет последние 2—3 года, но настоящий бум еще впереди. Психологи отмечают, что в ближайшие годы рынок образования подстроится под запросы людей, рожденных в цифровую эпоху, делая упор на технологичности. [1].

В рамках работы над темой «Психологические условия совершенствования системы онлайн-обучения практических психологов» автор статьи проходил стажировку под руководством д-ра психологических наук, профессора Л.М. Митиной в лаборатории экопсихологии и психодидактики Психологического института РАО; нами периодически проводятся опросы на самом большом русскоговорящем портале для психологов-консультантов и клиентов «Психологи на b.17».

В результате первого опроса было выявлено отношение практикующих психологов и клиентов к онлайн-консультированию как форме взаимодействия. В опросе участвовало 80 человек. Вторая серия опросов была посвящена непосредственно форме онлайн-обучения.

Полученные данные представлены в табл. 1, 2.

Проанализировав ответы респондентов, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство психологов проходили до пандемии в основном краткосрочные он-лайн-программы.

2. Незначительное число респондентов планировали получить второе высшее образование с помощью онлайн-формата.

3. Получить первое высшее образование посредством онлайн-обучения не изъявил никто из опрошенных.

Таблица 1

Результаты опроса: «Какие способы дистанционной работы используете вы?»

Консультации индивидуальные в Skype 23 (28,8 %)

Консультации в чате на сайте или в Skype 16 (20 %

Консультации с помощью мессенджеров 10 (12,5 %)

Консультации с помощью ответов на письма клиентов по электронной почте 6 (7,5 %)

Прямые эфиры в социальных сетях 5 (6,3 %)

Вебинары (дистанционные семинары) для клиентов в вебинрных комнатах 3 (3,8 %)

Групповая работа в Skype, Zoom, ooVoo 2 (2,6%)

Таблица 2

Результаты опроса: «Какой вариант онлайн-обучения психологов вы проходили или в настоящий момент проходите?»

Слушаю вебинары (1—3 часа) 27 (29 %)

Проходил(а) онлайн-курсы менее 104 часов 19 (20, %)

Проходил(а) повышение квалификации (от 104 часов) 10 (10,8 %)

Планирую пройти/прохожу повышение квалификации (от 104 часов) 9 (9,7 %)

Проходил(а) профессиональную подготовку в онлайн-формате (от 340 часов) 11 (11,8 %)

Планирую пройти/прохожу профессиональную подготовку в онлайн-формате (от 340 часов) 3 (3,2 %)

Получил(а) второе высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 7 (7,5 %)

Планирую получить/получаю второе высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 3 (3,2 %)

Получил(а) первое высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 4 (4,3 %)

Планирую получить/получаю первое высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 0 (0 %)

Опросы, проводимые в марте 2020 года в самом начале пандемии, дали уже несколько иные результаты (твбл. 3).

Таблица 3

Результаты опроса: «Какой вариант онлайн-обучения психологов вы проходили или в настоящий момент проходите?»

Слушаю вебинары (1—3 часа) 32 (40 %)

Проходил(а) онлайн-курсы менее 104 часов 26 (28,9 %)

Проходил(а) повышение квалификации (от 104 часов) 23 (28,8 %)

Планирую пройти/прохожу повышение квалификации (от 104 часов) 17 (20,2 %)

Проходил(а) профессиональную подготовку в онлайн-формате (от 340 часов) 11 (11,8 %)

Планирую пройти/прохожу профессиональную подготовку в онлайн-формате (от 340 часов) 16 (20 %)

Получил(а) второе высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 7 (7,5 %)

Планирую получить/получаю второе высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 11 (11,8 %)

Получил(а) первое высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 4 (4,3 %)

Планирую получить/получаю первое высшее образование с присвоением квалификации «психолог» 0 (0 %)

Таким образом, мы наблюдаем тенденцию повышения интереса к онлайн-образованию.

Л.М. Митина в концепции профессионального развития личности выделяет две альтернативные модели (стратегии) профессионального труда:

1. Модель профессионального развития личности

2. Модель адаптивного функционирования.

Наши многолетние исследования показали, что модель адаптивного функционирования определяет деструктивный путь в профессии: путь стагнации и невротизации, рисков и неудач, путь разрушения, расхищения своего креативного потенциала и личностных ресурсов.

Модель профессионального развития характеризует конструктивный путь человека в профессии: путь созидания, наращивания своего творческого потенциала, актуализации ресурсных возможностей [4].

