Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРЕСС-РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРЕСС-РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стресс-реакция / стресс / психофизиология / тревожность / стрессор / макрострессор / микрострессор / стрессовая ось / лимбическая система.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вайдерман Б.О.

В данной статье рассматривается психофизиологический подход в рамках рассмотрения протекания стрессовой реакции у студентов первого курса. Проводится эмпирическое исследование, направленное на выявление личностной и ситуативной тревожности в условиях адаптации к новому жизненному этапу, поступлению в университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРЕСС-РЕАКЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТРЕСС-РЕАКЦИИ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Вайдерман Б.О., Москва (Россия), Российский университет дружбы народов, 1032190678@pfur.ru

DOI:

В данной статье рассматривается психофизиологический подход в рамках рассмотрения протекания стрессовой реакции у студентов первого курса. Проводится эмпирическое исследование, направленное на выявление личностной и ситуативной тревожности в условиях адаптации к новому жизненному этапу, поступлению в университет.

Ключевые слова: Стресс-реакция, стресс, психофизиология, тревожность, стрессор, макрострессор, микрострессор, стрессовая ось, лимбическая система.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF THE STRESS REACTION

OF FIRST-YEAR STUDENTS

Vayderman B.O., Moscow (Russia), Peoples' Friendship University of Russia, (RUDN University), 1032190678@pfur.ru

This article considers a psychophysiological approach in terms of considering the course of a stress reaction of first-year students. An empirical research is dedicated to identifying personal and situational anxiety in the conditions of adaptation to a new stage of life, admission to university.

Keywords: Stress reaction, stress, psychophysiology, anxiety, stressor, macrostressor, microstressor, stress axis, limbic system.

Ежегодно в университеты всего мира поступают миллионы первокурсников. Период, когда человек переходит из школы в ВУЗ имеет огромное множество характеристик. Рассматривая данное событие в жизни каждого человека с точки зрения психологии, данная работа рассматривает протекание стрессовой реакции, исследует уровень тревожности по нескольким шкалам, изучает основные причины проявления стресса у первокурсников.

В условиях описания того или иного подхода к определению протекания стрессовой реакции важно сделать отсылку к возрастной психологии, которая способствует изучению того или иного процесса в определенном возрастном жизненном периоде.

Существует множество периодизаций, описывающих особенности юношества. В концепции Л.И. Божович совместно с Д.Б. Элькониным этап, когда человек поступает в университет характеризуется следующими особенностями. В первую очередь, авторы упоминают профессионально учебную деятельность, которая, в свою очередь, в данном возрастном периоде становится ведущей. Этап юношества характеризуется рамками в 14-18 лет. Именно к концу данного периода человеку предстоит совершить важные шаги, самоопределиться, наметить планы на будущее. Поступление в университет - важная составляющая на этом этапе, отрезок жизни, когда люди сталкиваются со многими стрессорами [1].

В качестве цели данной работы можно выявить несколько аспектов. В первую очередь, необходимо провести теоретический обзор проблемы протекания стрессовой реакции с точки зрения психофизиологического подхода. Важно учитывать не только физиологические

330

особенности совместно с психическими проявлениями, но также и возрастной аспект. Во-вторых, важной целью работы является проведение эмпирического исследования, которое направлено на выявление тревожности ситуативной и личностной. Необходимо выявить основные кластеры, от которых зависит тревожность первокурсников в одном из важнейших жизненных этапов.

В мировой научной литературе существует большое количество подходов к определению стресса и стрессовой реакции. Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907-1982), который является автором первых результатов исследования по наблюдению за больными людьми, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышение артериального давления, утрата мотивации достижения.

Ганс Селье обозначил увиденные синдромы, как «синдром просто болезни», показав, что у многих людей наблюдается однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников, увеличение размеров, кровоизлияние, истощение лимфоидной ткани, тимуса, лимфатических узлов и изъязвление желудка. Ганс ввел понятие «стресс» для описания неспецифических изменений внутри организма. Как писал автор, стресс - неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция означает, что независимо от характера воздействия развивается реакция организма по одному механизму [2].

Стресс сформировался как элемент механизма приспособления в процессе эволюции. Воздействие любого значимого фактора активируют программу человека, состоящую из двух основных аспектов. Первый из них - это мобилизация физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору, к примеру голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха и так далее. Второй же фактор характеризовался активацией стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.

