УДК 1 ББК 88
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОДНИ ИЗ МЕТОДОВ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ БОГАЕВСКИЙ,
заместитель начальника кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: vbg@nm.ru; ЕЛЕНА АНАТОЬЕВНА ПЕЧЕНКОВА, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат психологических наук E-mail: 3019056@mail.ru, Рецензент: доктор психологических наук, профессор Лебедев И.Б.
Научная специальность 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается проблема применения психофизиологического исследования как одного из методов изучения личности сотрудника правоохранительных органов при зачислении в кадровый резерв. Поднимается вопрос разработки факторов риска при проведении полиграфной проверки при работе с кадровым резервом.
Ключевые слова: специальное психофизиологическое исследование, кадровый резерв, психологические методики, кадровый отбор.
Annotation. This article discusses the problem of application of psychophysiological research as a method of studying of the person of a law enforcement officer when enrolling in the personnel reserve. It raises the question of the development of risk factors when conducting a polygraph test at work with a personnel reserve.
Keywords: special psycho-physiological research, personnel reserve, psychological methods, personnel selection.
Большой объем стоящих перед министерством внутренних дел задач требует постоянного внимания к качественному подбору высококвалифицированных сотрудников на руководящие должности, обладающих высоким уровнем знаний и умений, правовой культурой, морально-нравственными качествами, способных эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Одним из основных аспектов реформирования системы МВД России явилось укрепление ее кадрового потенциала. Важнейшим элементом государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом, является кадровая политика МВД России. Одной из основных задач в сфере работы с кадрами является обеспечение комплектования, обучения и эффективного использования кадрового резерва МВД России.
Таким образом, перед психологами министерства внутренних дел стоит задача — диагностика сотрудников для зачисления в списки кадрового резерва на
руководящие должности. На её решение направлены нормативные акты МВД России регламентирующие зачисление сотрудников в списки кадрового резерва (приказы МВД России № 660от 02.09.2013г., №827 от 30.08.2012).
В условиях совершенствования деятельности полиции, повышения требований к её сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента как отбор сотрудников в списки кадрового резерва на руководящие должности. Одним из важнейших этапов исследования личности сотрудника является ПФИ с использованием полиграфа.
СПФИ — психофизиологическое исследование личности человека. Широко применяется в ОВД с целью отбора кандидатов на службу, при переводе, перемещении и в оперативно-розыской деятельности.
Критическое осмысление научных основ психофизиологических опытов на полиграфе целесообразно начать с вопроса о том, какие результаты можно получить при помощи полиграфа, т.е. что является объек-
том исследования. К сожалению, даже среди сторонников использования детектора нет единства мнений по этой проблеме. Одни считают, что полиграф фиксирует физиологические параметры эмоционального возбуждения как реакцию на какое-либо внешнее или внутреннее воздействие [9]. Другие авторы полагают, что с помощью полиграфа можно получить непосредственную информацию об обстоятельствах.
В. Коровин: «Истина — это отсутствие или наличие в памяти у проверяемого некой интересующей нас информации, и, таким образом, наша задача сводится к тому, чтобы определить, владеет ли обследуемый этой информацией или нет» [3]. В этом случае полиграф выступает как прибор, дающий «оценку значимости следов памяти человека, т.е. тех моментов в жизни, которые имели место в его прошлом» [2], а опрос с использованием полиграфа «в сущности является одним из методов исследования памяти человека» [1].
В действительности функциональное назначение полиграфа состоит в регистрации нескольких параллельно протекающих физиологических процессов: дыхания, кровяного давления, биотоков мозга и сердца, кожно-гальванического сопротивления, частоты пульса и пр. Изменение величин параметров наступает при наличии определенных стимулов (раздражителей). Такими стимулами, по мнению сторонников использования полиграфа, выступает значимая для проверяемого информация. На нее и будет выработана соответствующая физиологическая реакция. На этой гипотезе и базируется метод «детекции лжи», принимая изменение реакции за ложь или утаивание той или иной информации обследуемым.
Успех тестирования на полиграфе зависит от следующих условий:
1) технических характеристик прибора и методики работы с ним;
2) субъективных характеристик обследуемого;
3) профессионализма полиграфолога и создаваемых им условий.
Научно-техническая обоснованность полиграфа не вызывает сомнений, так как он представляет собой многофункциональный осциллограф, который не может быть ненаучным. Проблема полиграфа состоит не в его технических характеристиках, а в интерпретации результатов, полученных с использованием этого прибора. Сегодня распространено мнение, что в основе этих исследований лежит «психофизиологический феномен», авторство которого приписывается Ю. Холодному [3]. Суть этого открытия сводится к следующему — «внешний стимул, несущий человеку информацию о запечатленном в его памяти событии, устойчиво вызывает психофизиологическую реакцию, превышающую реакции на аналогичные стимулы, предъявляемые в тех же условиях, но не увязываемые с упомянутым событием, т.е. не несущие ситуационно-значимой информации» [5].
