Научная статья на тему 'Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями'

Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГ ОБРАЗОВАНИЯ / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SUBJECT OF INTERACTION / EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST / BASIC CULTURE OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна

В статье автор проводит анализ личности и деятельности психолога образования во взаимодействии с родителями, представляет его характеристики как единичного субъекта взаимодействия, проявляющегося в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-ценностном, психосоциальном планах, обосновывает существование базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумакова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST AS A SUBJECT OF PROFESSIONAL INTERACTION WITH PARENTS

The author analyzes personality and professional activity of educational psychologist while interacting with parents; presents his characteristics as a single subject of interaction, which manifests itself in psychognostic, psychopractical, motivational-and-evaluative, psychosocial plans; justifies the existence of the basic culture of interaction between an educational psychologist and parents.

Текст научной работы на тему «Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями»

УДК 151.8:371.015 ББК 88.37:88.840

Шумакова Ольга Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Shumakova Olga Alekseevna Сап&ёа1е of Pedagogics,

Assistant Professor Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с

родителями

Educational Psychologist As a Subject of Professional Interaction with Parents

В статье автор проводит анализ личности и деятельности психолога образования во взаимодействии с родителями, представляет его характеристики как единичного субъекта взаимодействия, проявляющегося в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-ценностном,

психосоциальном планах, обосновывает существование базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.

The author analyzes personality and professional activity of educational psychologist while interacting with parents; presents his characteristics as a single subject of interaction, which manifests itself in psychognostic, psychopractical, motivational-and-evaluative, psychosocial plans; justifies the existence of the basic culture of interaction between an educational psychologist and parents.

Ключевые слова: субъект взаимодействия, психолог образования, базовая культура взаимодействия.

Key words: subject of interaction, educational psychologist, basic culture of interaction.

Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек-родитель отдает большую часть времени карьерному росту, ведению индивидуального предпринимательства или, наоборот, поиску работы, заботе об экономической выживаемости семьи и т.д., хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной. Исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение» в 2007 и 2009 годах, указывают, что родители ожидают усиления индивидуализации обучения, воспитания и развития детей, повышения комфортности образовательного процесса. Семья

нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка. Образовательное учреждение становится и центром образования детей, и культурным центром для населения, и носителем психолого-педагогической культуры. Система психологического

сопровождения и обеспечения обучения, воспитания и развития ребенка в образовательном учреждении становится не только нормой реализации образовательных задач, но и необходимым компонентом образовательной системы.

Несмотря на постоянное обновление исследований в области психологического обеспечения образования, выявление необходимых условий становления специалиста высокого уровня, противоречие между запросом современного общества на качественно подготовленного специалиста и недостаточным уровнем готовности молодых специалистов для продуктивной профессиональной деятельности все более обостряется. Начинающий трудовую деятельность в образовательном учреждении выпускник вуза оказывается неспособным взаимодействовать в профессиональной среде, испытывает трудности в установлении контактов с учениками, их родителями. Владение общепрофессиональными умениями не обеспечивает решение этой проблемы, а зачастую и осложняет ее: у выпускника отсутствует гибкость в выборе форм и методов взаимодействия, преобладают стереотипные, шаблонные, нецелесообразные действия, далекие от культурных ценностных ориентиров.

Становление личности психолога образования, особенности его взаимодействия с другими участниками образовательной системы исследуются в работах Л.А. Головей, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина, Е.И. Казаковой, А.К. Колеченко, Р.С. Немова, Р.В. Овчаровой, Г.С. Сухобской и др. В большинстве своем исследования затрагивают практико-ориентированные вопросы, связанные с конкретными формами и методами работы психолога с обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений. В настоящее время исследования в области профессиональной культуры психолога образования как субъекта системы взаимодействий в образовании ведутся в следующих направлениях:

1) обоснование профессиональной культуры как психологопедагогической реальности (В.И. Долгова, И.В. Дубровина, Н.И. Исаева, Н.И. Лифинцева, Р.В. Овчарова, В.А. Сластенин и др.);

2) особенности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа и вида (И.В. Дубровина, С.Н. Щербакова, А.А. Осипова, Л.Б. Шнейдер и др.);

3) профессиографическое описание деятельности педагога-психолога (И.А. Зимняя, И.В. Дубровина, В.И. Долгова, Л.А. Григорович и др.);