Стрессовая реакция - обязательное звено механизма срочной адаптации организма к воздействию любого непривычного фактора. Важно отметить, что стресс предшествует развитию стадии устойчивого приспособления адаптационного процесса [2].

Если развивается сопротивляемость организма к непривычному фактору, то восстанавливается равновесие организма со средой, и стресс реакция завершается. Однако, если сопротивляемость по каким-либо причинам не формируется, то происходит конфликт между требованиями среды и возможностями организма, и состояния стресса сохраняется.

То, что воздействует на организм, можно смело называть стрессором. В классическом определении автор рассматривает стрессор в виде стимула, как внутреннего, так и внешнего, который может запустить стресс-реакцию. Важно, что сам стресс возникает при комбинации стрессора и стресс-реакции. Без них стресс не существует. Селье выделял физиологические стрессоры, связанные с физическими стимулами - жар, холод, голод. Такие стимулы воздействуют как раздражители на сенсорный и метаболический процесс. Психологические стрессоры автор разделял на информационные, которые связаны с информационными перегрузками, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений - и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы и эмоциональные, связанные с переживанием

ситуации угрозы, обиды, конфликтных ситуаций, чрезвычайно радостных событий, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека [2].

Универсальные стрессоры, такие как потеря имущества, угроза жизни - стресс реакция у большинства людей. Индивидуальные, в качестве примера, к ним можно отнести сдачу крови, выступление перед большой аудиторией - может вызывать стресс реакцию, а может не вызывать, так как может быть привычным человеку. Для стресс-реакции имеет значение сила и длительность стрессора - иногда незначительной по силе, но длительный стрессор вызывает стресс-реакцию.

Микрострессоры - повседневные сложности. События повседневной жизни, отягощающие эпизоды повседневного переживания и поведения, связанные соответствующими для данного стресса оценками и требующие непривычного приспособления. Рабочие стрессоры - излишек работы, конфликты на работе, сжатые сроки выполнениям и так далее. Так же выделялось и понятие макрострессора, которое характеризовалось определенными критическими жизненными событиями. Как правило, они ярко выделяются на фоне повседневных стрессоров.

Важно отметить наличие и важность факта энергозатратности, ведь при стресс-реакции на макрострессор требуется более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров. К примеру, поступление в университет.

Рассматривая психофизиологический подход к понимаю стресс-реакции, важно рассмотреть такие пункты, как стрессовая ось, стрессовые системы ствола головного мозга и особенности функционирования лимбической системы во время протекания стресса.

Говоря о стрессовой оси, необходимо отметить так называемые 2 гормона стресса. Конечно же, речь идет о кортизоле и об окситоцине. Функция второго заключается в возможности чувствовать себя хорошо рядом с другими людьми, позволяет искать социальные контакты, использовать игрушки как переходные объекты к состоянию одиночества. Окситоцин нужен для возможности быть в контакте с другим человеком.

Кортизол же позволяет использовать всю энергию, которая у нас есть в период стресса, отвечает за сокращение объема мышечной массы, набор жировых отложений, потливость, ухудшение пищеварения. Данный гормон заставляет повышаться эстроген, таким образом, важно понимать, что оба гормона работают сообща [3].

Что касается стрессовых систем головного мозга, то тут важно отметить состав, который заключается в том, что гормоны, такие как серотонин совместно с дофамином и норадреналином воздействуют на гипоталамус. Выделяют следующие функции данных гормонов. Норадреналин мотивирует на большую активность, отвечает за выживание. Серотонин же отвечает за снижение болевого порога, влияние на перистальтику, которое проявляется в активировании желудочных процессов, повышает возбуждение. Дофамин, в свою очередь, - это система вознаграждения, чувство удовольствия, оценка и мотивация, переключение внимания, когнитивный тонус внимания и памяти [3].

Лимбическая система позволяет эмоционально перерабатывать опыт, отвечает за интерпретацию стимулов, идущих от органов чувств вследствие чего происходит оценка негативного или положительного опыта, которого организму необходимо переработать.

Для исследования стрессовой реакции студентов первого курса была выбрана методика: шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Данный тест рассматривают в качестве таких методик, которые направлены на исследование психологического феномена тревожности. Данный опросник состоит из 20 высказываний, которые относятся к тревожности как состоянию с точки зрения реактивного аспекта и личностного. Так же включает в себя 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности.

