Психологические науки
УДК 159.9
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ11
Д.Ш. Астанов, Бухарский государственный университет (Бухара,
Узбекистан).
Аннотация. Анализируются различные подходы к определению составляющих управленческой деятельности. Обосновывается влияние психофизиологических и организационных характеристик на эффективность работы руководителя. Предлагается авторская модель эффективного менеджера.
Ключевые слова: управление, психология управления, менеджер, модель, эффективность, детерминанты, работоспособность, корпоративная культура, лидерство, принятие решения.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL DETERMINANTS OF EFFECTIVE MANAGEMENT
ACTIVITY
D.S. Astanov, Bukhara state University (Bukhara, Uzbekistan).
Abstract. Different approaches to the definition of the components of management activity are analyzed. The author considers
11 Статью представил М.М. Бафаев (Бухара, Узбекистан). Рецензент: кандидат психологических наук Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия).
the influence of individual and psychological characteristics of manager on the efficiency of the his performance. The author presents a model of effective manager.
Keywords: management, management psychology, manager, model, efficiency, determinants, performance, corporate culture, leadership, decision-making.
Исследование психологических основ управленческой деятельности является актуальным для различных сфер современной человеческой жизнедеятельности [1; 3; 6]. Однако единого мнения о детерминантах эффективной управленческой деятельности до сих пор нет.
В предыдущей статье рассматривались индивидуально-психологические характеристики, обусловливающие эффективность в работе менеджера. Далее будут рассмотрены психофизиологические и организационные детерминанты данной деятельности и предложена модель эффективного менеджера.
К индивидуально-психологическим характеристикам эффективного менеджера следует добавить систему сложившихся (актуальных) и перспективных (потенциальных) самоидентификаций, которая ни в одной из работ по этой теме не встречается. Это дополнение является следствием сложившейся в России социально нестабильной ситуации, характеризующейся неопределенностью, непредсказуемостью изменений, ослаблением доверия между людьми. И современным менеджерам, как и остальным гражданам, приходиться приспосабливаться к этим изменениям, определять свое место, свои позиции в системе человеческих и производственных отношений. И как результат этого встает вопрос идентичности. В контексте построения модели эффективного менеджера следует анализировать именно социальную самоидентичность (самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе), или образ социального Я [6; 8].
Остановимся теперь на кратком обосновании выбора показателя работоспособности в качестве психофизиологической детерминанты эффективности управленческой деятельности. Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма человека, его изменений и в конечном итоге служит главным «индикатором» общего уровня профессионального здоровья работника. Следует
подчеркнуть, что анализ полученных результатов в ходе данного эмпирического исследования работоспособности будет базироваться в основном на теоретических взглядах Н.И. Наенко, работающей в рамках деятельностного подхода. В центре ее теории находится понятие «психическая напряженность» - это интегральное психическое образование, возникающее при выполнении деятельности в сложных или значимых для человека условиях с целью ориентации в них. Основными факторами, вызывающими психическую напряженность в трудовой деятельности, являются перегруженность работой (качественная и количественная), организационные перемены, а точнее их субъективное восприятие. Психическая напряженность возникает при выполнении деятельности и существенно влияет на ее продуктивность и эффективность, а характер этого влияния определяется особенностями ситуации и личности [7]. Следовательно, условием успешного выполнения управленческой деятельности является оптимальное функциональное состояние менеджера, зависящее, в частности, от внешних оргусловий. Таким образом, следует сделать вывод о том, что работоспособность является ведущей психофизиологической характеристикой субъекта деятельности (в частности, менеджера), которая, с одной стороны, подвержена влиянию индивидуальных характеристик человека и внешних условий, а с другой стороны, являясь обобщенной психофизиологической характеристикой менеджера, детерминирует продуктивность и качество его деятельности, и, как следствие, обуславливает ее общую эффективность. Это положение приобретает наибольшую актуальность в современных рыночных условиях, характеризующихся стрессогенностью, динамичностью, повышением интенсивности трудовой деятельности.
Подытоживая, можно сказать, что для успешного развития организации в современных российских условиях нужны менеджеры, которые свободно принимают решения и берут на себя ответственность, проявляют качества лидера, включая природный талант к мотивации и убеждению своего окружения, и обладают способностью справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно. Такие менеджеры лучше приспособлены к работе с «командой», более производительны, обладают высокой работоспособностью, ориентированы на результат, приносят больше пользы организации. Здесь
необходимо подчеркнуть, что такая характеристика индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей менеджмента свойственна для организаций с деловой культурой, функционирующих в ситуации рыночной конкуренции, поскольку в иных условиях востребованными могут быть другие качества управленца.
Переходя, таким образом, к анализу второй группы детерминант (организационные характеристики предприятия), оказывающих решающее влияние на эффективность менеджера целесообразно остановиться на таких организационных характеристиках предприятия, как корпоративная культура, принятая модель организационного поведения и система методов корпоративного обучения.
Корпоративная культура предприятия является мощным методом управления, системно влияющим на поведение персонала [1; 4]. Соответствие ценностям организации - судьба (реже - личный выбор) сотрудника. Пропаганда адекватных ценностей внутри коллектива - задача и обязанность руководителя компании, ведь именно он, в основном, задает корпоративную культуру организации. Основной задачей менеджера, желающего сознательно формировать и практически использовать корпоративную культуру, - четкая формулировка основных ценностей компании и понимание ее места в окружающей среде. Именно поэтому корпоративная культура является важнейшим фактором, влияющим как на позиционирование организации во внешней среде, так и на модели поведения ее сотрудников и, в частности, детерминирующая те характеристики, личностные особенности менеджера, которые позволяют его управленческой деятельности быть эффективной. В отличие от других факторов, корпоративная культура есть всегда. И действует этот фактор часто скрыто, а влияет сильно. Поэтому менеджеру важно понять, в контексте какой корпоративной культуры он действует, проводить анализ ситуации, принимать решения, чтобы по необходимости пересмотреть свою стратегию.
