Научная статья на тему 'Казахстанский опыт проектирования содержания подготовки социальных педагогов'

Казахстанский опыт проектирования содержания подготовки социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / BOLOGNA PROCESS / INTERNATIONAL TREATIES / GLOBALIZATION / EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / INTEGRATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатбаева Айгуль Абдимажитовна, Мынбаева Айгерим Казиевна, Таубаева Шаркуль Таубаевна

Рассматриваются актуальные вопросы проектирования содержания образовательных программ по специальности «Социальная педагогика и самопознание» с учетом требований и рекомендаций международных аккредитационных агентств. Показаны важные элементы содержания профессиональной подготовки социальных педагогов, и анализируется зарубежный опыт. Представлено содержание учебного плана и охарактеризованы учебные дисциплины, отражающие суть подготовки социальных педагогов в Казахстане.The article is devoted to topical issues of designing the content of educational programs of specialty «Social pedagogy and self-knowledge» subject to the requirements and recommendations of international accreditation agencies. The important elements of the content of professional training of social teachers, analyzed foreign experience. The content of the curriculum and is characterized by academic discipline, reflecting the essence of training social workers in Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатбаева Айгуль Абдимажитовна, Мынбаева Айгерим Казиевна, Таубаева Шаркуль Таубаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстанский опыт проектирования содержания подготовки социальных педагогов»

А.А. Булатбаева, А.К. Мынбаева, Ш.Т. Таубаева,

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

УДК 378.14

Казахстанский опыт проектирования содержания подготовки социальных педагогов

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

О ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Стратегия развития Казахстана, присоединение нашей страны в 2010 году к Болонской декларации актуализировали необходимость международного признания образовательных программ подготовки специалистов в наших вузах. Серьезным шагом в этом направлении стало формирование в мае 2012 года Национального реестра аккредитационных агентств, утвержденного решением Республиканского аккредита-ционного совета, возглавляемого министром образования и науки Казахстана. В реестр вошли шесть аккредитационных агентств, в числе которых два национальных - Независимое казахстан-

ское агентство по обеспечению качества образования и Независимое агентство по аккредитации и рейтингам, а также четыре зарубежных агентства - ACQUIN, ASIIN (Германия), AQA (Австрия), ABET (США) [2].

Наша практика прохождения международной аккредитации показала некоторые недостатки при проектировании содержания образовательных программ. В частности, это относилось к содержанию подготовки социальных педагогов. Сама практика их подготовки в Казахстане является новой и не до конца изученной. В Республике Казахстан традиционно социальная защита касалась только инвалидов, ветеранов, престарелых, малообеспеченных

семей с детьми и безработных. Ситуация начала меняться с принятием Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-!У 30 «О специальных социальных услугах». Возникла необходимость внести изменения в подготовку будущих социальных работников и социальных педагогов, связанные с развитием у них практических навыков всех уровней для работы с разными категориями населения в трудной жизненной ситуации. В связи с этим начали перерабатывать содержание учебных программ и силлабу-сов. В настоящей статье хотелось бы осветить некоторые ключевые моменты и особенности казахстанского опыта проектирования содержания подготовки социальных педагогов.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

В Республике Казахстан процесс создания и развития подготовки специалистов по специальности «Социальная педагогика и самопознание» происходит параллельно со становлением системы социальной защиты детей и молодежи. Сейчас открываются специальные организации по оказанию социально-педагогической и психологической помощи детям с различными нарушениями - это и детские центры развития и коррекции, реабилитационные центры, социально-педагогические и консультативные центры и др.

В Казахском национальном университете им. аль-Фараби с

© Булатбаева А.А., Мынбаева А.К., Таубаева Ш.Т, 2016

АЙГУЛЬ

АБДИМАЖИТОВНА

БУЛАТБАЕВА

профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета им. аль-Фараби. Сфера научных интересов: образовательная политика, разработка индикаторов общественной экспертизы, проектирование содержания послевузовского образования, мыследеятельностная педагогика, методология исследовательской деятельности. Автор более 160 публикаций

2000 года осуществляется подготовка бакалавров по специальности «Социальная педагогика и самопознание» с присвоением квалификации «Социальный педагог и самопознание». Обучение ведется на казахском и русском языках. Эта специальность в 2014/15 учебном году проходила международную аккредитацию.