В качестве респондентов для данного исследования были выбраны студенты первого курса Российского университета дружбы народов направлений «Психология», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» и «Телевидение». Возрастной диапазон исследуемой группы составил 18-21 год.

Анализ полученных результатов по методике «шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» подразумевает под собой обработку данных в 3 этапа. Первый этап позволяет диагностировать уровень ситуативной тревожности у респондентов, студентов первого курса. На втором этапе было необходимо проанализировать результаты по шкале личностной тревожности. В заключительном сегменте обработки полученных данных требовалось проанализировать данные по обеим шкалам, чтобы выявить общие значения для последующей интерпретации. Таким образом, в проведенном исследовании по методике «шкала ситуативной и личностной тревожности» приняли участие 70 респондентов, студентов первого курса Российского университета дружбы народов с 5 основных направлений. Были получены следующие результаты.

По шкале ситуативной тревожности, которая характеризуется как состояние субъекта в данный момент времени, которое проявляется в субъективно переживаемых эмоциях, таких как, к примеру, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке респонденты показали среднее значение по шкале Спилбергера-Ханинга: 39.6. Данное значение интерпретируется авторами методики как умеренная тревожность, входя в диапазон от 31 до 44 баллов. По шкале личностной тревожности, которая понимается авторами, как мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Количество набранных баллов по данной шкале равно 49, что говорит о достаточно высокой степени тревожности. Авторы интерпретируют данное значение как выраженную тревожность, поскольку полученный результат входит в диапазон 45 и более. Из полученных результатов можно сделать вывод, что первокурсники в достаточно высокой степени подвержены состоянию тревожности. Данное исследование проводилось в сентябре 2021 года, когда первокурсники только начали адаптироваться к новым условиям обучения, более быстрому жизненному ритму и другим изменениям.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующий вывод. Студенты первого курса в особенной степени подвержены тревожным состояниям, о чем свидетельствуют результаты, полученные по методике «шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина». У некоторых респондентов были выявлены особенно высокие баллы, что не может не свидетельствовать о не самом благоприятном протекании

адаптации на данном жизненном периоде. Первокурсники сталкиваются со многими нововведениями, поступив в университет. Ввиду этого каждая личность по-разному воспринимает и реагирует на меняющуюся вокруг обстановку. В качестве профилактики тревожных состояний студентам можно рекомендовать дыхательные методики, релаксации для снятия напряжения по Э. Джекобсону, обратить внимание на менеджмент своего времени для необходимой оптимизации сил и энергии, которую студентам важно затрачивать на выполнение учебной деятельности.

Литература

1. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования. «XVIII Международный психологический конгресс». Симпозиум 35. М., 1966.

2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

3. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма, М., 1988.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Вагизова В. М., Бишкек (Кыргызстан), студентка 4 курса Кыргызско-Российского Славянского университета, vagizovavenera9@ gmail.com

Давыдова Ю. А., Бишкек (Кыргызстан), кандидат психлогических наук, и.о. доцента кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета, yulyadavydova@yandex.ru

DOI:

Рассмотрена взаимосвязь типа темперамента и переживаний дистанционного обучения у студентов-психологов. Описываются определения дистанционного обучения, дается общая характеристика психоэмоционального состояния учащихся на дистанционной форме обучения. Проанализированы достоинства и недостатки дистанционного обучения в вузе, трудности адаптации, с которыми столкнулись студенты в современных условиях.

Ключевые слова: типы темперамента, дистанционное обучение, эмоциональная сфера, переживания, экстраверт, интроверт, ситуативная тревожность.

INTERRELATIONSHIP OF TEMPERAMENT TYPE AND CHARACTERISTICS OF DISTANCE LEARNING EXPERIENCES OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Vagizova Venera M., Bishkek (Kyrgyzstan), fourth year student of Kyrgyz-Russian Slavic University, vagizovavenera9@ gmail.com

Davydova Yulia A., Bishkek (Kyrgyzstan), PhD in Psychology, Acting Assistant Professor at Psychology Department, Kyrgyz-Russian Slavic University, yulyadavydova@yandex.ru

The relationship between type of temperament and distant learning experiences of psychology students. Describes the definition of distance learning, a general description of the psycho-emotional state of students in distance learning. Advantages and disadvantages of distance learning in university are analyzed, as well as difficulties of adaptation, which students face in modern conditions.

Keywords: temperament types, distance learning, emotional sphere, experiences, extrovert, introvert, situational anxiety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.