4) ценностные, нравственные, духовные, этические аспекты культуры педагога-психолога (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, О.В. Хухлаева, Л.Б. Шнейдер и др.);

5) исследования подготовки специалистов области образования к взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса (Н.В. Бордовская, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, А.А. Реан, Е.И. Рогов, Я. Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, Р.В. Овчарова, А.Р. Фонарев и др.);

6) психолого-педагогические технологии оптимизации детско-

родительских отношений (Ю.В. Баскина, Г.В. Бурменская, А.Я. Варга,

А.Г. Лидерс, Л.В. Полякова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Л.Б. Шнейдер и др.);

7) компетенции и компетентность педагога-психолога (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Семикин и др.).

Проведенный анализ исследований показал, что психолог как субъект образования является носителем общей профессиональной культуры специалиста образования, которая характеризуется как профессиональное мастерство, позволяющее в профессиональной деятельности определять свою профессиональную позицию, инициировать субъект-субъектные отношения, удовлетворять потребность в обновлении содержания профессиональной деятельности, детерминировать психологическую устойчивость в сложных отношениях между субъектами образовательной среды, индивидуализировать способы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Профессиональная культура психолога образования связывается с системой взаимодействий участников образовательного процесса (Р.А. Анисимова,

Н.Н.Буланова, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, Н.И. Исаева, Р.В. Овчарова, Л.Б. Шнейдер и др.), с профессиональной деятельностью психолога в образовательном учреждении (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Н.И. Лифинцева, Р.В. Овчарова и др.). Особенности профессиональной культуры психолога связаны с принятием ценностей профессии, с приобретением особого видения окружающего мира, особого отношения к взаимодействию с другими, целью которых является психологическое здоровье детей [1].

Профессиональная культура личности психолога определяет ценностносмысловые отношения к образовательным задачам, индивидуально-личностные характеристики, проявляющиеся во взаимодействиях психолога с субъектами образовательного процесса, отражает его личный и индивидуальный опыт решения профессиональных и жизненных задач, личностную зрелость. Цель и содержание профессиональной деятельности психолога образования предопределяют субъектно-деятельностные и личностные особенности его профессиональной культуры. С одной стороны, это качественная характеристика профессиональной деятельности психолога образования, отличающаяся устойчивым сочетанием профессиональных знаний, умений и отношений, с другой стороны, это характеристика психолога как субъекта этой деятельности, неповторимой и уникальной личности, проявляющейся в индивидуальных и личностных свойствах носителя культуры, способного решать социальные и педагогические задачи психолого-педагогическими средствами.

Особой сферой приложения профессиональной культуры психолога образования является взаимодействие с родителями, которое представляется сложным многообразным процессом взаимосвязанного и взаимообусловленного изменения субъектов, реализации как субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений (А.С. Белкин, А.Б. Добрович, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, Е.В. Коротаева, И.С. Кон, А.В. Меренков, Л.А. Петровская, И.И. Рыданова, О.Н. Шевлюкова и др.). Федеральный государственный стандарт общего образования субъектами образовательного процесса называет учащихся, их семьи, социальные и профессиональные

группы, административные институты и институты гражданского общества. Субъект образовательного процесса одновременно является субъектом образовательной потребности, предъявляющей свой запрос к системе образования. Взаимодействия в образовании представлены единичными и совокупными субъектами - личностью, группой, коллективом [2].

К субъекту взаимодействия с родителями на уровне личности в образовании мы относим обучающихся и педагогов образовательного учреждения; на уровне группы - психолого-педагогическую комиссию, предметную комиссию, временные творческие группы педагогов (по подготовке воспитательных мероприятий, предметных и спортивных олимпиад и т.д.), группы обучающихся; на уровне коллективного субъекта взаимодействия - педагогический коллектив образовательного учреждения.

Родители как субъект взаимодействия в образовании проявляются на уровне личности, группы и коллектива. Родитель как единичный субъект взаимодействия предстает во взаимодействии с психологом как личность, характеризующаяся уникальными свойствами и качествами. Групповым субъектом взаимодействия со стороны родителей является семья обучающегося и воспитанника, временные группы родителей по решению образовательных задач, инициативные группы родителей, родительский комитет и т. д. Коллективный субъект взаимодействия со стороны родителей представлен родительским коллективом образовательного учреждения. Таким образом, взаимодействие в образовании является полимерным и полисубъектным; субъекты взаимодействия с родителями в образовании анализируются по категориям цели, предмета, способов взаимодействия и обратной связи.