Что касается такой характеристики предприятия, как принятая модель организационного поведения, то в общем виде она отражает поведение работников, вовлеченных в определенные производственные процессы, которые, с одной стороны, направляются усилиями руководителей всех звеньев управления, а с другой - реализуются в поведении участников этого
процесса [2]. Следовательно, организационное поведение проявляется в определенной социокультурной среде фирмы. Эта среда объективно задает те или иные способы поведения руководителей и подчиненных им сотрудников, которое может быть позитивным (эффективным), направленным на развитие организации, и негативным, разрушающим ее [9]. Третьей составляющей организационной детерминанты эффективности деятельности менеджера является система методов корпоративного обучения. Это объясняется, прежде всего, тем, что важнейшей составляющей образа менеджера является его квалификационные показатели, профессиональные знания, умения и навыки, которые непосредственно воплощаются при выполнении основных управленческих функций. Знания и накопленный корпоративный опыт - важные ресурсы, которые увеличивают «стоимость» компании в целом. С другой стороны, те методы корпоративного обучения, которые применяет конкретная компания, безусловно, оказывают влияние и на особенности кадровой политики, на общий профессионализм и на уровень эффективности деятельности сотрудников, что особо важно для менеджмента компании.
Таким образом, в качестве основных детерминант, оказывающих решающее влияние на оценку эффективности субъекта управленческой деятельности являются три группы показателей, имеющих структурное строение, и взаимосвязь между собой:
1. Группа индивидуально-психологических детерминант, которая включает в себя:
• Лидерство как личностное качество;
• Система социальных самоидентификаций;
• Характеристики процесса принятия решения: открытость и ответственность.
2. Группа психофизиологических детерминант:
• Работоспособность как одна из ведущих психофизиологических характеристик менеджера.
3. Группа организационных детерминант, имеющая в своем составе:
• Корпоративная культура как системный метод управления;
• Принятая модель организационного поведения как система работы с персоналом;
• Система методов корпоративного обучения.
Следует подчеркнуть, что выделенные группы параметров оказывают решающее влияние не только на общую эффективность управленческой деятельности, но и друг на друга: характеристики организации детерминируют востребованность тех или иных индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей менеджеров, с другой стороны, указанные особенности: менеджеров формируют определенную организационную среду предприятия.
Литература:
1. Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика // Expert Systems. 2013. Т. 30. №. 4. С. 294-305.
2. Бушуев С.Д., Харитонов Д.А. Ценностный подход в управлении развитием сложных систем // УправлЫня розвитком складних систем. 2010. №1. С. 32-41.
3. Гиззатулина Р.Р. Управление ресурсным потенциалом Тюменской области // Наука. Мысль. 2015. №8. С. 48-52.
4. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. М., 2002. 348 с.
5. Костригин А.А. Образ дошкольника-выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 4. С. 87-97.
6. Костригин А.А. Ценности заведующих как психологическая основа управления дошкольным образовательным учреждением // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 (38). С. 117-123.
7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. 435 с.
8. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 298 с.
9. Хусяинов Т.М. Негативное влияние занятости в сети интернет на семейные отношения // Социокультурные корни насилия в современном обществе: Материалы международной конференции. Под общей редакцией З.Х. Саралиевой. 2013. С. 483-485.
References:
1. Bazarov T.Ju. Psihologija upravlenija personalom. Teorija i praktika // Expert Systems. 2013. T. 30. №. 4. S. 294-305.
2. Bushuev S.D., Haritonov D.A. Cennostnyj podhod v upravlenii razvitiem slozhnyh sistem // Upravlinnja rozvitkom skladnih sistem. 2010. №1. S. 32-41.
3. Gizzatulina R.R. Upravlenie resursnym potencialom Tjumenskoj oblasti // Nauka. Mysl'. 2015. №8. S. 48-52.
4. Daft R. Organizacii. Uchebnik dlja psihologov i jekonomistov. M., 2002.
348 s.
5. Kostrigin A.A. Obraz doshkol'nika-vypusknika kak cennostnaja osnova upravlenija doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. № 4. S. 87-97.
6. Kostrigin A.A. Cennosti zavedujushhih kak psihologicheskaja osnova upravlenija doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem // Psihologija, sociologija i pedagogika. 2014. № 11 (38). S. 117-123.
7. Naenko N.I. Psihicheskaja naprjazhennost'. M.: MGU, 1976. 435 s.
8. Pochebut L. G., Chiker V. A. Organizacionnaja social'naja psihologija. SPb.: Izd-vo «Rech'», 2002. 298 s.
9. Husjainov T.M. Negativnoe vlijanie zanjatosti v seti internet na semejnye otnoshenija // Sociokul'turnye korni nasilija v sovremennom obshhestve: Materialy mezhdunarodnoj konferencii. Pod obshhej redakciej Z.H. Saralievoj. 2013. S. 483-485.
— • —
Сведения об авторе:
P Джасур Шапирджанович Астанов, преподаватель кафедры психологии, Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан).