ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1/159.9 ББК 88
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
КАК ОДНОГО ИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ БОГАЕВСКИЙ,
заместитель начальника кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail vbg@nm.ru; ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ПЕЧЕНКОВА, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
E-mail 3019056@mail.ru; МАРИЯ ВИКТОРОВНА МИЛЕТИНА, слушатель Института-факультета психологии служебной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Затрагивается одна из актуальных проблем при проведении специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа при отборе сотрудников ОВД для зачисления в кадровый резерв МВД России, а именно разработка факторов риска, которые будут актуальны для действующих сотрудников системы МВД России.
Ключевые слова: специальное психофизиологическое исследование, кадровый резерв, психологические методики, полиграф, фактор риска.
Annotation. This article addresses one of the urgent problems in the psychophysiological research using the polygraph in the selection of police officers for admission to the personnel reserve of the Ministry of internal Affairs of Russia, namely the development of risk factors that will be relevant to current employees of the interior Ministry of Russia.
Keywords: special psycho-physiological research, personnel reserve, psychological methods, polygraph, risk factor.
Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [1] является правовой базой реформирования системы МВД России.
Одним из основных аспектов реформирования системы МВД России явилось укрепление ее кадрового потенциала. Важнейшим элементом государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом, является кадровая политика МВД России.
В МВД России на период до 2020 г. разработана Концепция кадровой политики МВД России, основная задача которой — формирование долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в МВД России, определение основных направлений ее модернизации и совершенствования. Одна из основных задач в сфере работы с кадрами на период до 2020 г. — обеспечение комплектования, обучения и эффективного использо-
вания кадрового резерва МВД России. Все это нацелено на высокий уровень подготовки кандидатов к назначению на вышестоящие должности, использование практики назначения сотрудников на вышестоящие должности в основном из кадрового резерва [5].
Под кадровым резервом МВД понимают специально сформированную на основе установленных критериев группу перспективных офицеров, обладающих необходимыми для служебной деятельности профессиональными, деловыми и нравственно-психологическими качествами, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую специальную подготовку и предназначенных для ротации начальствующего состава [4].
В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность психолога по отношению к кадровому резерву, прописано, что психолог участвует в отборе кандидатов для включения в списки кадровых резервов, но на деле это оказывается не так. В 2016 г. в списках кадрового резерва в подразделениях ГУ состоял 2241 сотрудник, только 639 сотруд-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ников (29%) были направлены кадровым аппаратом для проведения психодиагностических мероприятий по изучению личностных и деловых качеств, до составления и утверждения списка. Вообще не были протестированы психологами как до включения в резерв, так и после утверждения списков кадрового резерва 476 сотрудников (21%). Таким образом у 364 (21%) сотрудников выявлено минимальное развитие необходимых компетенций, т.е. они не отвечали требованиям предполагаемых должностей, но были включены в кадровый резерв.
В 2017 г. в два раза увеличилось количество сотрудников (с 476 до 871 человека), которые не были направлены на психологическую диагностику для изучения личных и деловых качеств перед утверждением списка кадрового резерва.
Во избежание ошибок в решении кадровых вопросов, когда на руководящих должностях оказываются люди, не имеющие соответствующих нравственных и психологических качеств, Президент РФ назвал одной из приоритетных задач на 2017 г. ужесточение требований к кандидатам на руководящие должности.
Одним из основных факторов ужесточения отбора кандидатов на руководящие должности является обязательное прохождение психологических обследований и специальных психофизиологических исследований (СПФИ) с применением полиграфа. По своей сути полиграф — многоцелевой медико-биологический прибор, предназначенный для одновременной регистрации нескольких физиологических процессов, отражающих функционирование различных систем: внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, поперечнополосатой мускулатуры, входящей в опорно-двигательную систему и др. [2].
Изучив соответствующую литературу и нормативно правовую базу можно сделать вывод о том, что в системе МВД не существует приказа, четко регламентирующего деятельность психолога отдела морально-психологического обеспечения МВД, по отношению к исследованию личности сотрудника для зачисления его в кадровый резерв. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 говорит о том, что психолог обязан проводить работу с сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы. Приказ МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 утверждает, что в личном деле сотрудника, зачисляемого в кадровый резерв, обязательно должно находиться заключение и рекомендации психолога.