При подборе кандидатов на службу в ОВД, обучение в учебные учреждения ОВД и в ходе их даль-
нейшего сопровождения применяется эффективный и достаточно экономичный инструмент психофизиологической диагностики — полиграф (так называемый детектор лжи).
Практика использования специального психофизиологического исследования (ПФИ) в ОВД и насчитывает совсем недолгое время, если не брать во внимание использование детектора лжи в оперативной работе. Что касается отбора кандидатов на службу, перевода, перемещения с применением полиграфа, то эта процедура фактически проводится с 2011 года.
Одним из наиболее распространенных и всесторонне используемых методов опроса с использованием полиграфа являются скрининговые (производное от английского слова «screening» — сортировка, отбор, оценка благонадежности) опросы [8].
Такие обследования проводятся при найме (поступлении) на работу (на службу), служебных перемещениях и в служебных расследованиях, направленных на выявление злоупотребления служебными полномочиями, профилактики форм деструктивного поведения и т.д.
В системе МВД психолог-полиграфолог отдела морально-психологического обеспечения чаще всего проводит скрининговые психофизиологические обследования с использованием полиграфа.
Скрининг — это проверка на полиграфе, осуществляемая в целях оптимизации отбора кадров, оценки работающего персонала (сотрудников) и превентивного выявления его возможной нелояльности. (С.И. Оглобин., А.Ю. Мочалов) [7].
Скрининг проводится на основе заранее определенных стандартных для конкретной организации факторов риска [8].
Необходимо подчеркнуть, что в стандартной скри-нинговой проверке (по методике КГБ СССР) существует последовательность предъявления тестов [2]:
• САТ: Стимуляционно-адаптирующий тест.
• ТОКВ-1: Тест общих контрольных вопросов.
• Скрининг-1.
• ТОКВ-2: Тест общих контрольных вопросов.
• Скрининг-2 (с переформулировкой проверочных вопросов).
Результат скрининговых исследований будет зависеть от того какую стратегию изберет полиграфолог и с помощью какой тактики будет проводить исследование.
В целом, ПФИ представляет собой проводимую по специальным методикам беседу с фиксацией психофизиологических реакций обследуемого на задаваемые вопросы.
Основной задачей ПФИ, осуществляемой с целью перемещения сотрудников по службе, является получение информации по факторам риска.
Фактор риска — это антисоциальное либо асоциальное, а равно антикорпоративное деяние — (факт), имеющее место в биографии кандидата или уже действующего сотрудника (работника) и рассматривающееся как недопустимое в данной организации [7].
Перечень факторов риска девиантного (обще-
ственно опасного) поведения, подлежащих выявлению установлен пунктом 7 «Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259.
Таким образом, при изучении факторов риска у действующих сотрудников полиграфолог поможет кадровикам получить четкие ответы на следующие принципиальные вопросы:
• имеются ли у сотрудника устойчивые личные и (или) деловые связи с представителями криминальных структур;
• имеются ли у сотрудника контакты с представителями криминальных структур;
• скрывает ли сотрудник какие-либо негативные факты своей биографии (например, совершение уголовно-наказуемых действий, увольнение по отрицательным мотивам с прежних мест работы, умышленное совершение на прежних местах работы действий, наносящих ущерб работодателю и т.д.);
• искажает ли сотрудник свои анкетные данные (например, данные о предоставлении в отдел персонала фиктивного диплома об окончании престижного высшего учебного заведения, данные о фиктивной регистрации в том или ином населенном пункте, данные фиктивного паспорта или водительского удостоверения, фиктивных рекомендаций и характеристик, фиктивных медицинских книжек и т.д.);
• имеет ли сотрудник нежелательные наклонности (бытовое пьянство или алкоголизм, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм и т.д.);
• наличие у сотрудника крупных денежных долгов или серьезных материальных затруднений;
• страдает ли сотрудник какими-либо заболеваниями опасными для окружающих (СПИД, гепатит, туберкулез и т.д.);
• имеет ли сотрудник негативные индивидуально-психологические особенности (например, повышенная конфликтность, злопамятность, мстительность, вспыльчивость, недостаточная эмоциональная устойчивость и т.д.);
Изучив процедуру проведения исследования личности сотрудника с использованием полиграфа, ознакомившись с нормативно правовой базой регулирующей данную деятельность можно сделать вывод о том, что факторы риска для кандидатов на службу в органы внутренних дел и действующих сотрудников одинаковы. Постановление правительства №1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» от 6 декабря 2012 года перечисляет факторы риска для кандидатов поступающих на службу в органы внутренних дел. При ПФИ проводимом у действующих сотрудников используются те же самые
факторы риска прописанные в постановлении правительства №1259, что является не рациональным. Повысить эффективность проводимых исследований можно с помощью разработки факторов риска непосредственно для действующих сотрудников, которые отражали бы проблематику и риски непосредственно у действующих сотрудников и на руководящих должностях. Приложение №8 методических рекомендаций ДГСК МВД России частично отражает риски для действующих сотрудников.
