Научная статья на тему 'Психологические механизмы управления учебным стрессом'

Психологические механизмы управления учебным стрессом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
654
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION / EDUCATIONAL STRESS / STRESS RESISTANCE / PROCRASTINATION / PERFECTIONISM / COPING STRATEGIES / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна, Бостанова Светлана Николаевна

В статье обсуждаются проблемы влияния учебного стресса на реализацию индивидуального сценария жизни и своевременного применения адекватных способов его рационализации. Выявлены эффективные способы купирования учебного стресса в сложной ситуации обучения. Показана взаимосвязь показателей стрессоустойчивости с рациональным мышлением студентов. Предложены продуктивные копинг-стратегии поведения, включающие фокус на проблему, на варианты последствий и положительные стороны, на эмоциональное равновесие. Изучены действенные стратегии совладающего поведения: саморефлексия, дистанцирование, принятие ответственности, позитивная интерпретация ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна, Бостанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological techniques for managing educational stress

The article discusses the problems of the impact of educational stress on the implementation of the individual life scenario and the timely application of adequate ways to rationalize it. It identifies the effective ways to alleviate stress in a difficult learning situation. Furthermore, it shows the relationship of stress resistance indicators with the rational thinking of students. The article proposes productive coping strategies of behavior, including the focus on the problem, options for consequences, positive aspects and emotional balance. Effective strategies of coping behavior were studied: self-reflection, distance, taking responsibility, positive interpretation of the situation.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы управления учебным стрессом»

and socialization of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 417-421.

5. Tatarova, S.Yu. (2015), Recreational technologies offormation of a healthy lifestyle of student youth, monograph, University of Finance, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.02.2020

УДК 159.96

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ СТРЕССОМ

Асият Муссаевна Урусова, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы влияния учебного стресса на реализацию индивидуального сценария жизни и своевременного применения адекватных способов его рационализации. Выявлены эффективные способы купирования учебного стресса в сложной ситуации обучения. Показана взаимосвязь показателей стрессоустойчивости с рациональным мышлением студентов. Предложены продуктивные копинг-стратегии поведения, включающие фокус на проблему, на варианты последствий и положительные стороны, на эмоциональное равновесие. Изучены действенные стратегии совлада-ющего поведения: саморефлексия, дистанцирование, принятие ответственности, позитивная интерпретация ситуации.

Ключевые слова: самоактуализации личности, учебный стресс, стрессоустойчивость, про-крастинация, перфекционизм, копинг-стратегии, совладающее поведение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p529-533

PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES FOR MANAGING EDUCATIONAL STRESS

Asiyat Mussaevna Urusova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Nikolaevna Bostanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkess State University U. D. Aliyev, Karachaevsk

Abstract

The article discusses the problems of the impact of educational stress on the implementation of the individual life scenario and the timely application of adequate ways to rationalize it. It identifies the effective ways to alleviate stress in a difficult learning situation. Furthermore, it shows the relationship of stress resistance indicators with the rational thinking of students. The article proposes productive coping strategies of behavior, including the focus on the problem, options for consequences, positive aspects and emotional balance. Effective strategies of coping behavior were studied: self-reflection, distance, taking responsibility, positive interpretation of the situation.

Keywords: personality self-actualization, educational stress, stress resistance, procrastination, perfectionism, coping strategies, coping behavior.

Современные реалии российского социума требуют предоставления качества высшего образования различными способами: введением инновационных методов обучения, повышения эффективности технологий построения процесса обучения, дифференциации целей и прогнозируемых результатов.

Постоянно изменяющиеся требования к субъектам образовательного процесса наряду с позитивными возможностями самоактуализации личности вкупе с углублением профессиональной компетентности нередко приводят и к дезориентации, ввергая человека в стресс. С.Н. Бостанова, А.М. Урусова, С.В. Чербиева [6, 7] рассматривают следующие трудности, которые испытывают студенты магистратуры и бакалавриата в процессе учебно-профессиональной деятельности: необходимость постоянного усвоения новой

информации при лимите времени, выработка и применение профессиональных навыков на практике, ограниченной несколькими неделями, скрытые обстоятельства бытовой жизни и материальные затруднения, стрессовые состояния в период сессии. Учебный стресс всегда требует повышенного психического напряжения от студента, но проявляется индивидуально и на различных уровнях: стимулирующий (оптимальный), помогает сосредоточиться и проявить знания, умения и навыки для решения новых задач; экзаменационный, негативно проявляется в изменении показателей как психического, так и физического самочувствия.

