НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 83-90. УДК 159.9
DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.83-90
А. Ю. Маленова
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «СОЦИАЛЬНАЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Приведены данные о работе конференции, посвященной проблеме ответственности, которая состоялась 8-10 октября 2020 г. на базе факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Дан обзор тематики пленарных докладов, мастер-классов и сообщений в рамках приоритетных направлений: методологические, теоретические и методические проблемы изучения ответственности; ответственность в тезаурусе близких понятий: субъектность, контроль, аутентичность; ответственность личности в современном обществе: актуальные вызовы; ответственность в контексте экзистенциальных проблем личности; ответственность и безответственность личности в окружающей среде; персональная, профессиональная и социальная ответственность в чрезвычайных, экстремальных и кризисных ситуациях; социальная и персональная ответственность в условиях пандемии и самоизоляции; социальная ответственность государства, бизнеса, организаций в современном обществе; ответственность личности в профессиональной деятельности; персональная и профессиональная ответственность личности в образовательной среде; ответственность личности в контексте возрастного развития; ответственность личности в семейных и межличностных отношениях; проблема ответственности личности в исследованиях молодых ученых.
Ключевые слова: научная конференция; исследования; психология; ответственность; мастер-классы; работа секций.
A. Yu. Malenova
ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH INTERNATIONAL PARTICIPATION "SOCIAL, PROFESSIONAL AND PERSONAL RESPONSIBILITY OF THE PERSONALITY IN MODERN SOCIETY"
The data on the work of the conference devoted to the problem of responsibility, which took place on October 8-10, 2020 at the Faculty of Psychology of Dostoevsky Omsk State University. An overview of the topics of plenary reports, master classes and messages is given in the framework of priority areas: methodological, theoretical and methodological problems of the study of responsibility; responsibility in the thesaurus of related concepts: subjectivity, control, authenticity; responsibility of the individual in modern society: current challenges; responsibility in the context of existential personality problems; responsibility and irresponsibility of the individual in the environment; personal, professional and social responsibility in emergency, extreme and crisis situations; social and personal responsibility in a pandemic and self-isolation; social responsibility of the state, business, organizations in modern society; responsibility of the individual in professional activities; personal and professional responsibility of the individual in the educational environment; responsibility of the individual in the context of age-related development; responsibility of the individual in family and interpersonal relationships; the problem of personal responsibility in the research of young scientists.
Keywords: scientific conference; research; psychology; responsibility; master classes; section work.
Проблематика ответственности для факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского
© Маленова А. Ю., 2020
(ОмГУ) является традиционной. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная,
профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе» 2020 г. является продолжением серии конференций, посвященных этой проблематике, 2008 и 2016 гг. - «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности», - одна из которых была посвящена 15-летию факультета психологии ОмГУ, другая - 300-летию г. Омска. Ключевой целью проведения этих мероприятий выступает координация усилий отечественных и зарубежных ученых и практиков в рамках проблемы ответственности как одной из наиболее актуальных для современного общества и личности, имеющей явный междисциплинарный характер. В этом году в конференции приняли участие психологи, философы, юристы, экономисты, педагоги, медицинские и социальные работники, сотрудники силовых структур, специалисты по работе с молодежью, государственные и муниципальные служащие, преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты.
Рост интереса к проблеме ответственности отражается и в количестве участников конференций, оно возросло более чем в шесть раз: с 40 человек в 2008 г. до более 250 человек - в 2020-м. Значительно расширилась и география участников. В этом году в конференции приняли участие представители восьми стран (Великобритания, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Украина, Луганская народная республика, Донецкая народная республика, Россия) из 55 городов - от Лондона до Владивостока.
Перечень направлений конференции в этом году был широк и многогранен. Ключе -выми вопросами выступили уже ставшие традиционными для этой области - методологические, теоретические и методические проблемы изучения ответственности, ответственность в контексте экзистенциальных проблем личности, ответственность субъекта в разных сферах жизнедеятельности (здоровье, образование, семейные и межличностные отношения), ответственность в профессиональной деятельности, проблема ответственности и активности личности в трудных жизненных ситуациях. Не меньший интерес и отклик вызвали и новые, актуальные направления конференции: социальная ответственность государства, бизнеса, организаций в современном обществе, ответственность личности в кризисных, чрезвычайных
ситуациях, в частности в условиях пандемии; ответственность и безответственность личности в окружающей среде, в том числе в городской.
Помимо секционных обсуждений, проведенных в этом непростом для нашей страны и всего мира году в дистанционном формате, программа мероприятия включала пленарное заседание, мастер-классы, работу секции «Проблема ответственности личности в исследованиях молодых ученых», подведение итогов конференции, организованных онлайн с трансляцией на УоиТиЬе-канале.
Открытие конференции 8 октября 2020 г. началось с приветственного слова врио ректора Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, доктора экономических наук, профессора Р. Г. Смелика. В рамках своего выступления Роман Григорьевич обозначил важность научных мероприятий всероссийского и международного уровня для развития университета, отметив, что проблема ответственности имеет огромное значение для современного общества, особенно в сложившихся обстоятельствах жизни и деятельности. Доклад декана факультета психологии ОмГУ Л. И. Дементий носил название «К вопросу о поиске базовых ресурсов личности». Закономерно, что к их числу Людмила Ивановна отнесла, в первую очередь, ответственность личности, подтвердив обоснованность этого утверждения результатами многолетней исследовательской и практической деятельности. В следующем докладе профессора Высшей школы экономики С. К. Нартовой-Бочавер была обозначена проблема аутентичности, которая лишь недавно стала предметом исследований в науке, в отличие от ответственности, которая изучается в российской психологической традиции достаточно давно. По мнению Софьи Кимовны, как и ответственность, аутентичность представляет собой интегра-тивный феномен личности, отражающий высший уровень субъектности и зрелости личности, при котором возможно управлять происходящим в собственной жизни и в мире, стремясь к подлинности и самовыражению. Идею личностной зрелости поддержал в своем докладе и профессор Тюменского государственного университета Е. Л. Доцен-ко, рассматривая ответственность как меру зрелости поступка. С позиции Евгения Лео-
нидовича, ответственный поступок всегда сопряжен с готовностью нести ответственность и за совершенные выборы, и за отвергнутые, что требует от человека хорошего понимания себя, чего он хочет от жизни, четких приоритетов, определенности отношения к своим ценностям. Большой интерес вызвал дискуссионный доклад еще одного представителя московской психологической школы - профессора Н. С. Пряжникова, в рамках которого ответственность раскрывалась как альтруистически ориентированная активность, основанная на осознании последствий своей деятельности. Николай Сергеевич отметил, что в современных условиях профессиональной деятельности часто наблюдается вынужденная необходимость имитаций ответственности, когда к работнику предъявляются требования, зачастую противоречащие его профессиональной совести, чему способствует бюрократическое давление различных директивных предписаний. Еще большую остроту проблема ответственности приобрела в рамках сообщения нашего коллеги из Санкт-Петербургского государственного университета - Сергея Павловича Шклярука, раскрывающего этот феномен с позиции психологии кризисных и экстремальных ситуаций, что отличается особой актуальностью в ситуации пандемии СОУГО-19. В свою очередь, профессор Костромского государственного университета С. А. Хазова подчеркнула, что в сложившихся обстоятельствах жизнедеятельности именно принятие ответственности выступает важной стратегией и ресурсом совладания. Завершал пленарную сессию доклад зав. кафедрой акмеологии и психологии среды Уральского государственного педагогического университета О. В. Кружковой, поднявшей еще одну актуальную проблему современного общества - вандализма в мегаполисе как своеобразного индикатора социальной ответственности личности в городской среде. Ключевым тезисом выступления Ольги Владимировны можно считать предположение, что ответственность личности за пространство, в котором она проживает, детерминируется большим количеством факторов - от актуального состояния среды до системы существующих социальных связей. Докладчик отметила, что формирование социальной ответственности личности в городской среде выступает залогом не только со-
хранности городского пространства, но и повышения общего качества жизни населения.
9 октября в рамках конференции состоялась работа четырех мастер-классов, направленных на обсуждение и решение проблем диагностики, формирования и развития ответственности личности, а также оценку возможностей сочетания разных типов ответственности: «Ответственность как мера зрелости поступка (анализ жизненных и консультативных ситуаций)» (Е. Л. Доценко, О. В. Пчелина, г. Тюмень), «Ответственность в контексте взросления личности: диагностика, формирование, сопровождение» (Л. И. Дементий, О. Ю. Гроголева, г. Омск), «Возможности психологического театра в развитии индивидуальной и командной ответственности у подростков» (О. Н. Вишневская, г. Кострома), «Взболтать, но не смешивать! Феноменологический анализ опытов сочетания личной и профессиональной ответственности» (А. О. Кожевникова, Н. В. Миргород, М. С. Бриль, В. Ф. Федоров, Е. В. Пес-терева, Д. В. Антонова, О. В. Фельсен-дорфф, г. Санкт-Петербург), «Методика диагностики личной эффективности» (Н. В. Антонова, г. Москва).
Помимо пленарного заседания и мастер-классов в рамках конференции была организована дистанционная работа 13 секций, отражающих наиболее приоритетные направления исследований проблемы ответственности.
Секция «Методологические, теоретические и методические проблемы изучения ответственности» объединила ученых из разных городов и стран, имеющих четкую концептуальную позицию в отношении изучения данной проблематики. Ими были подняты методологические вопросы изучения категории «ответственность» в научной литературе (В. И. Рерке, В. И. Демаков, Я. А. Портная, г. Иркутск), в том числе через призму представлений о профессиональной ответственности (О. В. Конаш, г. Гомель), природы ответственности и свободы личности (Н. С. Шадрин, г. Павлодар), гносеологические аспекты концепции познания аль-Фараби в формировании ответственности личности (Ф. А. Юлдашев, М. Б. Юлда-шева, г. Фергана), анализ роли личности в истории по концепции Н. И. Кареева как основы развития инновационной модели личности в современном обществе (К. К. Ога-
нян, г. Санкт-Петербург), качества управления и развития гуманизма, ответственности и продуктивности в контексте педагогической поддержки личности (Л. А. Устинова, Н. В. Балицкая, Е. В. Митькина, г. Новокузнецк), формирования культуры самостоятельной работы обучающегося (И. В. Бойко-ва, г. Самара; Д. В. Бойков, Т. В. Демидова, г. Новокузнецк) и патентно-технической культуры личности (И. П. Калистратов, Ю. С. Мустафин, г. Новокузнецк; С. В. Сорокин, г. Москва), научно-педагогического донорства и фасилитации в контексте идей образовательной, социальной и профессиональной ответственности (О. А. Козырева, А. А. Перина, И. И. Фатыхова, г. Новокузнецк), в том числе на примере спортивных образовательных организаций (О. И. Фирсо-ва, А. И. Антоненко, А. А. Кошелев, г. Новокузнецк). Методический аспект изучения ответственности раскрывался через поиск ее показателей в условиях различных заболеваний (Е. Б. Фанталова, г. Москва), для оценки уровня развития у детей и подростков как необходимого условия успешной профессиональной деятельности социального педагога (С. В. Пазухина, г. Тула), с целью диагностики личной эффективности в процессе проведения коучинга (Н. В. Антонова, г. Москва).
Отдельная секция в этом году была посвящена анализу проблемы ответственности в тезаурусе близких понятий. В рамках докладов участников поднимались вопросы ответственности, субъектности и творчества (С. П. Потанин, г. Санкт-Петербург), веры в свободу воли как средства изменения зрелости поступков (О. В. Пчелина, г. Тюмень), ответственности как формы фиксации становления личностного опыта нравственного самоопределения (Т. С. Купавцев, г. Москва), ответственности в структуре саморегуляции поведения личности (Л. И. Дементий, г. Омск), ответственности и аутентичности личности (С. К. Нартова-Бочавер, Б. Д. Ир-хин, С. И. Резниченко, К. А. Бочавер, Е. В. Быстрова, К. С. Чулюкин, Р. М. Байра-мян, г. Москва).