Примечательно, что психологи, для которых привычен вариант профессионального развития личности, не растерялись и в нынешней трудный период всеобщего карантина. В результате опроса, который мы провели все на том же портале частнопрактикующих психологов, были получены следующие данные (табл. 4).

Таблица 4

Результаты опроса: «Как изменилась ваша профессиональная деятельность

во время пандемии?»

Я работал(а) в обоих форматах: очно и онлайн, поэтому работы стало меньше 12 (30,8 %)

Я работал(а) только офлайн (очно) и работы меньше не стало 7 (17,9 %)

Я работал(а) последнее время только онлайн, поэтому для меня ничего не изменилось 7 (17,9 %)

Я работал(а) только офлайн (очно) в личном кабинете, поэтому работы стало меньше 4 (10,3 %)

Я работа(а) в обоих форматах: очно и онлайн, и мне удалось перевести моих очных клиентов в онлайн-формат 4 (10,3 %)

Я работал(а) последнее время только онайн, поэтому работы у меня только прибавилось 3 (7,7 %)

Мой ответ в комментариях 2 (5,1 %)

Всего проголосовало: 39 человек

Из ответов респондентов следует, что развитие онлайн-формата уже невозможно остановить, ибо он всецело на стороне нынешнего сценария развития цивилизации!

Хочется закончить словами пока еще единственных в России исследователей проблемы дистанционного обучения психологов — проф. Б.Б. Айсмонтаса — декана факультета дистанционного обучения МГППУ и его аспиранта — А.Мд. Уддина. Ими были проведены серьезные исследования, в которых приняли участие будущие психологи. В ходе опроса авторы пришли к следующим выводам: общий уровень субъективного контроля у студентов дистанционного обучение превышает аналогичный показатель у студентов очного обучения (при значимости различий р<0,05). Следовательно, они в большей степени, чем студенты очного обучения, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Скорее всего, это можно объяснить и спецификой обучения на основе дистанционного обучения, так как оно строится по индивидуальным программам, и каждый студент должен самостоятельно учиться и выполнять всю учебную программу [5].

Безусловно и бесспорно за дистанционным обучением будущее!

Литература

1. Филимонова Н.И. Современные тенденции и перспективы интернет-образования / Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Инновации в психологической науке и практике». — М.: РУДН, 21—22 ноября 2019 г.

2. Филимонова Н.И. Пилотажное исследование количественных показателей и вариантов дистанционного психологического консультирования // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. — М., 2018. — С. 217—218.

3. Филимонова Н.И. Интернет-образование практических психологов: количественные показатели. Сборник статей «Наука—образование—профессия: системный личностно-развиваю-щий подход». - М., 2019. С. 532-535.

4. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014.

5. Айсмонтас Б.Б., Удин Актхер Мд. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 288—302

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Цибикова Оксана Анатольевна (Санкт-Петербург, Россия), педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 661» Приморского района Санкт-Петербурга. E-mail: cibikova22@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о качестве подготовки современных педагогов. Быстро меняющееся общество, технологии, все это способствует тому, что современный человек осознает необходимость обучения в течение всей жизни. Образование современного учителя не ограничивается формальными формами обучения. Сегодня особенно востребованным становится неформальное и информальное обучение. В качестве неформальной формы обучения может выступать мастер-класс по обсуждению видеолекции с родителями. В чем состоит ценность данного мероприятия? Об этом и пойдет речь в статье.

Ключевые слова: мастер-класс, неформальное обучение, непрерывное образование, организация обсуждения видеолекции, взаимодействие с родителями.

MASTER CLASS HOW FORMA GROUP WORK WITH EDUCATORAMI

Tsibikova Oksana Anatolyevna (St. Petersburg, Russia), teacher-psychologist, SBGE "School No. 661" of the Primorsky District of St. Petersburg. E-mail: cibikova22@mail.ru

Abstract. The article discusses the quality of training of modern educators. A rapidly changing society, technology, all this contributes to the fact that modern people are aware of the need for lifelong learning. The education of a modern teacher is not limited to formal forms of education. Today, non-formal and informal education is becoming especially popular. As an informal form of training, a master class on discussing video lectures with parents can be used. What is the value of this event? This will be discussed in the article.

Keywords: master class, informal education, continuing education, organizing video lecture discussions, interaction with parents.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, предопределяют изменения и в системе образования. Большой поток доступной информации делает нашу жизнь насыщеннее, но вместе с тем появляются сложности в выборе информации, определении ресурса, выделении главного и т.д. Принцип «обучение через всю жизнь» постепенно проникает в сознание каждого.

Изменения, происходящие в современной школе, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности учителя. С декларированием гуманистического принципа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.