Выпускники со специализацией «Социальная педагогика и самопознание» могут работать в государственных и негосударственных организациях образования, учреждениях, связанных с проблемами воспитания и развития подрастающего поколения в общественной среде, организацией детского досуга и поддержкой

АЙГЕРИМ

КАЗИЕВНА

МЫНБАЕВА

профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета им. аль-Фараби. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, науковедение, дидактика информационных технологий обучения, сравнительная педагогика, педагогическая инноватика, история образования. Автор более 170 публикаций

детского творчества, социализации и личностного развития подрастающего поколения.

Первые два года обучения студенты изучают в основном обязательные курсы, а с третьего года обучения - базовые и профильные дисциплины и специализируются по основным направлениям психолого-педагогического образования и социальной педагогики.

В различных странах существуют различные подходы к работе социального педагога. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником. В Казахстане, как и в Германии, социальный педагог введен в штат школы. Он работает с неблагополучными се-

мьями, отстающими учениками, создает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей. В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления. Это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Подготовка социальных педагогов была начата в 1908 году. А в начале 1970-х годов в университетах Германии стали готовить социальных педагогов с высшим образованием. На постсоветском пространстве отдельные функции социальных педагогов и социальных работников выполняли работники школ, интернатов, служб социального обеспечения. Однако в 1980-е годы назрела острая необходимость в подготовке специалистов, которые могут и умеют профессионально оказывать социально-педагогическую помощь и поддержку, руководясь заповедью врачей «не навреди». 20 марта 1991 года Госкомитет СССР по народному образованию утвердил специальность «Социальная педагогика». Одновременно была открыта и специальность «Социальная работа». Разницу в работе социального педагога и социального работника можно увидеть в табл. 1.

Однако эти различия относительны, а границы между профессиями расплывчаты.

СРАВНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

На примере Высшей специальной школы им. А. Саломона (г Берлин) рассмотрим интегрированное обучение социальных работников / социальных педагогов. Ее история начинается с годичных курсов, организованных

ШАРКУЛЬ ТАУБАЕВНА ТАУБАЕВА

профессор кафедры педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета им. аль-Фараби. Сфера научных интересов: методология педагогики, науковедение, дидактика, исследовательская культура учителя, педагогическая инновати-ка. Автор более 200 публикаций

Рассматриваются актуальные вопросы проектирования содержания образовательных программ по специальности «Социальная педагогика и самопознание» с учетом требований и рекомендаций международных аккредитационных агентств. Показаны важные элементы содержания профессиональной подготовки социальных педагогов, и анализируется зарубежный опыт. Представлено содержание учебного плана и охарактеризованы учебные дисциплины, отражающие суть подготовки социальных педагогов в Казахстане.

Ключевые слова: социальный педагог в школе, содержание подготовки, проектирование, учебные дисциплины.

The article is devoted to topical issues of designing the content of educational programs of specialty «Social pedagogy and self-knowledge» subject to the requirements and recommendations of international accreditation agencies. The important elements of the content of professional training of social teachers, analyzed foreign experience. The content of the curriculum and is characterized by academic discipline, reflecting the essence of training social workers in Kazakhstan.

Key words: The Bologna process, international treaties, globalization, education, internationalization, integration process.

Таблица 1

Разница между социальным педагогом и социальным работником

Социальный работник Социальный педагог

Назначение про- Имеет дело с состоявшейся Стремится предотвратить про-

фессиональной проблемой (алкоголизм, нарко- блему, своевременно выявить

деятельности мания, бродяжничество, безра- и устранить причины, порожда-

ботица, болезнь, инвалидность, ющие ее,обеспечить превен-

стихийное бедствие и др.), что тивную профилактику различ-

требует специальных видов ного рода негативных явлений,

социальной помощи и более отклонений в поведении людей

узкой специализации(работа и таким образом оздоровить

с инвалидами, престарелыми, окружающую их микросреду

беженцами, группами социаль-

ного риска и др.)