К числу актуальных вызовов для ответственности личности в современном обществе, анализу которых была посвящена третья секция конференции, участники отнесли целый спектр факторов технотронной цивилизации: проблемы технологического развития
(А. А. Антипенко, г. Омск), условия цифро-визации жизнедеятельности (О. А. Москви-тина, г. Москва), специфику интернет-коммуникации (Ж. Е. Турманова, г. Нур-Сул-тан), функционирование искусственного интеллекта в современной цифровой экономике (О. А. Карпенко, г. Самара). Не остались без внимания актуальные социальные и образовательные тренды - социальная ответственность и активность молодежи (Е. Ю. Костина, А. О. Панфилова, г. Владивосток), в том числе в добровольческой деятельности (А. А. Косова, Н. Н. Зеленцова, г. Калуга), формирование личной ответственности в практиках здорового образа жизни (В. В. Шаталина, г. Глазго; Г. Д. Тарасова, г. Москва), модели и виды ответственности личности в системе образования (А. А. Мирошниченко, г. Глазов; Д. Р. Мерз-лякова, г. Ижевск), в частности непрерывного (И. А. Шибаев, О. Я. Гутак, Н. А. Чечина, г. Новокузнецк). По-прежнему в центре внимания остается проблема духовно-нравственной ответственности (С. И. Ивентьев, Г. Р. Асадуллина, г. Казань). Значимость этого аспекта подтверждают доклады, представленные в рамках работы четвертой секции - «Ответственность в контексте экзистенциальных проблем личности». Авторы отмечали необходимость установления специальных норм ответственности в сферах милосердия (В. А. Скорев, г. Омск), раскрывали ответственность как необходимое условие (О. В. Андреева, г. Владивосток) и ресурс (А. А. Маленов, г. Омск) самореализации личности, как феномен интегрированных представлений субъекта о собственном бытие (С. Б. Бажутина, г. Луганск). Присоединялись к феноменологии ответственности через проблему жизненных стратегий личности (В. Е. Купченко, г. Омск) и осознание экзистенциального одиночества в межличностных взаимоотношениях (А. Д. Лебедева, О. Н. Ракитская, г. Вологда), в контексте влияния духовно-нравственных детерминант на процесс принятия решений в проблемных ситуациях (А. В. Ковалёва, Е. А. Марусенко, г. Луганск).
Еще одним актуальным направлением, требующим пристального внимания в современном обществе, выступает ответственность и безответственность личности в окружающей среде. В рамках работы этой секции поднимались вопросы вандализма лич-
ности в городской среде (И. В. Воробьева, О. В. Кружкова, г. Екатеринбург), прежде всего со стороны молодежи (Д. В. Руденкин, г. Екатеринбург), а также регуляции ван-дального поведения населения на законодательном уровне (К. В. Злоказов, г. Екатеринбург). Целый ряд исследователей обратился к конкретным экологическим проблемам в поиске их решения - физические загрязнения окружающей среды, раздельный сбор мусора, социальная ответственность предприятий атомной отрасли (В. А. Головачева, г. Ульяновск; И. А. Марасова, А. Р. Сафиу-лин, г. Димитровград). Красной нитью секции выступила проблема отношения к среде обитания - городской и природной - со стороны молодого поколения, которому предстоит жить на нашей планете не только в ближайшем, но и отдаленном будущем (Б. Д. Ирхин, г. Москва; И. Ю. Маргошина, г. Санкт-Петербург; Е. А. Мухортова, г. Москва). Был отмечен ярко выраженный культурообразующий феномен экологии (С. П. Сагатчук, г. Волоколамск) на фоне настоятельной необходимости экологического воспитания молодежи, прежде всего в рамках специализированных образовательных программ (Ж. В. Плохотникова, Ю. Г. Устинова, г. Старый Оскол).