Л.Ш. Бостанова, А.С. Богатырева, Д.Д. Акбаева [1] отмечают, что каждый из нас уникален, поскольку обладает индивидуальными личностными качествами и творческим потенциалом, поэтому необходимо обеспечить его здоровьесбережение посредством оптимизации и индивидуализации превентивной и коррекционно-развивающей работы. Успеш -ность будущего профессионала находится в прямой зависимости от реализации личного сценария жизни и своевременного применения адекватных способов и приемов рационализации учебного стресса.

Следует учитывать и факторы, влияющие на устойчивость к стрессу, связанные со стадиями обучения - курсами бакалавриата:

- первокурсники претерпевают сложный процесс социально-психологической адаптации к условиям университета;

- второкурсники и третьекурсники изучают дисциплины специализации, углубляют профессиональный интерес к научно-исследовательской деятельности;

- студенты четвертого курса развивают свою учебно-профессиональную компетентность.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть проявление к старшим курсам обучения новых социокультурных ценностей, связанных с финансовым самообеспечением, созданием семьи, профессиональной деятельностью. Но происходит и иначе - нередки ситуации социально-психологической неопределенности и отсутствие рабочих мест в желаемой сфере, которые ухудшают самочувствие старшекурсников и приводят к стрессу.

Ведущим видом деятельности в студенчестве является учебно-профессиональная, сопровождающаяся стрессовыми состояниями, связанными с кардинальными трансформациями в жизнедеятельности студентов бакалавриата и магистратуры.

Обучение в университете сопряжено с необходимостью социально-психологической адаптации не только к условиям и специфике высшего заведения, но и к особенностям коммуникации в новом микросоциуме. Стрессовые состояния в этот период вызывают следующие факторы: высокие умственные нагрузки, несоблюдение оптимального чередования учебной деятельности и отдыха, отсутствием интереса к отдельным дисциплинам, низкой успеваемостью, конфликтными ситуациями по вертикали (с преподавателями) и по горизонтали (с однокурсниками), неблагоприятными условиями жизни (шумные соседи, некомфортное освещение и температура в комнате), разочарование в профессии. Но самым травмирующим фактором возникновения и проявления учебного стресса становится сессия: высокая загруженность студентов, интенсивная когнитивная деятельность, нарушения чередования труда и отдыха, недостаточный сон вызывают нарушения процессов запоминания, негативные прогнозы результатов сессии, воспоминания о провалах на экзаменах, низкую концентрацию внимания. Все вышеперечисленные факторы прямо или косвенно влияют не только на настроение студентов, но изменяют его психоэмоциональную и физиологическую сферу. Повышенная ситуативная тревожность, недостаток сна, снижение аппетита, тремор конечностей, перепады артериального давления, напряжение мышечного корсета, учащение дыхания и другие проявления красноречиво свидетельствуют о негативном воздействии учебного стресса на физиологию организма, в частности, его нервную и сердечно-сосудистую системы. Налицо и изменение эмоционального фона: недомогание, усталость, подавленное состояние, раздражение. На поведенческом уровне ярко

проявляются прокрастинация, вытеснение и тревожность. Учебный стресс, причиной ко -торого является экзамен, имеет разные детерминанты возникновения. В одних случаях -это неуверенность студента в глубине своих знаний, которую можно разделить на реальную (пробелы в знаниях) и ложную (непредсказуемость экзамена). В других случаях возможна переоценка значимости высокой оценки, полученной на экзамене, навязанная микросоциумом. Индивидуальный диапазон негативных реакций студента, по мнению Н.П. Долгих [3], находится в большей зависимости от особенностей личностного восприятия, чем от специфики стрессора. Поэтому одна стрессовая ситуация в студенческой группе откликается в когнитивном и эмоционально-поведенческом планах каждого студента по-разному, приводя впоследствии к различной степени проявления и дифференцированным результатам. По мнению А.В. Гусева, каждую личность отличает свой уровень страха и волнения, при котором человек способен продемонстрировать высокие результаты [2]. Следовательно, для успешной сдачи сессии одному студенту надо максимально снизить уровень учебного стресса, а другому наоборот, необходимо разозлиться на себя, мобилизоваться и сдать зачет или экзамен.