Направления дея- Правозащитная, социально- Воспитательная и профилак-

тельности бытовая тическая

Клиенты Различные группы населения Дети и подростки

Объект деятель- Кризисная ситуация Воспитательный процесс

ности

Таблица 2

Базовые дисциплины, изучаемые на факультетах социальной педагогики высшей школы А. Саломона и в Казахском национальном университете им. аль-Фараби

Школа А. Саломона Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Основные проблемы социальной работы и социальной педагогики Методы социальной работы/социальной педагогики Теория и практика социокультурной работы Общественно-политические условия социальной работы Социальные исследования/информатика Основы права на примере семейного и молодежного права Социализация/социальное воспитание Основные понятия и проблемы социальной медицины История социальной педагогики и самопознания Самопознание Социальная педагогика Методика преподавания самопознания Социально-педагогическая диагностика Социально-педагогическое консультирование Педагогическое мастерство социального педагога Методология и методы социально-педагогических исследований Проектирование социально-педагогической работы Технологии социально-педагогической работы с детьми

А. Саломоном в 1893 году для подготовки специалистов в области благотворительной помощи [1].

В школе А. Саломона принято следующее деление учебного процесса: базовая фаза длится три семестра, основная - четыре. Базовое обучение нацелено на привитие студентам основ социальных и социально-педагогических знаний. Оно включает следующие дисциплины (табл. 2).

Кроме того, студенты имеют право посещать обязательные занятия по выбору. Основной курс

охватывает как общие для всех студентов дисциплины, так и специализацию. В течение основного срока обучения изучаются следующие дисциплины (табл. 3).

Необходимо отметить, что сравнение учебного плана отделений с учебным планом высших специальных школ позволило сделать вывод о большей системати-зированности плана отделения социальной педагогики Технического университета г. Дрездена (Германия). Он предусматривает не только преподавание отдель-

ных дисциплин, но и их подразделов, чем напоминает учебные планы и программы российских вузов. Наибольшее число часов отведено там социальной педагогике (28 часов в месяц). В нем преподают следующие основные дисциплины (табл. 4).

Последняя дисциплина «Введение в обучение» в отделении социальной педагогики Технического университета г. Дрездена преподается в первом семестре и носит ориентировочный характер, подобно вводной неделе в высших специальных школах. Она дополняется также тьюториями и работой в малых группах.

Как уже отмечалось выше, каждая дисциплина четко структурирована. Дисциплина «Социальная педагогика», например, имеет следующие разделы:

- теория и история социальной педагогики;

- исторические и политические условия практической социально-педагогической деятельности;

- клиенты и условия их жизни;

- теории и формы социально-педагогической деятельности;

- жизненные проблемы полового характера;

- методы исследования;

- основы права и социальной администрации.

Таким образом, если в высшей школе А. Саломона образование нацелено в основном на общие задачи социальной работы, то точкой отсчета обучения социальных педагогов в Техническом университете г. Дрездена является педагогическая и социально-педагогическая деятельность.

Основное обучение в нем предполагает специализацию в одной из следующих пяти сфер социально-педагогической работы:

- возрастная социальная педагогика (социально-педагогическая работа с детьми, молодежью, пожилыми людьми). Эта специализация исходит из специфики различных фаз специализации,

Таблица 3

Дисциплины, изучаемые во время основного срока обучения в высшей школе А. Саломона и в Казахском национальном университете им. аль-Фараби

Школа А. Саломона Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Право помощи молодежи Право социальной помощи Социальное управление Право рабочего и социального страхования Права иммигрантов Методы социальной работы (социальной педагогики) Психосоциальное консультирование Интеркультурная социальная работа Педагогика Психология и развитие человека Социальная психология Педагогика и психология межличностной коммуникации Сравнительная педагогика Возрастная физиология и школьная гигиена Психология и развитие человека Девиантология Экология и устойчивое развитие Казахстанское право Основы экономики Общая и прикладная социология Этика личного и социального успеха Культура и религия

Таблица 4

Основные дисциплины отделения социальной педагогики Технического университета г. Дрездена и Казахского национального университета им. аль-Фараби

Отделение социальной педагогики Технического университета г. Дрездена Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Общая педагогика Социология Психология Методика социальной работы Право Введение в обучение Самопознание Социальная педагогика Педагогика Психология Социология Казахстанское право

понимаемой как процесс развития на протяжении всей человеческой жизни;

- социально-педагогическая воспитательная помощь (работа в детских домах, семьях и др.);

- социально-педагогическое консультирование и помощь (работа в консультациях «Семья и брак», молодежных консультационных пунктах, оказание помощи группам риска);

- социальная администрация (социальные и молодежные службы планирования);

- социокультурная работа (социально-педагогическая деятельность с помощью искусства, музы-

ки, театра, танца, методов реабилитации и воспитания средствами культуры) [7].