Особою остроту конференции, безусловно, придала проблема персональной, профессиональной и социальной ответственности в чрезвычайных, экстремальных и кризисных ситуациях, прежде всего в условиях пандемии и самоизоляции. Обсуждение этих вопросов происходило в рамках работы двух соответствующих секций. Докладчики рассуждали о коллективном иммунитете и социальной ответственности государств (А. М. Кадер, г. Санкт-Петербург), личной и профессиональной ответственности работников АЭС, и конкретно Чернобыльской АЭС, в чрезвычайных ситуациях (В. А. Головачева, г. Ульяновск; И. А. Марасова, А. Р. Сафиулин, г. Димитровград), соотношении информационной культуры и профессиональной ответственности личности (О. В. Языкова, С. В. Языков, С. Д. Коткин, г. Новокузнецк), искали обоснование профессиональной ответственности в использовании технологий фасилитации, поддержки и научного донорства (С. М. Шведова, Н. А. Козырев, С. А. Чудинова, г. Новокузнецк), оценивали степень социальной ответственности моло-
дежи за свое здоровье в чрезвычайных ситуациях (М. М. Книсарина, Г. С. Жумалиева, Г. М. Ертукешова, А. М. Макашева, г. Акто-бе), отслеживали динамику ценностных ори-ентаций пожилого населения, проживающего на территориях прифронтовых линий (Н. Ю. Епихина, г. Луганск), давали оценку социально-политическому протесту в поле политики Беларуси (А. В. Гавриков, г. Минск). В работе секции, посвященной проблеме ответственности в условиях пандемии, поднимались вопросы государственной (А. Ю. Врачева, г. Калининград) и юридической (Н. И. Минкина, г. Барнаул) ответственности граждан в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах, их персональной (С. И. Конжин, г. Кострома; С. Ю. Лаврентьев, г. Йошкар-Ола) и социальной ответственности (Л. З. Левит, г. Минск; И. В. Сте-пура, г. Киев), прежде всего в условиях исполнения самоизоляционных мер (В. А. Уда-лова, Э. Б. Карпова, Е. А. Николаева, г. Санкт-Петербург), а также влияния самоизоляции на семейные взаимоотношения (Е. А. Силина, Т. Л. Крюкова, г. Кострома). Вопрос о профессиональной ответственности в условиях пандемии преимущественно раскрывался с позиции медицинских работников (М. В. Вагайцева, К. О. Кондратьева, Т. Ю. Семиглазова, г. Санкт-Петербург), преподавателей (Е. В. Кныш, А. А. Кныш, г. Екатеринбург) и студентов (С. В. Яремчук, г. Комсомольск-на-Амуре).
Не меньший интерес ученых и практиков вызвала проблематика социальной ответственности государства, бизнеса, организаций в современном обществе. Докладчики обращались к анализу ответственности современного российского государства в политико-правовом (Ю. Ю. Изварина, г. Саратов) и нравственном (М. К. Вострикова, Ю. С. Злыднева, г. Новосибирск) аспектах, к оценке феномена групповой ответственности (Е. Н. Лисова, г. Воронеж) и видов корпоративной социальной ответственности (А. А. Зайковская, И. Р. Либенсон, Ю. Н. Маланина, г. Иркутск), в том числе через призму ценностного отношения к клиенту (А. Р. Пазова, г. Ставрополь). Проблема социальной и корпоративной ответственности раскрывалась авторами через деятельность банковских организаций (Н. М. Гали-муллина, А. Р. Гильманова, г. Казань), социальную инициативу (Г. Е. Чернобаева,
г. Омск) и качество жизни персонала (К. М. Оганян, г. Санкт-Петербург) бизнес-структур, реализацию патентного права как способа сохранения экономической безопасности государства (Ю. В. Гладких, В. В. Кондратенко, А. А. Желенкова, А. В. Павлюкова, г. Ростов-на-Дону). На секции также поднимались острые вопросы государственного обеспечения безопасности и поддержки отдельных групп граждан - лиц с ограниченными возможностями (Ю. В. Кузьмичева, г. Самара), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (В. Ю. Черкасова, А. А. Ушакова, г. Екатеринбург). Особая роль в совершенствовании социокультурной, производственной жизни общества была отведена инновационным системам (К. И. Черкесова, В. И. Черкесов, Е. И. Черкесова, г. Белгород) и образованию (Т. Е. Мальцева, г. Луганск; С. А. Волков, г. Ярославль).