Учебный стресс отражает различные сложности ситуации обучения, поэтому его необходимо своевременно купировать: придерживаться комфортного режима труда и отдыха, составить сбалансированный рацион питания, уделять время физической культуре и прогулкам на свежем воздухе, применять техники позитивного мышления и релаксации, регулировать умственную нагрузку.

Нам импонирует типология проявления учебного стресса в период сессии Ю.В. Щербатых [8]. Он разграничил стадии усиления психологического напряжения студента в процессе сдачи экзамена:

- стадия тревоги: неопределенность ситуации до экзамена вызывает излишнюю мобилизацию внутренних ресурсов;

- стадия адаптации: в период подготовки к ответу организму приходится интенсивно растрачивать энергию и жизненные ресурсы (сложный билет);

- стадия истощения: длительное воздействие стрессора приводит к сокращению ресурсов и нарушениям социально-психологической адаптации, что приводит к различным патологиям, заболеваниям и даже смерти.

Наряду с иными видами стресса учебный стресс мы рассматриваем как реакцию организма в пределах нормы, связанную с жизнедеятельностью каждого студента, являющуюся составным элементом его образа жизни. Частота возникновения, длительность и глубина проявления стрессового состояния находятся в зависимости от индивидуально-личностных характеристик самого студента.

Социально-психологический климат внутри студенческой группы также может рассматриваться в качестве стрессора. Мы согласны с Г.Н. Котовой [4], отмечающей возросшую в последние годы значимость таких факторов как финансовое обеспечение учебно-профессиональной деятельности студентов, благополучие (психологический и социальный аспекты) и перфекционизм. Действительно, различные установки перфекционистской направленности способствуют учащению и проявлению более глубокой интенсивности стрессовых ситуаций, а дезадаптивные стратегии поведения в ряде случаев затрудняют трансформацию стресса.

Эмоциональная составляющая стресса изучается нами как феномен осознанного восприятия действительности, балансирующей между социальными требованиями к личности, и механизмами выработки соответствия требованиям. Стрессовые события можно разграничить, выделив макрострессоры и микрострессоры. К первой группе относятся кризисные события, ведущие к изменениям в жизнедеятельности личности, а ко второй -перегрузки, испытываемые студентом ежедневно. Часто повседневные стрессы влияют на психофизическое здоровье студента более негативно, чем однократный интенсивный стресс. Как правило, стресс у студентов проявляется как нейрогормональная реакция на

множество проблем и нескончаемую борьбу со сложностями повседневной жизни. Перенапряжение внутренних ресурсов личности студента приводит к социально-психологической дезадаптации вкупе с нарушениями психосоматического характера, что проявляется в частоте заболеваний стрессовой этиологии.

Эмоциональное неблагополучие в учебных группах различается в соответствии с уровнем перфекционизма у студентов: высокая степень перфекционизма ведет к высоким показателям депрессивных состояний, тревожности и ежедневного стресса. Высокие стандарты учебно-профессиональной деятельности и чрезмерный самоконтроль приводят к постоянному напряжению, что влечет за собой повышенную ситуативную тревожность и стрессовое состояние стресса.

Индивидуальная чувствительность к стрессу, именуемая в научном мире стрессо-устойчивостью, представляет собой комплекс индивидуальных качеств, которые способствуют совладанию со стрессовой ситуацией. Т.Ю. Синченко, М.И. Черникова [5] доказывают, что высокие показатели стрессоустойчивости демонстрируют студенты с рациональным мышлением, не усложняющие стрессовую составляющую событий, способные объективно оценить ситуацию. Рациональные копинг-стратегии поведения включают не только эффективные усилия личности по выходу из стресса, но и способность изменить сам стрессор (фокус на проблему), оценочный анализ (фокус на варианты последствий и положительные стороны), а также самоконтроль (фокус на эмоциональное равновесие). Диапазон стратегий совладающего поведения довольно широк: саморефлексия, дистанцирование, принятие ответственности, социально-психологическая поддержка, избегание, план решения проблемы и следование ему, позитивная интерпретация ситуации. Социально направленное совладающее поведение помогает студенту действовать в стрессовой ситуации осознанно, в соответствии с личностными качествами и адекватной интерпретацией обстоятельств. Задачи психологической службы университета в плане сохранения психофизического здоровья студентов:

1. Последовательное содействие формированию здорового образа жизни: проведение мастер-классов, круглых столов, дискуссий.