В последние годы особое внимание в социальной педагогике уделяется воспитанию ребенка как целостной личности с принятием его физического, познавательного, социального, эмоционального и морального развития [4]. В этой связи работа социального педагога подразумевает работу не с отдельными аспектами личности, а целостную, комплексную работу [5, с. 4].

Можно для сравнения привести учебный план подготовки бакалавров социального образова-

ния в Дании. Программа обучения состоит там из следующих дисциплин и академических элементов:

1) педагогической теории и практики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) датского языка, культуры и коммуникации;

3) лица, учреждения и общества;

4) одной из следующих основных дисциплин по выбору студента «Здоровье, тело и упражнения», «Выражения, музыка и драма», «Народное творчество и ремесла, наука и технологии»;

5) практических занятий;

6)специализации в одной из следующих профессиональных или функциональных областей «Дети и молодежь», «Люди с ограниченной функциональностью», «Люди с социальными проблемами».

Как показывает зарубежный опыт, большое внимание в практике подготовки социальных педагогов отводится отработке необходимых практических компетенций. Для этого выстраиваются разнообразные профессиональные траектории обучения, проводится анализ профессиональных переходов на рынке труда, опросы по восприятию социальных педагогов в обществе и др. Большинство учебных планов зарубежных вузов направлено на побуждение студентов критически мыслить об областях профессиональной деятельности, предоставление им этой скрытой истории и развенчание мифов современности.

Основное внимание при оценке содержания образовательных программ отводится качеству преподавания и преподавательского состава. Интересно в этом контексте замечание Илди-ко Такача (НсНко Такаов). Он считает, что у преподавателя социальной педагогики должна быть сильно развитая индивидуальность. Если ожидания и потребности преподавателя удовлетворяются, значит у него есть место

для развития собственных талантов, и он в состоянии служить обществу, когда и если это необходимо [6, с. 12].

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

При проектировании образовательных программ профессорско-преподавательский состав кафедры обращал внимание на обозначение модуля, формирование его контента и списка литературы для чтения, описание результатов обучения, форм организации лекционных, практических и иных форм занятий. Проектировались также формы оценки результатов: это задания по неделям и в конце модуля, формы медицинского освидетельствования (Med exam) и др. Выбор дисциплин осуществляется студентом самостоятельно, согласно его образовательной траектории и индивидуальному плану.

Содержание специальности «Социальная педагогика и самопознание» представлено основным профессиональным модулем, куда входят такие дисциплины, как «Теория образования», «Педагогика», «История социальной педагогики и самопознания», «Срав-

нительная педагогика», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Теории социальной интеграции», «Перспективы инклюзии и эксклюзии в социальной педагогике», «Физиология», «Психология и развитие человека», «Возрастная психология и школьная гигиена», «Психология развития», «Психология образования», «Этнопедагогика», «Самопознание», «Девиантология», «Основы реабилитационной педагогики», «Технологии социальной и образовательной работы с детьми», «Технологии социальной работы в обществе», «Законодательство и этика социальной педагогики», «Коммуникации в работе с детьми и учащейся молодежью», «Семейное и социальное консультирование», «Социально-педагогическое вмешательство (интервенция)», «Методика преподавания самопознания», «Методика преподавания педагогики», «Методология и методы социально-педагогических исследований», «Диагностика в социально-педагогической работе».

Элективный профессиональный модуль предлагает обучаемым следующие образовательные траектории.

Трек первый: учитель самопознания.

Трек второй: социально-педагогическая работа.

В контексте изучаемой нами проблемы интересна вторая траектория. Здесь студентам предлагаются следующие дисциплины.

1. Социальное партнерство и диалог в области социальной работы.

2. Волонтерство как проявление социальной активности.

3. Гендерные аспекты социализации.

4. Технология социальной работы в чрезвычайных ситуациях.

5. Социальные и психологические услуги в области образования.

6. Социальная защита детства и семьи.

7. Социально-педагогический тренинг

8. Социальные и образовательные технологии в работе с детьми сдевиантным поведением.

9. Психодинамические основы вмешательства.

10. Социально-психологическое консультирование в школе.

11. Пенитенциарная педагогика.

Высшая социальная школа (университет) им. А. Саломона

12. Превентология в социальной работе.

Содержательное наполнение элективного профессионального модуля, конечно же, может корректироваться в соответствии с изменениями реальной образовательной ситуации в университете, определяемой контингентом студентов, социальными и образовательными запросами обучаемых и работодателей, образовательными приоритетами, а также расширением связей с другими вузами и др.