Сравнивая два направления деятельности психологов — отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел и отбор сотрудников для зачисления их в кадровый резерв — можно сказать, что последнее в системе МВД развито слабо. Значительная часть сотрудников, планируемых к включению в кадровые резервы, проходит психологическую диагностику после включения. При этом, 87% сотрудников не прошли психодиагностические исследования с применением полиграфа.
Приказ от 18 марта 2010 г. № 201 регламентирует проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел РФ. Приказ содержит инструкцию об организации проведения психофизиологических исследований, правовую основу, порядок проведения СПФИ, действия психолога-полиграфолога и инициатора при направлении задания, оформление, использование и хранение результатов проведения СПФИ, но в приказе отсутствуют факторы риска, столь необходимые при проведении скрининговой проверки.
При проведении скрининговой проверки для отбора сотрудника в списки кадрового резерва полиграфолог использует факторы риска, прописанные в постановлении правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Данные факторы прописаны для кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, и использование некоторых из них является нецелесообразным для действующих сотрудников. Как, например, фактор «сокрытие или искажение анкетных данных».
При проведения качественной скрининговой проверки, при комбинировании нейтральных, проверочных и контрольных вопросов полиграфолог может выбрать несколько факторов риска, на которые будет вестись проверка.
Для выявления наиболее значимых факторов риска нами была изучена статистика сотрудников, руководителей, подвергнутых уголовному преследованию за три года (2014—2016 гг). Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, делятся на две основные группы: должностные преступления и общие уголовные преступления.
К должностным преступлениям, лидирующим в статистике, относится: превышение должностных полномочий (не имеет аналогов в перечне факторов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
риска), злоупотребление должностными полномочиями (фактор «к» постановление правительства № 1259), служебный подлог (не имеет аналогов в перечне факторов риска), присвоение или растрата (не имеет аналогов в перечне факторов риска), взятниче-ство (частично рассматривается в факторах риска).
В табл. 1 будут представлены данные за 2014— 2016 гг. сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности.
Опираясь на статистику преступлений сотрудников органов внутренних дел можно сделать вывод о том, что преимущественно ими совершаются должностные преступления. 42% сотрудников, подвергнутых уголовному преследованию, проходили службу на руководящих должностях. 69% преступлений, совершенных сотрудниками, занимающими руководящие должности — это должностные преступления и 31% — общеуголовные.
Таким образом, изучив данную статистику, можно сделать вывод о том, что факторы риска, разработанные для кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, не будут валидны по отношению к действующим сотрудникам, так как данные факторы не отражают большинство рисков и преступлений, совершаемых действующими сотрудниками, в частности стоящими на руководящих должностях.
В целях выявления факторов риска и уточнения информации, полученной в ходе тестирования или беседы, проводится ПФИ. До начала проведения процедуры, полиграфолог должен изучить акт комплексного обследования и материалы, приобщенные к акту, обращая особое внимание на сведения о наличии факторов риска.
Процедура исследования личности сотрудника с применением полиграфа состоит из двух основных этапов: многотемное скрининговое тестирование и дополнительное тестирование (проводится в случае необходимости).
Если в результате многотемного скринингового тестирования ни один из факторов риска не выявлен, то тестирование завершено. Если хотя бы один из
факторов риска выявлен или находится в зоне неопределенности, необходимо, после соответствующей беседы на проблемную тему, дополнительно предъявить однотемный скрининговый тест и уже по его результатам можно делать окончательные выводы.
При проведении предтестовой беседы происходит обсуждение факторов риска, вынесенных на тестирование. Выясняется отношение обследуемого к ним. Полиграфолог должен объяснить смысл каждого фактора и поочередно обсудить с обследуемым, что именно понимается под таким фактором. При необходимости — скорректировать проверочные вопросы теста. Факторы риска должны обсуждаться примерно с одинаковой интенсивностью и продолжительностью, чтобы не вызывать у сотрудника ощущения повышенной важности одного из факторов над другими.
По итогам проведенного исследования, включающего заполнение анкет, написание тестов и методик, беседу, прохождение ПФИ, психолог делает вывод о соответствии сотрудника предполагаемой должности (соответствует требованиям, предъявляемым к должности, в основном соответствует требованиям предъявляемым к должности, минимально соответствует требованиям предъявляемым к должности, не соответствует требованиям предъявляемым к должности).