Итак, нормативно правовая база, регламентирующая деятельность психолога в области диагностики сотрудников планируемых к зачислению в кадровый резерв не сформирована. На данный момент не существует единого приказа отражающего все актуальные вопросы по данной проблеме. Создание общего документа значительно бы облегчило работу с кадровым резервом в системе МВД, позволило бы сделать кадровый резерв не только реальным источником для замещения вакантных должностей, но и эффективным механизмом для реализации права сотрудника на продвижение по службе с учетом результатов служебной деятельности.
Так же значительную трудность составляет отсутствие факторов риска разработанных непосредственно для действующих сотрудников. Проводя ПФИ полиграфолог в своей работе вынужден опираться на факторы риска прописанные в постановлении правительства № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».
Литература
1. Алексеев Л.Г. Прогностические аспекты специальных психофизиологических исследований. Особенности методической и технической реализации // Материалы круглого стола на тему «Технические и методологические аспекты «детекции лжи» (www.poligraf.sp.ru/ alek.html).
2. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И. Применение полиграфа при раскрытии преступлений органами внутренних дел. Курс лекций. — М.: ВНИИ МВД России, 1999.
3. Коровин В.В. Соотношение психологического и технического в вопросе о достоверности результатов «детекции лжи» // Материалы круглого стола на тему «Технические и методологические аспекты «детекции лжи» (www. poligraf.sp.ru/kor.html).
4. Холодный Ю.И. Криминалистический метод — опрос с использованием полиграфа // Материалы II межведомственной научно-практической криминалистической конференции МВД России (www.mvd-expo.ru/conferences/).
5. Митричев В., Холодный Ю. Полиграф как средство получения ориентирующей криминалистической информации // Записки крими-
налистов. М., 1993. Вып. 1. С. 176.
6. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «Детекция лжи» Академический курс, изд. «Нюанс» 2004 — 464 с.
7. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная детекция лжи. Ярославль: Нюанс, 2004. — с. 370.
8. Сошников А.П., Пеленицын А.Б. Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы. — М., 2009.
9. Трухачев В.В. Преступное воздействие на доказательственную информацию. Воронеж, 2000. С. 98; Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997. С. 264; Васильев А., Дудник И. Современные пытки // INTELLIGENCE. Безопасность & Интеллект. N 5 (www.securityclub.ru/intell/05/5.shtml).
Reference
1. Alekseev L. G. Prognostic aspects of special psychophysiological research. Features methodological and technical implementation // Materials of the round table on the theme "Technical and methodological aspects of "lie detection" (www.poligraf.sp.ru/alek.html).
2. I. S. Zubrilov, Skrypnikov A. I. the use of the polygraph in criminal investigations by the internal Affairs bodies. A course of lectures. — M.: VNII MVD Rossii, 1999.
Профайлинг в деятельности органов внутренних дел.
Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.Л. Цветкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
Рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики; рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников; раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга; представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера; показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.
3. Korovin V. V the Correlation of psychological and technical the question of the reliability of the results of "lie detection" // proceedings of the round table on the theme "Technical and methodological aspects of "lie detection" (www. poligraf.sp.ru/kor.html).
4. Cold Y. I. Forensic method — a survey using polygraph // Materials II of the interdepartmental scientific-practical conference of forensic Ministry of the interior (www.mvd-expo.ru/ conferences/).
5. Mitrichev V., Kholodnaya Y. the polygraph as a means of obtaining guidance forensic information // Notes forensics. M., 1993. Vol. 1. P. 176.
6. Ogloblin, S. I., Molchanov A. Yu Instrumental "lie Detection" Academic course, ed. "Nuance" 2004 — 464.
7. Ogloblin, S. I., Molchanov A. Yu. Instrumental lie detection. Yaroslavl: Nuance 2004. — p. 370.
8. Soshnikov A. P., Pelenitsyna A. B. personnel Evaluation: psychological and psychophysiological methods. — M., 2009.
9. Trukhachev, V. V. Criminal action for evidentiary information. Voronezh, 2000. P. 98; Samples V. A. Identification and incrimination of the offender. M., 1997. P. 264; Vasiliev A., Dudnik I. Modern torture // INTELLIGENCE. Security & Intelligence. N 5 (www.securityclub.ru/ intell/05/5.shtml).