ВЫВОДЫ

Результаты анализа практики указывают на необходимость усиления практической составляющей образовательной программы. Следует отметить, что эти труд-

ности обусловлены отсутствием четко сформированной устойчивой системы социальной помощи населению [3]. Эти же недостатки были отмечены и экспертами: слабая связь с работодателями, отсутствие прикладного характера результатов обучения.

С учетом зарубежного опыта, экспертных рекомендаций сейчас образовательная программа специальности «Социальная педагогика и самопознание» в Казахском национальном университете им. аль-Фараби усилена в следующих направлениях: социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью (в том числе с работающими в детских садах, дошкольных и школьных классах, центрах отдыха, на базах школы досуга, школьных клубах); соци-

ально-педагогическая деятельность в организациях для детей, молодежи с ограниченными возможностями, детских домах и приютах, с детьми, имеющими социальные проблемы (токсикомания, алкоголизм и др.), а также социально-профилактическая деятельность.

Опытных специалистов базовых социальных центров начали привлекать к процессу обучения студентов и привития им практических навыков работы с клиентами в качестве преподавателей, наставников и руководителей производственной практики. В дальнейшем в университете будет продолжена работа по усилению взаимосвязи с организациями для создания профильных баз для проведения практических занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высшая специальная школа социальной работы и социальной педагогики им. А. Саломона: материалы. Берлин, 1994. 10 с.

2. Жетписбаева Б.А., Аринова О.Т., Асылбекулы Д.А. Об опыте международной аккредитации образовательных программ КарГУ им. Е.А. Букетова // Вестник КарГУ, 2012. URL: http://articlekz.com/article/5832 (дата обращения: 10.01.2016).

3. Kokkozeva K.Sh. Problemy podgotovki i razvitiya prakticheskikh navykov sotsial'nykh rabotnikov v vuzakh Kazakhstana dlya raboty s raznymi kategoriyami naseleniya v trudnoj zhiznennoj situatsii // Journal «Social work. Social services». Almaty, 2010. № 1.

4. Petrie P. Social pedagogy: An historical account of care and education as social control. In J. Brannen & P.Moss (Eds.) Rethinking Children's Care, Buckingham: Open University Press. 2002.

5. Petrie P. & Chambers H. Richer lives: Creative activities in the education and practice of Danish Pedagogues. London: Thomas Coram Research Unit. 2009.

6. Takаcs I. Socialization at the workplace and the psychological factors of adapting to the new workplace IN: Aranka Meszaros: Socio-psychology phenomena of the workplace I. Budapest: Z-Press Kiado Kft. 2006.

7. Technische Universitet Dresden. Institut fuer Sozialpaedagogik und Sociafarbeit, Dresden, 1996. S. 20.

LITERATURA_

1. Vysshaja special'naja shkola social'noj raboty i social'noj pedagogiki im. A. Salomona: materialy. Berlin, 1994. 10 s.

2. Zhetpisbaeva B.A., Arinova O.T., Asylbekuly D.A. Ob opyte mezhdunarodnoj akkreditacii obrazovatel'nyh programm KarGU im. E.A. Buketova // Vestnik KarGU, 2012. URL: http://articlekz.com/article/5832 (data obrashhenija: 10.01.2016).

3. Kokkozeva K.Sh. Problemy podgotovki i razvitiya prakticheskikh navykov sotsial'nykh rabotnikov v vuzakh Kazakhstana dlya raboty s raznymi kategoriyami naseleniya v trudnoj zhiznennoj situatsii // Journal «Social work. Social services». Almaty, 2010. №1.

4. Petrie P. Social pedagogy: An historical account of care and

education as social control. In J. Brannen & P.Moss (Eds.) Rethinking Children's Care, Buckingham: Open University Press. 2002.

5. Petrie P. & Chambers H. Richer lives: Creative activities in the education and practice of Danish Pedagogues. London: Thomas Coram Research Unit. 2009.

6. Takаcs I. Socialization at the workplace and the psychological factors of adapting to the new workplace IN: Aranka Meszaros: Socio-psychology phenomena of the workplace I. Budapest: Z-Press Kiado Kft. 2006.

7. Technische Universitet Dresden. Institut fuer Sozialpaedagogik und Sociafarbeit, Dresden, 1996. S. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.