В ходе изучения процедуры исследования личности сотрудника с применением полиграфа было выявлено, что нецелесообразно использование тех же факторов риска для действующих сотрудников, которые используются при проведении исследования с кандидатами, поступающими на службу.
На основе выявленной проблематики было проведено исследование, заключающееся в разработке дополнений к имеющимся факторам риска. В эксперименте приняло участие 62 сотрудника, проходивших плановую диагностику при зачислении в кадровый резерв на руководящие должности, а также сотрудники, проходившие исследования с использованием полиграфа при переводе и перемещении.
Из всех проведенных СПФИ больший процент был выявлен в случае предъявления действующих фак-
Таблица 1
Статистические данные за 2014—2016 гг. сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности
Год ^ ^-""""Вид преступления 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Должностные преступления 2061 2284 1866
Общеуголовные преступления 1300 1422 1136
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
торов риска с дополнительными признаками, основанными на статистике увольнения сотрудников ОВД с руководящих должностей. Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные признаки являются более актуальными при предъявлении действующим сотрудникам, чем факторы риска для кандидатов на службу в органы внутренних дел.
С 31 сотрудником СПФИ проводилось только по действующим факторам риска: 80,6% — факторы риска не были выявлены; 19,4 — факторы риска выявлены.
У сотрудников, с которыми проводилось СПФИ по факторам риска, были выявлены такие факторы как: противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость — 33%; склонность к злоупотреблению должностными полномочиями — 67%.
У сотрудников, с которыми проводилось СПФИ по факторам риска с дополнительными признаками, у 61,3% факторов риска не выявлено, 38,7% — выявлены дополнительные признаки.
В качестве дополнений к действующим факторам риска были рассмотрены наиболее часто встречающиеся поводы увольнения сотрудников органов внутренних дел с руководящих должностей:
♦ использование государственного имущества для личного обогащения (присвоение или растрата — в соответствии с рассмотренной ранее статистикой увольнения сотрудников органов внутренних дел);
♦ посреднические услуги с получением личной выгоды;
♦ дача взятки должностному лицу.
У 33% сотрудников был выявлен такой признак, как присвоение или растрата; 42% сотрудников признались, что оказывали посреднические услуги; у 25% сотрудников был выявлен факт дачи взятки.
Таким образом, можно сказать о том, что факторы риска, прописанные в постановлении Правительства № 1259 не актуальны по отношению к действующим сотрудникам органов внутренних дел. Опираясь на статистику увольнения сотрудников с руководящих должностей, было выявлено что 69% преступлений, совершаемых ими, — это должностные преступления и лишь 31% — общеуголовные. Из факторов риска, прописанных в постановлении, только один фактор, который отвечает данным потребностям; остальные факторы отражают общеуголовные преступления, актуальные для граждан, поступающих на
службу в органы внутренних дел. Так же хотелось бы отметить, что, изучая литературу по данному вопросу, был сделан вывод о том, что для удобства и качества работы полиграфолога просто необходима разработка факторов риска, которые будут актуальны для действующих сотрудников системы МВД.
Литература
1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от 1 марта 2011 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6536.
2. Варламов В.А. Детектор лжи; 2 изд. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2004.
3. ДеулинД.В., БогаевскийВ.А., Печенкова Е.А. Предтестовая беседа и порядок установки специальных датчиков в рамках психофизиологических исследований с использованием полиграфа в условиях скрининга // Белый ветер. М., 2016.
4. Галанин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
5. Саккулина Л.Л., Ольшевская А.В. Профессиональная подготовка кадров для органов внутренних дел: Учеб. пособие. М., 2014.
References
1. The decree of the President of the Russian Federation from December 24, 2009 № 1468 (as amended on March 1, 2011) «About measures on perfection of activity of bodies of internal Affairs of the Russian Federation» // SZ RF. 2009. No. 52 (part 1). St. 6536.
2. Varlamov V.A. lie Detector; 2nd ed. Moscow: PER SE-Press, 2004.
3. Deulin D. V., Bogaevsky V.A., PechenkovE.A. Pretest conversation and the order of installation of special sensors in the framework of the psychophysiological research using the polygraph in screening conditions // White wind. Moscow, 2016.
4. Galanin O.A. Organization of work with the reserve for appointment to the posts of the top management of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the light of the requirements of the administrative reform: Diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2010.
5. SakulinaL.L., Olshevskaya A.V. Professional Training for Internal Affairs: Textbook. allowance. M., 2014.