Работа девятой секции была посвящена проблеме профессиональной ответственности специалиста. Через призму ответственности докладчиками была дана оценка профессиональной деятельности ученых (Д. А. Рубан, г. Москва; З. А. Аксютина, г. Омск) и преподавателей (Н. С. Пряжни-ков, Е. В. Камнева, С. М. Буянова, Е. В. Ба-банова, г. Москва), сотрудников таможенных органов (Ю. В. Гладких, Э. В. Дригола, А. А. Желенкова, г. Ростов-на-Дону), инженеров (В. А. Головачева, г. Ульяновск; А. Р. Сафиулин, г. Димитровград), медиков (А. В. Гришина, М. В. Косцова, О. К. Лыса-ченко, г. Севастополь; Т. В. Кулемзина, г. Донецк; Д. Н. Церфус, Н. В. Удальцова, г. Санкт-Петербург), вожатых (Д. Е. Козлова, Н. В. Грушко, г. Омск), рекламистов (Н. М. Галимуллина, А. И. Шагиева, г. Казань), блогеров (И. А. Махрина, г. Барнаул), муниципальных служащих (Н. Н. Окутина, г. Ульяновск), сотрудников производственных предприятий (М. Н. Хойна, В. В. Верна, г. Симферополь), руководителей уголовно-исправительной системы (И. В. Шагарова, г. Омск), пилотов гражданской авиации (Б. А. Ясько, Е. С. Бабичкова, г. Краснодар).
Отдельная секция была посвящена персональной и профессиональной ответственности личности в образовательной среде. В рамках докладов был представлен психологический анализ деятельности всех субъектов образовательного процесса - учащихся, педагогов, администрации, родителей. Под-
нимались глобальные вопросы взаимодействия социализации и воспитания (И. А. Аш-маров, г. Воронеж), оценки качества образовательной среды (Е. А. Чигишев, А. Н. Аксенова, Н. А. Грицаенко, г. Новокузнецк), механизмов формирования (Л. П. Прокудина, А. И. Кадачиков, М. Г. Трофимова, г. Новокузнецк) и развития (Н. А. Казанцева, С. В. Платонова, Е. Ю. Данилов, г. Новокузнецк) ответственности личности в образовательной организации, ее значения в профессиональном становлении будущего специалиста (Л. Н. Антилогова, г. Омск; Н. А. Галиби-на, г. Макеевка) и роли преподавателей, образовательных технологий в закреплении ответственности как черты личности (Т. А. Лавина, Е. А. Мытникова, г. Чебоксары; Л. Н. Судьи-на, О. С. Горюшкина, И. Н. Омельчук, г. Новокузнецк). Обсуждались особенности проявления ответственности педагогических работников в условиях реализации инклюзивного (Л. Ю. Шавшаева, г. Оренбург) и непрерывного (Н. Н. Шибаева, М. П. Горелов, г. Новокузнецк; С. В. Коновалов, г. Самара) образования, а также необходимости совершенствования профессиональных компетенций педагога в контексте информатизации общества (М. С. Ружников, В. В. Мон-жиевская, В. В. Харченко, г. Иркутск). Помимо обучающихся, по мнению докладчиков, ответственность педагога должна распространяться и на их родителей, содействуя эффективному взаимодействию институтов образования и семьи (Т. А. Анурова, И. В. Ир-хина, г. Белгород; А. В. Вторушина, Н. А. Гусева, г. Ярославль), а также на самого себя, в частности через ответственное отношение к собственному здоровью (С. М. Шингаев, г. Санкт-Петербург). Однако, ответственность должны проявлять не только педагоги, но и руководители образовательных организаций (С. В. Морин, М. И. Муравьева, М. В. Пос-котинова, г. Новокузнецк) и сами студенты, особенно в ситуации дистанционного обучения (В. И. Белоусова, К. С. Поторочина, г. Екатеринбург). К тому же студенты должны нести ответственность за свое здоровье, как физическое (Е. И. Барышева, г. Луганск), так и психическое (Ж. Т. Твлепбергени, М. М. Кни-сарина, Г. У. Бекешова, г. Актобе), а порой, и за здоровье других людей в контексте будущей профессиональной деятельности (О. А. Уголь-никова, Д. И. Пожаркин, Е. С. Щеткина, г. Новокузнецк). В качестве личностных ре-
сурсов обучающихся, способствующих формированию ответственного поведения, исследователями отмечались интернальность (А. А. Смирнов, Е. В. Соловьева, г. Ярославль), смыслообразующие ценностные ориентации (Л. В. Лазарева, г. Пенза), эмоциональный интеллект и перфекционизм (Н. Н. Карловская, г. Омск).