Выступая как участник коллективного или группового субъекта взаимодействия, психолог организует взаимодействие в личностном плане и характеризуется как единичный субъект взаимодействия с родителями, который проявляется в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-потребностном, психосоциальном аспектах.

Психогностический аспект взаимодействия включает профессиональные знания, расширение опыта взаимодействия с родителями, способность переводить информацию сначала в план теоретических, а затем эмпирических

знаний. Психопраксический аспект указывает на воплощение общепрофессиональных и специальных для взаимодействия с родителями умений, в основе которых лежит целеполагание, прогнозирование, проектирование, внедрение достижений науки и передового опыта в практику профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный аспект отражает движение мотивов во взаимодействии с родителями, ценностные ориентиры психолога, его нравственные убеждения, культурные ценности, нравственно ориентированные образы способов достижения результатов взаимодействия. Психосоциальный аспект характеризуется воплощением свойств личности психолога в процессах самоактуализации и самореализации во взаимодействии с родителями.

Сложившиеся взгляды на роль психолога в системе образования предполагают, что, с одной стороны, семья - источник и естественная среда развития ребенка, с которой должен работать психолог и условия которой необходимо учитывать при работе с обучающимися, с другой стороны - семья является источником опыта, который переносится в ситуацию образования и приобретает новое качество, поэтому психолог образования работает уже с этой системой опыта ребенка (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Р.В. Овчарова, А.П. Тряпицына, О.В. Хухлаева, Т.И. Чиркова и др.). Проведенный нами анализ исследований позволил установить содержание взаимодействия психолога образования с родителями как обусловленное локусом потребности, целью, предметом, психолого-педагогическим решением, выбором способов взаимодействия и обратной связи.

Локус потребности взаимодействия психолога образования с родителями образован узловыми точками взаимоопределения психолого-педагогических проблем образования обучающихся и воспитанников. В таких точках происходит согласование запросов, генерируются потребности. Локус потребности психолога и родителей во взаимодействии сосредотачивает в единстве цель, предмет, психолого-педагогические решения, воплощаемые в способах взаимодействия и обратной связи психолога с родителями.

Цель взаимодействия психолога с родителями - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Предмет взаимодействия психолога с родителями - психологопедагогические проблемы образовательного процесса.

Психолого-педагогическое решение - моделирование ситуации взаимодействия, конкретизация запроса, целей, задач, анализ исходных данных, осознание собственных ресурсов, проектирование и прогнозирование взаимодействия, самоопределение в ситуации взаимодействия.

Способы взаимодействия психолога с родителями - психологопедагогические методы и технологии.

Обратная связь: понимание, принятие, ответная реакция в форме практического действия, вербального и невербального соответствия воздействию.

Проведенный анализ привел нас к пониманию того, что содержание взаимодействия с родителями предполагает особую сферу профессиональной культуры, проявляющуюся в плане личности, индивидуальности, профессиональной подготовленности психолога. Выступая как субъект профессионального взаимодействия с родителями, психолог выполняет функцию приобщения к психологической культуре родителей и детей, решает задачу по сути своей культуросозидающую, заключающуюся в повышении уровня общепсихологической культуры детей и взрослых. Взаимодействие психолога образования и родителей представлено как взаимодействие двух культур, профессиональной и социальной, с образующейся областью пересечения, которая приводит к общему знаменателю смыслы деятельности психолога образования и родителей, определяет общность профессиональных и родительских потребностей. В этом пересечении возникает феномен базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями как основа, инвариант профессиональной культуры, обеспечивающий успешное решение задач взаимодействия психолога с родителями как субъектом образования; базовая культура этого взаимодействия, составляя существенную характеристику сознания, деятельности и личности психолога, характеризует

психолога как субъекта взаимодействия с родителями, проявляет его профессиональные особенности в этом взаимодействии, функционально обеспечивает качество его профессионального становления.

Библиографический список

1. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании [Текст] / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

2.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

Bibliography

1.Dubrovina, I.V. Psychological Service in Modern Education [Text] / I.V. Dubrovina. -SPb.: Peter, 2009. - 400 p.

2.Zimnyaya, I.A. Educational Psychology [Text] / I.A. Zimnyaya. - Rostov-on-Don: Feniks, 1997. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.