Научная статья на тему 'Психолингвистическое значение слова общение в русском языковом сознании'

Психолингвистическое значение слова общение в русском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
476
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА / LINGUISTIC CONSCIENCE / LEXICOGRAPHICAL MEANING OF THE WORD / PSYCHOLINGUISTIC MEANING OF THE WORD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаманова М. В.

В статье рассматриваются особенности лексикографического и психолингвистического описания значения слова. Показано, что экспериментальные процедуры позволяют выявить психолингвистическое значение слова в языковом сознании носителя языка, которое существенно отличается по объему от его лексикографических описаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycholinguistic meaning of the word communication in the Russian language consciousness

The article is devoted to the characteristic features of the lexicographical and psycholinguistic description of the word meaning. It is shown that experimental methods permit to find psycholinguistic meaning of the word in the linguistic conscience of speakers that is different from its lexicographical descriptions by the amount.

Текст научной работы на тему «Психолингвистическое значение слова общение в русском языковом сознании»

УДК 81.-1,81-13

М.В. Шаманова

Психолингвистическое значение слова общение в русском языковом сознании

В статье рассматриваются особенности лексикографического и психолингвистического описания значения слова. Показано, что экспериментальные процедуры позволяют выявить психолингвистическое значение слова в языковом сознании носителя языка, которое существенно отличается по объему от его лексикографических описаний.

The article is devoted to the characteristic features of the lexicographical and psycholinguistic description of the word meaning. It is shown that experimental methods permit to find psycholinguistic meaning of the word in the linguistic conscience of speakers that is different from its lexicographical descriptions by the amount.

Ключевые слова: языковое сознание, лексикографическое значение слова, психолингвистическое значение слова.

Key words: linguistic conscience, lexicographical meaning of the word, psycholinguistic meaning of the word.

Термин «языковое сознание» в настоящее время активно используется в психолингвистике, когнитологии, культурологии, встречается в названиях симпозиумов и конференций по психолингвистике и когнитивной лингвистике, наименованиях сборников статей.

В то же время следует отметить, что в толковании этого понятия нет единства. В 1988 г. И.Н. Горелов отмечал, что «языковое сознание функционирует в научных текстах не как однозначное терминосочетание, а в качестве интуитивно найденного обозначения различных "ясно-смутных" представлений об обозначаемых, часто синонимичных "языковому мышлению"» [1, с. 46-47]. На неопределенность этого термина указывают в своих работах Т.Н. Ушакова [7, с. 13], А.А. Залевская [2, с. 92] и ряд других исследователей. А.А. Залевская подчеркивает, что «важно различать общее понятие "универсального", или "глобального", сознания / мышления и частные понятия языкового / речевого сознания / мышления, которые фигурируют наряду с понятиями знакового соз-

нания, когнитивного сознания, метаязыкового сознания, неязыкового сознания и т.д.» [2, с. 92].

Языковое сознание определяется как «совокупность ментальных механизмов порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть ментальные механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека» [3, с. 32-34]. Е.Ф. Тарасов дифференцирует сознание и языковое сознание, определяя последнее как «совокупность образов сознания, формируемых и ов-нешняемых с помощью языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [5, с. 26]. В Предисловии к сборнику материалов XV Симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации он отмечает: «Языковое сознание - это совокупность подходов, методов и методик анализа процессов использования знаний при речевых процессах, которое пришло на смену менее адекватному представлению о значении слова как способу описания знаний, вовлекаемых в процесс речевого общения» [6, с. 3-4].

В исследовании языкового сознания выделяют два подхода: лингвистический и психолингвистический.

Уровень традиционного лингвистического описания языкового сознания предполагает обобщенное описание значений и употреблений языковых единиц и структур в отвлечении от психологии говорящего человека и психологической реальности выполняемого описания. Такой подход предполагает описание того, что есть в языке, что уже зафиксировано в текстах, словарях, письменной и устной речи, что устоялось, определилось и является общепринятым. Описывается надындивидуальное в языке.