Еще одним важным аспектом проблемы ответственности личности выступает ее изучение в контексте возрастного развития. Секция, ему посвященная, объединила ученых и практиков, занимающихся вопросом психологического сопровождения личности в разные возрастные периоды. В их докладах ответственность раскрывалась через призму возрастосообразного развития (А. А. Быкова, Е. Г. Селиванова, г. Новокузнецк; Д. Ю. Чу-пин, г. Новосибирск), возрастные представления о ней (А. А. Баканова, г. Санкт-Петербург), а также оценку проявления ответственности на его конкретном этапе. Многие авторы сконцентрировали свои усилия на изучении барьеров проявления ответственности и ресурсов (внутренних и внешних), доступных личности в подростковом возрасте (И. М. Дементьева, г. Краснодар; Л. С. Самсоненко, г. Оренбург), юности (С. В. Чернобровкина, г. Омск), взрослости (Г. Ж. Менлибекова, г. Нур-Султан), старости (И. М. Муратова, г. Луганск; О. А. Малыгина, г. Ярославль). Особого внимания заслужили трудные жизненные ситуации, актуализирующие и создающие наиболее релевантные условия для проявления ответственности как нормативного типа, например сепарация от родительской семьи (О. Ю. Гро-голева, Д. А. Прирезова, г. Омск; Е. В. Тихомирова, А. А. Румянцева, г. Кострома; Ю. В. Потапова, г. Омск), так и ненормативного, кризисного характера, например ситуации суицидального риска (Е. А. Трухан, М. А. Шаранда, г. Минск). Тематика этой секции во многом пересекалась с проблемами, рассматриваемыми в секции «Ответственность личности в семейных и межличностных отношениях». В рамках докладов ее участников обсуждались вопросы психологического благополучия переживающих ревность в романтических отношениях взрослых (А. А. Голубева, Т. П. Опекина, г. Кострома), взаимосвязь межличностной зависимости и ценностных ориентаций личности в ранней взрослости (П. И. Каменский, г. Ко-
строма), механизмы формирования ответственности у студентов при создании семьи (А. Ф. Филатова, г. Омск) и психологические детерминанты ответственности в альтернативных формах брака (Е. А. Шайкина, г. Луганск) и родительства (А. Ю. Маленова, г. Омск). Не остались без внимания и трудные жизненные ситуации, возникающие в семейных и межличностных отношениях, определяя соответствующую тематику докладов: атрибуция вины в межличностных конфликтах студентов (Ю. С. Смирнова, г. Минск), психологическая помощь подросткам, пережившим психологическое насилие в семье (А. В. Онучина, г. Советск), семейный нарратив о совладании и персонализированная ответственность в контексте психологического благополучия человека (М. В. Сапоровская, г. Кострома), предикторы отказа замещающих матерей от воспитания приемного ребенка (А. Г. Самохвалова, г. Кострома), принятие ответственности как аспект жизненного стиля семей, включающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (С. А. Хазова, Н. С. Шипова, г. Кострома).