2. Создание благоприятных условий для успешной коммуникативной деятельности: техники восприятия информации, социально-психологические тренинги, творческая атмосфера учебно-профессиональной деятельности.

3. Применение психолого-педагогических стратегий и социальных навыков поведения, сдерживающих невротическое развитие кризисных ситуаций: психологическое сопровождение преодоления субъективных личностных проблем, психологическая поддержка на разных этапах обучения, выработка ответственности за поведение и поступки, техники отстаивания границ личного пространства, решение конфликтов на стадии инцидента. Реализация превентивных и коррекционно-развивающих стратегий и техник совла-дания с учебным стрессом должны отличаться индивидуализацией и быть адресными. Студенты применяют свои копинг-стратегии в сложных ситуациях, но вместе с тем существуют общие методы снижения негативного влияния учебного стресса: ранжировать приоритеты в своей учебно-профессиональной деятельности, наладить открытые отношения с преподавателями и однокурсниками, разработать оптимальный режим чередования труда и отдыха, научиться контролировать ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бостанова, Л.Ш. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств / Л.Ш. Бостанова, А.С. Богатырева, Д. Д. Акбаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 494-499.

2. Гусев, А.В. Проявление стресса и личностных характеристик у студентов / А.В. Гусев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - С. 262-264.

3. Долгих, Н.П. Особенности структуры личностных ресурсов студентов с разным уровнем стресса / Н.П. Долгих // Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 249-253.

4. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-4. - С. 728-731.

5. Синченко, Т.Ю. Стиль мышления как фактор совладающего со стрессом поведения у студентов вуза / Т.Ю. Синченко, М.И. Черникова // Психология обучения. - 2019. - № 1. - С. 56-64.

6. Урусова, А.М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-2. - С. 315-318.

7. Чербиева, С.В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Черби-ева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 446-448.

8. Щербатых, Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы / Ю.В. Щербатых // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

REFERENCES

1. Bostanova, L.Sh., Bogatyreva, A.S. and Akbaev, D.D. (2019), "Psychological features of posttraumatic stress disorders", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, Vol.177, pp. 494-499.

2. Gusev, A.V. (2014), "The manifestation of stress and personality characteristics in students", World of science, culture, education, No. 1 (44), pp. 262-264.

3. Dolgikh, N.P. (2018), "Features of the structure of personal resources of students with different levels of stress", Problems of Higher Education, No. 1, pp. 249-253.

4. Kotova, G.N. (2014), "Social and hygienic monitoring of the influence of stress factors on the prevalence of educational stress in the youth environment", Fundamental research, No. 7-4, pp. 728-731.

5. Sinchenko, T.Yu. and Chernikova, M.I. (2019), "Style of thinking as a factor coping with stress behavior in university students", Psychology of Education, No. 1, pp. 56-64.

6. Urusova, A.M. (2018), "Psychological support for the development of a student psychologist as a subject of professionalization", Problems of modern pedagogical education, No. 61-2, pp. 315-318.

7. Cherbieva, S.V. and Bostanova, S.N. (2019), "An empirical study of educational stress in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 446-448.

8. Shcherbatykh, Yu.V. (2002), "Connection of personality characteristics of medical students with the activity of the autonomic nervous system", Psychological journal, No. 1, pp. 118-122.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.02.2020

УДК 159.923.35

ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ СВОЮ

КАРЬЕРУ В СПОРТЕ

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Сослан Асланович Джалилов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета

юстиции

Аннотация

Проблема ценностных ориентаций спортсменов на заключительном этапе спортивной карьеры практически не изучена, тогда как в этот сложный период жизни они должны «переориентироваться» на другие жизненные приоритеты. Были изучены терминальные ценности профессиональных спортсменов, отражающие их жизненные цели и приоритеты. Для этого использовалась методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича. Испытуемые оценивали значимости 18 ценностей и возможность их реализации в данный момент времени. В исследовании приняли участие 428 профессиональных спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее значимыми жизненными целями для спортсменов, завершающих свою карьеру, являются «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «продуктивная жизнь», «общественное признание» и «уверенность в себе». Оценка возможности реализации большинства целей является достаточно низкой. К числу наиболее дефицитарных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.