Уровень психолингвистического описания языковых фактов отражает результаты экспериментальных исследований, в частности, выполненных с помощью различного рода ассоциативных экспериментов и многочисленных других экспериментальных процедур (методика интервьюирования, метод субъективных дефиниций, интерпретационный эксперимент, методика семантического шкалирования, методика ранжирования и др. [3, с. 32-33].

В описании значения слова также можно выделить два уровня. Известно, что обращение к толковым словарям русского языка

как к материалу для семантического анализа требует ряда уточнений, поскольку лексическое значение слова шире, объемнее словарной дефиниции. В связи с этим И.А. Стернин разграничивает два типа значений - значение, представленное в толковом словаре, и значение, представленное в сознании носителя языка [4, с. 15].

Таким образом, можно говорить о разных уровнях описания значений лексических единиц как элементов языкового сознания носителей языка: 1) лексикографическое значение (логически сформулированный лексикографами минимум признаков для узнавания значения слова); 2) психолингвистическое значение (значение, полученное или верифицированное экспериментально, содержащее описание относительной яркости каждого значения и семантического компонента значения в языковом сознании носителей языка) [4, с. 18].

С целью описания лексикографического значения лексем общение, общаться мы обратились к ряду толковых словарей.

В Словаре современного русского литературного языка в 17 томах приведены следующие дефиниции: общение - "взаимные сношения, связь", общаться - "поддерживать связь, общение, взаимные отношения с кем, чем-л." [Словарь современного русского литературного языка 1959].

Другие толковые словари приводят сходные значения данных лексем: общаться - "поддерживать отношения, встречаться, иметь общение с кем-л."; несколько уточняется значение лексемы общение - "взаимные сношения, деловая, дружеская связь" [Словарь русского языка 1983; Ожегов 1995; Ефремова 2000; Большой толковый словарь русского языка 2000].

В Толковом словаре русского языка под ред. Д.В. Дмитриева, который, по мнению авторов, призван «служить читателю языковым справочником активного типа» лексема общение дефиниру-ется следующим образом:

1. Общением вы называете отношения, которые возникают между часто встречающимися в деловой или дружеской обстановке людьми, основанные на взаимной симпатии, общности интересов, сфер деятельности и т. п., важной составной частью которых

является обсуждение каких-л. вопросов, обмен мнениями, впечатлениями, новостями.

2. Кругом общения вы называете людей, с которыми вы часто встречаетесь, разговариваете, обмениваетесь мнениями, впечатлениями, новостями, поддерживаете дружеские или деловые отношения.

3. Общением вы называете также способ, с помощью которого вы взаимодействуете с природой, животными и т. п. [Толковый словарь русского языка, 2003].

По определению И.А. Стернина, психолингвистическое значение слова - это упорядоченное единство всех семантических компонентов, которые реально связаны с данной звуковой оболочкой в сознании носителей языка. Это тот объем семантических компонентов, который актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве всех образующих его семантических признаков - более и менее ярких, ядерных и периферийных [4, с. 16].

Источником выявления психолингвистического значения является психолингвистический эксперимент.

Для определения психологически реального значения лексемы общение на первом этапе был использован свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагалась следующая инструкция:

«Просим Вас принять участие в психолингвистическом эксперименте. Пожалуйста, прочитайте предлагаемый список слов и около каждого напишите первое слово, которое придет Вам в голову. Работайте быстро, не раздумывайте долго. Если ни одно слово не вспоминается, ставьте прочерк. Просим Вас не вносить никаких изменений в свои ответы.

высота вежливость грубость

общение удивление атлет

рассвет помощник образование

поражение кактус занятие

поведение внешность

Просим указать свои данные: пол, возраст, кем работаете, место жительства».

В эксперименте приняло участие 600 человек, из них 292 мужчины, 308 женщин, 234 человека в возрасте от 21 до 30 лет, 213 человек в возрасте от 31 до 55 лет, 153 человека в возрасте свыше 55 лет.