10 октября онлайн свои научные наработки по проблематике ответственности представили молодые ученые в рамках соответствующей секции. В своих докладах начинающие исследователи раскрывали специфику формирования ответственности в младшем школьном возрасте через призму семейных факторов (А. В. Белявская, г. Омск), делали анализ переживания упущенных возможностей (Д. А. Гущина, г. Кострома), оценивали психологическое благополучие взрослых через оценку их ответственности и перфекционизма (Л. А. Михеева, г. Омск), а также переживание ревности в романтических отношениях (А. А. Голубева, г. Кострома), изучали агрессивность у вожатых детских оздоровительных лагерей (Д. Е. Козлова, г. Омск) и особенности семейных отношений в ситуации стресса самоизоляции (Е. А. Силина, г. Кострома), устанавливали связь ответственности с самоинтерпретацией и эмоциональным благополучием студенческой молодежи (Е. Е. Федотова, г. Омск), раскрывали ответственность как ресурс жизнеспособности личности (А. Н. Удодова, г. Кострома) и пытались понять особенности проявления ответственности педагога за формирование безопасной
дистанционной образовательной среды в условиях мероприятий по профилактике коро-навирусной инфекции (И. А. Скоробренко, г. Челябинск).
Не менее интересные темы были представлены молодыми исследователями и в рамках дистанционной работы одноименной секции: влияние научного прогресса на формирование личностных качеств молодых ученых (А. А. Аржиловская, г. Тюмень), ответственность личности в профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий (А. Е. Баранкина, г. Нижний Новгород), правовая основа противодействия экстремизму в России (Э. В. Бикметова, г. Уфа), интернальность как фактор копинг-поведения и когнитивной оценки ситуации экзамена у студентов на начальном этапе обучения в вузе (А. С. Веснин, г. Омск), изучение психологии в университете как самопознание и развитие рефлексии (Д. А. Гущина, А. С. Громова, г. Кострома), корпоративная социальная ответственность в условиях пандемии: российский и мировой аспект (Н. М. Жеребцова, г. Липецк), ответственность и самоконтроль как факторы ресо-циализации осужденных женщин (А. А. За-харкина, г. Омск), аналитический обзор подходов к пониманию правового нигилизма (Е. А. Иванова, г. Кострома), развитие социальной ответственности в младшем школь-
Информация о статье Дата поступления 12 октября 2020 Дата принятия в печать 11 ноября 2020
Сведения об авторе
Маленова Арина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: malyonova@ mail.ru.
Для цитирования
Маленова А. Ю. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе» // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 4. С. 83-90. DOI: 10.24147/24106364.2020.4.83-90.
ном возрасте (Ж. Б. Кудрявцев, г. Магнитогорск), соотношение социальной и юридической ответственности (А. А. Муртазаева, г. Симферополь), ответственность и профессиональное выгорание у преподавателей (Т. М. Писарчук, г. Санкт-Петербург), ответственность как профессионально важное качество специалистов перинатального профиля (И. И. Спиридонова, г. Омск).
Таким образом, несмотря и даже вопреки сложной эпидемиологической обстановке и сложившимся из-за нее обстоятельствам жизнедеятельности, Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе» не только состоялась, но и оказалась весьма продуктивна в дистанционном формате, открывая новые возможности проведения мероприятий, объединяющих в виртуальном пространстве ученых и практиков из разных городов и стран. Всё же надеемся, что запланированная в 2021 г. конференция, просвященная еще одной традиционной для факультета психологии ОмГУ научной проблематике - психологии совладающего поведения, уже пройдет в очном режиме, позволив получить удовольствие от непосредственного межличностного общения.
Article info
Received October 12, 2020 Accepted
November 11, 2020 About the author
Malenova Arina Yuryevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
For citations
Malenova A. Yu. All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Social, Professional and Personal Responsibility of the Personality in Modern Society". Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 4, pp. 83-90. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.4.83-90. (In Russian).