Результаты эксперимента

Общение 600 - разговор 151, беседа, люди 33, друзья 31, дружба 25, диалог 24, друг 20, радость 19, контакт, речь, человек 11, с друзьями 9, встреча, удовольствие 8, язык 7, коллектив, с людьми 6, деловое, знакомство, информация, коммуникация 5, культура, подруга, приятное 4, коммуникабельность, людей, с человеком, собеседник 3, веселое, группа людей, дружеское, интерес, интересное, компания, круг, любовь, общество, работа, разговоры, с животными, связь, смех, телефон, усталость 2, бабки, базар, близость, болтовня, в рамках дозволенного, взаимопонимание, вместе, времяпрепровождение, гости, группа, два человека, дебаты, девушка, дед и внуки, дети, диалог двоих, доброта, дом, досуг, друзей, желание, жена, жизнь, замкнутость, знатство с людьми, искусство, класс!, клуб, клятва, легкое, личное, мама, между людьми, мнение, народ, необходимость, нужно, отношение, пение, перемена в классе, поведение, повод для выпивки, понимание, посиделки, прекрасно, привет, прикосновение, прощение, прямое, равноправное, разговор с собеседником, разное, рассказ, рассуждение, роскошь, ругань, руки, рынок, с девушкой, с дочкой, с ребенком, сближает, связь людей, семья, слово, собрание, тема, тепло, тесное, тоска, трепло, тусовка, урок, учитель, хорошее, чтение, широкое, школа, эмоции 1; отказы 32. Всего получено 568 реакций, из них различных - 123.

При обработке экспериментальных данных семантически сходные ассоциаты интерпретируются как ассоциативная актуализация одного и того же семантического компонента. Далее выделенные семантические компоненты распределяются по зонам ядра и периферии.

Ядро: представляет собой разговор 212 (разговор 151, беседа 33, диалог 24, разговоры 2, базар 1, разговор с собеседником 1).

Ближняя периферия: с друзьями 65 (друзья 31, друг 20, с друзьями 9, подруга 4, друзей 1); с людьми 60 (люди 33, человек 11, с людьми 6, людей 3, с человеком 3, собеседник 3, между людьми 1); устанавливаются дружеские отношения 27 (дружба 25, дружеское 2); вызывает радость 19 (радость 19); вербальное 19 (речь 11, язык 7, слово 1); направлено на установление взаимоотношений 15 (контакт 11, связь 2, отношение 1, связь людей 1); приятное 15 (удовольствие 8, приятное 4, класс! 1, прекрасно 1, хорошее 1).

Дальняя периферия: протекает на работе 9 (коллектив 6, работа 2, собрание 1); происходит при встрече 8 (встреча 8); предназначено для знакомства с людьми 6 (знакомство 5, знатство с людьми 1); протекает в группе 5 (группа людей 2, общество 2, группа 1); содержит обмен информацией 5 (информация 5); устанавливаются деловые отношения 5 (деловое 5); культурное 4 (культура 4); веселое 4 (веселое 2, смех 2); является потребностью 4 (желание 1, жизнь 1, необходимость 1, нужно 1); интересное 4 (интересное 2, интерес 2); предназначено для проведения времени 3 (времяпрепровождение 1, досуг 1, посиделки 1); с детьми 3 (дети 1, с дочкой 1, с ребенком 1); устанавливаются близкие отношения 3 (близость 1, вместе 1, сближает 1); протекает в школе 3 (перемена в классе 1, урок 1, школа 1); протекает в компании 3 (компания 2, тусовка 1); предполагает наличие коммуникабельности 3 (коммуникабельность 3).

Крайняя периферия: с животными 2; с пожилыми людьми 2 (бабки 1, дед 1); с девушкой 2 (девушка 1, с девушкой 1); устанавливаются любовные отношения 2 (любовь 2); устанавливается взаимопонимание 2 (взаимопонимание 1, понимание 1); вызывает усталость 2 (усталость 2); невербальное 2 (прикосновение 1, руки 1); протекает дома 2 (дом 1, семья 1); протекает в малой группе 2 (два человека 1, диалог двоих 1); по телефону 2 (телефон 2); несодержательное 2 (болтовня 1, трепло 1); проявляются определенные качества личности 2 (доброта 1, замкнутость 1); имеется определенный круг общения 2 (круг 2); протекает на рынке 1

(рынок 1); протекает в клубе 1 (клуб 1); теплое 1 (тепло 1); вызывает тоску 1 (тоска 1); эмоциональное 1 (эмоции 1); с гостями 1 (гости 1); с женой 1 (жена); с мамой 1 (мама 1); с народом 1 (народ 1); с учителем 1 (учитель 1); протекает в форме дебатов 1 (дебаты 1); сопровождается пением 1 (пение 1); предполагает соблюдение определенных правил 1 (поведение 1); с книгой 1 (чтение 1); содержит клятву 1 (клятва 1); содержит обмен мнениями 1 (мнение 1); содержит приветствие 1 (привет 1); содержит прощение 1 (прощение 1); включает рассказ 1 (рассказ 1); содержит рассуждение 1 (рассуждение 1); личное 1; легкое 1; прямое 1; равноправное 1; разное 1; конфликтное (ругань 1); тесное 1; широкое 1; является поводом для выпивки 1 (повод для выпивки 1); является роскошью 1 (роскошь 1); протекает в рамках дозволенного 1 (в рамках дозволенного 1); на определенную тему 1 (тема 1).

Психолингвистическое описание показало, что ядерной семой в значении слова общение является сема 'разговор', а в лексикографических описаниях общение определяется как взаимоотношения, связь между людьми.

Психолингвистическое значение слова можно сформулировать как связное перечисление выявленных в ходе эксперимента семантических компонентов с указанием частотности их актуализации в эксперименте. По данным экспериментального исследования лексема общение в современном русском языковом сознании имеет два значения:

1. Разговор 212 с людьми 60, преимущественно с друзьями 65, детьми 3, пожилыми людьми 2, девушкой 2, гостями 1, женой 1, мамой 1, народом 1, учителем 1, на определенную тему 1; направлен на обмен информацией 5 и мнениями 1 с помощью вербальных 19 и невербальных 2 средств, с использованием технических 2 средств передачи информации; протекает по определенным правилам 1 в рамках дозволенного 1; может иметь форму дебатов 1; может содержать клятву 1, приветствие 1, прощение 1, включать рассказ 1, рассуждение 1; сопровождается установлением взаимоотношений 15, дружеских 27, деловых 5, близких 3, любовных 2, равноправных 1, тесных 1, взаимопонимания 2; формирует определенный круг общения 2, протекает

в группе 5 из двух и более человек 3, в широком кругу 1, в компании 3, на работе 9, в школе 4, дома 2, на рынке 1, в клубе 1; возникает при встрече 8; предназначен для знакомства 6, проведения времени 5, является поводом для выпивки 1, является потребностью 4, роскошью 1; доставляет радость 19, удовольствие 15, может вызывать усталость 2, тоску 1; может быть интересным 5, культурным 4, веселым 4, несодержательным 2, теплым 1, эмоциональным 1, личным 1, легким 1, прямым 1, конфликтным 1, разным 1; предполагает наличие у коммуникантов определенных качеств 5. Всего 563 реакций.

2. Взаимоотношения с животными 2, книгой 1. Всего 3 реакции.

При анализе психолингвистического значения, сформулированного по результатам свободного ассоциативного эксперимента, могут быть выделены семантические параметры, по которым осмысляется языковым сознанием явление общения:

Способ общения 216: разговор 151, беседа 33, диалог 24, разговоры 2, базар, дебаты, пение, поведение, разговор с собеседником, чтение 1.

Участники 139: люди 33, друзья 31, друг 20, человек 11, с друзьями 9, с людьми 6, подруга 4, людей, с человеком, собеседник 3, с животными 2, бабки, гости, девушка, дед и внуки, дети, друзей, жена, мама, между людьми, народ, с девушкой, с дочкой, с ребенком, учитель 1.

Устанавливаемые взаимоотношения 47: дружба 25, контакт 11, связь, любовь 2, близость, вместе, взаимопонимание, отношение, понимание, сближает, связь людей 1.

Эмоциональная характеристика 36: радость 19, удовольствие 8, веселое, смех, усталость 2, тепло, тоска, эмоции 1.

Используемые средства 21: речь 11, язык 7, прикосновение, руки, слово 1.

Сфера протекания 17: коллектив 6, работа 2, дом, клуб, перемена в классе, рынок, семья, собрание, тусовка, урок, школа 1.

Состав участников 11: группа людей, компания, круг, общество 2, группа, два человека, диалог двоих 1.

Содержание 11: информация 5, клятва, мнение, привет, прощение, рассказ, рассуждение 1.

Типы 8: деловое 5, дружеское 2, личное 1.

Сопутствующие события 8: встреча 8.

Оценка 7: приятное 4, класс!, прекрасно, хорошее 1.

Характер протекания 7: легкое, прямое, равноправное, разное, ругань, тесное, широкое 1.

Назначение 5: времяпрепровождение, досуг, повод для выпивки, посиделки, знатство с людьми 1.

Культурный уровень 5: культура 4, искусство 1.

Качества коммуниканта 5: коммуникабельность 3, доброта, замкнутость 1.

Испытываемая потребность 5: необходимость 2, желание, жизнь, роскошь 1.

Результат 5: знакомство 5.

Познавательная ценность 3: интересное 2, интерес 1.

Используемые технические средства 2: телефон 2.

Ценность информации 2: болтовня, трепло 1.

Тематика 2: в рамках дозволенного, тема 1.

Выделение семантических параметров определяет возможность проведения дальнейших экспериментальных процедур для дополнения полученных в свободном ассоциативном эксперименте результатов. Например, выделение зон, имеющих достаточно высокую яркость, - «Способ протекания» (как протекает?), «Участники» (с кем?), «Эмоциональная характеристика» (какое?), «Используемые средства» (как? с помощью чего?), «Оценка» (какое?) и др. позволяет определить содержание направленных ассоциативных экспериментов, которые дополнят результаты свободного ассоциативного эксперимента и позволят более углубленно представить психолингвистическое значение слова.

Таким образом, психолингвистические экспериментальные процедуры позволяют выявить психолингвистическое значение слова в языковом сознании носителя языка, которое, как правило, существенно отличается по объему и структуре от его лексикографических описаний.

Список литературы

1. Горелов И.Н. «Языковое сознание» как система актуализированных декларативных и процедуральных знаний / И.Н. Горелов // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1988. -С. 46-47.

2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. - М., 2000.

3. Попова, З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж, 2007.

4. Стернин, И.А. О новых возможностях лингвокогнитивного анализа (концептуальный анализ и описание психолингвистического значения слова) / И.А. Стернин // Лингвоконцептология и психолингвистика. - Воронеж, 2010. -Вып. 3. - С. 14-27.

5. Тарасов, Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е.Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей. - М., 2000.

6. Тарасов, Е.Ф. Теория речевой деятельности (предисловие) / Е.Ф. Тарасов // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности. XV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: Тезисы докладов. - Калуга, 2006. - С. 3-4.

7. Ушакова, Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования / Т.Н. Ушакова // Языковое сознание и образ мира: Сборник статей. - М., 2000. - С. 13-23.

Список словарей

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб., 2000.

2. Ефремова Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х т. / Т.В. Ефремова - М., 2000. - Т. 1. А-О.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1995.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Институт русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1983. - Т. 2. К-О.

5. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / АН СССР, Институт русского языка. - М.-Л., 1959. - Т. 8. О.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.